Учение не мучение, или Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения

Учение не мучение, или Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения


За более чем 4 тысячи лет существования таблицы умножения или таблицы Пифагора было изобретено и освоено множество способов ее запоминания. При выборе способа объяснения принципа умножения нужно опираться на индивидуальные особенности памяти и внимания ребенка, его интересы. А также то, что ведущей деятельностью младших дошкольников является игра.

Когда можно приступать к изучению

Согласно ФГОС таблица умножения изучается во втором классе, так как для понимания сути правил умножения дети должны иметь представление о сложении, ведь умножение есть умножение. Другими словами, чтобы умножить 3 на 4, необходимо выполнить следующее арифметическое действие: 3+3+3+3. Помимо решения математических задач на бумаге можно использовать игры, например с игрушками, о которых речь пойдет ниже. Поэтому родители, которые хотят продвинуться вперед и изучать таблицу со своим ребенком до второго класса, должны понимать, что обучение умножению возможно только тогда, когда малыш понимает принцип сложения.

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Чтобы понять принцип умножения, ребенок должен знать суть сложения

С чего начать изучение

На этом этапе лучше использовать классический вариант таблицы, а не тот, что обычно печатают на обложках тетрадей. Первым шагом в исследовании следует рассмотреть структуру таблицы, а именно: произведение – это число, расположенное на пересечении строки и столбца множителей.

В домашней школе изучаемые значения ограничены размером 10х10. Для сравнения: в Великобритании они доходят до 12х12, что обусловлено английской системой измерения длины – 1 фут = 12 дюймов – и особенностями денежного обращения до начала 70-х гг. XX века, когда 1 фунт стерлингов был равен 20 шиллингам, а 1 шиллинг = 12 пенсам.

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Когда вы приступите к изучению таблицы, ее стоит распечатать в виде плаката и повесить на видное место в детской комнате

Создаём ситуацию успеха

Таблица с большим количеством чисел поначалу вызывает у ребенка любопытство, но когда дело доходит до запоминания, она может разочаровать. Поэтому очень важно создать успешную ситуацию с самого начала курса. И для этого начните с самых простых примеров.

  1. умножение на 1 сохраняет само число».
  2. Умножить на 10 – добавить 0 к числу.
  3. Умножить на 2 – сложить два одинаковых числа.
  4. умножение на 0 всегда равно 0.
  5. Изменить множители – переставив множители (4х3 или 3х4), произведение останется неизменным. Здесь помогает способность мозга искать симметрию во всем. И здесь вы должны показать юному математику, что достаточно выучить половину каждой строки таблицы (каждое число, умноженное на 5 включительно), чтобы узнать все.

Последовательность изучения

Сделав первые шаги, ребенок поймет, что эта таблица умножения не такая уж страшная и запутанная. Итак, пора двигаться дальше. Но сначала вы должны определиться с последовательностью изучения. Некоторые методисты убеждены, что начинать нужно с больших чисел, то есть с умножения рядов 7, 8, 9, и утверждают, что при запоминании больших значений легкие даются малышу быстрее. Однако существенным недостатком такого подхода является то, что заучивание будет механическим, то есть без практики – для большинства дошкольников и младших школьников это будет демотивирующим фактором. Но если начать с умножения рядов 2,3, результаты можно проверить на пальцах, прибавляя единицы в зависимости от второго множителя.

