Карточки Домана и его методика раннего развития стоит ли заниматься с малышом

Карточки Домана и его методика раннего развития стоит ли заниматься с малышом

Методика раннего развития посредством карточек Домана: стоит ли заниматься с малышом?

Уникальная методика Домана имеет как своих поклонников, так и противников

У каждой матери своё собственное мнение о своём ребёнке – она считает его самым умным и красивым. Чтобы ребёнок ещё больше радовал окружающих своими успехами, многие взрослые прибегают к методикам раннего развития. Одна из самых популярных методик принадлежит американскому врачу Гленну Доману. Производители его дидактических материалов обещают родителям большие перспективы развития их малышей уже с самого раннего возраста. Но на самом деле какова ситуация?

История возникновения методики раннего развития Гленна Домана

Гленн Доман, известный американский врач, изначально обучался физиотерапии, но позже заинтересовался изучением человеческого мозга, особенно в контексте детского развития.

Его научные исследования были прерваны из-за принудительного участия во Второй мировой войне, где Доман был награжден крестом “За выдающиеся заслуги”. Однако по возвращении с фронта врач возобновил свою работу и основал Институт развития человеческого потенциала, где он проработал до конца своей жизни.

Гленн Доман за рабочим столом

Один ученый создал специальную программу реабилитации для детей-инвалидов с нервными патологиями. В ходе своего исследования он пришел к выводу, что развитие мозга происходит только при его постоянной стимуляции.

Применяя свою методику на маленьких пациентах, Доман достиг положительных результатов – детский мозг (а именно его здоровые клетки) начал функционировать. Дети с диагнозом “умственная отсталость” начали ходить, сидеть, говорить и даже читать.

Позже врач решил опробовать свою методику на здоровых детях. Все началось с того, что здоровые братья и сестры больных детей с интересом присоединились к занятиям и также достигли впечатляющих результатов. Дети в возрасте от 2 до 4 лет свободно читали, считали, проявляли эрудицию в различных областях и были отлично развиты физически.

Важным принципом системы Домана является активное движение и стимуляция мозга с самого раннего возраста. Это позволяет развивать интеллект ребенка на быстрых темпах. Физическая активность играет важную роль в развитии мозга.

Другая точка зрения

Некоторые современные врачи и педагоги не согласны с использованием методики Домана на здоровых детях. Она предназначена в первую очередь для детей с повреждениями мозга, то есть для тех, у кого есть информационный дефицит из-за заболевания. Именно его нужно компенсировать.

Здоровые и активно развивающиеся дети не испытывают такого информационного недостатка, так как они могут его удовлетворить самостоятельно (малыш может самостоятельно перевернуться, встать, сесть, ползти и т.д., когда ему вздумается). В случае его отсутствия достичь интереса к урокам достаточно сложно.

Что представляют собой карты Домана и какие они бывают

Методика Домана у родителей прежде всего ассоциируется со специальными картами. Именно с их помощью маленький ребёнок получает информацию.

Карты можно разделить на три группы:

  1. Энциклопедические.Это большие изображения, на которых изображены растения, животные, овощи, фрукты, профессии, транспорт, посуда, мебель и т. д. Внизу к ним идёт красная подпись.

Карточки Домана «Овощи»

Данные карточки предназначены для обучения чтению. В них находятся слова, напечатанные без использования каких-либо изображений.

Карточки Домана, на которых напечатаны слова

Для изучения математического счета используются специальные карточки с изображением больших красных точек в различном количестве. Вместо цифр на этих карточках представлены именно точки, чтобы ребенок мог ощутить не символ, а реальное количество.

Карточки Домана для обучения счёту

Для успешного обучения необходимо соблюдать определенные требования к карточкам:

  1. Рекомендуется использовать достаточно большой размер для энциклопедических и обучающих карточек – оптимально 28х28 см. Карточки, предназначенные для чтения, имеют другие идеальные параметры: 10х50 см, толщина шрифта 1,5 см, высота букв 7,5 см.
  2. Желательно использовать белый фон.
  3. Если на карточке изображен объект или предмет, то он должен быть только один, и все детали должны быть отчетливо видны.

Из самого описания карточек понятно, что их должно быть очень много.

Поэтому родители могут поступить следующим образом:

  1. Приобретать готовые наборы (однако это может быть довольно дорого, если речь идет о всех комплектах).

Большой набор карточек Домана («Мегачемодан»)

Можно скачать их из сети и распечатать. Для этого понадобится цветной принтер (и, как следствие, затраты на картриджи). Также можно нарисовать карточки самостоятельно. Хотя это самый экономный способ, он потребует много времени, и вряд ли получится сделать иллюстрации, подходящие для энциклопедии. Однако, можно сделать карточки для чтения (слова) и счета (точки).

Карточка со словом, сделанная самостоятельно

Некоторые родители предпочитают применять метод демонстрации электронных карточек своим детям на экране планшета или ноутбука. Это, конечно, экономит средства, но не всегда удобно: ведь при использовании бумажной версии легче придерживаться системного подхода. Кроме того, карточки можно разместить на видном месте, чтобы не забыть о занятиях в течение дня.

Как развивать ребёнка с помощью методики Домана

Принципы методики Домана, которые следует учитывать:

  1. Очень важно начинать обучение как можно раньше, так как это упростит процесс и увеличит его эффективность.
  2. Одним из самых важных аспектов занятий является регулярность.
  3. Необходимо похвалить ребенка за его успехи.
  4. Учить малыша чему-либо нужно только в том случае, если он настроен на это. Если ребенок капризничает, его не следует заставлять заниматься. Важно, чтобы мама была в хорошем настроении, чтобы ребенок это почувствовал.
  5. Не нужно постоянно проверять знания ребенка.
  6. Вводите новый материал как можно чаще.
Что еще почитать:  Стоит ли покупать квадрокоптер ребенку

Мама показывает дочке карточки с изображением животных

Одной из основных идей методики Домана является многократный показ ребёнку карточек. Хотя система обучения Домана включает и другие методы, занятия с карточками стали наиболее популярными.

Читайте также: Правила гигиены для девочек.

Какой возраст подходит для работы с маленьким ребёнком

Проведя многочисленные исследования, Доман пришёл к выводу, что дети усваивают наибольшее количество информации в течение первых 6 лет жизни. Малыш готов к познанию мира с самого рождения, и всё вокруг него его интересует. Родителям не нужно особо мотивировать его для обучения.

По мнению доктора, можно приступать к обучению уже с 3-х месяцев. В этом возрасте ребёнок уже хорошо реагирует на предметы. Ему можно показывать энциклопедические карточки с изображениями разных объектов. Обучение чтению и математике начинают немного позже, когда ребёнку исполняется примерно год.

Основная идея методики Домана заключается в том, что она предоставляет возможность для раннего развития детей. Поэтому занятия должны быть активными и проводиться регулярно. В данном случае, год активного обучения будет эффективнее, чем три года постепенных тренировок.

Как часто проводить занятия

Показывать ребенку карточки можно до 10–15 раз в день.

Начинать обучение следует, когда малыш насыщенный и отдохнувший. Родителям не следует рассматривать показ карточек как повседневную рутину – важно превратить это в увлекательную игру, быть эмоциональными и радоваться вместе с малышом.

Обучение чтению

Обучение проводится путем показа карточек со словами ребенку несколько раз в день, которые взрослый произносит вслух. Конкретные методы могут быть различными (каждый родитель выбирает подходящую систему).

Например, основой может быть набор из пяти слов, объединенных по смыслу.

Схема обучения чтению выглядит следующим образом (по дням):

  1. Ребенку показывается один набор. Родитель произносит все слова громко и четко, повторяя каждое около 15 секунд. В день проводится 3 занятия.
  2. К данному набору добавляется еще один. В итоге проводится 6 занятий в день с двумя наборами.
  3. 3 набора и 9 занятий.
  4. 4 набора и 12 занятий.
  5. Включается еще один комплект уроков (это дает нам 15 занятий). В этом случае из предыдущих комплектов исключается по одному слову, но добавляется новое слово. Таким образом, мы всегда будем иметь 15 занятий в день, удаляя 5 изученных слов и добавляя 5 новых.

Карточки с изображением существительных

При взгляде на слово, маленький ребёнок, конечно же, ещё не осознаёт его смысла. Но когда взрослый произносит его вслух, то происходит автоматическое запоминание. Детский мозг связывает визуальную и слуховую информацию воедино. Таким образом, карапуз начинает понимать правила чтения.

Наилучшим началом обучения будет использование самых простых слов, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, бабушка, дедушка, также это могут быть знакомые названия одежды, блюд, домашних животных).

Обучение нумерации

Обучение начинается примерно с года. Вначале ребенок обучается считать до двадцати. Для этого ему показываются карточки с точками: 3 сеанса в день, каждый с 5 карточками (родитель также четко произносит название каждого числа). Каждый день добавляются 2 новые карточки и соответственно удаляются 2 изученные.

Принцип обучения математике аналогичен обучению чтению. Вначале уделяется внимание набору карточек от 1 до 5, затем от 5 до 10 и так далее.

Точки также используются для освоения основных математических операций. Например, карточка с тремя точками, знак “минус”, карточка с двумя точками, знак “равно” и карточка с одной точкой. На последнем этапе ребенок учится решать цифровые уравнения (с объяснением родителя, а не интуитивно).

Мальчик сидит на полу, возле него карточки Домана для обучения счёту

Самые популярные карточки — энциклопедические

Аналогично малому ребенку ежедневно быстро показываются карточки с разными предметами и объектами. При этом взрослый называет то, что изображено на карточке, и рассказывает о нем определенный факт (например, что это за животное, что оно ест, где оно живет и т.д.). В начале занятий используется 3 сеанса по 10 карточек, а потом количество карточек на одном показе постепенно увеличивается. Картинки, которые были показаны 30 раз, удаляются и заменяются новыми.

Читайте также: Как ввести желток в прикорм грудному ребенку – можно ли давать яйца грудничку

Разумеется, это зависит от возраста ребенка. Например, трехмесячному малышу достаточно просто называть животных, растения, овощи и т.д. А ребенку после года уже стоит рассказывать конкретные факты о предметах и объектах.

Что еще почитать:  10 советов как наладить отношения с проблемным подростком

Развитие физических навыков у ребенка и его влияние на интеллект

Методика Домана акцентирует внимание на физическом развитии малыша, так как оно напрямую влияет на его интеллектуальное развитие. Ученые утверждают, что ребенок должен начинать двигаться с самого рождения.

Родители имеют возможность научить малыша ползать уже в первый месяц. Для этого используется специальное устройство – наклонный трек. Рекомендованное время проведения на нем составляет 3-4 часа в день. Регулярные занятия помогут ребенку научиться ползать в 4 месяца.

Младенец ползёт по треку

Большинство педиатров и детских хирургов согласны с таким ранним ползанием ребёнка, считая, что каждому этапу развития нужно уделить достаточно времени, а опорно-двигательная система должна самостоятельно готовиться к этому.

Согласно Доману, необходимо также развивать другие врождённые рефлексы ребёнка, такие как плавание, которое задано самой природой.

Методика Домана также уделяет внимание развитию равновесия (ребёнка можно специальным образом крутить и вертеть), преодолению препятствий (устанавливая перед ним валики, лесенки и т.д.), а также упражнениям для развития моторики (захватывание предметов).

Основные недостатки методики Домана

Как уже было сказано, методика Домана имеет большое количество сторонников среди родителей, которые видят реальные результаты занятий: дети действительно начинают читать и считать в раннем возрасте. Яркие и запоминающиеся изображения привлекают внимание малышей, и они запоминают информацию, предлагаемую им взрослыми.

Однако далеко не все специалисты и родители считают эту методику идеальной.

Так, можно выделить следующие её недостатки:

  1. Ребёнок пассивно воспринимает информацию и не учится самостоятельно искать её. В результате его любознательность притупляется. При этом важно не только знать факты, но и уметь применять их в жизни.
  2. В раннем детстве мозг малыша подвергается избыточной нагрузке, что может привести к негативным последствиям: увеличению чувствительности, уязвимости, повышенной тревожности, колебаниям настроения и даже психическим расстройствам.
  3. Не уделяется должного внимания фантазии и креативным аспектам в процессе обучения.
  4. У ребенка остается слишком мало времени для игр и общения с другими детьми, особенно после трех лет, когда социализация становится важной. Также страдает эмоциональное, моральное и эстетическое развитие (ведь родители тратят много времени на подготовку занятий – выбор карточек, их сортировка и даже изготовление).
  5. Во время обучения не используются все органы чувств.Таким образом, тактильные ощущения, обоняние и вкусовые рецепторы не развиваются.
  6. Занятия чтением фактически сводятся к механическому запоминанию.Ребенок может не распознать слово, напечатанное другим шрифтом, или не понять смысл текста, если встречается незнакомое слово.
  7. Не уделяется внимание развитию речи ребенка – ведь обучение происходит без диалога.
  8. Карточки нужно постоянно менять. Однако многие родители быстро теряют к этому интерес. В результате учебные материалы остаются неиспользованными на полке.

По словам экспертов

Как и у любого метода, у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Одна из основных заключается в том, что при использовании этой методики ребенок перестает быть активным участником обучения и становится объектом. Во время обучения он становится пассивным, используя только свою зрительную систему, чтобы усвоить информацию, представленную на карточках. Ребенка перегружают фактами, делая его “живой энциклопедией”, но не учат мыслить и применять полученные знания.
Это влияет на его эмоциональное и познавательное развитие, так как нельзя развивать только одну компоненту (в данном случае зрительную). Факт нужно потрогать, пощупать и изучить всеми органами чувств, а затем, используя его связь с другими фактами, определить его место в мире. Однако, к сожалению, методика очень трудоемкая и практически невыполнимая, так как занимает большую часть времени ребенка, не оставляя ему возможности просто играть и бегать. Кстати, Доман категорически против игрушек, считая, что они только отнимают драгоценное время…

Анна Бояринцева – психолог и кандидат педагогических наук

Здесь изложено, что мозг ребенка созревает постепенно. Вначале созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, затем – за движение, и только после этого – за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если нарушить эту последовательность и начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, развитие ребенка может отклониться от нормы.

Елизавета Меланченко, врач-невролог

Методика основывается на способности маленького ребенка запомнить большое количество информации. Предполагается, что ребенок, получив огромное количество информации (я не стала считать количество карточек, используемых в методике – их просто слишком много), сможет использовать эту информацию в будущем. И это даст ему преимущество перед теми, кто не был обучен по этой методике. На практике это не всегда происходит. Ребенок либо не запоминает ничего, либо не использует эту информацию…

Что еще почитать:  Как подготовить ребенка к школе

Анна Клыкова, психолог

Мама занимается с трехмесячным мальчиком по методике Домана:

Мальчик в 1,5 года читает по методике Домана:

Eva (1,5 года) читает слова на карточках:

Мама рассказывает о том, как она с дочкой-младенцем занимается по методике Домана:

Отзывы

Я занималась с моей старшей дочерью по методике Домана, когда она еще была малышкой. К двум годам она легко узнавала 20 слов, но как разочаровалась я, когда она не смогла узнать эти же слова, только написанные немного по-другому (другим шрифтом). Более того, она запомнила эти слова, как картинки в книжках, и это совсем не чтение. Позже я видела эти же карточки Домана в домах моих знакомых, висящие без дела на стенах и полках: их нужно постоянно менять, но энтузиазм быстро пропадает. Если честно, работая профессионально с детьми и занимаясь их обучением, я еще не встретила ни одного ребенка, который научился читать по-русски по методике Домана. Эта методика прекрасно работает для английского языка, но, на мой взгляд, она не подходит для русского языка.

Друзья! Прошу вас! Не нужно так сильно напрягать детей! Почему бы с рождения их не отправить в школу? Они ещё не готовы, и их мозги не могут так много и часто напрягаться. Лучше научить их использовать знания по назначению позже, а зачем воспитывать юных энциклопедистов? Глен Доман — чудовище. Это моё мнение.

Ана
https://www.u-mama.ru/forum/kids/precocity/2718/

Сын мой начал заниматься в девять месяцев. Теперь ему пятый год. Обычный ребёнок, но с отличной памятью. О том, чем мы занимались в раннем детстве, он ничего не помнит. Читать по методике Домана, конечно, он не научился, но рано начал разговаривать и сразу говорил чисто. Читать мы учились по таблицам Зайцева и букварю Жуковой. Математика совсем не пошла. Он просто не хотел ее изучать. Рано научился распознавать цвета, это точно с карточек по методике Домана. Но я сделала их по-своему. Большие круги из цветной бумаги на белом фоне. Ему нравилось смотреть карточки из раздела “энциклопедических знаний” и впечатлял взрослых своими знаниями. Но так же легко, как он это усвоил, так же и забыл.

Думаю, что это действительно помогло. Моя дочь уже 2 года и 2 месяца, и она начала говорить в год и восемь. Сейчас она разговаривает всё предложениями, отвечает на вопросы и даже задает свои. Единственное, что она произносит слова по-своему, но говорит полноценно.

Василиса
https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3055533

Привет! Я показывала карточки с изображениями овощей и фруктов. Времени не жалела, просто показывала и называла. Честно говоря, не могу точно вспомнить, когда мы начали эту игру, но, по-моему, дочка уже начала сидеть, так что это было примерно в 6 месяцев. Не могу сказать, что мы делали это ежедневно. Иногда я занималась этим пару недель подряд, а потом делала перерывы. В итоге, сейчас нам 1,4 года, и дочь знает около 20 разных фруктов и овощей. Мы начали активно говорить, поэтому она придумывает свои собственные названия для них (например, “огу-огурец” или “анан-банан”). Мне очень нравится, какой результат мы достигли, и я даже задумалась о покупке большого набора карточек с изображениями овощей и фруктов.

Любовь
https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3055533

Комплект этот мы приобрели, когда нашей дочери было полгода, и сразу же начали его использовать для обучения. Конечно, важно организовать себя: карточки со словами нужно показывать по определенному графику, а также компоновать и уделять время подготовке и самому обучению. Когда я была дома с ребенком, это было несложно, но когда я вернулась на работу, стали пропускать некоторые дни и даже приходилось временно прекращать обучение. В любом случае, я считаю, что родителям, которые хотят развивать своего ребенка с самого раннего возраста, необходимо приобрести этот комплект. Я лично считаю, что нет нужды ждать, пока ваш ребенок сможет читать научную литературу в два года. Я считаю, что то, что мы делаем в раннем детстве, не пропадает даром, и рано или поздно семена, посеянные в голове ребенка, дадут о себе знать. Даже если сейчас ребенок не показывает явных результатов, возможно, этот метод обучения даст ему преимущества в школе. Главное, обучаясь по методике Домана “Чтение с пеленок”, вы приятно и с пользой проводите время со своим любимым ребенком.

Gelia
https://otzovik.com/review_16299.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: