Как развивается пятилетний ребёнок
Когда ребенок достигает пяти лет, первый кризис личности уже позади, и он начинает с большим интересом изучать мир вокруг себя и стремится активно участвовать во взрослой жизни.
Этот период требует, чтобы мы заинтересовали его окружающим миром, удовлетворили его любопытство и одновременно подготовили его к школе.
Физическое развитие
Позвоночник в этом возрасте приобретает пропорции, сравнимые с позвоночником взрослых, но кости все еще очень гибкие. Поэтому важно следить за осанкой ребенка. Силовые упражнения (включая ситуации, когда ребенок хочет помочь донести продукты из магазина) не рекомендуются, так как они могут привести к искривлению позвоночника.
Массивные группы мышц развиваются в более быстром темпе, чем мелкие. Дети еще не могут удобно держать ручку своими пальчиками, делать аккуратные зарисовки и выполнять тонкую детальную работу. Поэтому у детей может часто наблюдаться переключение с одной деятельности на другую.
Усиливаются все тактильные способности детей. Чтобы предотвратить возникновение близорукости, не позволяйте ребенку сильно наклоняться над столом во время рисования. Слуховые органы также очень чувствительны сейчас. Именно поэтому в детских подготовительных группах детей учат сидеть тихо: это не только касается дисциплины, но и связано с тем, что постоянный шум может перегрузить слух.
У пятилетних детей часто бывает излишняя возбудимость. Если ребенок не занят физической активностью во время игр, то в спокойной обстановке излишняя возбудимость может проявиться в ярких эмоциональных реакциях, беспокойстве и непоседливости. Поэтому очень важно, чтобы ребенок много двигался и бегал.
Развитие индивидуальности
В этот период “хочу” становится подчиненным “надо” или “нельзя”. Сейчас важно проявить все свои педагогические навыки.
Читайте также: Как научиться любить себя?
Дети начинают делиться с товарищами общими интересами, их разговоры становятся более содержательными и продолжительными. Тем не менее, контакты с взрослыми имеют еще большее значение. Ребенок хочет ощутить одобрение и уважение как самостоятельной личности. Он склонен высказывать независимые суждения, даже противоречащие вашим указаниям, чтобы наблюдать за вашей реакцией.
Когда ребенок начинает жаловаться – это не от злобы. Таким образом, он показывает вам, что понял, как нужно поступать в данной ситуации. Он хочет услышать подтверждение того, что он все правильно понял. Следует похвалить его за правильное понимание ситуации, но осторожно указать на то, что жалобы – неприемлемы.
Пятилетний ребенок усваивает мир через правила и нормы поведения. Например, для него может быть очень важным соблюдение последовательности действий (сначала футболка, потом шорты). Он может заметить, если вы не вымоете руки перед едой. Это не желание “привирать” – это то, что для нового, независимого человека кажется наиболее правильным.
Дети в возрасте пяти лет обладают большой восприимчивостью и подвержены влиянию взрослых. Они стремятся повторять все поступки своих родителей, а также людей, которые им нравятся: других близких родственников, педагогов или известных телевизионных звезд – в зависимости от того, кто оказывает на них наибольшее воздействие.
Поэтому необходимо, чтобы ваше воспитание не ограничивалось только словами: вам следует быть ярким примером.
Обучение через игру.
Пятилетний ребенок считает себя взрослым, с уважением относится к прошлому, “когда я был маленьким”, и стремится сделать все самостоятельно.
Многие родители сразу же перегружают ребенка обязанностями: они считают, что он уже взрослый и должен помогать. Вместо этого лучше постараться донести до него мысль о том, что работа необходима, и тогда ребенок сам захочет попробовать ее.
Читайте также: У ребенка стридор: что это такое.
В пять лет он еще не может делить с вами обязанности поровну, но именно так он себя ощущает. Не нужно упрекать ребенка за то, что он режет морковку слишком медленно или не очень хорошо протирает пыль: наоборот, лучше похвалить его, это стимулирует его пробовать еще и развиваться дальше.
Приготовьтесь к большому количеству вопросов. Если ответ будет слишком сложным, пятилетний ребенок быстро потеряет интерес. То же произойдет, если вы будете игнорировать его вопросы.
В настоящее время его познавательные способности находятся на пределе своих возможностей, он буквально впитывает все, что видит, слышит и ощущает. Потеря интереса к внешнему миру может привести к унынию ребенка, а его развитие без новой информации замедлится.
Поэтому ваш ответ должен быть понятным и простым. Когда ребенок спрашивает, почему светит солнце, достаточно сказать, что оно очень горячее. В качестве примера можно привести огонь, который также излучает свет, или раскаленную плиту, которая становится красной и светится в темноте (при условии, что ребенок видел эти предметы и сможет понять, о чем речь).
Примеры игр для развития
Для стимулирования моторики рекомендуется приобрести конструкторы (желательно с инструкциями) и головоломки.
Для стимулирования мышления предложите ребенку упорядочить изображения из одной истории, например, “яйцо – цыпленок – курица”. Задания могут быть более творческими: “целые овощи – нарезанные овощи – суп”.
Задания типа “четвёртый лишний” отлично развивают аналитические способности. В таких заданиях необходимо исключить неподходящий предмет. Важно попросить ребёнка объяснить, почему именно этот предмет он решил исключить.
Читайте также: Мода для беременных – это прекрасно.
Для увеличения и тренировки словарного запаса полезно проводить словесные игры, такие как рифмы, антонимы, игры по количеству слогов, игры по последней букве.
Предложите ребёнку посчитать все гнёзда, которые встретятся на пути домой, или посчитать двери всех магазинов, или высотные дома. Объект должен быть легко узнаваемым, например, люди в красной одежде, собаки или крышки люков. Это развивает внимательность и одновременно обучает счёту.