У моего ребенка возник вымышленный компаньон
Вспомните Карлсона. Этот дружелюбный и полноватый старичок с пропеллером на крыше, знакомый нам из сказки Астрид Линдгрен о Малыше, который так хотел иметь собаку. Этот забавный персонаж, обитающий на крыше и прилетающий к Малышу, когда тот грустит и чувствует себя одиноко, на самом деле не так прост, как кажется на первый взгляд. Ведь если задуматься, шведская писательница в своей сказке затронула вопрос о появлении у ребенка воображаемого друга на определенном этапе его жизни.
Многие родители испытывают тревогу, когда замечают, что их ребенок начинает общаться с воображаемыми друзьями. Однако психологи считают, что это явление является еще одним этапом развития личности ребенка. Так каким образом следует относиться к такому поведению и что делать в данной ситуации? Стоит ли поддакивать или пытаться убедить ребенка в том, что его воображаемый друг не существует? А может быть, стоит понять, почему в жизни ребенка появился вымышленный товарищ?
Итак, что представляют собой воображаемые друзья у детей? Какие они? Почему они появляются? И как с ними обращаться?
Кто они?
У детей в возрасте от 3 до 5 лет происходит активное развитие воображения и творческих способностей. В результате этого процесса они обретают неуемную фантазию, расширяют свой внутренний мир и развивают умение анализировать, оценивать, сопоставлять и находить пути решения различных жизненных ситуаций.
Характер и внешний вид вымышленного друга полностью зависят от воображения ребенка и от задач, которые он ставит перед собой.
Появление вымышленного друга в жизни ребенка – это результат его фантазии, вдохновленной реальными образами из сказок, мультфильмов, а также попыткой решить определенные проблемы.
Какими могут быть эти творения детского воображения? Они могут быть любой формы, размера и вида. Это может быть игрушка с человеческими качествами, сказочный персонаж, защищающий слабых, животное, которое ребенок так хочет завести, “бяка-заколяка”, прячущаяся под кроватью, или ребенок-ровесник с именем Сашка, Сережка или Наташка, с которым так весело играть.
Иллюзорные товарищи – это постоянно развивающиеся мнимые образы, обладающие теми характеристиками, которые в данный момент для маленького ребенка являются важными. Познакомьтесь поближе с выдуманным другом вашего малыша, и вы узнаете, как он живет и что ему нужно.
Для лучшего понимания ситуации, попросите ребенка нарисовать своего невидимого друга
Как они выглядят?
Изобретенный друг является сигналом для вас, родителей, что в жизни вашего ребенка не все гладко, как может показаться снаружи. Для вас этот воображаемый товарищ является прекрасным диагностическим материалом.
Читайте также: Комплекс упражнений для грудничков на фитболе
С его помощью вы сможете легко определить суть проблемы, чтобы впоследствии найти правильные пути ее решения. Часто именно отношения в семье, ошибках в воспитании или трудности адаптации в детском коллективе становятся причиной возникновения потребности ребенка в воображаемом друге.
- Персонаж из мультфильма (сказки). Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Однообразные и скучные будни также могут побудить ребенка немного «разукрасить» свою повседневную рутину с помощью фантазий.
- Выдуманный ребенок того же возраста. Сопровождает малыша в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками в реальной жизни.
- Супергерой, защитник. Ребенок может иметь потребность в защите как от хулиганов в детском коллективе, так и дома – при слишком строгом стиле воспитания.
- Мечтательный попугайчик, котенок или щенок. Их появление говорит само за себя. А не пора ли ребенку подарить настоящего питомца?
- Добрый маг, эльф, сказочное создание.Становятся друзьями самых смелых мечтателей. С ними юные “фантасты” отправляются в путешествие на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.д. Это указывает на то, что такое бурное воображение просто необходимо направить и организовать. К счастью, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где такие яркие личности могут раскрыть себя и применить свои способности.
Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно понять, почему он появился в жизни ребенка, и определить проблему. Затем можно попытаться решить эту проблему вместе. Когда проблема будет решена, выдуманный товарищ исчезнет, так как станет ненужным.
Когда карапузу не хватает внимания от родителей и общения со сверстниками, он придумывает себе друзей.
Почему они появляются?
Что же приводит к появлению воображаемых друзей у детей?
- Недостаток внимания и общения со своими близкими или сверстниками.
- Отсутствие ярких впечатлений из-за рутины повседневной жизни.
- Давление и переживания со стороны родителей, а также стремление проявить свою самостоятельность и развить свою личность, хотя бы в воображаемом мире.
- Чувство вины и желание избежать наказания.
- Проигрывание с воображаемыми друзьями своих скрытых желаний. Самая опасная форма этой проблемы – вытесненная агрессия и желание отомстить обидчикам. И в таких случаях необходимо обратиться к специалисту для коррекции.
- Слишком активное воображение.
Взаимодействие с выдуманными персонажами у подростков является реакцией на глубокое нервное потрясение
Синдром Карлсона у подростков
Дети дошкольного возраста часто решают подобные проблемы с помощью вымышленных друзей. Однако, когда подростки начинают общаться с выдуманными персонажами, ситуация может быть другой и требовать особого подхода.
Возникающий у подростков воображаемый друг – это защитный механизм, который помогает поддерживать психическое состояние ребенка в стрессовых ситуациях. В отличие от дошкольников, подростки испытывают серьезные психологические травмы, которые требуют особого внимания и поддержки.
Активация дружбы с невидимым другом у подростков происходит в результате серьезной психологической травмы:
- смерть близкого родственника или любимого домашнего животного;
- Расставание родителей;
- Переезд на новое место;
- Конфликты с кем-то из близких;
- И даже односторонняя любовь.
Читайте также: Как помириться после семейных конфликтов?
Появление воображаемого друга не считается патологией ни в детском, ни в подростковом возрасте, и в большинстве случаев не требует медикаментозного лечения.
Однако в случае с подростками родителям лучше разобраться в причинах воображаемой дружбы и разработать стратегию для преодоления психологического кризиса с помощью квалифицированного специалиста.
Если у ребёнка проявляется вытесненная агрессия, то родителям стоит обратиться за помощью к психологу.
Разве родители должны беспокоиться?
Возможно, не случайно у Карлсона были такие любимые слова: «Спокойствие, только спокойствие!». Именно таким образом родители должны поступить, когда впервые обнаруживают, что их ребенок разговаривает с невидимым другом.
Сохраняйте спокойствие и попробуйте выяснить, кто новый друг вашего малыша, во что они играют, какие у них отношения. Затем действуйте в соответствии с сути проблемы, которая обязательно прослеживается в общении ребенка с его воображаемым спутником, и в зависимости от ситуации.
Ваша задача – создать все условия, чтобы ребенок больше не нуждался в нереальной дружбе и смог переключиться на вполне реальные земные радости, заботы и занятия.
В возрасте 7-9 лет даже самые фантазёры обычно перестают верить в существование воображаемых друзей. Однако, если в этом возрасте ситуация не меняется, рекомендуется обратиться за консультацией к детскому психологу.
Также следует обратиться к специалисту, если:
- фантазии ребенка имеют мрачный и безрадостный характер, содержат жестокие сцены;
- ребенок получил травму или пострадал, и в событиях причастен его воображаемый друг;
- ребенок не интересуется другими играми, плохо контактирует, потерял аппетит и стал спать беспокойно;
- ребенок путает фантазии с реальностью и слишком зависит от своего вымышленного друга.
Читайте также: Как справиться с отсутствием мужа во время командировки.
Сразу же готовьтесь к тому, что вам, прежде всего, придется работать над собой. Вам придется изменить свое отношение к ребенку, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и так далее.
Замените выдуманного друга на реального
Советы от психологов
- Не запрещайте ничего. В некоторой мере, на начальном этапе, даже сыграйте вместе с ребенком. Поставьте еще одну тарелку для его воображаемого друга за обедом, подложите ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймете, что делать с этим дальше.
- Постарайтесь провести четкую границу между фантазией и реальностью: “Хотя «Миша» пришел в гости к тебе, но игрушки нужно собирать тебе, и уроки должен выполнять ты, и за разбитую люстру тоже тебе будет наказание”.
- Уделяйте больше внимания ребенку. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните его жизнь яркими впечатлениями и собой.
- Чаще давайте ребенку возможность выбирать, развивайте его самостоятельностью. Просите его помогать по дому, доверяйте ему интересные и ответственные задания.
- Не стесняйтесь хвалить и поощрять.
- Не забывайте говорить, как сильно вы любите своего ребенка. Целуйте его, обнимайте, гладьте по голове. Физический контакт с родителями помогает ребенку почувствовать себя уверенным. Он чувствует себя нужным, любимым и защищенным.
- Если ваш малыш имеет воображаемого друга, который является собакой, подумайте о том, чтобы купить ему настоящую.
- А вашему маленькому мечтателю и фантазеру рекомендуется записаться на занятия по рисованию, лепке или актерскому мастерству.