Что делать, если у вашего ребёнка имеется синдром недостатка внимания?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является распространенным диагнозом среди дошкольников и младших школьников. Примерно 20% детей имеют этот диагноз в своей медицинской истории. Этот синдром может проявляться как повышенной активностью и непоседливостью, отказом соблюдать правила и инструкции, так и через чрезмерную отрешенность, задумчивость и забывчивость. У детей индиго, СДВГ обнаруживается почти всегда. Что такое этот синдром и как помочь ребенку справиться с его проявлениями?
Признаки
У детей с синдромом рассеянного внимания возникают сложности с длительной концентрацией на одной задаче.
Это расстройство внимания, которое часто сопровождается гиперактивностью, не является психическим, а скорее неврологическим и поведенческим.
Обычно оно объясняется биологической и соматической незрелостью головного мозга ребенка на момент начала активного обучения, чаще всего в первом классе. Однако первые признаки синдрома рассеянного внимания могут проявиться уже в младенчестве.
Иногда это расстройство может появляться у годовалых детей во время активного развития двигательных функций, а также у детей 3-4 лет, когда развивается речевая функция. Без необходимого лечения и коррекции синдром рассеянного внимания может наблюдаться у подростков и взрослых.
Многие родители имеют тенденцию считать, что излишняя активность их малыша – лишь результат его возрастных особенностей. Точно так же, как и отсутствие желания соблюдать запреты, и некоторая рассеянность, и фантазерство. В большинстве случаев, это именно так. Все эти признаки – свидетельство нормального развития ребенка.
Они энергичны и живенькие
Как определить здоровую детскую энергичность и живость от СДВГ?
- Ребёнок всегда двигается. Даже когда обстановка не способствует этому.
- Он несидячий. Не предпочитает тихие, спокойные игры и занятия.
- Очень разговорчив. Даже проявляет ненужную болтливость. У него нет терпения дослушать говорящего до конца, поэтому часто перебивает собеседников.
- Импульсивен. Не может соблюдать очереди в ситуациях, где это необходимо (игры, раздевалка, столовая и т.д.), проявляет нетерпение, пытается привлечь к себе внимание.
- Чувствителен к разочарованиям. Очень нервничает при неудачах и поражениях.
- Неприслушивается. Испытывает трудности с концентрацией – не может сосредоточиться на деталях.
- Сосредоточиться на выполнении задания ему довольно сложно, и после отвлечения требуется значительное время, чтобы вернуться к нему. Всячески избегает заданий, требующих собранности и концентрации.
- Информацию, полученную на слух, он воспринимает с трудом.
- Не признает инструкции и правила. Выполняет их неохотно и недобросовестно.
- Забывчив и неорганизован. Часто теряет свои вещи и забывает поручения.
- Имеет трудности с чтением и пониманием прочитанного текста (дислексия и алексия). “Теряет” буквы и строки.
- Не слышит и не замечает обращенных к нему слов. Отвлекается во время занятий и не может пересказать происходящее.
- Выполнение заданий в определенной последовательности вызывает у него затруднения.
- Может писать буквы и цифры зеркально отраженными.
- У детей, страдающих от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), часто наблюдаются различные страхи и фобии, депрессии, нарушения сна и проблемы с восприятием объемных пространств. Кроме того, они могут быть левшами или одинаково владеют и левой, и правой рукой.
Если вы заметили у вашего ребенка как минимум шесть из перечисленных признаков, рекомендуется обратиться за консультацией к специалистам – детскому психологу и невропатологу.
Причины возникновения
Внутренний мир этих детей очень богат, их интеллект развит несоизмеримо с их возрастом. Они известны как дети индиго
Среди факторов, которые чаще всего называются причинами СДВГ, включают:
- незрелость головного мозга ребенка при высоком уровне интеллекта;
- травмы шейных позвонков при родах;
- психосоматические заболевания и неврозы;
- информационная перегрузка;
- кислородное голодание мозга;
- семейный микроклимат и другие факторы.
Генетика и наследственность, скорее, являются факторами риска, а не причинами.
Обследование
Из-за особенностей их темперамента, необходимо постоянно подогревать и поддерживать их интерес к любому виду деятельности, иначе они отвлекаются и переключают свое внимание на что-то другое.
Важно понимать, что диагностирование синдрома рассеянного внимания у детей является сложной задачей. Поскольку это расстройство поведения, более точные объективные методы диагностики здесь отсутствуют. Приходится полагаться на субъективные факторы.
Читайте также: Трихомониаз: признаки и лечение.
Следующие методы могут использоваться:
- опросники, заполняемые родителями, самим ребенком и педагогами, работающими с ним;
- обследование ребенка психологом для определения уровня его интеллектуального развития и выявления нарушений возрастных навыков;
- наблюдение со стороны;
- производство диагностики других заболеваний, которые могут иметь проявления СДВГ.
С учетом результатов обследования врач может поставить диагноз “Синдром дефицита внимания” только при наличии нескольких факторов.
- Симптомы заболевания у ребенка проявляются независимо от его местоположения и окружающей обстановки, будь то школа, детский сад, дом и другие.
- Первые признаки СДВГ были замечены в раннем дошкольном возрасте и наблюдаются у ребенка не менее 6 месяцев.
- Это препятствует ребенку адаптироваться в коллективе, учиться, общаться, развиваться.
- Маленькому пациенту на момент установления диагноза исполнилось полных 6 лет.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности не рассматривается как психическое расстройство. Ребенок, у которого поставлен такой диагноз, нуждается в коррекции своего поведения, психологической поддержке и помощи со стороны родителей и педагогов.
Методы лечения
В распорядке дня ребенка следует уделить время на активные игры и занятия спортом.
Лечение синдрома рассеянного внимания всегда является комплексным и требует длительного времени. Здесь особое предпочтение уделяется психотерапевтическим методам, педагогической и нейропсихологической коррекции, а также мануальной терапии.
Читайте также: Как уберечь ребенка от вредной пищи и отучить его от фаст-фуда?
Невропатолог может назначить курс медикаментов, но только в случае наличия сопутствующих заболеваний головного мозга и центральной нервной системы.
Для достижения наилучших результатов в процессе лечения и реабилитации крайне важно сотрудничество и взаимодействие между врачами, родителями, учителями в школе или воспитателями в детском саду.
Психолог и психотерапевт, используя различные игры и упражнения, обучают ребенка формированию правильных моделей поведения в различных ситуациях. Это помогает ребенку руководствоваться заранее изученными принципами, а не поддаваться мгновенным импульсам.
Учитель (воспитатель) помогает ребенку адаптироваться в коллективе. Он знакомит ребенка с жизнью класса (группы) и дает ему важные ответственные задания, направляя его активность в нужное русло.
Какую роль играют родители в лечении СДВГ у своего ребенка?
Участвуя в помощи родителям по дому, ребенок становится более самостоятельным и ответственным
Советы для родителей
- Вместе с ребенком (независимо от его возраста: годик, дошкольник или школьник) составьте график его дня. Уделите достаточно времени активным занятиям, которые помогут ребенку израсходовать энергию.
- Не допускайте того, чтобы ребенок слишком долго проводил время перед телевизором или компьютером.
- Если у вас есть возможность, заведите домашнее животное. Неважно, это будет попугай, кошка, собака, хомяк или рыбки. Главное, что у ребенка будет появиться питомец, за которым он будет ухаживать (это поможет воспитать у него чувство ответственности), и друг, с которым он будет проводить время.
- Предложите ребенку, как полноправному члену семьи, выбрать домашние дела, за выполнение которых будет отвечать только он. Например, выносить мусор, поливать цветы, вытирать пыль и т.д. Это помогает формировать дисциплину и повышает самооценку маленького помощника.
- Тщательно разработайте систему поощрений. При этом старайтесь не прибегать к наказаниям.
- Сохраняйте спокойствие, если ваш активный ребенок ведет себя неподобающим образом. Объясняйте, приводите примеры, обосновывайте. И не забывайте хвалить и поощрять, когда ребенок этого заслуживает.
- Когда малыш пойдет в школу, обустройте дома комфортное рабочее место для выполнения домашних заданий, где ничто не будет отвлекать его внимание, ничто не помешает сосредоточиться.
- Попросите учительницу, чтобы ребенка посадили в такое место в школе, где он будет находиться под наблюдением педагога и где у него будет меньше возможностей отвлечься.
- Важно поддерживать связь с учителем. Помните, что вы работаете сообща и стремитесь к общей цели.
- Стремитесь построить доверительные отношения с вашим ребенком. Это позволит ему всегда делиться своими трудностями с вами, а вы в свою очередь сможете своевременно помочь ему их преодолеть.
Организуйте рабочее место вашего ребенка таким образом, чтобы ничто не отвлекало его во время выполнения домашних заданий.
Синдром дефицита внимания у детей может быть успешно корректирован при своевременном выявлении и адекватном лечении.
Сотрудничая с врачами и педагогами, вы поможете вашему малышу приспособиться к группе, облегчите его взаимодействие с одноклассниками и учителями, настроите образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями, и таким образом, подарите вашему любимому ребенку насыщенную жизнь, полную ярких красок, новых знаний и впечатлений…