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

При изучении таблицы рекомендуется заполнять ячейки произведениями

  1. Число в квадрате. Знакомство с новым рядом начинается с возведения числа в квадрат, то есть умножения числа на себя. Таких примеров в таблице 10 10, разобраться в них несложно: например, 10х10=100 запоминается очень быстро, к тому же многие квадраты чисел имеют запоминающийся ритм при произнесении – «пять пять – двадцать пять», « шесть” шесть-тридцать шесть” и т д.
  2. Умножение на 3. Начинать заниматься умножением на 3 нужно только после того, как ребенок усвоит все предыдущие шаги. Обычно карты подключаются на этом этапе.
  3. Умножить на 4. На этом этапе исследования полезно обратиться к эвристическому методу, т е попросить ребенка построить действие и сделать вывод, что умножение на 4 означает умножение на 2 дважды. Карточки и стишки станут отличной тренировкой.
  4. Умножение на 5. Этот этап обычно не вызывает у детей затруднений: в конце умножаемых четных чисел будет 0, в конце нечетных – 5.
  5. Умножение на 6, 7, 8, 9. Этот этап самый трудоемкий, хотя и требует запоминания всего шести результатов умножения. Карточки – лучший способ помочь вашему ребенку понять этот материал. И не шесть, а 12, чтобы практиковать умножение с изменением множителей. Чтобы умножить на 9, вы можете использовать метод компенсации: умножьте число на 10 и вычтите значение этого числа. Например, 6×9=60–6=54.
Что еще почитать:  Порок сердца у младенцев

Приёмы обучения умножению

Помимо уже имеющихся игровых приложений на телефон, компьютерных программ, аудиопостеров, игра всегда эффективна.

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Аудиоплакат может быть использован ребенком для изучения таблицы и самопроверки

Игры

Можно организовать эффективную тренировку для обучения одного ребенка или целой группы. Разделение игр по количеству участников достаточно условно, так как правила могут незначительно меняться.

Таблица: примеры игр для изучения таблицы умножения индивидуально, в группе, в классе

Имя Какую сцену играть Форма реализации Сущность
«Ровные ряды» На этапе знакомства с принципом работы таблицы Индивидуальный, групповой
  1. Нарисуйте фигуры в одинаковых рядах на бумаге в клетку.
  2. Давайте посчитаем цифры.
  3. Покажем, что сложение можно заменить умножением — количество предметов в горизонтальном ряду умножается на количество фигур в вертикальном ряду.
“Почтальон» На этапе развития знаний по каждому ряду чисел. Физическое лицо
  1. Делаем 10 домиков из бумаги, на крыше которых крепятся произведения чисел в определенном ряду.
  2. Распечатываем карточки с примерами (без ответов).
  3. Ребенок почтальона должен доставлять «письма» по правильным «адресам».
“Тренироваться» Индивидуальный, групповой
  1. Принцип игры аналогичен предыдущей: прикрепляем номер к паровозу бумажного поезда.
  2. Задача ребенка подобрать подходящие вагонетки с выражениями, произведение которых будет соответствовать результату.
  3. Если игра организована для группы, вы можете принять участие в соревновательном моменте.
«Рассекретить слово» На этапе фиксации ряда или рядов чисел. Группа
  1. Участник от двух команд выходит к доске и решает один из письменных примеров.
  2. Участники берут карточку с правильным ответом, переворачивают ее и называют букву слова.
  3. Следующие участники повторяют этот порядок.
  4. Побеждает та команда, которая быстрее составит загаданное слово.
«Считай и бей по мячу» Группа
  1. Взрослый бросает мяч детям по очереди, называет пример.
  2. Ребенок отвечает и возвращает мяч.
  3. Игра может проводиться на выбывание, когда не ответивший человек выходит из группы участников.
“День и ночь» Группа
  1. Взрослый говорит: «Спокойной ночи». Дети закрывают глаза.
  2. Ведущий записывает примеры на доске.
  3. Дети по сигналу «День» открывают глаза и по очереди решают данные примеры.
«Проверить не знаю» Групповой, индивидуальный
  1. Взрослый Незнайка записывает примеры на доске и намеренно делает некоторые ошибки.
  2. Показывает указкой на выражение – дети его пересчитывают.
  3. Если ошибок на доске нет, то молчат, если есть – топают ногами.
«Кто больше соберет грибов» Группа
  1. Выражения написаны на карточках в виде грибов.
  2. Ребенок берет «гриб» и считает пример. Если верно, добавьте в корзину. Если ошибся – уходит в лес.
«Уокер» (подходит на этапе крепления стола) На этапе повторения или для закрепления всей таблицы Группа
  1. Самые простые примеры обведены зеленым цветом, следующие по сложности — синим, за ними следуют оранжевый, красный и фиолетовый. Наиболее сложные примеры обведены серым цветом. Карточки получаются, с одной стороны обведен пример, с другой стороны чистое поле, “рубашка”. Всего необходимо получить 100 карт, из них 17 зеленых, 16 синих, 17 оранжевых, 16 красных, 17 фиолетовых, 17 серых.
  2. Карты переворачиваются лицевой стороной вниз, перемешиваются и складываются в стопки. Каждый игрок выбирает фишку и ставит ее на «старт».
  3. Вместо того, чтобы бросать кубик перед началом хода, странник берет верхнюю карту из колоды, переворачивает пример лицом вверх и разыгрывает пример.
  4. Если игрок решает пример правильно, он перемещает плитку на соответствующее количество шагов: зеленый цвет рамки соответствует ребру куба с одной точкой и позволяет сделать 1 шаг, синий цвет позволяет игроку сделать 2 шага, оранжевый – 3 шага, красный – 4 шага, фиолетовый – 5 шагов, серый цвет – 6 шагов.
  5. Если игрок решает пример неправильно, он пропускает ход. Использованные карты (правильно разыгранные или нет) складываются в отдельную стопку. Их можно использовать еще раз, если в основной стопке примеров ничего не осталось и фишки игроков еще не дошли до «финиша».
Что еще почитать:  Занятия развивающие мелкую моторику у детишек

Фотогалерея: наглядный материал для игр

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Для “Уокера” можно использовать поле из любой похожей игры

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Игра «Паровозик» помогает систематизировать знания о таблице

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Игра «Почтальон» помогает закрепить знания о произведениях ряда чисел, а также повторить уже изученные

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Игра «Четные ряды» помогает детям понять умножение: это быстрый способ сложить

Карточки-сорбонки

Карточки Сорбонка — это выражения из таблицы без товара (например «3х4=»), распечатанные и наклеенные на картон. Карты можно заламинировать или обклеить широким скотчем, чтобы продлить срок службы карт.

Пособия такого типа, когда с одной стороны условие, а с другой результат, называются сорбонками в честь Сорбонны – Парижского университета.

Как играть

Карточки обычно вытягиваются из умножения на 3, но на них должно быть написано и умножение на 1, 2.

Инструкция:

  1. Изучая таблицу, мы отбираем соответствующие примеры и складываем их в стопку.
  2. Перемешиваем «колоду».
  3. Ребенок берет карточку и говорит (!) пример, называет результат, переворачивает карточку.
  4. Если ответ правильный, карточка убирается, если нет, взрослый произносит ответ и возвращает пример в стопку.

Как вариант, можно подключить к игре еще одного ребенка, чтобы устроить соревнование с юными математиками.

На этапе повторения, когда ребенок уже хорошо усвоил таблицу, карточки можно перевернуть в сторону с работой, чтобы ребенок назвал выражения, дающие этот результат.

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Карточки можно сделать цветными, например фразы на зеленом фоне, а работу на оранжевом фоне

Игрушки

Материалы для занятий с ребенком найти несложно, например, можно просто пересмотреть мешок с игрушками и составить задания:

  • Сколько колес нужно на 4 машины?
  • Сколько ног у двух божьих коровок?
  • Сколько шариков у пяти кукол, если в каждом по 4?
  • Сколько глаз у трех роботов?

Разновидностью игр с игрушками могут быть игры с природными материалами. Например, чтобы проиллюстрировать умножение 3х4, попросите ребенка сосчитать, сколько божьих коровок сидит на трилистнике, если на каждом из трех листьев поселилось по четыре насекомого.

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Игры на начальном этапе изучения таблицы помогают увидеть принцип умножения, то есть несколько сложений

Что еще почитать:  Воспаление лимфоузлов у детей о чем это может свидетельствовать

Умножение на пальцах

Этот метод изучения таблицы обычно подключается на этапе освоения умножения на 6, 7, 8, 9. «Пальчиковые» методы интересны и просты. Но важно, чтобы взрослый сам понимал принцип такого рассказа. Для каждого из этих вариантов обучения умножению вам понадобится лист, на котором вы должны обвести руку и особым образом пронумеровать пальцы.

Универсальный способ для умножения на 6, 7, 8, 9

Инструкция:

  1. Кладем ладони на лист бумаги так, чтобы пальцы были горизонтально друг к другу, обводим их.
  2. На каждой обведенной ладони нумеруем пальцы с большого, с 5. Указательный – 6, средний 7 и так далее
  3. Первый фактор – пальцы левой руки, второй фактор – пальцы правой руки.
  4. Придвигаем «мультипликаторы» к краю стола, пальцы, которые перед ними, свисают вниз — это десятки работ. Пальцы, оставленные на столе, — это единицы.
  5. Чтобы сосчитать десятки, прибавьте количество болтающихся пальцев.
  6. Чтобы посчитать единицы, перемножьте пальцы левой и правой руки.
  7. Получаем результат.

Пример:

  1. Возьмем пример 7х9. Получается, что на левой руке это средний палец, на правой – мизинец.
  2. Шевелим пальцами. Получается, что у нас 6 десятков, а единиц 3х1=3.
  3. Ответ 63.

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Для того, чтобы ребенок быстрее запомнил таблицу умножения, метод счета на пальцах можно использовать в любое время

Умножение на 9

Инструкция:

  1. Кладем руки на стол и располагаем пальцы вертикально.
  2. Слева направо нумеруем пальцы от 1 до 10, то есть мизинец на левой руке 1, мизинец на правой руке 10.
  3. Загибаем палец с числом, которое умножаем на 9. Слева от него десятки, справа единицы.

Пример:

  1. Умножаем 7 на 9. Указательный палец сгибаем вправо.
  2. Мы считаем. Десятки – 6, единицы – 3.
  3. Ответ 63.

Видео: объяснение таблицы умножения при помощи пальцев

Рифмовки

Стихотворный способ запоминания является одним из самых популярных, так как рифмованные строки и образы из стихотворений дети запоминают легче, чем монотонные числа. В то же время взрослые должны понимать, что весь процесс изучения таблицы нельзя строить на стихах, так как это перегрузит память малыша и создаст «кашу» в голове. Поэтому рекомендуется использовать эту технику на отдельных, сложных примерах. Для большей эффективности стоит подобрать к стишку иллюстрацию.

Учение – не пытка, или Как помочь ребенку выучить таблицу умножения

Картинки помогают лучше запомнить рифму, а значит и результат умножения чисел

Одним из популярных авторских сборников стихов о таблице умножения является «Таблица умножения в стихах» А. Усачева. На занятиях также часто – целиком или отрывками – подключается стихотворение М. Казариной «Таблица умножения».

Примеры:

  • Однажды олень спросил лося: – Сколько зарабатывает семья из восьми человек? Эльген не заглянул в учебник: – Пятьдесят, конечно, шесть.
  • Красивые двойка и семерка умножить февральский праздник нам помогут. Я помню День святого Валентина 14 числа, друзья!
  • На парад шла картошка в мундире: четырежды шесть – двадцать четыре.

Видео: объяснение таблицы умножения с рифмовками

Для детей слуховых, то есть лучше воспринимающих информацию на слух, можно использовать песенки.

Видео: пример распевки по таблице умножения

Изучение таблицы умножения является обязательным этапом формирования базы математических знаний. При этом важно ориентироваться на индивидуальный подход к обучению, так как скорость и качество усвоения таблицы зависят от уровня развития памяти, внимания ребенка и его способности к логическому мышлению. Учесть способности каждого ученика на уроке сложно, поэтому родителям важно найти оптимальное сочетание приемов для работы с ребенком дома.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: