Игра с мячом для дошкольников – важный фактор развития ребенка

Малыши, поиграем в мяч!

Подвижные игры, учитывающие размер группы и сезонность – необходимый элемент для полезного времяпровождения с мячом в ДОУ. Воспитатели знакомят детей с интересными упражнениями и забавами спортивной направленности. Образовательный процесс для будущих школьников будет проходить лучше, если их грамотно заинтересовать.

Задачи-игры-в-мяч

Задачи, которые ставятся во время занятий

В подвижных играх с мячом дошкольники приобретают необходимые навыки и умения. Дети учатся четко и спокойно выполнять упражнения, который дает воспитатель. Развивается ловкость рук и улучшается физическая подготовка.

Действие Навыки, которые необходимо приобрести детям
1 Отталкивание и прокатывание энергичное отталкивание руками

прокатывание между предметами

2 Ловля ловля руками без прижимания к грудной клетке

ловля с последующей передачей друг другу

3 Прием прием одновременно двумя руками
4 Бросок и передача броски двумя руками

броски в четко определенное место

передача от груди, из-за головы, снизу

5 Отбивание энергичное отбивание кистями рук

Также ребята знакомятся со свойствами самого мяча: объемом, формой, динамикой. Обучение необходимо проводить как с большими, так и с маленькими мячами.

Общие рекомендации по работе с дошкольниками

Работники дошкольных учреждений могут использовать видео из интернета для составления дидактических материалов. Дома у детей не всегда есть возможность играть во дворе с друзьями. Поэтому летом на открытом воздухе основная нагрузка по приучению к спорту лежит на плечах педагогов.

Грамотное составление картотеки поможет поддерживать заинтересованность дошкольников, при этом программа проведения должна исключать небезопасные игры.

Общие рекомендации

Для ребят интересны занятия со спортивным инвентарем во время прогулок, поэтому нужно позволить самостоятельно почувствовать особенности поведения игрового снаряда в движении.

Каждый ребенок должен быть охвачен вниманием воспитателя во время занятий. Уместная похвала, исходящая от взрослого, будет способствовать непринужденному выполнению упражнений.

Правильное чередование интервалов свободной игры и выполнения заданий позволит подобрать нагрузку и не переутомить дошкольников.

Игры с мячом для детей 2-3 лет в детском саду должны быть нацелены на активную проработку моторики кистей рук. Привыкание к мячу рекомендуется развивать постепенно, это позволит выработать уверенные движения.

Младшие дошкольники лучше воспринимают упражнения, действия в которых сопровождаются комментариями игрового характера, исходящими от воспитателя:

  • «мячик хочет играть с вами»,
  • «крепко держите мячик, чтоб не убежал».

Проговаривать происходящее на площадке, или в помещении нужно все время. Однообразность может наскучить детям, поэтому коррекция задач и их смена должны быть под контролем педагога.

Методика выполнения упражнений

Во время осуществления бросков на пол (дорогу), в первую очередь нужно обращать внимание ребят на особенности движения. Детям нужно понимать, какая зависимость между силой броска и высотой подпрыгивания.

Методика выполнения

Когда отрабатывается метание в цель важно объяснить:

  • как занять правильное исходное положение тела,
  • как выполнять движение кистями рук,
  • необходимость следить за движением снаряда и целью при броске.

При выполнении броска двумя руками не лишней будет отработка следующей техники: дошкольник бросает мяч на пол и затем ловит его. Силу, которая прикладывается к снаряду, нужно варьировать.

Смена упражнений производится только после того, как все выполнили задания необходимое количество подходов. Все ребята обязательно задействуются в играх.

Правильная передача осваивается не сразу. Нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники следили взглядом за движением мяча, прижимали локти к туловищу, направляли снаряд на уровень грудной клетки другого ребенка.

Броски в корзину также требуют определенной сноровки. Освоение правильного положения тела, наблюдения за движением снаряда, умения прицеливаться требуют от воспитателя понятного объяснения и терпения.

Методика работы с детьми

Необходима индивидуальная работа с ребятами, которые не смогли выполнить упражнения. Развитие моторики происходит наиболее эффективно во время игры с мячом в детском саду. Внимание к каждому отдельному ребенку является неотъемлемой частью правильного процесса воспитания.

Методика работы с детьми

Длительные объяснения во время игры плохо воспринимаются дошкольниками, и поэтому лучше использовать короткие комментарии. Достижения и успехи рекомендуется отмечать перед всей группой.

Детям, участвующим в играх с бросками, нужно объяснить, что:

  • нужно быть внимательным при ловле,
  • не бросать в область головы и стоп,
  • стоит рассчитывать силу во избежание появления травм у других ребят.

Интерес к играм во многом зависит от воспитателя. Критика и замечания не стоит подавать в форме, которая уменьшит заинтересованность к упражнениям.

Игры для младших дошкольников

Упражнения для малышей не сложные, но полезные. Тренируется моторика и умение управлять своим телом в пространстве. Когда малыши выучат стихотворения, можно поручить читать их желающим участникам игр. Это будет иметь хороший логопедический эффект.

“Попрыгунчик”

Цель: научить детей понимать динамику движения мяча и правильно реагировать на задания воспитателя.

  • Воспитатель объясняет, что нужно делать: бросать на пол сильно или слабо, в зависимости от того, какое стихотворение читает педагог.
  • Дети становятся в круг. Первый ребенок берет в руки мячик. Остальные дети в группе хлопают в ладоши. Воспитатель на свое усмотрение читает один из стихов.

Игры для младших дошкольников

Для сильного броска:

Попрыгунчик будет прыгать,

В ручки ты его возьми,

В небе хочет он хихикать,

С силой брось, нас удиви!

Для слабого броска:

Попрыгунчик застеснялся,

Пожалеем оттого,

Хочет в травке поиграться,

Ты не сильно брось его!

  • Ребенок бросает мяч, ловит его, и затем передает следующему.

“Поезд едет”

Цель: научить детей катить снаряд в нужном направлении.

  • Воспитатель делает прямую дорожку для мячика, ограничивая ее большими кубиками или другим подходящим инвентарем. Объясняет ребятам упражнение: нужно толкнуть так, чтоб мяч прокатился до конца дорожки.
  • Дети по очереди выполняют упражнение. В это время педагог читает стихотворение:

Едет поезд от моста и до речки,

Он ребятам пирожки привезет,

Поезд ты прокати от крылечка,

Он гудком громким всех позовет!

  • Воспитатель также возвращает укатившийся мяч на начало дорожки.

“Покормить рыбку”

Цель: тренировать умение прицельно бросать в корзину или ведро.

  • Воспитатель ставит посередине игровой площадки емкость для забрасывания. Рассказывает детям, что нужно делать: забрасывать мячик-корм в рот рыбки-корзины.
  • Дети становятся вокруг и каждый берет по маленькому мячу. По очереди ребята забрасывают их в корзину, задача – попасть.
  • Педагог читает стихотворение, пока дети бросают:

любимый-мяч

Мы накормим рыбку золотую,

Вкусным кормом от души,

Чтоб усвоить истину простую,

Что не жадные мы малыши.

Скажет нам: “Спасибо, дорогие!”,

Уплывет в дальние моря,

И ее приятели морские

Нам станцуют, милые друзья.

Интересные игры для детей среднего дошкольного возраста

Игры с мячом для детей 4-5 лет в детском саду отличаются от игр для ребят 2-3 лет. Они более сложные и требуют больше ловкости.

“Паучок поймает в сети!”

Цель: тренировка ловкости и прицельного бросания.

  • Воспитатель выбирает Паука.
  • Вокруг становятся участники Бабочки, расстояние между игроками 20 см. Паук высоко подбрасывает и говорит: «Вверх лети!».
  • Бабочки как можно быстрее убегают.
  • Паук ловит подброшенный снаряд и называет стоп-слово: «Стоп!». Дети должны остановиться по этой команде.
  • Паук не уходит со своего места, затем он бросает мяч в того участника-Бабочку, который оказался ближе всего. Если Паук попал, то Бабочка, в которую попали, становится Пауком. В случае промаха игра начинается сначала с сохранением ролей игроков.

Особенности:

  • если снаряд не поймали, и он укатился, то Паук берет его, возвращается на место, и только после этого говорит: «Стоп!»;
  • игрокам нельзя прятаться за элементы площадки, кусты и деревья;
  • если участник-Бабочка бегал после команды «Стоп!», то он делает 3 шага в сторону Паука.

“Перекати поле”

Цель: тренировка скорости и точности движений.

  • Необходимо изобразить окружность мелом на асфальте. Игроки располагаются вдоль линии на расстоянии 2 вытянутых рук друг от друга, спины обращены к центру. Никто не заходит внутрь.
  • Игроки начинают передавать мяч по кругу, приговаривая:

Ты катись, перекати поле,

Ветер гонит, ты беги,

Кто быстрей тебя коснется,

Чем другие игроки?

Какие-мячи-подходят

  • Когда прозвучало слово «игроки», ребята заканчивают передавать игровой снаряд. Участник, у которого остался снаряд, становится спиной к центру круга.
  • Остальные участники бегут к игроку с мячом. Первый прибежавший берет снаряд, и игра повторяется. Каждый раз стоит менять направление передачи.

Особенности:

  • игроки должны двигаться точно и быстро,
  • нельзя заходить в круг на любом этапе игры.

“Встреча”

Цель: тренировка меткости, понимание правил командной работы.

  • Воспитатель рисует 2 полосы на расстоянии 4-6 м.
  • Игроки делятся на 2 команды (количество участников одинаковое) и становятся за линиями лицом к лицу с соперниками.
  • Педагог дает каждому ребенку большой мяч. Далее следует сигнал: «Начали!» дети толкают его так, чтобы он прокатился и встретился с мячом игрока команды-соперника.
  • Те двое ребят, чьи снаряды встретились, получают от воспитателя ленточку, которую нужно привязать к руке. Количество раундов не менее числа участников в одной команде. Выигрывает пара игроков, собравшая большее количество ленточек.

Особенности:

  • понадобится много больших мячей и ленточки,
  • подбирать расстояние между линиями нужно с учетом возраста ребят.

” Лягушка-Попрыгай-ка”

Цель: тренировка ловкости и умения целиться при броске.

  • Воспитатель чертит на площадке круг диаметром в 14 детских шагов и назначает того, кто будет Лягушкой.
  • Лягушка становится в круг, остальные участники за пределами круга.
  • Игроки бросают мяч друг другу, стараясь задеть Лягушку, которая пытается увернуться.
  • Участник, который попал в Лягушку, меняется с ней ролями, и игра начинается сначала.

Особенности:

  • игрокам не следует заходить в круг, а Лягушке покидать его пределы;
  • участники громко озвучивают имя того, кому собираются бросить снаряд;
  • не стоит долго держать мяч в руках: поймавший сразу же бросает его другому игроку;
  • если Лягушка ловит снаряд, бросавший меняется с ней ролями.

Игры для старших дошкольников

Игры с мячом во дворе детского сада для детей 6-7 лет должны быть изучены воспитателями и занесены в картотеку. Необходимый инвентарь не составит труда найти в игровой зоне или сделать во время занятий в ДОУ. Если же погода позволяет выйти во двор, то игры с мячом для дошкольников очень интересные и развивающие.

Игры для старших дошкольников

“Мячик, лети!”

Цель: умение высоко и быстро прыгать.

  • Участники становятся в круг. Воспитатель выбирает водящего, который становится в центр, и дает ему палочку. Дети находятся на расстоянии80 см друг от друга.
  • Каждому ребенку выдают 5 резинок, которые они могут одеть на руку.
  • Игроки перебрасывают друг другу мяч. Водящий пытается коснуться его палочкой. Длительность раунда примерно 2 минуты.
  • Если водящий коснулся, то тот игрок, который кинул мяч, отдает водящему 1 резинку и становится в центр вместо него.
  • Число раундов соответствует количеству участников. Выиграл игрок, собравший больше всего резинок.

Особенности:

  • дети перебрасывают друг другу снаряд как можно быстрее, при ловле игроки могут передвигаться;
  • касание снаряда в то время, когда он находится в руках участника, не засчитывается;
  • количество резинок может быть больше, чем пять.

“Веселые гонки”

Эстафеты с мячом для дошкольников воспитывают здоровый дух соперничества. Существует много вариантов правил, в зависимости от количества участников и их пожеланий.

Цель: улучшить ловкость.

  • Дети делятся на 2 команды с одинаковым количеством игроков и становятся в 2 шеренги друг за другом.
  • По сигналу дети приступают к передаче мяча друг другу от впереди стоящего до крайнего и обратно. Снаряд поочередно передают через правое и левое плечо. То есть, если один ребенок передал через правое, то следующий за ним передает через левое.
  • Выигрывает та команда, в которой снаряд раньше вернулся к первому игроку.

Особенности:

  • команды одновременно начинают игру;
  • последовательность поворотов через левое и правое плечо во время проведения эстафеты должна строго соблюдаться.

“Сторож не дремлет”

Цель: развитие внимательности.

  • Воспитатель рисует круг диаметром примерно 7 м при если игроков 10-12 человек.
  • В центре круга нужно построить городок с воротами, расположенными по кругу.
  • Участники делятся на команды Сторожей и Мышей. Мышам выдается каждому по 1 маленькому мячу. К каждым воротам прикрепляется свой Сторож. Мыши становятся вдоль линии круга.
  • Задача мышей: послать ногами снаряд так, чтоб он попал в ворота. Задача Сторожей: отбить мяч так, чтоб он вылетел за пределы круга.
  • Выбывает та Мышь, которая упустила свой снаряд за линию круга и Сторож, пропустивший в свои ворота.
  • Выигрывает та команда, в которой останется больше участников в конце игры.

выбираем-мяч

Особенность: сторож может отбивать исключительно ногой.

“Мини-футбол”

Игра проводится на улице и понравится даже подросткам, возраст которых 10-12 лет. Игра в вариацию футбола на свежем воздухе потребует создание двух команд игроков. В дальнейшем, при регулярных занятиях, из ребят получатся виртуозные дриблеры. Наработанная ловкость и скорость позволят уверенно чувствовать себя в футбольных состязаниях.

  • Собрать 2 команды по шесть человек.
  • Построить ворота из кубиков или другого подходящего инвентаря.
  • Ребята забивают голы в ворота друг друга и играют, не хватая соперников за одежду и руки.
  • За одну игру можно делать перерывы по 6-7 минут.
  • Выигрывает команда, забившая большее количество мячей.

Особенности: правила можно менять перед началом каждой игры, но не после начала.

Игры с мячом для детей 6-7 лет в помещении должны подходить для ограниченного пространства и сопровождаться музыкой. Если год выдался холодным и дождливым, то возможность выходить во двор сада будет выпадать не часто.

Хорошая картотека включает подвижные игры с элементами:

  • забрасывания снаряда в корзину,
  • передачи мяча в небольшом кругу участников.

Какие мячи подходят

Для дошкольников нужны более легкие мячи чем те, которые используют для игр с мячом для подростков. Знакомство со спортивным снарядом нужно начинать с раннего возраста.

мячи-для-игры

В 2-3 года будет полезно использовать маленький массажный мяч. Технология изготовления инвентаря для малышей исключает возможность отделения мелких деталей, которые можно вдохнуть или проглотить.

Ребятам 3-4 лет подойдут большие и маленькие, но совсем легкие надувные мячи. Удар таким мячом по ребенку практически не должен ощущаться. Эта рекомендация применима и для детей 4-5 лет.

Ребятам чуть старше (5-6 лет) можно давать более тяжелые надувные мячи, отвечающие всем требованиям безопасности.

Что еще почитать:  Партнерские отношения между детьми и родителями
Рейтинг
( 5 оценок, среднее 3.2 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: