Простые способы научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш

Простые способы научить ребёнка правильно держать ручку или карандаш

Эффективные методы, которые помогут детям научиться правильно удерживать ручку или карандаш

Ребёнок учится правильно держать ручку

Уже с самого начала, когда ребенок начинает интересоваться письменными принадлежностями, важно показать ему, как правильно их держать. Педагоги постоянно напоминают, что намного проще научить что-то новое, чем пытаться исправить уже закрепившийся навык и переучиваться заново. Для этого родителям нужно не только терпение, но и базовые знания о различных способах и методах, которые помогут легко, быстро и интересно научить малыша держать ручку.

Зачем нужно правильно держать пишущие инструменты

Существуют определенные правила использования письменных принадлежностей, которые были разработаны экспертами разных областей (учителями, врачами, психологами). Они учитывают несколько важных факторов:

  • Комфортность – процесс письма не должен вызывать неприятных ощущений, учитывая то, что мы пишем очень много в жизни;
  • Читаемость – важно, чтобы текст, написанный от руки, можно было легко прочитать;
  • Производительность – возможность писать быстро без чувства усталости;
  • Сохранение здоровья – поддержание правильной осанки и остроты зрения.

Для этого недостаточно просто дать ребенку ручку и показать, как правильно ее держать. Необходимо обучить его сидеть прямо за письменным столом во время письма, тренировать мышцы руки, чтобы они могли контролировать пишущий инструмент, а также развивать мелкую моторику для достижения точности и уверенности в движениях. Однако это следует делать постепенно и в игровой форме. Таким образом, ребенок научится писать легко и быстро, а его почерк будет аккуратным и четким.

Ребёнок пишет

Навык правильного удержания ручки (карандаша) у ребенка является важным и влияет на качество его почерка, скорость письма, усталость при написании, остроту зрения и осанку.

Когда нужно учить ребенка правильному захвату ручки

Часто родители совершают ошибку, считая, что ребенок слишком маленький, и не стоит вмешиваться, когда он начинает экспериментировать с рисунками. Однако, уже с 3-4 лет нужно начинать внедрять правильные навыки. Этот возраст наиболее подходящий для коррекции и формирования устойчивых рефлексов.

Когда ребенок создает свои произведения, необходимо ненавязчиво и мягко указывать и направлять его, помещая в его руку пишущее приспособление так, как требуются правила. Очевидно, что сразу у вас не все получится. Начните с того, что дайте ребенку ручку, возьмите его руку в свою, зафиксируйте принадлежность к письму и рисуйте вместе.

Дети очень любят такое времяпрепровождение. При этом вы постепенно идете к своей цели: отрабатываете и автоматизируете навык.

Учтите, неправильный захват карандаша ребенком – проблема, связанная с особенностями его физиологического и психологического развития.

Мама учит ребёнка писать

Предоставьте малышу пример правильного захвата ручки и закрепите его руку на инструменте, держа его правильно, и пишите вместе.

Для успешного обучения письму необходимо соблюдать определенные условия:

  • Во-первых, важно, чтобы малыш был готов освоить новый навык. Его пальцы должны быть достаточно сильными, чтобы удерживать ручку в правильном положении;
  • Во-вторых, ребенок должен захотеть научиться сначала рисовать, а затем писать. Здесь важна мотивация и личный пример;
  • В-третьих, успех достигается только через регулярные тренировки и постепенное усложнение поставленных задач. Умение правильно держать ручку (карандаш) – это такой же навык, как и умение ходить, говорить, шить, вязать и т.д. Малышу необходимо показать, объяснить и предоставить возможность постоянно совершенствоваться.

Получение желаемого результата возможно только при выполнении этих трех условий.

В процессе формирования навыка можно выделить три основных этапа: первый этап – аналитический, который включает выделение и овладение отдельными элементами действия, понимание их содержания. Важное значение имеет не только уровень развития ребенка и его знания и навыки, но и способ объяснения того, что и как ребенок должен делать, а также степень осознания выполняемого действия…

Что еще почитать:  Лучшие мониторы для ПК 2023

Второй этап можно назвать синтетическим. На этом этапе отдельные элементы объединяются в единое действие.

Третий этап – автоматизация, это этап, на котором навык становится автоматическим действием, характеризующимся высокой степенью усвоения и отсутствием сознательного контроля и регулирования элементов. Быстрота, плавность и легкость являются характерными чертами автоматизированного навыка.

М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО

Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям

Выбор ручки и карандаша

Для малышей, выбирающих средства для письма, имеются свои особые требования. Предпочтение следует отдавать ярким и цветным пишущим принадлежностям средней длины (не более 15 см) и толщины, без излишнего количества ребер, шероховатостей и выпуклостей. Лучше выбирать матовые, нескользящие ручки, а не глянцевые.

Читайте также: Отпуск с ребенком: что важно знать

Что касается ручек, то они могут быть шариковыми или капиллярными, но стержень не должен быть слишком тонким, а писать по бумаге ручка должна мягко. Существуют специальные самоучки с резиновыми углублениями для пальцев или пометками, разработанными индивидуально для правшей и левшей. Что касается карандашей, то для ребенка, который только учится держать их в руке, лучше приобретать трёхгранные, качественные и мягкие карандаши.

В наличии имеются специально разработанные для детей младшего возраста силиконовые насадки на ручки и карандаши, созданные таким образом, чтобы привлечь максимальное внимание — в виде волшебных персонажей и животных. Они демонстрируют правильное положение письменного инструмента в руке.

Фотогалерея с пишущими принадлежностями и насадками для тех, кто осваивает искусство письма

Изображение ручки-самоучки в руке Показания ручки-самоучки демонстрируют, как верно разместить пишущее средство в руке Изображение ручек с резиновыми грипперами Существует множество моделей ручек, в которых предусмотрены резиновые вставки с углублениями для пальцев — грипперами Изображение насадок на ручки Насадки на ручки имеют разные размеры, изготавливаются из разных материалов. При выборе учитывайте индивидуальные особенности строения кисти ребенка Изображение мелков трёхгранных В продаже можно найти трёхгранные мелки, которые, как и трёхгранные карандаши, помогают формировать правильное сцепление пишущих принадлежностей у ребенка Изображение трёхгранных карандашей Трёхгранные карандаши толще обычных. Их удобно держать именно верно Изображение ограничителей для ручек Если ребенок держит ручку слишком низко, можно оснастить ее специальным ограничителем

Правильный способ держать инструмент для письма у ребенка

С самого начала обучения ребенка художественным навыкам и письму следует обратить внимание на то, как он удерживает ручку (карандаш) и насколько сильно он нажимает ее на бумагу во время рисования (письма). Дети часто держат письменные принадлежности слишком крепко или слишком сильно нажимают на них, из-за чего их пальцы быстро устают.

Ребенок должен держать ручку (карандаш) в руке крепко, но не сжимать, писать уверенно, но не нажимать на бумагу.

Как правильно держать ручку (карандаш, фломастер) в руке?

  1. К ладони прижимаются два пальца: безымянный и мизинец.
  2. Рука опирается на парту (стол) третьей фалангой мизинца и внешним краем ладони так, чтобы согнутые пальцы находились примерно перпендикулярно краю стола.
  3. При держании ручки, ее зажимают между большим пальцем (устанавливая его немного выше) и указательным пальцем, на расстоянии примерно 1,5-2 см от кончика, который скользит по бумаге.
  4. Средний палец помещают снизу под ручку (чтобы вторая фаланга служила опорой) – он не участвует в захвате, но выполняет роль поддержки.
  5. Инструмент для письма располагается под углом, а не вертикально относительно бумаги.

Раньше, когда использовали перьевые ручки, было обязательным условием, чтобы верхний конец ручки был направлен в сторону плеча (если ее держать неправильно, кончик пера не будет раздваиваться, чернила не будут поступать к нему, и ручка не будет писать). Однако с использованием современных письменных принадлежностей это условие уже не является обязательным. Тем не менее, конец ручки все равно должен быть «обращен» в сторону пишущего.

Еще один важный деталь. Во время письма карандаш следует держать определенным образом, а для рисования и штриховки можно изменить его положение в руке.

После постоянных тренировок через год у ребенка этот навык может стать автоматическим.

Что еще почитать:  Можно ли детям ходить на кладбище: суеверия и мнение церкви

Читайте также: Развитие речи у малышей или когда обратиться к логопеду.

Признаки неправильного захвата ручки

У каждого ребенка свои особенности. Некоторые непосредственно начинают правильно держать пишущие принадлежности. Другим нужно помочь, показать, дать время для тренировки.

Специалисты рекомендуют проверить малыша и определить, правильно ли он держит ручку, до достижения 4-летнего возраста. Таким образом, если ребенку потребуется коррекция, родители могут заняться этим и подготовить его к школе, чтобы он уже умел правильно держать инструменты для письма.

В возрасте 1–1,5 лет ребенок берет карандаш в свою ладонь, что ограничивает его движения, и начинает пытаться изобразить определенные предметы. Весь процесс рисования приносит ему радость, и он занимается этим с большим увлечением.

В 2–3 года ребенок держит карандаш сверху, зажимая его в ладони. Это позволяет ему выполнять сложные движения, но они остаются спонтанными и не ограничиваются определенными ориентирами.

С 3 лет линии нарисованные ребенком становятся более отчетливыми, они не разбросаны и не повторяются бессмысленно. Улучшается координация при вертикальных движениях, хотя имитационные движения все еще затруднены. В этом возрасте овалы, нарисованные ребенком, несовершенны, но их уже можно увидеть на его рисунках.

В возрасте 3–4,5 лет ребенок уже умеет правильно держать карандаш и свободно им манипулировать. У него совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет ему хорошо копировать. Он может передавать пропорции фигур, ограничивать длину линий и рисовать их параллельно друг к другу. Рисунки ребенка разнообразны по сюжетам, и он уже не только рисует, но и старается подписывать свои работы.

В 5 лет ребенок уже уверенно делает горизонтальные и вертикальные штрихи. Он может ограничивать их длину, и они становятся более ровными и четкими. Это происходит благодаря изменению способа держания карандаша и ручки. Ребенок все больше пытается писать буквы.

В 6 лет дети умеют хорошо копировать простейшие геометрические фигуры, сохраняя их размеры и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, а овалы — более законченными.

В 6 лет детям доступны любые графические движения, штрихи и линии, и регулярные занятия рисованием помогают им улучшить движения, тренировать зрительную память и пространственное восприятие, что создает основу для успешного обучения письму.

Мария Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО

Обучение начальному письму. Методическое пособие к прописям

Как ребёнок держит ручку

Способ, которым малыш держит ручку, зависит от его возраста.

Ребёнок держит ручку неправильно, если:

  • рукой сжимает ручку в кулаке;
  • его захват похож на щепоть или горсточку;
  • большой палец его руки располагается на ручке ниже, а указательный выше (либо к нему перпендикулярно);
  • он опирается на ручку любым другим пальцем, а не средним;
  • малыш держит ручку (карандаш) либо дальше от пишущего конца, либо ближе, чем рекомендуется;
  • верхний конец ручки направлен от себя или в сторону, а не к себе, как полагается;
  • ребёнок слишком крепко сжимает ручку пальцами;
  • рука его зажата и напряжена;
  • он сильно нажимает на бумагу при письме или рисовании;
  • нажим при письме или рисовании у малыша слишком слабый.

Правильный и неправильный захват пишущего инструмента

Обратите внимание на правильное положение ручки в руке у ребёнка и, при необходимости, корректируйте его.

Обратите внимание на следующие детали:

  • Если ребёнок во время рисования постоянно поворачивает лист в разные стороны, это может означать, что он не умеет правильно держать карандаш или ручку пальцами;
  • Если на рисунке преобладают маленькие предметы, это может свидетельствовать о том, что ребёнок пишет, зажимая кисть и фиксируя её на плоскости листа.
  • Если ваш ребёнок левша, обратите внимание на следующие особенности:
Что еще почитать:  Как выбрать ручку для ребенка чтобы был красивый почерк

Читайте также: Песочная терапия – возможность прожить маленькую жизнь

При обучении письму леворукого ребёнка учтите следующие особенности:

  • Расположите источник света справа от рабочего места левша;
  • Установите тетрадь или лист бумаги с наклоном вправо (или прямо), а по мере заполнения страницы сдвигайте их вверх.
  • Расстояние от пишущего конца ручки до пальцев составляет около 3-4 см;
  • Ручка в руке располагается следующим образом: зажимается между большим и указательным пальцами и опирается на подушечку среднего пальца;
  • Указательный палец левшей должен быть выпрямлен, чтобы ребенок мог видеть строчку.

Леворукие дети обычно предпочитают писать прямо, а не с наклоном вправо. Они также часто испытывают трудности с определением правой и левой руки. Можно упростить эту задачу, чтобы пометить доминирующую руку браслетом.

Что касается детей-амбидекстров (у которых одинаково развита и левая, и правая рука), то специалисты рекомендуют наиболее полно адаптировать их к жизни в обществе, где преобладает праворукость.

Опыт и советы мам

В моей школе моему ребенку неправильно научили держать ручку – он держал ее слишком близко к стержню и не мог видеть, что пишет. Из-за этого его рукопись была неразборчивой. Но я переучила его и теперь он пишет намного красивее.

Irevichus

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Когда ребенок держит ручку правильно, его рука меньше устает – я сейчас учу своих 16-17-летних учеников этому.

кошка

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Мой ребенок, который только пошел в первый класс, ужасно писал, потому что держал ручку неправильно. Но сейчас он держит ее правильно, и его почерк стал каллиграфическим.

marina_kr

http://www.uaua.info/mamforum_arch/theme/552193.html

Карандаши, которые мы использовали, были трёхгранными и толстыми. Они помогли моему ребенку научиться держать не только карандаш, но и ложку. Конечно, я понимаю, что я могла бы объяснить правильное держание без использования этих карандашей.

Nata Jamp

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

Мы перепробовали множество вариантов, но только эти рыбки-насадки помогли нам. Мой ребёнок даже начал писать двумя руками. Мы купили рыбки разных цветов для каждой руки.

Nataly84

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

Мой почерк выглядит очень красиво. Я держу ручку не так, как положено. В процессе письма моя рука быстро устает. Счастье, что существуют компьютеры. Я купила своему сыну трехгранные карандаши.

Astrum*

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

Мы не оценили такие ручки (самоучки). Во-первых, они довольно тяжелые. Во-вторых, пазы находятся высоко. Мне и моему ребенку удобнее держать их ниже, ближе к стержню. А вот рыбки нам идеально подошли.

НЕКТАРИНКА96

https://www.u-mama.ru/forum/kids/3–7/558541/index.html#mid_17236685

У меня сын держал карандаш между средним и безымянным пальцами. Он очень аккуратно раскрашивал, не выходя за края. Если мы исправляли его прием, он ругался и бросал все “учёбу”. Постепенно, после достижения 4-летнего возраста, то в момент, когда я сообщала ему, то в садике, он начал тайно от меня стараться и правильно держать карандаш. Ему это не удавалось хорошо, словно мы попытались рисовать левой рукой. Однако, благодаря такту и похвале (моей и воспитателей), мы добились успеха – теперь он держит карандаш правильно.

mar123mar
http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html

Я с самого начала использовала треугольные карандаши и мелки, чтобы ребенок мог правильно держать их. В результате, теперь он легко держит вилку, карандаши и ручку.

Claimore

http://www.nn.ru/community/my_baby/my_baby/kak_nauchit_rebenka_pravilno_derzhat_ruchku.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: