Приёмы, которые помогут научить ребёнка скорочтению
Многие родители сожалеют о том, что их ребенок имеет медленную скорость чтения. Такой школьник тратит много времени на выполнение домашнего задания и часто имеет низкую успеваемость. Однако, родителям необходимо понять, что они способны научить своего ребенка быстро читать. Для этого им необходимо иметь желание, быть настойчивыми и выделить всего лишь немного времени каждый день.
Как правильно читать ребенку
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает приблизительные показатели скорости чтения у школьников. Так, к концу учебного года первоклассник должен читать 30–40 слов в минуту, а второклассник уже 50–60 слов (средняя скорость чтения для взрослого человека составляет 150–250 слов в минуту).
Интересно, что скорость чтения во многом зависит от типа нервной системы (у сангвиника, например, она будет выше, чем у флегматика). Однако школьные стандарты не учитывают этого факта.
Просто прочитать текст как можно быстрее недостаточно. Техника чтения для школьников также включает следующие важные критерии:
- Понимание прочитанного. Ребенок должен понимать текст, значение большинства слов, улавливать связь между предложениями и отдельными абзацами.
- Чтение без ошибок в произношении (без замен букв, перестановок, повторов звуков, слогов, слов, неправильного ударения).
- Выразительное чтение с паузами, интонацией, громким и четким произношением слов.
Для успешной учебы школьнику очень важно быстро воспринимать текст и одновременно понимать его смысл. Такому ребенку легко запомнить параграф в учебнике и у него будет больше свободного времени.
Важно не только быстро читать текст, но и понимать его смысл.
Когда лучше начинать обучение скорочтению детей
Поклонники раннего развития считают, что детей можно обучать скорочтению уже в дошкольном возрасте. Однако Вальдорфская школа (методика Штайнера, ориентированная на развитие личности ребенка, его творческой стороны) утверждает, что лучше начинать это делать в 10-12 лет: ведь в начальной школе легче воспринимать информацию, произносимую в обычном темпе речи.
С учетом обеих точек зрения можно сказать, что обучение скорочтению следует начинать тогда, когда ребенок уже умеет читать слова целиком (а не по слогам) и хорошо понимает прочитанное. Некоторые начинают это делать уже в первом классе, а кому-то требуется больше времени. В общем, лучше всего обучать детей быстрому чтению в начальной школе.
Рекомендуется начинать изучение навыков скорочтения еще в начальной школе, особенно с первого класса, когда можно заниматься вместе с другими детьми.
Конкретные методики и упражнения для развития скорочтения
Перед тем, как заниматься с ребенком дома, родители должны организовать структуру каждой тренировки. Она будет состоять из нескольких этапов:
- Разминка.
- Задания на расширение поля зрения и развитие внимания.
- Чтение с повышенной скоростью.
- Упражнения для подавления артикуляции и устранения возврата назад.
- Чтение с повышенной скоростью.
- Заключительная часть.
Продолжительность каждого занятия составляет примерно 15–20 минут (можно разбить на две ежедневные тренировки по 10 минут).
Разминка
Разминка – это возможность прочитать текст, не спеша. Его объем не превышает 100 слов (в зависимости от возраста ребенка). Задание можно усложнить – пусть малыш читает текст сначала правым, а потом левым глазом. После этого взрослый может задать вопросы о содержании, чтобы активизировать работу мозга ребенка.
Читайте также: Куклы для девочек разного возраста: какими они должны быть?
Еще один вариант разминки – это артикуляционные упражнения, произношение согласных звуков на выдохе.
Один из способов разминки – артикуляционная гимнастика
Развитие внимания и расширение поля зрения
Расширение поля зрения позволит школьнику одновременно улавливать глазами большой кусок текста и понимать его содержание. Для развития этого навыка хорошо подходит работа с таблицей Шульте. Она представляет собой квадрат с цифрами, расположенными в случайном порядке. Для первоклашек достаточно будет девяти квадратов, а затем их количество увеличивается до 25 и более.
Задача ребенка – назвать все цифры в наборе за 10-15 секунд, при этом глаза должны быть направлены в центр таблицы. Другой вариант – найти указанное число, глядя в центр.
Работа с таблицей Шульте помогает расширить обзор ребенка
Для учеников первого класса можно использовать упрощенную версию таблицы – с изображениями, например, в центре будет солнце, а вокруг него будут располагаться различные геометрические фигуры.
Что касается упражнений для тренировки внимания, их существует множество. Можно использовать следующие альтернативы:
- Испорченный текст. В тексте удаляются или переставляются отдельные буквы – ребенок должен прочитать его не запинаясь.
- Чтение через решетку. Текст закрывается решеткой – некоторые буквы оказываются скрытыми, при чтении нужно ориентироваться на оставшиеся буквы.
При наличии решетки некоторые буквы оказываются закрытыми, однако ребенок всё равно должен научиться прочитывать текст, опираясь на оставшиеся видимые буквы.
Цель ученика состоит в том, чтобы объединить половинки слов.
Игра в составление цепочек слов – интересное занятие, которое помогает развивать внимание
Занятие составлением слов из одного большого помогает развить внимательность и активизировать словарный запас
Ученик должен привыкать к чтению, не обращая внимание на тип и размер шрифта, фокусируясь на содержании.
Для ребенка важно отыскать в прямоугольнике нужные слова, которым соответствуют изображения
Ребенок принимает на себя роль преподавателя и исправляет ошибки взрослого
Естественно, на каждом занятии школьнику не даются сразу все задания. Их нужно чередовать.
Видео: чтение с решеткой – интересный метод улучшить технику чтения
Увеличение скорости чтения
Следующие упражнения помогут увеличить скорость чтения:
- Ребенку предлагаются несколько строк, которые нужно прочитать несколько раз, постепенно увеличивая скорость.
- Работа со слоговой таблицей. Горизонтальные строки представляют слоги – комбинации одного согласного с разными гласными, а вертикальные строки представляют один гласный, сочетающийся с разными согласными. Ученик внимательно изучает каждую строку и столбец, читая их сначала медленно, а затем все быстрее.
- «На буксире». Ребенок читает текст, а взрослый следит пальцем по книге. Постепенно палец начинает двигаться быстрее прочитанных слов, стимулируя ученика ускоряться.
Таблица слогов – отличное упражнение для увеличения скорости чтения.
Упражнения для подавления артикуляции и устранения регрессии
Многие дети читают медленно из-за того, что произносят слова вслух, либо шепотом. Чтобы бороться с этим помогут следующие задания:
- Читать под музыку. Сначала играют композиции без слов, а затем уже песни.
- Шмель-жужжалка. Школьник одновременно читает глазами, произнося звук “ж-ж-ж”.
- Постукивание. До чтения ученик осваивает ритмичные постукивания, а затем читает текст, отбивая нужный ритм кулачком или карандашом на столе.
- Замок. Во время чтения губы ребенка сжимаются, а к ним прижимается палец (рот можно закрыть ладонью). Задачу можно усложнить: по команде взрослого “Стоп!” палец или ладонь убираются, и слова произносятся вслух.
Чтобы подавить артикуляцию можно читать под звуковое сопровождение — музыку, собственное жужжание или постукивание по столу
Во всех перечисленных случаях после чтения ребёнок обязан ответить на вопросы, касающиеся содержания текста.
Регрессия — это возвращение в процессе чтения на уже прочитанную строку, что, разумеется, замедляет темп. Избавиться от таких действий помогут следующие упражнения:
- Родитель указывает ребёнку карандашом направление чтения: тот следует за указателем, не возвращаясь назад.
- После того как школьник прочитает слово, взрослый его сразу же закрывает.
- Ученик сам использует специальную закладку: двигает её сверху вниз по мере прочтения текста.
- Мама разворачивает книгу на 90° или 180° – ребёнок старается прочитать текст.
Заключительная часть
По окончании урока можно предложить ребенку нарисовать картину на заданную тему.
Видео: что способствует повышению скорости чтения у школьника
Общие советы по обучению умению быстро читать
Для успешной работы по развитию умения быстро читать, необходимо учитывать следующие моменты:
- Практиковаться регулярно, но не проводить тренировки слишком продолжительными.
- Предлагать упражнения в интересной игровой форме, время от времени менять их.
- Не забывать поощрять ребенка даже за самые маленькие достижения.
- Обучение умению быстро читать тесно связано с развитием интереса к книгам: следует предложить школьнику интересные издания, детские журналы. В этом важную роль играет личный пример взрослых: пусть ребенок чаще видит в руках мамы не планшет, а книгу.
Если вы решили заняться с вашим малышом-дошкольником
Некоторые родители принимают решение обучать своего ребенка-дошкольника (в возрасте пяти-шести лет) скорочтению, если он начал читать рано и делает это достаточно хорошо. В данном случае необходимо использовать более мягкий подход к тренировкам: в процессе уроков давать ребенку отдых, применять больше наглядности.