Игровая технология “шашки” в образовательном пространстве ДОУ

Содержание

Настольные игры – прекрасное средство формирования гармоничной личности дошкольника. Однако сегодня они уступили место компьютерам: современные дети готовы часами сидеть перед монитором. Но это занятие несет сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях) учителя активно приобщают детей к игре в шашки и шахматы.

  • 2 Рекомендации по проведению занятий по игре в шахматы и шашки в дошкольном образовательном учреждении
  • 3 Методика проведения уроков шахмат в детском саду3.1 Педагогические приемы обучения игре в шахматы дошкольников

    3.1.1 Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматам

  • 3.2 Таблица: Пример схемы из урока «Путешествие в шахматную страну» в подготовительной группе (фрагмент)
  • 4 Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду
      • 4.1 Методики обучения дошкольников игре в шашки

    4.1.1 Фотогалерея: Необычные шашки для дошкольников

  • 4.2 Таблица: Пример схемы из урока «Поиграем в шашки: клетчатые улицы» (фрагмент)
  • 4.3 Видео: урок игры в шашки в детском саду
  • 5 Открытый урок шахмат и шашек в дошкольном образовательном учреждении
      5.1 Видео: открытый урок игры в шахматы в детском саду
  • 6 Как организовать турнир по шахматам или шашкам в детском саду
      6.1 Видео: турнир по шашкам между детскими садами
  • 7 Программа работы кружка шахмат и шашек в дошкольном образовательном учреждении
      7.1 Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Дама-Скакки» (фрагмент)

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы – это не только интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам многогранную пользу:

  • Улучшить логическое и абстрактное мышление. Ребенок учится просчитывать свои дальнейшие действия, предсказывать реакцию противника, в уме он разыгрывает различные комбинации.
  • Развивайте память и пространственное воображение.
  • Они развивают усидчивость, хладнокровие, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
  • Матчи в шашки и шахматы всегда сопряжены с соревнованием, своего рода борьбой, каждый матч неизбежно сопровождается определенным азартом. Все это закаляет характер и психику ребенка.
  • Ребенок привыкает адекватно относиться к неудачам, не злиться, а анализировать их причины.
  • При творческом подходе воспитателя игры способны развивать воображение и творческие способности дошкольников.
  • Они способствуют независимости в процессе принятия решений.
  • Эти настольные игры предполагают совместную деятельность детей, поэтому они способствуют социализации, развитию коммуникативных навыков и учат дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. В конце концов, мнение, что шашки и шахматы – это тихая игра, – иллюзия. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции и очень часто думают вслух, делают ходы, делятся впечатлениями.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Шашки и игры в шашки учат думать, анализировать и предсказывать действия

Как научить ребенка играть в шашки?

  • Первый урок следует начать с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала сам попробует правильно расставить фигурки, если не получается, приходите на помощь.
  • Нет необходимости спешить. Играйте только тогда, когда этого хочет ребенок.
  • Не позволяйте ребенку слишком много работать. Какой бы интересной ни была ваша игра, обязательно делать перерывы на занятия физкультурой.
  • Хвалите, поднимайте настроение своему ребенку, создавайте ему удачную ситуацию, указывайте наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
  • Не ругайте, если ребенок чего-то не понял или сделал неверный шаг, наберитесь терпения.
  • Не сдавайся! Если ребенок всегда выигрывает за счет того, что вы удачно «поставили», то от такой игры не будет никакого смысла.

Наряду с классической игрой в шашки, вы можете научить ребенка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти виды пешек не менее интересны и увлекательны.

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам – 5 лет (старшая группа). На этом этапе внимание детей уже становится достаточно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, способность предсказывать ситуацию. Ребенок приобретает способность решать довольно сложные задачи.

В некоторых дошкольных учреждениях предлагают обучать детей игре в шашки и шахматы в течение трех или даже двух лет. Однако на самом деле такие действия – это просто манипуляции с цифрами (они не используются по прямому назначению). Маленькие дети могут выполнять аналогичные задачи с другими предметами.

Несмотря на повышенную усидчивость старших дошкольников, в эти настольные игры не рекомендуется играть более 25 минут (в подготовительной группе – 30 минут). В противном случае наступит неминуемая усталость и ребенок потеряет интерес или даже не захочет заниматься шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия каждый день – будет достаточно двух раз в неделю (можно и вечером). Когда дети действительно увлечены игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще, чем им заблагорассудится.

недопустимо принуждать учеников играть в новые для них игры: учитель должен заставить их самих хотеть этого. В каждой группе всегда самые активные и любознательные ребята, которым интересно все новое. Пусть они сначала включатся в работу, а остальные дети, наблюдая за ними, тоже увлекутся шахматами и шашками.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Во-первых, лучше всего вовлекать в игру наиболее активных детей, лидеров, и, наблюдая за ними, другие дети присоединятся к процессу

Учебный процесс обязательно должен проходить в интересной и ненавязчивой форме. Все должно быть предельно доступно. Например, правила игры можно передать детям в виде сказки или стихотворения, которые легко запомнить. Особенно важно первое занятие – оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть анекдот о приключениях персонажей.

Когда дети усвоят необходимые правила и можно будет потратить больше времени на практику, учитель должен подумать, как именно разделить детей на пары. Каждый ребенок должен играть как с более сильными, так и с более слабыми игроками. Ведь если у ребенка только победы, он не научится анализировать себя, мириться с неудачами. После легкой победы неудача может быть очень болезненной. Частые потери, в свою очередь, могут снизить самооценку ребенка и негативно повлиять на желание в будущем заниматься шашками или шахматами.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Каждый ребенок должен периодически играть как с более сильным, так и с более слабым противником

Каждого ученика нужно регулярно хвалить: за правильный ход, за победу. Но критиковать за поражение просто недопустимо – это отбьет интерес к игре и другим соревновательным действиям. Напротив, нужно поднять настроение ребенку, научить его воспринимать поражение спокойно, умеренно: нельзя обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Учитель должен убедить ученика, что в следующий раз у него точно все будет хорошо, что важно много тренироваться, чтобы результат появился.

Изучая шахматы или шашки, дошкольник учится думать и принимать решения, он ни в коем случае не должен спешить с ходом. Ведь ребенок сам несет ответственность за свои действия. Также нельзя рассказывать детям о ходах: учитель помогает тактично, а не напрямую (например, можно сказать «подумай еще раз», «может есть еще вариант?»).

После игры педагог должен детально проанализировать с детьми их типичные ошибки. Дети должны научиться выбирать оптимальный в данной ситуации из множества возможных ходов.

Для занятий в дошкольном учебном заведении вам понадобится набор пешек и шахматных фигур на каждую пару воспитанников. При отсутствии необходимого инвентаря дети могут играть по очереди, разделившись на 2 группы. Вы также можете принести настольные игры из дома.

Интересная идея – выделить в детском саду специальную шахматную комнату, украсив ее соответствующим образом (подходящие обои, шторы и т.д.). Если это невозможно, желательно организовать в группе шахматно-шашечный уголок.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Желательно организовать в группе шашечный и специальный шахматный уголок

В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть шахматный король и королева. Или вы можете сделать из картона черно-белые короны и предложить детям трансформироваться в ту или иную фигурку во время игры.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Педагог может сделать кукол своими руками; для изготовления головы можно использовать обычные нейлоновые колготки

Для группы рекомендуется приобрести большую магнитную доску, на которую будут прикреплены шахматы или шашки. В этом случае детям будет намного проще объяснить правила игры и конкретные тактические моменты. Такое оборудование позволит задействовать всех дошкольников одновременно, не заскучая.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Благодаря магнитной доске все ученики сразу видят положение игровых фигур

«Волшебный мир шашек»

Кроме того, эта игра выявляет в детях важные для их будущей жизни качества, такие как способность мыслить самостоятельно и нести ответственность за принятые решения, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Кроме того, работа в кружке предполагает совместную деятельность детей, которая улучшает коммуникативные навыки, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Начать обучение детей игре в шашки рекомендую в старшей группе детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развиваются прогностическая и наглядно-образная функции мышления

, которые позволяют решать более сложные задачи. В пятилетнем возрасте дети становятся более усидчивыми (они могут заниматься чем-либо в течение 20-25 минут) и могут играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей нельзя принуждать, они должны хотеть этого сами. В группе всегда будут активные и любознательные дети, любящие «что-то новенькое», сначала пробуют свои силы в работе, потом другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей был ненавязчивым и интересным. Необходимо знакомить детей с новым для них материалом в простой и очень доступной для понимания форме. Например, о правилах игры в шашки можно рассказать детям в форме сказки или в поэтическом варианте, запомнив какую из них, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самый распространенный ошибка – отступление простой пешкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся простыми, но, как показывает мой опыт работы с детьми, знания правил недостаточно, чтобы играть в шашки, поскольку эта игра содержит много разных типов сложности, тонкости и сложности. Чтобы дети хорошо научились играть в шашки, необходимы систематические уроки, включающие минимум теории и максимум практики.

Знание и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному

… Сначала детей нужно познакомить с историей происхождения этой игры, затем показать им шахматную доску, черные и белые фишки, затем научить их правильно расставлять пешки на игровом поле, объяснить, почему все пешки размещаются только на темных клетках (это необходимо для того, чтобы пешки соперника сошлись в игре) и т д. Также необходимо четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, что при движении пешек вперед они разрушают пешки соперника или блокировать все ходы за него. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к ознакомлению с основными правилами игры. Предлагаю свою поэтическую версию, которая очень помогает детям быстро усвоить правила этой умной игры.

Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить в несколько этапов:

  1. Знание шахматной доски. Дошкольники выучат такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Воспитатель учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю таблицу и отдельную ячейку.
  2. Знание шахматных фигур. Дошкольники узнают, как каждый ходит, как ударяется о другие фигуры, какую ячейку («домик») на доске он изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи и только образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все препятствия сумела дойти до края поля и превратиться в ферзя. Так же можно поиграть в башню, на которую охотятся и тд
  3. Узнай правила игры. В форме анекдота детям следует познакомить с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и т.д.
  4. Решайте индивидуальные шахматные задачи (или этюды). В этом случае лучше размещать на доске не все фигуры, а только те, которые необходимы для каждой конкретной ситуации.
  5. Шахматная партия. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по доске и познавать саму атмосферу соревнования с противником.

без шахмат невозможно представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов духовной культуры.

В.А. Сухомлинский

Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в шахматы

Разнообразные дидактические игры помогут освоить «тонкости» игры в шахматы. Вы можете использовать следующие варианты:

  • «Четвертый статист». На карточках изображена серия шахматных фигур, среди которых есть еще одна (прямоугольник, треугольник, песочные часы и т.д.).
  • “Будь осторожен”. Демо-фрагмент содержит случайные шахматные фигуры. Дошкольникам следует запомнить положение и воспроизвести его на своих карточках.
  • “Правильно Неправильно”. На магнитной шахматной доске фигуры находятся в исходном положении. Некоторые из них находятся в неправильном положении. Дети должны определить, какие из них у них «дома», а какие потерялись.
  • “Что изменилось?”. Воспитатель кладет на стол несколько шахматных фигур. Затем ученики закрывают глаза, а учитель убирает или добавляет фигуру. Задача – его найти.
  • «Узнай фигуру по описанию». Учитель описывает шахматную фигуру, а дети ее угадывают. Например, «кто движется только по диагонали» или «кто продвигается на одну клетку и также бьет другие части квадрата, но по диагонали».
  • «Замечательная сумка». Воспитатель сообщает детям, что шахматные фигуры любят играть в прятки. Дети по очереди вынимают из непрозрачного мешочка шахматные фигуры и отгадывают их наощупь.
  • «Кто быстрее соберет осколки для битвы». Детям необходимо для скорости выстроить фигуры на доске.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Можно предложить дошкольникам соревнование – они быстро расставят все фигуры на доске

Использование необычного оборудования для игры поможет повысить интерес к шахматам. Например, это фигурки в виде реалистичных воинов – мальчишки смогут ощутить настоящий боевой дух. Можно предложить большие фигурки, детям это всегда впечатляет. А саму доску можно сложить по принципу пазлов, еще она может стать отличным ковром для подвижных игр.

На уроках следует активно использовать художественное слово, например, загадки о шахматных фигурах:

  • Я на грани, путь будет открыт – пойду. Я иду прямо, имя не назову. (Башня).
  • Маленькая, уединенная, она прошла много полей вперед и нашла фигуру. (Привлекать).
  • Два брата служат в одной армии, но не могут встретиться на одной дороге. (Слоны).

Шахматы были изобретены более 1500 лет назад. Одни ученые считают, что родиной игры является Индия, другие – Китай, третьи – Персия. В переводе с персидского название игры буквально означает «король мертв».

Старшим дошкольникам будет интересна информация об истории шахмат. Мальчики всегда с интересом слушают разные легенды. Вы можете рассказать им те, что связаны с древней игрой: легенды о зернах, братья Гаве и Талханд, «Белое и черное». Помимо этих красивых легенд, педагог может рассказать детям современные литературные истории о шахматах. Педагог, увлеченный литературой и обладающий богатым воображением, может легко сочинить эти рассказы самостоятельно.

С помощью шахмат можно разыграть с детьми небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием фигур воинов, защищающих короля с ферзем, или на одинокой пешке в поисках друзей. Все зависит от творчества учителя.

Урок должен включать в себя минутку физкультуры по соответствующей теме (ведь всегда сидеть за доской утомительно), например, выполнение «Шахматных упражнений» с детьми. Движения могут быть следующими:

  1. Возьмите нужную форму правой рукой.
  2. Поднимите руки и перенесите фигурку в левую руку.
  3. Опустите руки, наклонитесь вперед и перенесите фигуру в правую руку.
  4. Сядьте, верните руки назад и перенесите фигурку в левую руку.

Тематика шахмат должна затрагиваться в производственной деятельности дошкольников. Например, организовать конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная таблица или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на уроках, так и дома всей семьей.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Шахматная тема успешно решается на уроках искусства

Родители должны активно участвовать в обучении дошкольников игре в шахматы. В этом помогут, например, консультации: «Как играть в шахматы с ребенком», «Развитие логического мышления с помощью шахмат» и т.д. Этот вопрос можно поднять на родительских собраниях.

Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматной игре

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Шахматная тема может быть воспроизведена в различных настольных печатных играх

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Дошкольники обязательно полюбят напольные шахматы

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Играть в шахматы будет еще интереснее, если вы предложите детям фигурки в виде реалистичных воинов

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Дети будут рады собрать из пазлов шахматное поле, а затем поиграть с фигурами

Таблица: пример конспекта занятия «Путешествие в шахматную страну» в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Матвеева Н., педагог.
Организуйте время В .: Ребята, сегодня поедем в путешествие. На чем можно путешествовать? (Самолетом, на корабле, на велосипеде, на машине). Правильно, но сегодня нас ждет необычное путешествие! А как насчет необычной поездки? (На ковре-самолете). Воспитатель: перед тем как отправиться в путь, скажем наш девиз:
  • На ковре-самолете Давай! Знания, смекалка, ловкость Не забудьте взять с собой.

В .: Садись и вперед! Что случилось? Почему мы не летаем? Ребята, давайте посчитаем! 1, 2, 3…, 10 прилетели… Ура! (Звуки музыки).

Основная часть Задание «Прочтите название города». В .: Смотрите, в необычном городе у нас все хорошо. Как его зовут? Вам нужно собрать имя, расставив кубики в порядке от 1 до 15.

  • Итак, посмотрим по сторонам. Здесь нет цвета, только черное и белое. Везде клетки, квадраты, ну почему, ребята?

В: Вы читаете, что произошло? (Страна шахмат). Квест «Угадай». В .: Ребята, посмотрите, перед городом ворота (рисунок шахматной доски на ватмане, или презентация). Можем ли мы пройти через ворота, если вы угадаете, что это за дизайн на воротах? (Детские ответы). Игра «Назови фигурку» Детей приветствует король: Я – король-мудрец. Добро пожаловать, дорогие гости. В моем городе случилось несчастье, злой колдун заколдовал все шахматные фигуры, и они не знают их имен. Чтобы восстановить справедливость, необходимо запомнить имена фигур. Дети слышат и называют фигуру, с которой они сталкиваются (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешка. King Sage: Молодец, спасибо за помощь! «Шахматные загадки». King Sage: Теперь я проверю, как вы отгадываете шахматные головоломки.

  • Он умирает один раз и рождается дважды. (Привлекать).
  • В зверинце не живет, подарков не берет, по косе ходит, хоботом ездит. (Слон).
  • Он движется не наискось и не прямо, а буквой «Г» – так говорят шахматисты. (Лошадь).

King Sage: Вы отгадали загадки, я очень счастлив. Шахматные фигуры тоже рады встрече, они правильно расположились на доске. (Презентация). В .: King Sage, дети немного устали на улице и хотят провести физическую минуту. Мудрый король: Хорошо! В .: А теперь превратимся в пешки.

  • Давай, пешки, поиграем. Поворачиваем голову вправо – влево, а затем (поворачиваем голову) 3, 4, приседания. Будем размять ножки. (Приседания) 1, 2, 3 – шаг на месте. Пешки встали в ряд. Согрелись от души, опять к столам спешим. (Садятся за столы)

Приложение “Шахматная доска”. King Sage: Что вы видите на доске? (Детские ответы). Эти квадраты одинаковые? В чем разница? (Детские ответы). Вы правы, квадраты действительно одного размера, но отличаются друг от друга цветом – черные и белые клетки. И они называются полями. А теперь посчитаем, сколько и тех, и других. Выбирайте цвет квадратов самостоятельно и пересчитывайте их. Сколько белых квадратов вы сделали? Сколько негров? (Детские ответы). Видите ли, и у белых, и у черных одно и то же число – 32, а всего их 64. Или как правильно сказать 64 поля. Теперь помните: на доске 64 ячейки. Ребята, предлагаю вам составить себе шахматную доску из подготовленных для вас черных квадратов. Перед вами белый лист бумаги в клетке, расставьте на нем черные квадраты, чтобы получилась шахматная доска. (На слайде показан пример платы).

Заключительный этап В: Ребята, вам понравилась шахматная страна? (Детские ответы). King Sage: Спасибо, ребята, вы нам помогли. Не оставлю тебя без подарков, возвращайся к нам, будем с тобой дружить. НРАМА: Спасибо, Король Мудрец, пора нам вернуться в сад. Ребята, садимся на ковер-самолет и на обратном пути. Ребята, давайте посчитаем! Только сейчас отсчет -10, 9, 8…, 0 пролетел… Ура! (Звуки музыки). Вот и мы дома. Вам понравилась наша поездка? Что больше всего? Все ребята молодцы!
Гражданин: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-yelementami-obuchenija-detei-igre-v-shahmaty-podgotovitelnaja-grupa-puteshestvie-v-shahmatnuyu-stranu.html

Рабочая программа кружка в ДОУ «Русские шашки» в подготовительной группе

Январь Решайте простые задачи на доске 4
Февраль Тренировочные турниры 4
Март Турнир на призы детского сада один
Турнир по городскому драфту один
Апрель Игры с детьми 5-6 лет 4
Может Турнир по шашкам с родителями 2
Общий 32

Для одного года обучения требуется одно занятие в неделю продолжительностью 20-30 минут. Число в кружке 14, детям от 6 до 7 лет.

Содержание программы

На первом этапе педагог ведет беседу с детьми. Он предлагает доски для осмотра, дети выделяют квадраты черным по белому, раздают фигурки каждому ребенку, предлагает изучить фишки изнутри, чтобы убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой дамы (будущего короля).

На следующем этапе учитель раздает ученикам две плитки разного цвета и объясняет, что пешки на поле (независимо от их цвета) стоят и перемещаются только по черным клеткам. Воспитатель предлагает детям самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, следя за тем, чтобы они правильно расположились на черных квадратах. После того, как дети осмотрели детали, они взяли их в руки. Воспитатель поручает детям правильно расставить пешки на игровом поле. Объясните дошкольникам, что перед началом игры фишки разных цветов находятся в центре игрового поля. При этом он остается свободным, так что вы можете двигаться. Пешки следует размещать в три ряда от ближайшего к вам края игрового поля и только на черных клетках. Для закрепления полученной информации ребятам дается 12 пешек одного цвета с заданием поставить их на поле.

Кроме того, есть тренировка в движениях по диагонали вперед к свободному соседнему черному квадрату. Количество штук уменьшено с 12 (24) до 4 (8).

Когда дошкольники имеют представление о том, где находятся пешки на поле и как они ходят, им следует объяснить смысл игры. Задача состоит в том, чтобы уничтожить фишки противника, продвигая фишки вперед. К простому контроллеру не вернется. Проигравшим считается тот, у кого на игровом поле больше нет шашек или нет возможности делать ходы.

Тренировочный матч проводится с ограниченным количеством пешек на поле. Отрабатывая движения, детям придется столкнуться с ситуацией, когда фигуры соперника встречаются по диагонали на смежных клетках, а поле за фигурой соперника остается свободным. Воспитатель показывает, что тот из игроков, чья очередь сделать ход, обязан взять (обыграть) пешку соперника и убрать ее с поля. Простая фигура может обыграть фигуру противника и вернуться.

Следующий шаг – рассказать детям. Что в каждом бою, в том числе и в дамском, есть герои. Это простые пешки, которые, достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными – королевскими пешками и продолжают бой. Ферзь может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая фишки соперника. Это перевернутая микросхема.

Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

На первый взгляд игра в шашки не кажется такой сложной, как шахматы. Здесь тоже есть свои тонкости, освоение которых требует систематических занятий, где присутствует и теория, и практика.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также осуществляется по принципу от простого к сложному. Сначала детям показывают шахматную доску и двухцветные фишки. Затем они учатся правильно расставлять фишки только на черных квадратах. Самое главное для учителя – четко сформулировать саму суть игры: двигать своими фигурами, блокировать все ходы соперника и уничтожать его фигуры. Следующее стихотворение поможет вам усвоить эти правила:

  • Вы можете смело начинать битву: первый ход всегда за белыми! Шашки медленно, но аккуратно ходите только по черным клеткам! Наверное, шашке не повезло, что шашка идет только вперед! Все знают: старые и молодые, давайте взад и вперед мечом! Фишка вашего противника немедленно умрет, если ваша на нее прыгнет! Поле вдруг закончится, Тут же шашки станут «королем»! Чтобы ваш «король» не попался, двигайте его по всей диагонали! Цель игры – победить «врагов» И чтобы у них не было ходов!

Основная цель обучения для дошкольников – научиться видеть наиболее подходящий ход из множества ходов в данной ситуации, а также предугадывать ходы противника. Чтобы ученики понимали суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим количеством клеток и, как следствие, меньшим количеством пешек. И только после этого можно начинать играть на стандартной доске.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

В начале обучения игре в шашки на поле может быть меньше клеток, как и самих фигур

Объясняя правила драфта, учитель также может использовать картинки. Например, сообщите ребятам, что среди фигур есть герои, настоящие бойцы – простые пешки, которые, достигнув противоположного края поля, превращаются в королей (перевернутые фигуры). Это самая сильная фигура, которая может двигаться по всей диагонали, побеждая шашки соперника.

Необычное снаряжение также поможет повысить интерес к игре. Это могут быть большие уличные шашки с надувным кортом (отличный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На уроках педагог обязательно расширяет кругозор дошкольников: рассказывает им забавную информацию из рассказа дамы, например такую:

  • Где именно были изобретены пешки, неизвестно. По одной из версий, это было в Древнем Египте. Игра любили фараоны, и считалось, что ее изобрел Тот, бог мудрости.
  • Древние греки считали, что игру изобрел бог Гермес, покровительствовавший торговле, ловкости и красноречию. Он предложил богине Луны поиграть с ним при условии, что в случае победы он получит от нее 5 дней. Гермес одержал победу и добавил эти 5 дней в году: с тех пор стало 365 дней.
  • В древности вместо дамы использовали круглые двухцветные камни.
  • Жетоны представляют две сражающиеся армии. Отступление невозможно: так фигуры идут только вперед. Когда одна фигура попадает в другую, она прыгает поверх нее – аналогично, в битве победивший воин перешагивает через побежденную, чтобы продолжить сражение.
  • В средние века обучение шашкам входило в обязательную программу обучения рыцарей. Таким образом их обучали навыкам ведения рыцарских поединков, которые необходимы будущему воину.
  • В России шашки популярны с 10 века. Первоначально они были сделаны из глины и камня, в том числе из янтаря.
  • В отличие от шахмат, у каждой нации был свой тип игры в шашки (например, разное количество клеток на поле и немного другие правила). Но у этого был недостаток: игроки из разных стран не могли участвовать в международных соревнованиях. Именно поэтому около века назад в Нидерландах была создана международная версия игры под названием «Шашечные клетки».

Детям будет интересно услышать сказки о шашках. Вы можете предложить следующие варианты:

  • “Иванушка-дурак и змей Горыныч”. Братья Степан, Демьян и Иван-дурак жили в деревне. Они работали весь день, а вечером ходили на митинги или устраивали драки. Только Иван вечером сидел на ровной доске и играл сам с собой в шашки, передвигая черные и белые камни. Однажды братья пошли собирать грибы и заблудились. Ближе к вечеру они вышли на поляну, где стояли белокаменные постройки с открытой дверью. Была старая дева. Он накормил своих товарищей и велел им уйти как можно скорее: ведь это дворец Змея Горыныча, он скоро приедет и заставит их сыграть в шашки, побить их, а потом поодиночке съесть. Тогда ужасный Змей с грохотом пришел домой и стал по очереди играть с братьями в шашки (старуха принесла богатый стол с ячейками из золота и серебра и чугунными фигурками). Заблудились старшие братья, сидят, заливаясь горящими слезами. Но Иван победил: он сыграл так, что глаза Змея расширились от удивления. И ему пришлось отпустить товарищей домой.
  • «Королевство дамы». В призывном состоянии правила царица Дамка. А сельчане были черными и белыми пешками. Они жили очень дружно и очень любили устраивать турниры по шашкам. Черно-белые выиграли, и все остались довольны. Но недалеко от этой чудесной страны жил злой колдун Домино. Он любил играть в свою игру и всегда просто хотел выиграть, выиграть любой ценой, с помощью магии и обмана. Поэтому никто не хотел с ним играть. Волшебник ужасно завидовал Дамке и его подданным и однажды очаровал их королевство. Все жители сразу же забыли правила игры в шашки. Инспекторы начали между собой спорить, даже драться – они хотели добиться победы силой. Дама хотела успокоить жителей, но при этом забыла правила игры. И тогда правитель издал указ: тот, кто запомнит правила игры и наведет порядок в королевстве, навсегда станет его почетным гражданином и получит золотую медаль. Кроме того, воспитатель предлагает дошкольникам напомнить королеве и ее обитателям важные правила игры в шашки.

Воспользовавшись шашками, учитель может предложить ученикам эстафету. Это повысит интерес к обучению игре, внесет азарт и создаст прекрасное эмоциональное состояние. Мальчики делятся на 2 команды, перед каждой – шахматная доска, а рядом – пешки. Каждый игрок берет свои фишки. По сигналу учителя каждая пара бежит к полю и кладет фишку на клетку, которую учитель называет. Побеждает команда, которая быстрее всех выполнила задание и не ошиблась в размещении фишек.

Вы также можете соревноваться в обратном порядке – убирайте фишки по одной согласно инструкциям учителя.

Фотогалерея: необычные шашки для воспитанников ДОУ

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Чтобы игра была увлекательнее, вместо привычных фигурок шахматной доски можно использовать объемные картонные божьи коровки двух цветов

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

замечательно, если в группе есть уличная шашка, с ней здорово поиграть на улице в теплую погоду

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Интересная идея: пешки из пуговиц (у одного – кружочки, у другого – сердечки)

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Используя такое оборудование, учитель может превратить игру в шашки в сказочный экшен

Таблица: пример конспекта занятия «Играем в шашки: шашечные дороги» (фрагмент)

Автор Гурдюмова Л., педагог, Д / с г. Нижний Тагил Свердловской области.
Психологический настрой Д: Привет, ребята. Посмотрите, что у нас на столах? Правильно, это игра в шашки. Мы помним название шахматной доски, на которой играют в шашки? Молодец, правда: поле. Кто помнит, как правильно поставить доску? (Доска располагается между игроками вот так – ее поле в левом нижнем углу должно быть темным). Сядем за столы лицом друг к другу и правильно расположим доску.
Основная часть Рисование игры. В .: Итак, мы готовы играть в шашки, но для этого надо расставить фигуры на доске – поле. В коробке находятся жетоны двух цветов: черного и белого. Как вы решаете, кто что будет играть? (Детские ответы). Чтобы никого не обидеть, спор о том, кто какие шашки играет, решается следующим образом. Арбитр, а это я, держит пешку, и один из игроков говорит, в какой руке. Если он получает белый жетон, это означает, что он играет белыми, а его партнер, сидящий напротив, будет играть черными. Определяем, кто какими пешками будет играть (разыгрывается ничья). Игра «Кто быстрее расставит фишки на доске?» В: Сейчас мы проведем соревновательную игру «Кто быстрее расставит фигуры на доске?» Вы помните правило, как правильно расставлять шашки, на какие клетки? Хорошо, мы разместим жетоны только на черных ячейках. Каждый будет размещен на своей половине. На троих выполняем задание. (Игра повторяется несколько раз, дети обмениваются шашками). Мы отлично поработали! В .: А теперь у нас минутка физкультуры.
  • Наш отдых – минутка физкультуры, присаживайтесь. Один раз – он сел, дважды – он встал, Руки вверх. Сели, встали, сели, встали, Ванька-встанкой, как сталь, А потом поскакали, Как мой упругий мяч.

Дидактическая игра «Кто назовет самые горизонтальные объекты».

Заключительный этап В: Ребята, а что вам больше всего понравилось в классе сегодня? Подводя итоги.
Гражданин: https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-dlja-doshkolnikov-igraem-v-shashki-shashechnye-dorogi.html

Видео: занятие по игре в шашки в детском саду

«Учите детей играть в шашки». Рекомендации для воспитателей детских садов

Девочки и мальчики: Никита и Наташка, Рона гранит науки, имя которой «Дама».

Задача непростая, без кукол – очков! Хочу узнать игрушку под названием «чудо-шашки»!

И скоро от победы по коже бегут мурашки, Дети с радостью скажут: «Ох уж эти барышни!»

Корчагина Ирина

В дошкольной педагогике одной из самых актуальных проблем является планирование и проведение свободного времени и кружковой работы в детском саду. Несколько лет я была организатором клуба, который называла «Ох уж эти дамы.

Из всего разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду (творчество, игра, чтение художественной литературы и т.д.) я предпочитаю настольную игру в шашки, которую считаю одной из самых интересных и полных детских игр. Для начала я расскажу, какие преимущества эта игра приносит в развитии дошкольников.

Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, в первую очередь, они стимулируют умственную деятельность детей, развивают их логическое мышление, развивают пространственное воображение, память и внимание, что очень важно при подготовке к школе. Поскольку большинство дошкольников по своей природе очень подвижны и активны, и им трудно сосредоточить свое внимание в течение длительного времени, эта волшебная игра незаметно формирует такое качество, как настойчивость.

И даже эта игра выявляет в детях качества, которые важны для их будущей жизни, такие как способность мыслить независимо и нести ответственность за принятые решения, адекватно относиться к неудачам и неудачам. Что улучшает коммуникативные навыки, воспитывает доброжелательное отношение детей навстречу друг другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Начать обучение детей игре в шашки рекомендую в старшей группе детского сада (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым, развиваются произвольные, прогностические и наглядно-образные функции мышления, позволяющие решать более сложные задачи. В пятилетнем возрасте дети становятся более усидчивыми (они могут заниматься чем-либо в течение 20-25 минут) и могут играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей нельзя принуждать, они должны хотеть этого сами. В группе всегда будут активные и любознательные дети, любящие «что-то новенькое», сначала пробуют свои силы в работе, потом другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей был ненавязчивым и интересным. Необходимо знакомить детей с новым для них материалом в простой и очень доступной для понимания форме. Например, о правилах игры в шашки можно рассказать детям в форме сказки или в поэтическом варианте, запомнив какую из них, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самый распространенный ошибка – отступление простой пешкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся простыми, но, как показывает мой опыт работы с детьми, знания правил недостаточно, чтобы играть в шашки, поскольку эта игра содержит много разных типов сложности, тонкости и сложности. Чтобы дети хорошо научились играть в шашки, необходимы систематические уроки, включающие минимум теории и максимум практики.

Знание и обучение детей игре в шашки происходит в несколько этапов по принципу: от простого к сложному: сначала детей нужно познакомить с историей этой игры, затем показать им шахматную доску, белые фишки и черный цвет, затем научите его правильно расставлять пешки на игровом поле, объясните, почему все пешки ставятся только на темные клетки (это необходимо, чтобы пешки соперника встречались в игре) и так далее. Также необходимо четко сформулировать суть игры, которая заключается в уничтожении фигур соперника или в блокировании всех его ходов. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к ознакомлению с основными правилами игры. Предлагаю свою поэтическую версию, которая очень помогает детям быстро усвоить правила этой умной игры.

1) Вы можете смело начинать битву: первый ход всегда за белыми! 2) Дама идет медленно, но точно только по черным клеткам! 3) Наверное, даме не повезло, она идет только ВПЕРЕД! 4) Всем известно: и старики, и молодые, мечем бьем вперед – назад! 5) Фишка противника немедленно погибнет, если на нее прыгнет ваша! 6) Поле вдруг кончится, Тут же дама станет “королем”! 7) Чтобы ваш “король” не попал в плен, двигайте его по всей диагонали!

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Цель игры – победить «врагов» И чтобы у них не было ходов!

Дети, как правило, увлекаются так же быстро, как потом теряют интерес. Поэтому задача педагогов не только поддерживать этот интерес как можно дольше, но и подпитывать его и усиливать с каждым уроком. Для этого советую не тянуть уроки (продолжительность не должна превышать 25 минут), чтобы у детей не было переутомления, которое может привести к снижению активности мозга и внимания.

Сами шашки нужно проводить не чаще двух раз в неделю, чтобы дети не уставали от них, ведь это может привести к быстрой скуке и потере интереса. Уроки следует планировать таким образом, чтобы чередовать разные виды деятельности: теоретические (знание нового материала), практические (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых задач в шашки) и игровые (игры в шашки) соревновательный характер).

Следует помнить, что ребенку нужно играть в шашки не только с более сильными игроками, но и слабее его (победы в игре будут его стимулировать, подогревать интерес, но частые проигрыши могут негативно сказаться на дальнейшем желании ребенка играть в шашки). Важно время от времени хвалить каждого ребенка (за победу, даже за правильно выполненный ход), и никогда не следует критиковать его за поражение – это отбьет у него желание заниматься в будущем не только шашками, но также, возможно, другие игры соревновательного характера.

Играя в шашки, ребенок учится мыслить логически и абстрактно, принимать важные решения, обдумывать разные ходы. Поэтому по ходу игры вы никогда не должны торопить его, потому что правильные решения, влияющие на исход игры, должны приниматься медленно, потому что он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре необходимо научить ребенка справляться с этой ситуацией спокойно и терпеливо, не сердиться, а делать выводы, научить анализировать ошибки.

Поражение в игре – тоже результат, пусть и со знаком минус, но это тоже своего рода урок, опыт. В случае поражения нужно поднять настроение ребенку, сказав, что он непременно добьется успеха, что вы в него верите. На протяжении всего урока педагог должен донести и подчеркнуть мысль о том, что для достижения положительных результатов в игре в шашки необходимо много тренироваться и серьезно и ответственно отнестись к делу.

В конце всех уроков по обучению детей игре в шашки дети должны уметь мыслить во время игры на каждом последующем шаге мысленно, анализировать правильные и неправильные ходы, предугадывать ходы соперника на несколько шагов вперед, строить гениальные комбинации пешек, а также выберите наиболее правильный и подходящий. Необходимо подвести итоги всего курса обучения путем организации финального конкурса по рисованию среди детей, на котором вручаются дипломы и подарки.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Шашки – волшебная игра. Оно одновременно простое и сложное, подразумевает соревнование, борьбу, а это закаляет психику и характер ребенка, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, умение завершить начатое дело, не унывать и не падать дух на неудачу, это помогает вам поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – это интеллектуальное свободное время, которое направлено на формирование предпосылок к учебной деятельности и развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих их социальный успех.

Автор: Корчагина Ирина Владимировна воспитатель, МБДОУ «Детский комбинированный сад № 85», Астрахань, Россия

Статья опубликована в авторской редакции

Открытое занятие по шахматам и шашкам в ДОУ

Урок по шашкам или шахматам можно превратить в открытое мероприятие. Ведь это актуальное и оригинальное направление (тем более, если методика проведения этих настольных игр является предметом самообразования учителя или ведет соответствующий кружок). Лучше всего обобщить этот урок: вы не должны сообщать детям в нем какую-либо информацию или правила, которые для них являются совершенно новыми. Учитель должен придумать яркое и запоминающееся название для мероприятия, например «Шахматное королевство» или «Путешествие в страну шашек».

Чтобы урок был по-настоящему интересным, следует придумать забавный сюжет. Например, мальчики отправляются в путешествие в Шахматное королевство, где знакомятся с Шахматным королем. Ребятам нужно показать свои знания в шахматах: они делятся на 2 команды, и учитель задает им вопросы и загадки. Можно организовать мини-эстафету (например, какая команда быстрее расставит пешки на доске, соответственно участвуют 8 детей).

Во время открытого урока шашек вы можете немного рассказать об истории этой настольной игры (дети уже знают некоторую информацию). Затем педагог дает дошкольникам несколько полезных советов (например, продумайте действия на несколько шагов вперед, постарайтесь занять центральные поля доски своими фигурами и т.д.), Которые помогут им победить. Для наглядности следует использовать магнитную доску. Со временем следует организовать небольшой турнир по шашкам (каждый ребенок играет в игру).

Открытый урок можно начать с короткой беседы с детьми. Учителя, например, интересуют ученики – что дает человеку умение играть в шашки (шахматы). Вы также можете логически завершить мероприятие аналогичным разговором.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Рекомендуется украсить комнату, где будет проходить открытый урок

Для успеха мероприятия важно оформление помещения: это может быть не только коллектив, но и музыкальный зал. Для самих детей можно придумать оригинальные костюмы.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Сшить плащи на шахматную тематику несложно, однако за счет таких костюмов мероприятие будет выглядеть выгоднее

Видео: открытое занятие по игре в шахматы в детском саду

«Играем в шашки» проект на тему

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 217» Ленинского района Саратова

Утверждено директором детского сада № 217 __________ Павлинова Г.Г

Консультация для родителей

«Как научить ребенка играть в шашки»

Подготовила педагог: Юлия Александровна Полищук

Дата:

Саратов 2016

Вряд ли кто-то сомневается, что одним из лучших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми, самые известные и популярные из которых, конечно же, – шахматы и шашки.

Детские шашки – прекрасное средство развития у ребенка важных качеств, в первую очередь – памяти и логического мышления. Кроме того, игра в шашки для ребенка – это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать правильные решения и другие полезные для жизни качества. Таким образом, те родители, которые понимают все преимущества обучения своих детей проверке, уже нашли для себя ответ на вопрос, зачем приучать детей проверять. Обязательно попробуйте приобщить ребенка к игре в шашки. Начать играть можно уже в 3-4 года. Детям очень важно проявлять и тренировать в этой игре такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. Это то, что понадобится ребенку, когда он пойдет в школу, что еще раз доказывает пользу дошкольных шашек. Эту игру также рекомендуют, если ваш ребенок непоседлив, не переносит длительных уроков и т.д. Очень часто именно игра в шашки развивает в ребенке эти необходимые качества и помогает добиться успехов в школе. Во многих общеобразовательных школах открыты и рекомендуются редакционные кружки.

Возникает следующий вопрос: как научить ребенка играть в шашки. На первый взгляд это простой процесс. Ведь правила шашек настолько просты, что их сможет понять и соблюдать даже маленький ребенок. Однако есть общие важные моменты, без которых невозможно добиться успеха в приобщении детей к шашкам и другим полезным развивающим играм.

Самый главный и действенный способ очаровать ребенка девушкой – позволить ему увлечься собой! То есть не рассказывать ребенку, насколько ему интересно и полезно будет играть в шашки, а показать и разделить с ребенком этот интерес. В этом вам помогут следующие действия:

1. Изучать черновики литературы, интересные шашечные сайты, чтобы:

  • получать новости о шашках, изучать творчество известных шашек,
  • самообучение игровым приемам
  • умение решать и объяснять ребенку простейшие проблемы дамы
  • разучивайте интересные и красивые пешечные позиции и партии

2. Попробуйте поиграть в шашки: с человеком или (если нет другого варианта) с компьютером (достаточно простой программы в шашки).

3. Расскажите ребенку интересные истории шашек (в некоторых книгах можно найти такие рассказы с участием известных детям персонажей)

4. Продемонстрируйте ребенку простые, но наглядные и увлекательные фрагменты игры в шашки (детям особенно импонируют эффектные комбинации шашек)

5. Хвалите ребенка за успехи в игре и практике в шашки, не ругайте за неудачи.

6. Выражайте в присутствии ребенка свою гордость за то, что он занимается шашками, хвастайтесь его достижениями.

7. Не заставлять, а интересовать ребенка!

  1. Не форсируйте события! Главное, чтобы процесс был интересным и ненавязчивым.

Эти важные секреты и советы помогут вам не только научить ребенка играть в шашки, но и увлечь вас шашками. Не забывайте, что если вы умеете проявлять ребенку интерес к шашкам и не заставляете его учиться, ребенку будут интересны и шашки (приведенные выше советы основаны на работе опытного педагога Ивана Ивановича Полонейчика).

Шашки, как очень увлекательная игра, подходят, даже если ребенок по каким-то причинам не хочет играть в шахматы.

Как организовать турнир по игре в шахматы или шашки в детском саду

В конце учебного года по результатам занятий шашками или шахматами обычно проводится турнир. Для детей он должен стать настоящим отдыхом, который только повысит интерес к интеллектуальным настольным играм.

Турниры не следует проводить слишком часто, это может негативно сказаться на детской психике. Ведь готовясь к мероприятию, парни всегда переживают, даже если внешне этого не показывают.

Здесь тщательно продуман сценарий, к подготовке должен быть привлечен музыкальный руководитель (например, разыграть в начале мероприятия небольшой боевой танец в шахматы или шашки). Сюжет турнира может представлять собой битву средневековых рыцарей или грибно-ягодную войну (по мотивам русской народной сказки). Обязательные атрибуты такого праздника – яркие декорации (обычно все происходит в музыкальной комнате) и игровые персонажи (взрослые наряжаются в соответствующие костюмы).

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

На турнире должны присутствовать игровые персонажи в соответствующих костюмах

Открывающий турнир должен быть сыгран хорошо. Это может быть танец, сцена или просто торжественное выступление педагога.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Турнир может включать элементы театральности или хореографии

Основная часть турнира – соревнования между парами дошкольников. Если они играют в шашки, могут быть разные бои: мальчики, выигравшие в первом раунде, снова играют друг с другом и т.д. Если используются шахматы, есть три мальчика, которые первыми победили врага.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Основная часть турнира – это сама игра

Самая торжественная часть – синтез с вручением почетных грамот.

Победители награждаются дипломами (1-е, 2-е и 3-е места), однако всем участникам должны быть вручены символические поощрительные подарки (например, значки или конфеты).

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Победители турнира должны быть награждены дипломами

Родителей и других воспитателей детского сада всегда приглашают на турнир по шахматам или шашкам. Организовано жюри, судьями, которые следят за выполнением всех правил.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

На турнире обязательно присутствие жюри из учителей или родителей

Семейное соревнование по изготовлению шашек или работ на шахматную тематику, например, самых креативных шашек (из любого материала), может быть приурочено к турниру. В то же время родителей также поощряют небольшие награды или сертификаты.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Одновременно с турниром можно запланировать соревнование по созданию самых оригинальных шашек

Видео: шашечный турнир среди детских садов

Правила игры в «Чапаева»

  • С каждой стороны необходимо расположить шашки горизонтальными рядами по 8 штук в каждом ряду.
  • Противник должен устранить все у соперника движением пальца по фишкам.
  • Конец игры будет считаться, когда все миниатюры соперника будут уничтожены.
  • Противник начинает ход после того, как игрок теряет свою фигуру или не может нокаутировать кого-то еще.
  • Игрок, который первым выбросил все фишки своего противника, во втором раунде перемещается на один ряд выше.

Помимо эволюционной ценности, игра в шашки выявляет в детях важные качества для их будущей жизни, такие как способность мыслить независимо и нести ответственность за принятые решения, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Поскольку большинство дошкольников по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить внимание в течение длительного времени, игра в шашки формирует в них такое качество, как настойчивость.

Надеюсь, статья была вам полезна и вы легко научите своего ребенка играть в шашки. Еще советую не забывать поиграть в шахматы. Удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Спасибо, что поделились статьей в социальных сетях!

Рабочая программа кружка по шахматам и шашкам в ДОУ

Чаще всего уроки шашек и шахмат в дошкольном образовательном учреждении отрабатываются в рамках круговой работы. Он организован в старших и подготовительных группах. Педагог заранее готовит программу клуба, где обосновывает актуальность занятий, их цели и задачи и представляет дидактически-тематический план.

Таблица: пример учебно-тематического плана кружка «Шашки-шахматы» (фрагмент)

Автор Микрюкова Г. Е., воспитатель школы № 20 г. Можга Удмуртской Республики.
Месяц Темы Количество уроков Все часы
Теория Упражняться
Сентябрь
  • Рассказ о зарождении игры в шашки.
  • Знание шахматной доски.
  • Азбука игры в шашки. Правила игры в шашки.
1 1 1 1.5
Октябрь Игра “Русские шашки». 4 2
Ноябрь
  • Игра в подарок».
  • Игра “Северные шашки».
одиннадцать одиннадцать 2
Декабрь
  • Игра «Уголки».
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (1 тур).
один 2 1 2
Январь
  • Шашечный турнир «Наш лучший шашист» (2 тур).
  • История возникновения шахмат. Знание шахматной доски. Знание шахматных фигур.
одиннадцать один 1.5
Февраль
  • Знание сильных и слабых шахматных фигур.
  • Знание легких и тяжелых шахматных фигур.
одиннадцать одиннадцать 2
Март
  • Шах. Мат.
  • Нажмите. Рисунок.
одиннадцать одиннадцать 2
Апрель Шахматная партия. 4 2
Может Шахматный турнир «Наш лучший шахматист». 2 один
Источник: https://h.120-bal.ru/doc/14300/index.html

Учебная программа рассчитана на 32 урока.

Шашки и шахматы станут увлекательным интеллектуальным развлечением для дошкольников. Они помогут развить ценные качества личности, которые пригодятся в жизни. Талантливый педагог поможет детям быстро овладеть мудростью этих игр, и, возможно, в будущем кто-то из учеников станет настоящим чемпионом. Задача педагога – представить занятие в наиболее увлекательной форме, используя различные приемы, стимулирующие интерес детей.

Проект «Чудо-шашки» для детей старшего дошкольного возраста

Алла Волченкова

Проект «Чудо-шашки» для детей старшего дошкольного возраста

Участники проекта: старшие дошкольники, родители, старший воспитатель.

Тип проекта: интеллектуальная игра

Актуальность проекта. Игра в шашки дошла до наших дней с давних времен. Сегодня эта игра превратилась в один из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, смекалку; развивает способность мыслить абстрактно; способствует настойчивости, пространственному воображению; развивает умение действовать в уме; самое главное – развивать память. Шашка – это инструмент для умственного развития детей. Ребенок, который учится этой игре, становится более внимательным, самокритичным, привыкает мыслить самостоятельно, принимать решения, бороться до конца и не унывать в случае неудачи. Эти занятия рассчитаны на работу в парах и изначально предполагают элемент соревнования, что повышает эффективность развития ребенка. Игра в шашки великолепна. Шашки можно выбрать как для семейного отдыха, так и для хобби. Эта игра приближает родителей к своему малышу. Игра в шашки проста, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальный уровень всей семьи.

Проблема: – поверхностный интерес родителей к игре в шашки и неспособность детей играть в эту настольную игру.

Обоснование проблемы: 1 Неспособность и нежелание детей играть в настольные игры, особенно в шашки. 2. Незнание у родителей и детей истории игры в шашки и ее видов. Отсутствие родительского интереса к изучению дошкольных шашек.

Цель состоит в том, чтобы развить интеллектуальные способности каждого старшего дошкольника через воспитание интереса к игре в шашку.

Задания: 1. Развивать внимание, словесное и логическое мышление у детей старшего дошкольного возраста.

2. Развивать произвольность поведения и познавательных процессов через игру в шашки.

3. Сформируйте потребность в настольных играх. 4. Сформируйте позитивные отношения между родителями и детьми.

Этапы реализации проекта:

1. Организация игрового уголка для детей группы. Научите детей играть в шашки; знаком с правилами игры. Детское знакомство с историей игры дамы, ее видами. Научить детей играть в шашки и познакомиться с правилами игры. Активное использование настольных игр и игр на логическое мышление в совместной деятельности. Индивидуальные игры с одинокими детьми. Соответствующие игры для детей. Перед турниром прошла неделя подготовки, в течение которой ребята соревновались друг с другом, набирая очки для участия в турнире по шашкам для победителя.

2. Визуальная информация для родителей (скользящий экран)

с описанием истории шашек, их видов, правил игры.

3.Фотовыставка для родителей: «Учимся играя, учимся играя!»

Где можно посмотреть, в какие настольные развивающие игры играют дети в группе.

4. Проведение анкетирования на тему: «Роль игры в шашки в вашей семье»

.

5. Консультация: «Как научить ребенка играть в шашки, ее роль в развитии ребенка». Цель: заинтересовать и сыграть вместе с ребенком в настольную игру.

6. «Шашечный турнир»

в группе с родителями. Составлен сценарий турнира по шашкам. Родителей пригласили в
«Шашечный турнир»
– Были игры в шашки между родителями и родителями, родителями и детьми. По окончании турнира I, II, III места были награждены кубками и почетными грамотами, а все участники – памятными подарками и почетными грамотами. На турнире было дано домашнее задание
«Необычные шашки и доска»
… Пешки были сделаны из ракушек, пробок, пуговиц, в которые дети с удовольствием играют в группах.

7. Мастер-класс для воспитателей «Чудотворная леди«

Ожидаемый результат:

1. Знакомство с родителями и детьми с историей игры в шашки и их видами.

2. Развитие познавательной активности детей и родителей. 3. Развитие произвольности поведения через игру в шашки.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ. Игра в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки
Цель: научить детей играть в шашки. Задания: Закрепить знания детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение использовать число в результате измерения, определить равенство разных групп предметов по количеству. Пополните детский словарный запас новыми словами: шашки, турнир, партнер, диагональ, галстук. Развивать интерес к игре в шашки, умение относиться друг к другу дружелюбно, уважительно, стремиться к успеху, развивать чувство уверенности в себе. Материал: шашки.
Прогресс активности:

– Хочу сообщить, что в этом месяце в нашем городе пройдет турнир по шашкам среди детей, посещающих детские сады. Хотите ли Вы поучаствовать? Тогда советую начать подготовку к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки, и установить правила игры.
И. – Ребята, а кто знает, что такое турнир? (тип соревнования) – Как зовут того, кто играет в шашки? (Игрок в шашки) – А каким должен быть игрок в шашки? (вежливые, опытные, добрые и т д.) – Что нужно для игры в шашки? (Товарищ, шахматная доска, шашки, знание правил игры) Дети настраивают алгоритм. – Кто умеет играть в шашки? (Любой) – Кто может быть партнером в игре? (Любой) – Как вы приветствуете партнеров в начале и в конце игры? (Они пожимают друг другу руки в начале и в конце игры) II. – Ребята, шахматная доска очень необычная и таит в себе множество загадочных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все экстравагантные секреты магической доски. Дети садятся за столы. – Я буду задавать вам вопросы, а вы постараетесь безупречно ответить, внимательно рассматривая доску, медленно ее изучая. – Что ты видишь на доске? (одинаковые квадраты чередуются по цвету) – Чем они похожи и чем отличаются? (Они похожи по форме и размеру, но различаются по цвету) – «Все в квадратах: белый, черный, шахматная…» Считается ли количество черных и белых ячеек? Мальчики считают белых, а девочки – черные кровяные тельца. (32 белых клетки, 32 черные клетки) – Что можно сказать о количестве черных и белых клеток? (То же число, равно 32, столько же белых, сколько черных) – я хочу вам сказать, что клетки могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, белыми и красными, но их всегда называют черными и белыми. Как называется каждый квадрат или ячейка? (Поле) – Проверьте, правильно ли вы разместили свои доски? Помните, что правый угловой блок всегда белый, а левый угловой блок всегда черный. – Знаете ли вы, что шахматная доска состоит не только из квадратных полей, но и из множества разных путей-дорожек, и у них разные названия. Как называются прямые линии, идущие слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии) – Считается ли их количество на доске? (8 горизонтальных линий) – Теперь пометьте каждую строку цифрой. Номер размещен слева и справа на доске. Но мы поставим его только слева. (казнь с детьми) – Как называются линии, идущие сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии) – Да, и они обозначаются цифрами латинского алфавита. Предлагаю вам нарисовать горизонтальную линию синим карандашом и вертикальную линию красным карандашом и сравнить их по длине. – Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Строки те же) – Предлагаю поиграть. Для этого вам нужно разделиться на две команды. (Дети берут числа и делятся на четные и нечетные) – Злой волшебник раскидал доски по горизонтали. Надо их собрать, попробуем! (Ребята выполняют задание за круглым столом) – Молодец! Вы победили хитрость злого волшебника! Но на скошенной доске тоже есть линии, они идут наискось – в любом случае диагональные линии называются одного цвета. Наши фигуры будут двигаться только по черным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разной длины) – Мы обнаружили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это основные линии. А как обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пересечения вертикальных и горизонтальных линий и обозначаются буквой и цифрой. Например, A1, L8. – Как вы думаете, что еще обозначается буквой и цифрой? (Ячейки – поля) – Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, свое уникальное имя. В шашках принято сначала называть букву, а потом цифру. Игра «Найди поле» Учитель раздает детям 2 фишки с адресом полей, и дети должны найти и положить фишку в нужное поле. – Итак, вы ознакомились с магической доской и местом, где будут проходить шашечные бои. Физическая минута. – А теперь предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в волшебные ладони. Будь очень осторожен! Воспитатель поочередно показывает картонные ладони разного цвета, фиолетовый – дети замирают, желтый – шепот, красный – кричат. III – Мы узнали секреты шахматной доски, но о чем еще нам говорить? (говорит о шашках) Дети сидят за круглым столом. – На каких квадратах стоят фигуры? (Черным цветом) – Сколько жетонов дается каждому игроку? (12 жетонов каждый) – Как вы находите жетоны в начале игры? (На трех горизонтальных линиях с каждой стороны) «Белая команда, черная команда, два отряда стоят лицом друг к другу. Строгий порядок в одной команде, точно такой же в другой команде »- Какие пешки каждого цвета начинают первый ход? (Белые шашки) – Как определить, кому какой играть? (С помощью жеребьевки в любительских играх они просто держать пешку другого цвета в двух руках и предлагать партнеру выбрать одну из двух. Какую пешку он выбрал, он должен играть в этом цвете) IV. – Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, имеет правила игры. Запомните и назовите правила, которые вы знаете, и мы вывесим их на доске. Правила игры • Тронут – иди. • С помощью «тихого хода пешка движется только вперед» • Король может войти в любом направлении и на любом расстоянии. • Если пешка достигает последней горизонтальной линии, она становится королем. • Если на пути атакующей пешки находится больше пешек противника, необходимо бить их все. • Ударное движение может быть выполняется либо вперед, либо назад. • Кошка Остановка пешек соперника обязательна Джентльменские правила. • Не следует привлекать или отвлекать внимание оппонента. • Не смейтесь над неудачей другого. • Снимайте детали осторожно, без лишнего шума. Вывод: играя в шашки, нужно вести себя как вежливый и культурный человек. – Ребята, а когда закончилась игра? • если у соперника больше нет фишек; • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит, когда фишки заблокированы; • если противник признает себя побежденным; • в случае ничьей (это конец игры, когда никто не выигрывает) В: Помните, что проигрыш не может считаться позором. В. – Ребята, вы молодцы! Мы прошли азбуку женской игры и установили правила игры.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы Краткое содержание уроков по развитию речи для детей подготовительной группы. Ранняя весенняя аннотация НОД в подготовительной группе на тему: Цирк. Развитие речи Сценарий турнира по шашкам детского сада для старших дошкольников

Похожие статьи:

Краткое содержание урока «Береги природу» в подготовительной группе

Конспект занятия на тему «Введение в игру шашки. Первоначальные понятия»

Шашки – самая популярная игра благодаря своей простоте и доступности. Мы нашли все, что нужно для игры, и это совсем немного для начала игры.

В Древнем Египте играли по немного другим правилам, у них не было таких современных досок и пешек, но был интерес к игре, который сохранился до наших дней.

Отражение. Фараон прислал не только письмо на папирусе, но и что-то памятное для каждого из вас. Это изображения пирамид, которые являются еще одной достопримечательностью Египта.

Наши пирамиды двухуровневые. Нижний уровень должен быть окрашен в зеленый или красный цвет. А сверху нарисуйте солнце или облако, которое отражает ваше настроение.

1 уровень. Узнал что-то новое. (Зеленый цвет)

Вспомнил старика (красный)

2 уровня. Настроение. Солнце в хорошем настроении, облако в плохом.

Галка и дама

Мама научила меня играть в шашки. Игра мне очень понравилась, но я почему-то всем проиграл. Я проиграл восемь игр маме, пятнадцать – папе, а две игры во дворе проиграл трем мальчикам и глухой бабушке, которые с утра до вечера сидели на скамейке и грызли семечки.

Когда я был готов смириться с позицией «короля неудачников», Галка вышла во двор со своим плюшевым щенком, которого она назвала Шуриком.

– Привет! – Я сказал. – В шашки играть умеешь?

– Очень страшный! – призналась Галка. – Я всем проигрываю!

– Чудесный! – Я был счастлив. – Сыграй мне хотя бы одну игру. Пожалуйста!

– Я занят! – ответила Галка. – Надо с Шуриком погулять!

– Прогуляться! – Я сказал. – Проиграйте, и вы будете гулять с собакой даже до вечера!

– Надо посоветоваться с Шуриком, – сказал Галка и, подняв приглушенное ухо, стал что-то шептать собаке.

– Ну что сказал Шурик? – Я спросил.

– Шурик сказал, зачем играть, если все равно проиграешь!

– А вы ему говорите, что главное не победа! – подмигнул я. – Главное – участие!

И я быстро поставил пешки на поля доски.

– Чур, я белый! – сказал Таккола.

Я согласился, но мрачные мысли начали захватывать меня. Если я выиграю у Галки, то все скажут, что даже дурак ее выиграет. А если, не дай бог, проиграю, то все скажут, что я глупее, чем глуп, потому что даже глупый мог выиграть у Галки! И тут в голову пришла отличная идея: дать Галке фору!

– Знаешь, Галка, – сказал я, – подумал и решил дать тебе преимущество!

– Форум? – снова спросила Галка. – А что это такое?

– И спроси Шурика! Я хихикнул.

Шурик не знал, и мне пришлось объяснять себе, что гандикап – это что-то вроде раздачи подарков».

– Ну, с чего начать? Я спросил.

Что еще почитать:  Конспект занятия по лепке «Поможем доктору Айболиту вылечить медвежат»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector