Шесть или семь в каком возрасте отдать ребёнка в школу

Шесть или семь в каком возрасте отдать ребёнка в школу

Когда лучше отдать ребёнка в школу: в шесть или семь лет?

Готовность ребёнка к школе определяется сугубо индивидуально, после оценки многих факторов его развития

В настоящее время жизненный ритм быстро изменяется, люди стремятся успеть выполнить максимальное количество задач. Многие родители также желают, чтобы их ребенок как можно скорее начал посещать школу. В прошлом дети почти все поступали в первый класс в возрасте 7 лет, но сейчас в учебных классах оказывается очень много детей, которым только 6 лет. Возникает вопрос: насколько это оправдано? Как определить, когда пришло время отправить малыша в школу, а когда лучше подождать еще год в детском саду?

Законодательные ограничения возраста для посещения школы

Согласно законодательству Российской Федерации, ребенок может начать посещение школы с 6 с половиной лет, но не позже 8 лет. В некоторых случаях, при наличии разрешения директора школы, допускается более раннее поступление.

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться с момента, когда дети достигают возраста двух месяцев. Начальное общее образование в таких организациях предоставляется детям, достигшим шести лет и шести месяцев, при условии отсутствия медицинских противопоказаний. Возраст для начала обучения не должен превышать восьми лет. В случае, если родители (законные представители) желают, учредитель образовательной организации может разрешить прием детей на обучение по программам начального общего образования в более раннем или позднем возрасте [ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»](http://zakon-ob-obrazovanii.ru/67.html).

У некоторых людей могут возникнуть вопросы: возможно ли не отправлять ребенка в школу вообще. В законодательстве есть разъяснения на этот счет. Ребенок обязан получить базовое общее образование (то есть закончить 9 классов). И если восьмилетний ребенок еще не пошел в первый класс, семья незамедлительно будет заинтересована органами опеки: это может привести даже к лишению родительских прав.

Первоклассники идут в школу с цветами

Согласно законодательству Российской Федерации, дети в возрасте от 6,5 до 8 лет имеют право на поступление в первый класс общеобразовательной школы.

В отдельных случаях, когда имеются медицинские показания, допускается получение домашнего образования. Кроме того, на территории страны существует возможность обучения в частных школах, которые обязательно должны иметь соответствующую лицензию.

Видео: может ли ребёнок 6 лет 4 месяца пойти в школу (объясняет юрист)

Кто чаще всего поступает в школу в 6 лет

Современная жизнь показывает, что детей, которые родились летом, родители без колебаний отправляют в школу в 7 лет. “Осенние” дети, в свою очередь, чаще всего идут в школу в возрасте шести лет. Взрослые объясняют это тем, что у их ребенка скоро будет семь лет, и идти в первый класс почти в восемь это уже немного поздно.

Родители “зимних” детей больше всего сомневаются. С одной стороны, им кажется, что в школу еще рано, а с другой стороны, они не хотят терять год в детском саду.

Одна моя однокурсница даже провела опрос в социальных сетях на тему: отправлять ли ей дочь, которая родилась в декабре, в школу в 6 лет или подождать еще год. В итоге шестилетняя девочка все же стала первоклассницей.

Многие малыши, которые родились весной (и также летом), обычно начинают ходить в школу в возрасте 7 лет. Единицы родителей отдают их в школу уже в 6 лет. В основном, это происходит потому, что они хотят попасть к определенному учителю (например, родственнику). Отдельная категория взрослых людей – те, кто хочет избежать того, чтобы их мальчика призвали в армию уже в этом возрасте.

Мой сын ходил в детский сад с одним мальчиком (он также родился весной, как и мой сын). И уже в средней группе его мама спросила меня: “А вы не собираетесь отправить своего ребенка в школу в 6 лет?”. Она решила отправить своего сына в первый класс раньше времени только потому, что очень боится армии, и она уверена, что ее 18-летнего сына заберут сразу после окончания 11 класса – прямо с порога школы. Эта женщина искренне не понимала, почему я не поступаю так же.

Схематическое изображение времён года в виде дерева на разном фоне, позади него размытое изображение женского лица

Родителям детей, родившихся зимой, не просто сделать выбор

В наше время все больше и больше родителей отдают своих детей в школу раньше, чем это было несколько десятилетий назад.

Я помню, в моем классе была одна девочка Аня, которая родилась в декабре. Ее отправили в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в классе были рождены весной и летом (следовательно, им уже исполнилось семь лет). Из-за этого они часто издевались над ней и называли ее “малышкой”. В то же время, другая девочка Ира (она родилась в ноябре), была самой старшей в классе, так как пошла в школу в возрасте неполных восьми лет. Она очень гордилась своим возрастом и постоянно подчеркивала это. Однако, сейчас наблюдая за отношениями в классе моего сына, я вижу, что такого уже не происходит: дети с разницей в возрасте в год спокойно уживаются друг с другом.

Читайте также: Как отучить ребенка от долгого проведения времени за компьютером?

Факторы, которые имеют значение

При определении готовности ребенка к школе, родители не должны ориентироваться только на его возраст. Необходимо учитывать множество факторов, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно в роли ученика. Более того, нужно задуматься об этом хотя бы за полгода до предполагаемого начала школьной жизни.

Что еще почитать:  Чем отвлечь ребенка стоя в очереди

Развитие интеллекта

Для будущего ученика очень важно развивать свой интеллект. В этом контексте можно выделить следующие аспекты:

  1. Развитие логического мышления, умение понимать причинно-следственные связи и родовидовые отношения. В этом случае полезны настольные дидактические игры, такие как “Найди атрибуты для каждой профессии” или “Найди парные картинки “Что было и что стало”, а также занятия с пазлами.
  2. Широкий кругозор. Будет замечательно, если ребенок любознателен и интересуется окружающим миром.
  3. Основные математические знания. Ребенок должен легко уметь считать от 1 до 10 и наоборот (хотя в программе подготовительной группы обычно учат считать до 20), решать простейшие задачи и знать основные геометрические фигуры.
  4. Хорошо развита речь, имеется достаточный словарный запас (не менее 3500 слов). Необходимо устранить все проблемы в речи ребенка в школьном возрасте, начиная с пяти лет. Ребенок должен уметь говорить полными предложениями, составлять небольшие истории по картинке или серии картинок, а также находить синонимы и антонимы к словам.
  5. У ребенка должна быть развита память и способность последовательно воспроизводить события. Он должен легко запоминать короткие стишки, песенки, уметь пересказывать сказки, короткие рассказы, которые он видел в спектакле. При этом важно обращать внимание на детали.

Галерея изображений: показатели интеллектуального развития будущего ученика первого класса

Девочка собирает разрезные картинки «Овощи» - соединяет вершки и корешки Для успешного обучения в школе очень важно развитие логического мышления Девочка через лупу рассматривает растения Широкий кругозор и любопытство являются ключевыми факторами для будущего ученика Мальчик показывает карандашом на птицу, изображённую на картине Ребенок должен обладать четкой речью, уметь составлять небольшие рассказы на основе картинок Мальчик рассказывает стихотворение Огромное значение имеет хорошая память, умение запоминать стихи и песни На доске выложены цифры от 0 до 10, девочка показывает пальцем на цифру 4 Будущий ученик должен уметь считать хотя бы до 10 и обратно

Помимо развития интеллекта, ребенок, который готовится к поступлению в школу, должен обладать базовыми навыками изобразительного искусства. Конечно, не каждому ребенку дано художественное таланта, но будущий первоклассник должен уметь работать с кистью (рисовать тонкие и толстые линии), раскрашивать рисунок, не выходя за контур. Также важно развитие мелкой моторики: ребенок должен уверенно обращаться с ножницами и хорошо лепить.

Что касается навыка чтения, многие учителя начальных классов считают, что это необязательно: в противном случае ребенку может быть просто неинтересно в первом классе.

Дети, регулярно посещающие детский сад, должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками. Однако бывают случаи, когда малыши не ходят в детский сад и занимаются дома. В таких случаях родители должны быть внимательны и не упускать важные моменты. Например, в классе моего сына учится мальчик, который никогда не посещал детский сад. Когда начались курсы подготовки к школе, он в целом показал хороший уровень интеллектуального развития, но выяснилось, что у него совсем нет навыка работы с ножницами. Учительница указала на эту проблему маме, и после домашних занятий все постепенно наладилось.

Видео: значимость психологической готовности ребенка к школе

Уровень психической зрелости и эмоциональное состояние

Первокласснику потребуется определенный набор навыков, чтобы сохранять концентрацию и выдержку весь день в школе. И здесь очень важна психическая зрелость: умение контролировать свое поведение, принимать взвешенные решения, быть сосредоточенным, терпеливым и самостоятельным. И далеко не все дети в возрасте шести лет обладают этими способностями.

Конечно, в первом классе учебный процесс организован таким образом, чтобы облегчить нагрузку на вчерашних дошкольников: регулярные физкультминутки во время уроков, грамотное чередование предметов, связанных с познавательной и физической активностью.

10.17. Для того чтобы предотвратить утомление, испорченную осанку и зрение учеников, на уроках необходимо проводить небольшие физические упражнения и гимнастику для глаз (см. приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.18. Во время урока следует чередовать различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя продолжительность непрерывной занятости учеников (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.д.) в 1 – 4 классах не должна превышать 7 – 10 минут, а в 5 – 11 классах — 10 – 15 минут.

СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый)

www.kudagradusnik.ru

Однако, если ребёнок быстро утомляется ментально, обладает гиперактивностью или сильной тревожностью, то в возрасте 6 лет он будет испытывать затруднения с самоконтролем. В результате возникнет психическое перенапряжение, которое может привести к последующим нервным срывам и полной потере интереса к учёбе.

Недовольная девочка хватается за голову, сидя за партой

Для успешного прохождения учебного курса в школе необходимо не только обладать высоким интеллектом, но и иметь эмоциональную зрелость.

Даже в случае, если ребенок в возрасте шести лет проявляет высокую сообразительность и имеет развитый интеллект, но эмоционально не готовится к поступлению в первый класс, лучше отложить это решение. Год имеет огромное значение для психического развития.

Видео: почему эмоциональная зрелость ребенка перед поступлением в школу так важна (советы психолога)

Темперамент

Успешная адаптация к школе зависит от темперамента. Он во многом определяет уровень активности ребенка, его поведение и отношение к окружающему миру. Холерикам и меланхоликам самое трудное. Первые слишком гиперактивны, вспыльчивы, им сложно контролировать свое поведение и сосредоточиться на учебе. Такие дети до последнего будут отстаивать свою точку зрения, даже через драку. Вторые слишком чувствительны, реагируют остро на все, могут заплакать от замечания учителя или реплики одноклассника.

Что еще почитать:  Что подарить крестнику или крестнице на один годик_1

Читайте также: Как научить ребенка хорошим манерам.

Флегматики слишком спокойны и медлительны, они часто не успевают выполнить задание, указания учителя до них доходят не сразу.

Не стоит спешить отправлять в школу в шестилетнем возрасте указанные три типа детей. Большая ошибка заключается в том, что школа сама сможет успокоить живого ребенка или разбудить вялого. Самым благоприятным типом для обучения является сангвиник. Такие дети общительны и любознательны, не ищут конфликтов и легко адаптируются в коллективе.

Мальчик скачет, раскрыв рот; девочка сидит на подоконнике и задумчиво смотрит вдаль

У детей в возрасте шести лет, которые имеют холерический, флегматический или меланхолический темперамент, могут возникнуть сложности с приспособлением в школе.

Родители всегда могут определить тип темперамента своего ребёнка. Например, одному постоянно нужно двигаться, в то время как другой может проводить долгое время за столом собирая пазлы. Один сразу начинает плакать от шуток других детей на площадке, а другой не обращает на это никакого внимания и способен смеяться над собой.

Стимулирование интереса к учебе

Перед отправкой шестилетнего ребенка в школу, стоит узнать, желает ли он самостоятельно приступить к учебе, не вызывает ли у него грустные мысли о расставании с детским садом. Было бы замечательно, если ребенок с удовольствием занимается чтением книг или решает простые задачи в свободное время, если постоянно интересуется новыми знаниями (часто задает вопросы родителям о мире вокруг нас). Школа отлично подойдет для удовлетворения всех этих потребностей.

За появление стремления к обучению в значительной степени отвечают родители, другие близкие люди и педагоги в детском саду. Пробудить его можно также с помощью школьных принадлежностей: красивого портфеля и ярких канцелярских товаров. Можно использовать в качестве примера старшего брата или сестру, которые успешно и с удовольствием учатся, и рассказать ребенку, что в школе он сможет завести много новых друзей.

Довольная девочка лежит рядом в порфелем и канцелярскими принадлежностями

Отлично, если ребенок в возрасте шести лет стремится стать учеником как можно скорее.

Развитие навыков общения и самостоятельности

Для успешного начала обучения очень важно, чтобы у ребенка были навыки общения (как с детьми своего возраста, так и с взрослыми) и адекватная самооценка. Важно, как ребенок устанавливает контакты с новыми людьми и насколько он открыт. Если шестилетний ребенок общительный, ему будет гораздо легче приспособиться к новой среде. Однако застенчивому ребенку будет труднее адаптироваться как в шестилетнем, так и в семилетнем возрасте, поэтому родители должны работать в этом направлении (чаще приглашать друзей ребенка в гости, создавать ситуации успеха, обратиться за помощью к психологу).

Опыт показывает, что у детей, которые неуверены в себе, возникают трудности с произнесением ответов у доски, особенно это относится к устным предметам. Например, чтение стихотворения с выражением требует определенной свободы. И такие ребята, которые стесняются, на самом деле становятся еще более замкнутыми на себе из-за всемирного внимания.

Мальчик с портфелем за спиной прижался к ноге мамы

При определении готовности ребенка идти в школу также важны его коммуникативные навыки.

Будет полезно вспомнить предыдущий опыт адаптации ребенка, например, как он привык к детскому саду, освоился среди сверстников в школе искусств или спортивной секции. Если же ребенок редко посещает дошкольное учреждение, не ходит на дополнительные занятия и проводит все время с родителями и бабушками, то есть вероятность возникновения проблем в школе.

Социализация ребенка тесно связана с его самостоятельностью. Ведь в школе ему придется самостоятельно быстро и аккуратно переодеваться (например, на физкультуру) и содержать в порядке свое рабочее место. Если шестилетний ребенок не привык к этому, то неизбежными станут насмешки более расторопных одноклассников и недовольство учителей.

Физическое развитие, состояние здоровья

Физическое развитие будущего ученика не менее значимо, чем его умственное развитие. В школе на уроках физкультуры ученик должен выполнить определенные нормативы, и для ребенка, который пошел в школу на год раньше, это может быть тяжелым испытанием. Кроме того, сам процесс обучения требует от школьника хорошей физической выносливости и здоровья.

Родители могут самостоятельно оценить следующие параметры своего ребенка:

  1. У ребенка достаточно выносливости, он может долго бегать без усталости.
  2. У ребенка хорошо развиты навыки метания и ловли мяча руками.
  3. Ребенок способен держать равновесие на одной ноге в течение некоторого времени.
  4. Ребенок умеет делать прыжки в длину с места.

Если не посещать детский сад регулярно, то это может привести к серьезным трудностям в учебе в школе.

Девочка закутана в плед, мама обнимает её и смотрит на термометр, на столе лекарства

Если у шестилетнего ребенка есть интеллектуальное развитие, но он часто заболевает, то лучше отложить его поступление в школу на год.

Также следует отложить поступление шестилетнего ребенка в первый класс, если у него была травма головы или позвоночника, а также если у него есть какие-либо психические расстройства. Также стоит обратить внимание на работу желудка. Например, если у ребенка есть склонность к поносу или запорам, то в школе он может испытывать дискомфорт во время уроков. Эту проблему необходимо обязательно решить.

Если ребенок быстро утомляется, ему необходимо иметь возможность отдохнуть днем, идеальным вариантом для этого может быть детский сад. Ведь многие ученики начальных классов также посещают группы продленного дня. Согласно СанПин, в первом классе предусмотрены дневной сон и прогулка, но все равно интенсивный распорядок дня с большим количеством уроков может негативно сказаться на здоровье шестилетнего ребенка.

Для учеников первых классов, которые посещают группу продленного дня, рекомендуется предусматривать возможность сна и игр. Если в школе нет специальных помещений для этих целей, можно использовать универсальные комнаты, где будут сочетаться спальня и игровая зона. В таких комнатах можно установить встроенную мебель, включая шкафы и одноярусные кровати.

Для учеников II — VIII классов, в зависимости от возможностей школы, рекомендуется выделить отдельные помещения для игровой деятельности, кружковых занятий и занятий по желанию учеников. Также в этих помещениях можно организовать дневной сон для учеников, которые нуждаются в дополнительном отдыхе.

В расписании занятий обязательно должны быть предусмотрены такие мероприятия, как питание, прогулка, дневной сон для учеников 1-го класса и ослабленных учеников II — III классов, самостоятельная подготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый) Приложение 6

www.kudagradusnik.ru

Мальчик на уроке закрыл глаза и подпёр голову рукой

Если шестилетний ребенок быстро утомляется и нуждается в дневном отдыхе, то ему будет сложно в школе.

Что еще почитать:  Что надо говорить сыну чтобы можно было им гордиться в будущем

Интересно, что доктор Е. О. Комаровский придает большое значение физиологической готовности ребенка к школе. Обязательным является проведение полного медицинского обследования будущего ученика. Однако педиатр считает, что в современных отечественных школах недостаточно внимания уделяется физическим нагрузкам, спорту и прогулкам. Исходя из этого, лучше не спешить отправлять своего ребенка в школу, а, если есть возможность, дополнительно укрепить его здоровье на год.

Если у вас есть выбор между тем, чтобы отправить вашего ребенка в отечественную школу с шести или с семи лет, я бы посоветовал подождать год, если у вас есть возможность проводить много времени на свежем воздухе с вашим ребенком и обеспечить ему нормальный физиологический режим жизни. Однако, если выбор стоит между детским садом, где воздух загрязнен и дети не выходят на улицу, и школой, которая не уступает детскому саду, то в этом случае ребенка однозначно можно и нужно отправлять в школу с шести лет.

Е. О. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/fiziologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Видео: Когда следует отправить ребёнка в школу (взгляд Е. Комаровского)

Пол ребёнка

Опыт показывает, что девочки проявляют готовность к обучению раньше мальчиков (хотя всегда есть исключения). Это связано с зрелостью полушарий головного мозга. У будущих женщин левое полушарие развивается быстрее: оно отвечает за развитие речи, что очень важно в начальных классах. У сильного пола, сначала, более развито правое полушарие, отвечающее за пространственно-временную ориентацию: в начале школьного обучения это не так актуально.

Читайте также: Если ребенок стал обзываться.

Когда я работала воспитателем в детском саду, у меня была в группе девочка по имени Варя, которая была на год младше остальных детей. Ее родители решили перевести ее в младшую группу уже через два года, так как она уже в двухлетнем возрасте начала декламировать стихи, в то время как многие дети из ясельной группы только учились разговаривать. Варе стало скучно в яслях из-за этого. В детском саду она проявила себя как умная и общительная девочка. Она с удовольствием рассказывала длинные сказки и очень подробно описывала, как готовит разные блюда со своей мамой. В последующем Варя попала в первый класс вместе с моим сыном. Она продолжает активно говорить и хорошо учится в школе, несмотря на разницу в возрасте с другими детьми.

Девочки обычно адаптируются к школе быстрее, и им будет не очень интересно учиться среди детей младшего возраста, когда многие из них будут младше. Поэтому рекомендуется отправлять девочек в первый класс в более молодом возрасте (6 с половиной лет), в то время как мальчиков рекомендуется отправлять в более старом возрасте (разумеется, с учетом многих показателей развития).

Мальчик катает машинку в детском саду, девочка пишет мелом на школьной доске

Многие девочки проявляют готовность к обучению раньше, чем мальчики

Как определить готовность

Родителям часто бывает трудно самостоятельно определить, готово ли их шестилетнее ребенок к поступлению в школу. В таких случаях лучше обратиться за помощью к профессионалам:

  1. Воспитателю детского сада. Педагог, работающий в группе, всегда сможет сразу выделить наиболее “взрослых”, развитых детей, которым вполне можно пойти в школу в шесть лет. Это становится понятно уже в средней группе. Таких детей можно рекомендовать перевести в старшую группу за год до их выпуска (из средней сразу в подготовительную).
  2. Психологу. Специалист поможет оценить эмоциональную зрелость ребенка, его темперамент, обнаружит возможные психические проблемы и даст ценные рекомендации.
  3. Педагог на курсах подготовки к школе. Даже если родители колеблются, стоит ли в будущем году отправлять своего ребенка в первый класс, все равно можно пойти на “подготовку”. Занятия помогут понять, как ребенок справляется с обучением. Учитель, который работает там, также поможет семье принять решение.

Важно не только прислушиваться к своим амбициям. Ведь учеба должна приносить ребенку не только пользу, но и радость. Также не стоит опираться на мнение окружающих и советы подруги, у которой шестилетний ребенок пошел в первый класс (“а чем мой хуже?”). Каждый ребенок уникален, и родителям важно понять, что именно ему нужно.

Мама девочки разговаривает с воспитателем

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: