«Движение – это жизнь» ‒ это утверждение верно для всех, но в особенности – для детей и подростков. Современные школьники проводят много времени сидя за компьютером. Такой образ жизни негативно сказывается на физическом и психическом развитии молодого организма. Подвижные игры с мячом для детей подойдут для классов со средним и большим количеством учеников. Они просты в организации, как салки – никаких сложных планов и конспектов преподавателю подготавливать не придется.
Польза
Подвижные игры оказывают самое положительное влияние на здоровье детей. Разнообразные движения активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, повышают мышечный тонус.
Игры с использованием мячика – одни из самых полезных, поскольку сочетают упражнения на бег, прыжки, метание, бросание, ловлю. Таким образом, игроки задействуют практически все основные группы мышц.
Ученые отмечают положительное влияние подвижных игр на развитие мышления, формирование характера детей. Благодаря игровой активности, улучшаются логические способности, глазомер, скорость реакции.
Совершенствуются воля, выдержка, самоконтроль, честность, справедливость, дисциплинированность, умение работать в команде.
Подвижные игры с мячом начинаются с 1 класса, с уроков физической культуры. Однако никто не мешает родителям и воспитателям из детского сада организовать дошкольную подготовительную деятельность, заранее приучая ребят к мячу.
Подойдут простые варианты, вроде всем известного «Съедобного и несъедобного» или «Сабже», тоже не нуждающегося в описании. Для детской гимнастики пригодятся фитболы.
Некрупные мячи можно давать малышам от года: пусть улучшают моторику. Летний вариант – забавы с мячиком в детском бассейне. Это также отличная возможность для красивых фото и видео на память.
Где играть
Для игр с мячиками подойдет школьный спортивный зал. Для создания позитивной атмосферы можно включить бодрящую, веселую музыку.
Весной и ранней осенью желательно выбираться из помещения во внутренний дворик, на площадку или стадион – если таковые, конечно, имеются при школе.
После уроков и на выходных дети могут играть на стадионах, в парках или на пляжах с теми же одноклассниками или внешкольными друзьями.
Игры с мячом на улице для подростков, да и для ребят помладше – приятная альтернатива вечерам, проведенным «онлайн», особенно весной и летом, когда снаружи тепло и свежо.
Выбор инвентаря
Как выбрать подходящий мяч? Вот несколько моментов, на которые нужнно обратить внимание при покупке:
- Чрезмерное сопротивление или проваливание внутрь при надавливании на поверхность недопустимы;
- Не должно быть никаких мелких трещин, неровностей, потертостей;
- Неприятный запах – признак плохого качества;
- Хороший мячик не окрашивает руки и не липнет к ним.
Детям до 10 лет понравятся звонкие, яркие мячики. Возможно, с картинкой. Особенно, если это будет изображение любимого персонажа мультфильма, фильма или комикса
.Ребята постарше наверняка оценят «взрослый» баскетбольный, волейбольный или футбольный мяч. При активном использовании мячи портятся быстрее, чем за полгода. Их нужно своевременно обновлять.
Для тех, кто в 1-3 классах
Существует немало игр с мячиком для учеников 6-9 лет. Некоторые из них очень активные, другие – более спокойные, скорее развивающие логическое мышление. Подвижные игры с мячом для 1-ых, 2-ых и 3-их классов достаточно просты, но увлекательны для юных спортсменов.
- «Мячик в кругу»
Все ребята присаживаются на пол, образуя круг, а руководитель занимает место в его центре. Он катит мячик по направлению к каждому ребенку в случайном порядке, чтобы для играющих сохранялся некоторый эффект неожиданности.
Цель – поймать мячик и отослать его назад, сделав какое-либо задание: сложив числа, придумав рифму к слову, назвав любой предмет, относящийся к тематической группе (одежде, цветам, овощам, фруктам и т.д.).
- «Лучший ловец»
Участники выстраиваются в два ряда (один напротив другого) на расстоянии полутора метров. Играющим одной из команд раздают мячики. По команде школьники подкидывают их в воздух, ловят, и затем подкатывают их стоящим перед ними ребятам. Те выполняют точно такие же действия. Продолжительность – 3-5 минут.
- «Перебежчики»
Две группы и строятся вдоль стен (лицами друг к другу), при этом каждая – в два ряда. По свистку, крайние участники команд кидают свои мячи стоящим напротив и тут же перебегают к другой команде, становясь во вторую шеренгу.
Словивший мяч выполняет такое же действие. Игровой процесс не останавливается, пока все дети не поменяются местами, и после проводится повторно еще 2-3 раза.
- «Догони мяч»
Подвижная игра Догони мяч нравится многим, потому что в ней у всех есть возможность вволю побегать за мячом, порезвиться, поиграть с ним. Взрослый подзывает к себе детей и раскатывает мячики – их должно хватить на всех – в совершенно случайном направлении.
Играющие догоняют «свой» мяч, подхватывают его и приносят обратно. Ведущий, дождавшись, пока все вернутся, вновь откатывает мячи – теперь в другом направлении. Оптимальная продолжительность – 7-10 минут.
- «Одиннадцать»
Дети образуют кружок и передают мяч ближайшему соседу бросками по часовой стрелке. Участник, которой начинает, кидает мячик, громко произнося вслух: «Один!».
Далее дети ведут отсчет про себя. Когда доходит до 11-ти, игрок должен отбить мяч о землю, назвав число вслух. Если он собьется со счета и не ударит по мячику, то сядет в центр круга. Те, кто нечаянно произнесет число от 2 до 10 вслух, тоже выбывают. Следующему 11-му игроку нужно не только отбить мяч, но и попасть при этом по тому, кто выбыл, чтобы тот занял свое прежнее место. Если он не сумеет этого сделать, то следующему отбивающему придется выручать уже двоих.
Для тех, кто в 4-5 классах
Эти варианты придутся по нраву ученикам 10-12 лет. Школьная программа для них усложняется, они проводят за партой все больше времени.
Разминки-пятиминутки проводятся далеко не всегда, хотя регулярная физическая активность им все так же необходима. Такие игры несколько сложнее, чем те, что предназначены для младшей возрастной группы: требуют хорошей координации, уверенного владения мячом.
- «Передай мячик»
Игра Передай мяч (мячик) довольно простая, но нравится многим. Участники формируют кружок и перекидываются мячом. Направление – по часовой стрелке. Сначала темп нормальный, затем – ускоренный. Уронивший мячик ребенок садится в центр на корточки ждет завершения игры. Она длится до того момента, пока не останется одного – самого ловкого – участника.
- «Услышь имя»
Играющие образуют окружность, вставая к центру спинами. Одному из них руководитель дает мяч. Водящий называет имя одного из детей и делает бросок назад, через голову. Тот, кого позвали, должен быстро развернуться и постараться поймать мяч. Победителем становится участник, которому это удалось проделать наибольшее количество раз.
Двое участников занимают позицию друг напротив друга. Их разделяет 5-10 метров, и в этом пространстве произвольно занимают места остальные. Основная цель «вышибал» ‒ перекидываться мячиком, при этом пытаясь «запятнать» им одного из ребят, которые вольны перемещаться по всей территории между водящими и уворачиваться.
Те, кто не смог избежать удара, покидают игровое поле. Побеждает самый ловкий и быстрый, т.е. тот, кто продержался дольше остальных.
- «Собачка»
Все участвующие в игре формируют круг, а водящий встает посередине. Ребята перекидываются мячом, а участник-«собачка», должен суметь схватить его на лету. Если он в этом преуспевает, то занимает место среди прочих, меняясь с тем, кто последним бросал мяч.
- «Уклонись от мячика»
Незамысловатая игра, многим знакомая с детства. Рисуется окружность, в центр которой встает водящий, а вокруг располагаются остальные. Стоящие снаружи стараются выбить мячом центрального, а тот в свою очередь бегает внутри круга, увертываясь, как умеет. Ребенок, попавший в него, сам становится водящим.
Для тех, кто в 6-7 классах
Детям 12-13 лет просто перекидываться детским мячом по часовой стрелке уже не интересно. Им, скорее, понравятся усложненные игры. Возможно, с волейбольными или баскетбольными элементами.
- «Ошибся – выбываешь»
Дети делятся на две группы и выходят на площадку. Расстояние от сетки до лицевой линии не должно быть большим. Высота сетки регулируется в зависимости от роста детей. Правила «Ошибся – выбываешь» сходны волейбольным: любая подача, любой прием, розыгрыш в три касания.
Однако участник, допустивший нарушение, обязан покинуть площадку. Выигрывает группа, которая оказывается в большинстве против пустой стороны соперников.
- «Мощный бросок»
Две группы играющих становятся лицом друг к другу за начерченными линиями. Их разделяет не меньше 20 м. Впереди, в 3 метрах от каждой черты, рисуется еще по параллельной линии – городской. В центре игрового поля кладется на пол баскетбольный мяч, а всем участникам дается по одному небольшому мячу. Дети, не придерживаясь порядка очереди, пытаются попасть своими мячами в центральный, чтобы перекатить его за городскую черту команды противников. Побеждает группа, которая справится первой. Повторить можно 3-4 раунда.
- «В квадрате»
Участники, разбившись на четыре равные группы, встают в шеренги за сторонами начерченного на полу квадрата. В его средине рисуется окружность диаметром 2-3 метра. Команды назначают своих водящих. Эти четверо берут мячики и встают внутри круга, поворачиваясь лицом к своим товарищам. По сигналу руководителя водящие бросают мячи своим товарищам, стоящим на линиях крайними. Те должны его словить и вернуть обратно. Так игра длится до того момента, как мяч получит участник, стоящий последним. Он и займет место внутри окружности, сменив своего предшественника. Игровой процесс не прекращается до тех пор, пока первый водящий не вернется в круг. Выигрывает группа, опередившая остальные.
- «Попробуй отбери»
Водящий встает в центр игрового поля, а другие окружают его в произвольном порядке. Бегая, они свободно перекидываются мячом. Участник, изначально стоящий в центре, после команды руководителя может перемещаться по всей площадке. Его цель – словить мяч.
В том месте, где ему удастся это сделать, он останавливается и оттуда делает бросок, пытаясь попасть в любого из убегающих игроков. Если у него получается и это, не сумевший увернуться участник начинает выполнять роль нового водящего.
- «Веди и бросай»
Игроки двух групп ведут баскетбольные мячи в сторону корзин. Они делают броски до тех пор, пока не попадут, а после бегом возвращаются к своей команде, передавая мячи ребятам, стоящим в колонне первыми. Те повторяют то же задание. Победу одерживает команда, оказавшаяся самой быстрой.
Для тех, кто в 8-9 классах
В возрасте 14-15 лет дети, следуя порядку большинства школьных программ, играют в волейбол, баскетбол и футбол. Тем не менее, уроки физкультуры не проводятся для них ежедневно. Повысить активность помогут игры с мячом, организованные, например, на переменах.
- «Парящий мяч»
Играющие расходятся по группам. Они формируют круги. Верхней волейбольной подачей участники стремятся удержать мяч в воздухе дольше соперников – отсюда и наименование игры.
- «Волейбольная эстафета»
Две-три группы игроков выстраиваются в ряды в 5-6-ти метрах от стены. Стоящим впереди раздаются мячи для волейбола. После сигнала они выполняют пять передач мяча ударом о стену (держа руки, как при игре в волейбол).
Закончив, они передают мяч товарищам, а сами бегут в конец очереди. Побеждает группа, которая опередит соперников.
- «Защита укрепления»
Участники становятся за пределами начерченного заранее круга. В самом центре размещается импровизированное укрепление – три гимнастические палки, скрепленные между собой веревкой и установленные в виде треноги. Сверху укрепления лежит один мяч, а другой находится у тех, кто стоит за линией. Ребята перебрасываются мячиками, стараясь попасть в центральный мяч и сбить его.
Укрепление защищает водящий, который тоже стоит в середине окружности. Участник, кому удастся столкнуть главный мяч с треноги, сменяет «защитника», после чего игровой процесс продолжается.
- «Ду-би-бол»
Дети образуют две группы. Каждой выдается свой волейбольный мяч. Ребята занимают места на площадке. Расстановка такая же, как для игры в волейбол. С началом игры, ведущие игроки одновременно подают мяч ударом или же броском одной руки. Соперники могут ловить мячик или же отбивать его сразу.
Цель: не допустить нахождения двух мячей по одну сторону сетки – это считается за проигранное очко. Победительницей становится группа, которая набравшая меньше штрафных (предельное количество оговаривается заранее).
- «Перехват»
Игроки формируют круг (его границы лучше очертить – для удобства). В середину становятся двое водящих. Игроки, выстроившиеся по окружности, перекидываются мячом, ставя при этом руки, как при игре в волейбол. Задача водящих – схватить летящий мяч. Преуспевший в этом деле меняется местами с тем, кто подавал мяч последним.
Для тех, кто в 10-11 классах
Огромная нагрузка ложится на плечи 16-17-летних школьников. Подготовка к экзаменам, мысли о поступлении в университет, у кого-то и о переезде в другой город. Важно в этот сложный период не забывать о правильном питании, здоровом сне и физической активности. Многие старшие учащиеся считают, что игры – это для тех, кому двенадцать или даже для дошкольников. Однако они являются эффективным способом избавиться от негативных эмоций и мысленно отвлечься от проблем.
- «Отбивай, как умеешь»
Группы по 5-8 человек выходят на волейбольную площадку. Расстановка стандартная, сетка натягивается на уровне 200 см. Начинающий игру участник бьет по мячу ногой (с рук) так, чтобы он перелетел через сетку. Соперники должны нанести ответный удар, переправив мячик обратно 1-3 ударами ноги/головы.
В случае, если одна из групп допускает техническую ошибку, судья дает ей штрафное очко. Победа достается команде, у которой штрафных баллов будет меньше.
- «Слови мячик»
Чертятся две окружности. Одна диаметром в 8 метров, другая (внутри нее) – в 3. Меньший круг занимает участник нападающей команды. Его обязанность – ловля мячика, который ему бросают его товарищи, стоящие за пределами второго круга. Его занимают ребята из группы защитников. Их задача – вовремя перехватывать мяч, который нападающие участники будут бросать центральному.
Судья подсчитывает, сколько раз атакующим удалось перебросить мячик стоящему в центре. После пяти минут игры группы защитников и нападающих сменяют друг друга на позициях.
- «Перестрелбол»
Две группы и привычным образом располагаются по обе стороны волейбольной сетки. Игра начинается с подачи участника одной из команд. Соперники принимают мяч и разыгрывают его, придерживаясь стандартных правил игры в волейбол. Игрок, допустивший грубую техническую ошибку, сразу же переходит в другую команду, становясь за «линию плена», а его прежние товарищи лишаются подачи. Игра идет на протяжении 10-15 минут. Победу одерживают игроки команды, которая «заполучит» больше пленных.
- «Пингвиний бег»
Две группы выстраиваются в колонны перед линией старта. Ведущие игроки делают ножной захват мяча (держа его на уровне чуть выше колен). Их цель – пробежать обозначенную дистанцию, обогнуть импровизированную стойку и вернуться назад, передав эстафету следующему игроку и заняв место позади колонны. Побеждает команда, оказавшаяся в «гонке» самой быстрой.
- «Защити друга»
Все игроки, за исключением двух, встают в круг. В центр становятся двое водящих: в одного из них будут бросать мяч, а второй будет стараться защитить его, отбивая «нападения». Ребята перебрасывают друг другу мяч, при этом пытаясь задеть водящего, который находится под защитой и сам всячески увертывается.
В случае попадания, место водящего занимает защитник, а его роль переходит игроку, нанесшему «поражение». Победителями считаются игроки, которым удалось дольше других оставаться водящими, избегая ударов мячом.
Ребята 9-10-х классов опять уселись на спортивных скамьях с телефонами, играя в игры и делая фотографии для Инстаграма? Значит, есть смысл отклониться от КСП, достать мяч и предложить им поиграть. Благо, у каждого преподавателя существует целая картотека: игры с мячом для детей 10 лет, 15 лет, 17 лет… Скучать не придется никому.