Игра в шашки и шахматы с детьми дошкольного возраста

Настольные игры – прекрасное средство формирования гармоничной личности дошкольника. Однако сегодня они уступили место компьютерам: современные дети готовы часами сидеть перед монитором. Но это занятие несет сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях учителя активно приобщают детей к игре в шашки и шахматы.

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы – это не только интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам многогранную пользу:

  • Улучшить логическое и абстрактное мышление. Ребенок учится просчитывать свои дальнейшие действия, предсказывать реакцию противника, в уме он разыгрывает различные комбинации.
  • Развивайте память и пространственное воображение.
  • Они развивают усидчивость, хладнокровие, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
  • Матчи в шашки и шахматы всегда сопряжены с соревнованием, своего рода борьбой, каждый матч неизбежно сопровождается определенным азартом. Все это закаляет характер и психику ребенка.
  • Ребенок привыкает адекватно относиться к неудачам, не злиться, а анализировать их причины.
  • При творческом подходе воспитателя игры способны развивать воображение и творческие способности дошкольников.
  • Они способствуют независимости в процессе принятия решений.
  • Эти настольные игры предполагают совместную деятельность детей, поэтому они способствуют социализации, развитию коммуникативных навыков и учат дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. В конце концов, мнение, что шашки и шахматы – это тихая игра, – иллюзия. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции и очень часто думают вслух, делают ходы, делятся впечатлениями.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Игры в шахматы и шашки учат думать, анализировать и предсказывать действия

Как научить ребенка играть в шашки?

  • Первый урок следует начать с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала сам попробует правильно расставить фигурки, если не получается, приходите на помощь.
  • Нет необходимости спешить. Играйте только тогда, когда этого хочет ребенок.
  • Не позволяйте ребенку слишком много работать. Какой бы интересной ни была ваша игра, обязательно делать перерывы на занятия физкультурой.
  • Хвалите, поднимайте настроение своему ребенку, создавайте ему удачную ситуацию, указывайте наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
  • Не ругайте, если ребенок чего-то не понял или сделал неверный шаг, наберитесь терпения.
  • Не сдавайся! Если ребенок всегда выигрывает за счет того, что вы удачно «поставили», то от такой игры не будет никакого смысла.

Наряду с классической игрой в шашки, вы можете научить ребенка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти виды пешек не менее интересны и увлекательны.

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам – 5 лет (старшая группа). На этом этапе внимание детей уже становится достаточно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, способность предсказывать ситуацию. Ребенок приобретает способность решать довольно сложные задачи.

В некоторых дошкольных учреждениях предлагают обучать детей игре в шашки и шахматы в течение трех или даже двух лет. Однако на самом деле такие действия – это просто манипуляции с цифрами (они не используются по прямому назначению). Маленькие дети могут выполнять аналогичные задачи с другими предметами.

Несмотря на повышенную усидчивость старших дошкольников, в эти настольные игры не рекомендуется играть более 25 минут (в подготовительной группе – 30 минут). В противном случае наступит неминуемая усталость и ребенок потеряет интерес или даже не захочет заниматься шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия каждый день – будет достаточно двух раз в неделю (можно и вечером). Когда дети действительно увлечены игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще, чем им заблагорассудится.

Недопустимо принуждать учеников играть в новые для них игры: учитель должен заставить их самих хотеть этого.

В каждой группе всегда самые активные и любознательные ребята, которым интересно все новое. Пусть они сначала включатся в работу, а остальные дети, наблюдая за ними, тоже увлекутся шахматами и шашками.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Во-первых, лучше всего вовлекать в игру наиболее активных детей, лидеров, и, наблюдая за ними, другие дети присоединятся к процессу

Учебный процесс обязательно должен проходить в интересной и ненавязчивой форме. Все должно быть предельно доступно. Например, правила игры можно передать детям в виде сказки или стихотворения, которые легко запомнить. Особенно важно первое занятие – оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть анекдот о приключениях персонажей.

Когда дети усвоят необходимые правила и можно будет потратить больше времени на практику, учитель должен подумать, как именно разделить детей на пары. Каждый ребенок должен играть как с более сильными, так и с более слабыми игроками. Ведь если у ребенка только победы, он не научится анализировать себя, мириться с неудачами. После легкой победы неудача может быть очень болезненной. Частые потери, в свою очередь, могут снизить самооценку ребенка и негативно повлиять на желание в будущем заниматься шашками или шахматами.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Каждый ребенок должен периодически играть как с более сильным, так и с более слабым противником

Каждого ученика нужно регулярно хвалить: за правильный ход, за победу. Но критиковать за поражение просто недопустимо – это отобьет интерес к игре и другим соревновательным действиям. Напротив, нужно поднять настроение ребенку, научить его воспринимать поражение спокойно, умеренно: нельзя обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Учитель должен убедить ученика, что в следующий раз у него точно все будет хорошо, что важно много тренироваться, чтобы результат появился.

Изучая шахматы или шашки, дошкольник учится думать и принимать решения, он ни в коем случае не должен спешить с ходом. Ведь ребенок сам несет ответственность за свои действия. Также нельзя рассказывать детям о ходах: учитель помогает тактично, а не напрямую (например, можно сказать «подумай еще раз», «может есть еще вариант?»).

После игры педагог должен детально проанализировать с детьми их типичные ошибки. Дети должны научиться выбирать оптимальный в данной ситуации из множества возможных ходов.

Для занятий в дошкольном учебном заведении вам понадобится набор пешек и шахматных фигур на каждую пару воспитанников. При отсутствии необходимого инвентаря дети могут играть по очереди, разделившись на 2 группы. Вы также можете принести настольные игры из дома.

Интересная идея – выделить в детском саду специальную шахматную комнату, украсив ее соответствующим образом (подходящие обои, шторы и т.д.). Если это невозможно, желательно организовать в группе шахматно-шашечный уголок.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Желательно организовать в группе шашечный и специальный шахматный уголок

В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть шахматный король и королева. Или вы можете сделать из картона черно-белые короны и предложить детям трансформироваться в ту или иную фигурку во время игры.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Для группы рекомендуется приобрести большую магнитную доску, на которую будут прикреплены шахматы или шашки. В этом случае детям будет намного проще объяснить правила игры и конкретные тактические моменты. Такое оборудование позволит задействовать всех дошкольников одновременно.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Благодаря магнитной доске все ученики сразу видят положение игровых фигур

Предлагаем посмотреть ролик ” Как научить ребенка играть в шашки”

Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить в несколько этапов:

  1. Знание шахматной доски. Дошкольники выучат такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Воспитатель учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю таблицу и отдельную ячейку.
  2. Знание шахматных фигур. Дошкольники узнают, как каждый ходит, как ударяется о другие фигуры, какую ячейку («домик») на доске он изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи и только образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все препятствия сумела дойти до края поля и превратиться в ферзя. Так же можно поиграть в башню, на которую охотятся и тд
  3. Узнай правила игры. В форме анекдота детям следует познакомить с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и т.д.
  4. Решайте индивидуальные шахматные задачи (или этюды). В этом случае лучше размещать на доске не все фигуры, а только те, которые необходимы для каждой конкретной ситуации.
  5. Шахматная партия. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по доске и познавать саму атмосферу соревнования с противником.

без шахмат невозможно представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов духовной культуры.

В.А. Сухомлинский

Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в шахматы

Разнообразные дидактические игры помогут освоить «тонкости» игры в шахматы. Вы можете использовать следующие варианты:

  • «Четвертый статист». На карточках изображена серия шахматных фигур, среди которых есть еще одна (прямоугольник, треугольник, песочные часы и т.д.).
  • “Будь осторожен”. Демо-фрагмент содержит случайные шахматные фигуры. Дошкольникам следует запомнить положение и воспроизвести его на своих карточках.
  • “Правильно Неправильно”. На магнитной шахматной доске фигуры находятся в исходном положении. Некоторые из них находятся в неправильном положении. Дети должны определить, какие из них у них «дома», а какие потерялись.
  • “Что изменилось?”. Воспитатель кладет на стол несколько шахматных фигур. Затем ученики закрывают глаза, а учитель убирает или добавляет фигуру. Задача – его найти.
  • «Узнай фигуру по описанию». Учитель описывает шахматную фигуру, а дети ее угадывают. Например, «кто движется только по диагонали» или «кто продвигается на одну клетку и также бьет другие части квадрата, но по диагонали».
  • «Замечательная сумка». Воспитатель сообщает детям, что шахматные фигуры любят играть в прятки. Дети по очереди вынимают из непрозрачного мешочка шахматные фигуры и отгадывают их наощупь.
  • «Кто быстрее соберет осколки для битвы». Детям необходимо для скорости выстроить фигуры на доске.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Можно предложить дошкольникам соревнование – они быстро расставят все фигуры на доске

Использование необычного оборудования для игры поможет повысить интерес к шахматам. Например, это фигурки в виде реалистичных воинов – мальчишки смогут ощутить настоящий боевой дух. Можно предложить большие фигурки, детям это всегда впечатляет. А саму доску можно сложить по принципу пазлов, еще она может стать отличным ковром для подвижных игр.

На уроках следует активно использовать художественное слово, например, загадки о шахматных фигурах:

  • Я на грани, путь будет открыт – пойду. Я иду прямо, имя не назову. (Башня).
  • Маленькая, уединенная, она прошла много полей вперед и нашла фигуру. (Привлекать).
  • Два брата служат в одной армии, но не могут встретиться на одной дороге. (Слоны).

Шахматы были изобретены более 1500 лет назад. Одни ученые считают, что родиной игры является Индия, другие – Китай, третьи – Персия. В переводе с персидского название игры буквально означает «король мертв».

Старшим дошкольникам будет интересна информация об истории шахмат. Мальчики всегда с интересом слушают разные легенды. Вы можете рассказать им те, что связаны с древней игрой: легенды о зернах, братья Гаве и Талханд, «Белое и черное». Помимо этих красивых легенд, педагог может рассказать детям современные литературные истории о шахматах. Педагог, увлеченный литературой и обладающий богатым воображением, может легко сочинить эти рассказы самостоятельно.

С помощью шахмат можно разыграть с детьми небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием фигур воинов, защищающих короля с ферзем, или на одинокой пешке в поисках друзей. Все зависит от творчества учителя.

Урок должен включать в себя минутку физкультуры по соответствующей теме (ведь всегда сидеть за доской утомительно), например, выполнение «Шахматных упражнений» с детьми. Движения могут быть следующими:

  1. Возьмите нужную форму правой рукой.
  2. Поднимите руки и перенесите фигурку в левую руку.
  3. Опустите руки, наклонитесь вперед и перенесите фигуру в правую руку.
  4. Сядьте, верните руки назад и перенесите фигурку в левую руку.

Тематика шахмат должна затрагиваться в производственной деятельности дошкольников. Например, организовать конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная таблица или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на уроках, так и дома всей семьей.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Шахматная тема успешно решается на уроках искусства

Родители должны активно участвовать в обучении дошкольников игре в шахматы. В этом помогут, например, консультации: «Как играть в шахматы с ребенком», «Развитие логического мышления с помощью шахмат» и т.д. Этот вопрос можно поднять на родительских собраниях.

Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматной игре

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Шахматная тема может быть воспроизведена в различных настольных печатных играх

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Дошкольники обязательно полюбят напольные шахматы

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Играть в шахматы будет еще интереснее, если вы предложите детям фигурки в виде реалистичных воинов

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Дети будут рады собрать из пазлов шахматное поле, а затем поиграть с фигурами

Таблица: пример конспекта занятия «Путешествие в шахматную страну» в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Матвеева Н., педагог.
Организуйте время В .: Ребята, сегодня поедем в путешествие. На чем можно путешествовать? (Самолетом, на корабле, на велосипеде, на машине). Правильно, но сегодня нас ждет необычное путешествие! А как насчет необычной поездки? (На ковре-самолете). Воспитатель: перед тем как отправиться в путь, скажем наш девиз:
  • На ковре-самолете Давай! Знания, смекалка, ловкость Не забудьте взять с собой.

В .: Садись и вперед! Что случилось? Почему мы не летаем? Ребята, давайте посчитаем! 1, 2, 3…, 10 прилетели… Ура! (Звуки музыки).

Основная часть Задание «Прочтите название города». В .: Смотрите, в необычном городе у нас все хорошо. Как его зовут? Вам нужно собрать имя, расставив кубики в порядке от 1 до 15.

  • Итак, посмотрим по сторонам. Здесь нет цвета, только черное и белое. Везде клетки, квадраты, ну почему, ребята?

В: Вы читаете, что произошло? (Страна шахмат). Квест «Угадай». В .: Ребята, посмотрите, перед городом ворота (рисунок шахматной доски на ватмане, или презентация). Можем ли мы пройти через ворота, если вы угадаете, что это за дизайн на воротах? (Детские ответы). Игра «Назови фигурку» Детей приветствует король: Я – король-мудрец. Добро пожаловать, дорогие гости. В моем городе случилось несчастье, злой колдун заколдовал все шахматные фигуры, и они не знают их имен. Чтобы восстановить справедливость, необходимо запомнить имена фигур. Дети слышат и называют фигуру, с которой они сталкиваются (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешка. King Sage: Молодец, спасибо за помощь! «Шахматные загадки». King Sage: Теперь я проверю, как вы отгадываете шахматные головоломки.

  • Он умирает один раз и рождается дважды. (Привлекать).
  • В зверинце не живет, подарков не берет, по косе ходит, хоботом ездит. (Слон).
  • Он движется не наискось и не прямо, а буквой «Г» – так говорят шахматисты. (Лошадь).

King Sage: Вы отгадали загадки, я очень счастлив. Шахматные фигуры тоже рады встрече, они правильно расположились на доске. (Презентация). В .: King Sage, дети немного устали на улице и хотят провести физическую минуту. Мудрый король: Хорошо! В .: А теперь превратимся в пешки.

  • Давай, пешки, поиграем. Поворачиваем голову вправо – влево, а затем (поворачиваем голову) 3, 4, приседания. Будем размять ножки. (Приседания) 1, 2, 3 – шаг на месте. Пешки встали в ряд. Согрелись от души, опять к столам спешим. (Садятся за столы)

Приложение “Шахматная доска”. King Sage: Что вы видите на доске? (Детские ответы). Эти квадраты одинаковые? В чем разница? (Детские ответы). Вы правы, квадраты действительно одного размера, но отличаются друг от друга цветом – черные и белые клетки. И они называются полями. А теперь посчитаем, сколько и тех, и других. Выбирайте цвет квадратов самостоятельно и пересчитывайте их. Сколько белых квадратов вы сделали? Сколько негров? (Детские ответы). Видите ли, и у белых, и у черных одно и то же число – 32, а всего их 64. Или как правильно сказать 64 поля. Теперь помните: на доске 64 ячейки. Ребята, предлагаю вам составить себе шахматную доску из подготовленных для вас черных квадратов. Перед вами белый лист бумаги в клетке, расставьте на нем черные квадраты, чтобы получилась шахматная доска. (На слайде показан пример платы).

Заключительный этап В: Ребята, вам понравилась шахматная страна? (Детские ответы). King Sage: Спасибо, ребята, вы нам помогли. Не оставлю тебя без подарков, возвращайся к нам, будем с тобой дружить. НРАМА: Спасибо, Король Мудрец, пора нам вернуться в сад. Ребята, садимся на ковер-самолет и на обратном пути. Ребята, давайте посчитаем! Только сейчас отсчет -10, 9, 8…, 0 пролетел… Ура! (Звуки музыки). Вот и мы дома. Вам понравилась наша поездка? Что больше всего? Все ребята молодцы!

 

Содержание программы

На первом этапе педагог ведет беседу с детьми. Он предлагает доски для осмотра, дети выделяют квадраты черным по белому, раздают фигурки каждому ребенку, предлагает изучить фишки изнутри, чтобы убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой дамы (будущего короля).

Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

На первый взгляд игра в шашки не кажется такой сложной, как шахматы. Здесь тоже есть свои тонкости, освоение которых требует систематических занятий, где присутствует и теория, и практика.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также осуществляется по принципу от простого к сложному. Сначала детям показывают шахматную доску и двухцветные фишки. Затем они учатся правильно расставлять фишки только на черных квадратах. Самое главное для учителя – четко сформулировать саму суть игры: двигать своими фигурами, блокировать все ходы соперника и уничтожать его фигуры. Следующее стихотворение поможет вам усвоить эти правила:

  • Вы можете смело начинать битву: первый ход всегда за белыми! Шашки медленно, но аккуратно ходите только по черным клеткам! Наверное, шашке не повезло, что шашка идет только вперед! Все знают: старые и молодые, давайте взад и вперед мечом! Фишка вашего противника немедленно умрет, если ваша на нее прыгнет! Поле вдруг закончится, Тут же шашки станут «королем»! Чтобы ваш «король» не попался, двигайте его по всей диагонали! Цель игры – победить «врагов» И чтобы у них не было ходов!

Основная цель обучения для дошкольников – научиться видеть наиболее подходящий ход из множества ходов в данной ситуации, а также предугадывать ходы противника. Чтобы ученики понимали суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим количеством клеток и, как следствие, меньшим количеством пешек. И только после этого можно начинать играть на стандартной доске.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

В начале обучения игре в шашки на поле может быть меньше клеток, как и самих фигур

Объясняя правила драфта, учитель также может использовать картинки. Например, сообщите ребятам, что среди фигур есть герои, настоящие бойцы – простые пешки, которые, достигнув противоположного края поля, превращаются в королей (перевернутые фигуры). Это самая сильная фигура, которая может двигаться по всей диагонали, побеждая шашки соперника.

Необычное снаряжение также поможет повысить интерес к игре. Это могут быть большие уличные шашки с надувным кортом (отличный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные  наборы с необычными фигурами и доской.

На уроках педагог обязательно расширяет кругозор дошкольников: рассказывает им забавную информацию из рассказа дамы, например такую:

  • Где именно были изобретены пешки, неизвестно. По одной из версий, это было в Древнем Египте. Игра любили фараоны, и считалось, что ее изобрел Тот, бог мудрости.
  • Древние греки считали, что игру изобрел бог Гермес, покровительствовавший торговле, ловкости и красноречию. Он предложил богине Луны поиграть с ним при условии, что в случае победы он получит от нее 5 дней. Гермес одержал победу и добавил эти 5 дней в году: с тех пор стало 365 дней.
  • В древности вместо дамы использовали круглые двухцветные камни.
  • Жетоны представляют две сражающиеся армии. Отступление невозможно: так фигуры идут только вперед. Когда одна фигура попадает в другую, она прыгает поверх нее – аналогично, в битве победивший воин перешагивает через побежденную, чтобы продолжить сражение.
  • В средние века обучение шашкам входило в обязательную программу обучения рыцарей. Таким образом их обучали навыкам ведения рыцарских поединков, которые необходимы будущему воину.
  • В России шашки популярны с 10 века. Первоначально они были сделаны из глины и камня, в том числе из янтаря.
  • В отличие от шахмат, у каждой нации был свой тип игры в шашки (например, разное количество клеток на поле и немного другие правила). Но у этого был недостаток: игроки из разных стран не могли участвовать в международных соревнованиях. Именно поэтому около века назад в Нидерландах была создана международная версия игры под названием «Шашечные клетки».

Детям будет интересно услышать сказки о шашках. Вы можете предложить следующие варианты:

Примеры сказок о шашках

  • “Иванушка-дурак и змей Горыныч”. Братья Степан, Демьян и Иван-дурак жили в деревне. Они работали весь день, а вечером ходили на митинги или устраивали драки. Только Иван вечером сидел на ровной доске и играл сам с собой в шашки, передвигая черные и белые камни. Однажды братья пошли собирать грибы и заблудились. Ближе к вечеру они вышли на поляну, где стояли белокаменные постройки с открытой дверью. Была старая дева. Он накормил своих товарищей и велел им уйти как можно скорее: ведь это дворец Змея Горыныча, он скоро приедет и заставит их сыграть в шашки, побить их, а потом поодиночке съесть. Тогда ужасный Змей с грохотом пришел домой и стал по очереди играть с братьями в шашки (старуха принесла богатый стол с ячейками из золота и серебра и чугунными фигурками). Заблудились старшие братья, сидят, заливаясь горящими слезами. Но Иван победил: он сыграл так, что глаза Змея расширились от удивления. И ему пришлось отпустить товарищей домой.
  • «Королевство дамы». В призывном состоянии правила царица Дамка. А сельчане были черными и белыми пешками. Они жили очень дружно и очень любили устраивать турниры по шашкам. Черно-белые выиграли, и все остались довольны. Но недалеко от этой чудесной страны жил злой колдун Домино. Он любил играть в свою игру и всегда просто хотел выиграть, выиграть любой ценой, с помощью магии и обмана. Поэтому никто не хотел с ним играть. Волшебник ужасно завидовал Дамке и его подданным и однажды очаровал их королевство. Все жители сразу же забыли правила игры в шашки. Инспекторы начали между собой спорить, даже драться – они хотели добиться победы силой. Дама хотела успокоить жителей, но при этом забыла правила игры. И тогда правитель издал указ: тот, кто запомнит правила игры и наведет порядок в королевстве, навсегда станет его почетным гражданином и получит золотую медаль. Кроме того, воспитатель предлагает дошкольникам напомнить королеве и ее обитателям важные правила игры в шашки.

Воспользовавшись шашками, учитель может предложить ученикам эстафету. Это повысит интерес к обучению игре, внесет азарт и создаст прекрасное эмоциональное состояние. Мальчики делятся на 2 команды, перед каждой – шахматная доска, а рядом – пешки. Каждый игрок берет свои фишки. По сигналу учителя каждая пара бежит к полю и кладет фишку на клетку, которую учитель называет. Побеждает команда, которая быстрее всех выполнила задание и не ошиблась в размещении фишек.

Вы также можете соревноваться в обратном порядке – убирайте фишки по одной согласно инструкциям учителя.

Фотогалерея: необычные шашки для воспитанников ДОУ

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Чтобы игра была увлекательнее, вместо привычных фигурок шахматной доски можно использовать объемные картонные божьи коровки двух цветов

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

замечательно, если в группе есть уличная шашка, с ней здорово поиграть на улице в теплую погоду

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Интересная идея: пешки из пуговиц (у одного – кружочки, у другого – сердечки)

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Используя такое оборудование, учитель может превратить игру в шашки в сказочный экшен.

Как организовать турнир по игре в шахматы или шашки в детском саду

В конце учебного года по результатам занятий шашками или шахматами обычно проводится турнир. Для детей он должен стать настоящим отдыхом, который только повысит интерес к интеллектуальным настольным играм.

Турниры не следует проводить слишком часто, это может негативно сказаться на детской психике. Ведь готовясь к мероприятию, дети всегда переживают, даже если внешне этого не показывают.

Необходимо тщательно продумать сценарий, к подготовке должен быть привлечен музыкальный руководитель (например, разыграть в начале мероприятия небольшой боевой танец в шахматы или шашки). Сюжет турнира может представлять собой битву средневековых рыцарей или грибно-ягодную войну (по мотивам русской народной сказки). Обязательные атрибуты такого праздника – яркие декорации (обычно все происходит в музыкальной комнате) и игровые персонажи (взрослые наряжаются в соответствующие костюмы).

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

На турнире должны присутствовать игровые персонажи в соответствующих костюмах

Открывающий турнир должен быть сыгран хорошо. Это может быть танец, сцена или просто торжественное выступление педагога.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Турнир может включать элементы театральности или хореографии

Основная часть турнира – соревнования между парами дошкольников. Если они играют в шашки, могут быть разные бои: мальчики, выигравшие в первом раунде, снова играют друг с другом и т.д. Если используются шахматы, есть три мальчика, которые первыми победили врага.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Основная часть турнира – это сама игра

Самая торжественная часть – синтез с вручением почетных грамот.

Победители награждаются дипломами (1-е, 2-е и 3-е места), однако всем участникам должны быть вручены символические поощрительные подарки (например, значки или конфеты).

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Победители турнира должны быть награждены дипломами

Родителей и других воспитателей детского сада всегда приглашают на турнир по шахматам или шашкам. Организовано жюри, судьями, которые следят за выполнением всех правил.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

На турнире обязательно присутствие жюри из учителей или родителей

Семейное соревнование по изготовлению шашек или работ на шахматную тематику, например, самых креативных шашек (из любого материала), может быть приурочено к турниру. В то же время родителей также поощряют небольшие награды или сертификаты.

Игровые технологии ШАШКИ в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения

Одновременно с турниром можно запланировать соревнование по созданию самых оригинальных шашек

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector