Картотека подвижных игр с примерами

Картотека подвижных игр от рождения до школы в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) должна формироваться так, чтобы игровые элементы развивали подвижность, включали элементы соревнования, развивали психофизические качества. Дети становятся сильнее, выносливее, проявляют ловкость. Подвижные игры развивают координацию, формируют навыки ориентации в пространстве, учат принимать решения и оценивать результаты. Детский сад – это стартовая площадка, где малыши получают первые представления о спортивных играх. Будущему школьнику в игровой форме прививается любовь к спорту.

Подвижные игры

Классификация подвижных игр

Все игры можно классифицировать в зависимости от степени подвижности:

  • высокая степень подвижности – участвует много детей, в основном используется бег и прыжки;
  • средняя степень подвижности – командные соревнования, очередность выполнения заданий, более спокойные перемещения в процессе игры;
  • малая степень подвижности – двигательная активность характеризуется низкой интенсивностью, дети перемещаются в спокойном темпе.

Подвижные игры для детей в зависимости от вида спортивных упражнений включают следующие элементы:

  • бег и быстрый шаг;
  • ползание;
  • прыжки;
  • ориентирование в пространстве;
  • игры с мячом;
  • музыкальные игры.

Игровая картотека может быть построена в зависимости от указанных классификаций с учетом возраста. В начальной школе на занятиях физического воспитания и на внеклассных мероприятиях игровые элементы применяются весьма успешно.

Подвижные игры

Игры для детей младшего возраста

В этом возрасте малыши проявляют к таким играм особый интерес. Их привлекают сюжеты, возможность проявлять эмоции и выполнять задания.

С учетом возрастного восприятия формируется картотека подвижных игр, картинки с изображением сюжета, показанные малышам, подсказывают последовательность действий.

По тропинке

Играть можно в зале или на открытой площадке на свежем воздухе.

Цель – развитие пространственной ориентации.

Содержание: протянуть по полу веревки или начертить параллельные линии на расстоянии примерно 20-30 см. Длина от 3 до 5 м.

Что еще почитать  Цель, описание, правила подвижной игры "Найди себе пару"

Участников приглашают на прогулку по тропинке. Ставится задача: не коснуться линий, не задеть того, кто впереди или сзади.

Пузырь

Играют на свежем воздухе или в зале.
Цель – командные навыки, развитие внимания, пространственная ориентация.
Содержание: дети выстраиваются в круг и берутся за руки.
Слова: пузырь надувается, становится больше и больше.
Дети отступают назад, расширяя круг.
Текст ведущего: Пузырь сдувается. Дети издают звук Ш-Ш-Ш и бегут по кругу.
Новая команда: Пузырь лопнул. Дети хлопают в ладоши над головой и приседают.
Текст: Пузырь надувается вновь, в небо лететь готов. Дети встают, держась за руки и сбегаются в маленький кружок.

игры-для-малышей

Автомобиль и птички

Играть можно в группе и на улице.

Цель – выполнение действий по команде, бег, прыжки.

Содержание: Отметить флажками границы площадки. Расставить два ряда скамеек на противоположных сторонах. Детей делят на два звена – птичек и автомобиль. «Птички» садятся на скамейку. Вторая команда – автомобиль с прицепом, строится в цепочку и выезжает на игровое поле, прокладывает маршрут и уезжает в гараж. Ведущий говорит, что автомобиль уехал, птички вылетают (выбегают) на прогулку. Автомобиль снова выезжает, птички пугаются и улетают в гнездо.

За границы площадки выбегать нельзя.

Для птичек можно нарисовать мелом кружки-гнезда.

Зайка-попрыгайка

Цель – бег, умение выполнять команды со слов, прыжки.

Содержание: все детки – зайки, собираются в одном месте. По команде: «Зайки бегите в кружок!», они собираются в круг, вместе с ведущим повторяют слова и сопровождают их действиями:

  • Зайка на полянке сидит, ушками белыми шевелит.
  • Стало зябко сидеть, надо лапки погреть (хлопают в ладоши).
  • Стало зябко стоять, зайка должен поскакать (малыши прыгают).
  • Чтобы стало потеплее, зайки прыгают дружнее (берутся за руки парами и прыгают).
  • А сейчас на левой ножке все попрыгают немножко! (прыжки на левой ножке).
  • Ножки быстро поменяли и еще раз поскакали (прыжки на правой ножке).
  • Зайки ушки на макушку, не лиса ли у опушки? (руки к ушкам – послушали лису).
  • Воспитатель: «Ой, лиса бежит сюда!» Зайки бегут из круга в домики.
Что еще почитать  Веселые спортивные мероприятия для детей младшего школьного возраста

Игры для детей среднего возраста

Ребенок в этом возрасте становится взрослее. Ему доступны более сложные движения.

подвижные-игры-в-средней-группе

Самолеты

Задача: развитие пространственной ориентировки, бег, построение.

Содержание: Детей построить в колонны. Интересно, если на занятиях воспитанники нарисуют изображения самолетов 3-4 цветов. Каждая колонна будет держать карточку своего цвета.

По сигналу «В полет» колонна летит. Затем дается команда «свободный полет». Надо разбежаться из колонны и летать самостоятельно.

Затем раздается команда «Колонна на посадку». Все снова должны построиться в свою линию.

Цветные автомобили

Задача: внимание, действие по цветовому сигналу, бег.

Содержание: Для данной игры потребуется цветовое оформление. Каждому участнику выдается сигнальная карта-флажок с изображением автомобиля на фоне нескольких цветов, например, желтый, зеленый и красный.

Воспитатель показывает сигнальный флажок первого цвета. Дети с указанным цветовым фоном выбегают в круг и «ездят». Воспитатель убирает сигнальную карту, владельцы карточки с таким цветом убегают в гараж.

В перерыве рассматривают фотографии автомобилей на сигнальных картах и называют их.

Найди свою пару

Задача: движение по команде, умение перестраиваться, бег, сообразительность.

Содержание: Каждому участнику прикрепить рисунок на груди. Рисунки парные. Дети строятся в линию и по команде разбегаются, прыгают и бегают.

Ведущий произносит: «Никто не зевает, пару выбирает!». Дети должны быстро найти свою пару в соответствии с рисунком.

Можно организовать вместо бега прыжки через «ручеек» или по квадратикам.

Птицы и буря

Задача: реакция на слова, гимнастическая лесенка. Занятия проводят в спортивном зале.

Содержание: Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий произносит: «Погода хороша и птицам надо полетать». Малыши летают-бегают.

Затем воспитатель говорит, что погода ухудшатся, буря приближается. Детки бегут к гимнастическим лесенкам и забираются на них.

После бури снова все бегут летать.

Старшая группа

В этом возрасте ребенок очень подвижный. В начале старшей группы детям 4-5 лет. Они очень активны и любознательны.

игры-в-старшей-группе

Ловишки

Задача: научиться бегать в рассыпную, проявлять ловкость и смекалку.

Содержание: Детей строят в круг. Каждый получает цветную ленточку, которая некрепко прикрепляется к поясу. Ловишку выбирают заранее. Он становится в середину круга. По команде воспитателя: «Один, два, три, не зевай, лови!», воспитанники разбегаются по территории. Ловишка должен ухватить как можно больше ленточек. После команды «В круг», собираются только те, кто сумел сохранить ленту.

Что еще почитать  Веселая «Мышеловка» для самых маленьких

Те, кто без ленты, поздравляют победителей.

Бег в парах

Задача: детей построить в колонну парами с одной стороны площадки. С другой стороны, поставить объемные предметы (подойдут большие кегли или стулья). По команде первые пары берутся за руки, бегут до предмета. Нужно оббежать препятствие и возвратиться в строй, передав эстафету следующей паре. Побеждает то звено, чьи пары быстрее пробежали и ни разу не разомкнули руки.

Можно организовать бег змейкой.

Подготовительные группы

Дети в таких группах – дошкольники. Двигательные функции у них уже довольно развиты. Дети умеют действовать в командах, стараются соперничать. У них развито стремление побеждать.

подвижные-игры-в-подготовительной-группе

Перемени предмет

Задача: уметь действовать, работать в группе, проявлять ловкость, смекалку.

Содержание: на одной стороне игрового поля за линией создаются 4-5 колонн. Напротив каждой очерчивают круги диаметром 70-80см. В круги кладутся разные предметы.

Участникам выдаются вразброс такие же предметы. Они подбегают по очереди к кругам и ищут, куда кинуть свой предмет. Затем, когда все в звене остаются без предметов, надо снова их собрать. Побеждает то звено, которое собрало предметы первым.

Заключение

Дети с рождения любят двигаться. Это необходимо им для полноценного развития. В ДОУ подвижным играм отводится много внимания. Двигательные занятия – это прекрасная подготовка к школе. Психофизическое развитие в игровой форме показывает очень хорошие результаты. Дети быстро усваивают правила новой игры, если им показывать картинки. Подвижные игры в детском саду, продемонстрированные на схемах, позволяют воспитанникам легко запомнить правила игры.

В 7-9 лет, когда дети становятся младшими школьниками, игровые элементы целесообразно использовать в процессе физического развития детей, на переменах. Чтобы школьники усвоили правила спортивных игр, можно демонстрировать игровые этапы и последовательность действий в форме презентаций или показывать фото.

Картотека подвижных игр от рождения до школы разнообразна, и каждый педагог может подобрать свой вариант для определенной группы детей в достижении поставленной цели.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: