Способы игры с кубиками для малышей
Каждый взрослый наверняка найдет для себя очевидную игру в кости: строительство башни. Но возможности этой игрушки намного шире!
Кубики – одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не значит, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей ребенка.
Обучая его игре кубиками, мы тренируем его наблюдательность, память, внимание, а также развиваем смекалку и воображение. Также с помощью кубиков можно провести настоящий урок физкультуры.
Сортировка на цвету
Сортировка кубиков по цвету – отличное занятие для самых маленьких.
Если набор кубиков имеет разные оттенки, а не только один тон каждого основного цвета, это даст вам прекрасную возможность поговорить о более светлых и темных, а для самых маленьких – начать группировать похожие, но не совсем одинаковые цвета.
Вот учебные пособия и карточки, чтобы выучить цвета и оттенки с малышами. Вы даже можете помочь своему малышу построить радугу!
Создание персонажей
Создание персонажа в виде игры в кости особенно увлекательно, если у вас есть кости и лица. Даже если нет, отлично! Чем больше простора для фантазии, тем больше уходит игра.
Сюжетная игра
Деревянные блоки – это не только основа для творчества и строительства, но и повод для начала сюжетной игры. Этот вид деятельности особенно актуален в компании сверстников.
Дом для мышки и жирафа
Играя с кубиками, вы можете легко познакомить ребенка с понятиями выше – ниже, длиннее – короче или закрепить знания о них.
Постройте башню из трех кубиков. Попросите ребенка строить дома выше и ниже вашего. Чтобы игра была более насыщенной, наглядной и не напоминала школьный урок, возьмите несколько маленьких игрушек и постройте для них домики. Мышке нужен дом, а жирафу…
Попади в цель
Используя кубики, можно сделать настоящий урок физкультуры. Игра «Попади в цель» разовьет у ребенка точность, координацию движений, глаз.
Поставьте рядом с малышом коробку (на дно расстелите мягкую ткань) и предложите бросить в нее кубики. Если ребенок легко справляется с заданием и не происходит ни одного промаха, коробка перемещается дальше, и ребенок переходит на новый уровень. Расстояние около метра идеально для этого возраста.
Построить гараж
Чашки – идеальный материал для строительства не только башен и домов, но и дорог, гаражей, дамб, парковок и т.д.
Прятки
Спрячьте кубик и попросите ребенка найти его, используя слова «теплее» и «холоднее».
Иди осторожно!
Эта игра очень хороша, чтобы успокоить ребенка, скажем, перед сном. Участвуя, вы действительно не бежите. Затем дайте ребенку один кубик в руку, а второй положите поверх первого. Второй кубик нельзя держать рукой. Пусть малыш гуляет по комнате с этой башней. С легкостью?
Так что давайте усложним задачу – поставим сверху еще один кубик. Что теперь? Шоу как в цирке! Попробуйте дать кубики ребенку в другую руку.
Теперь предложите пройтись с одним кубиком в руке. Спросите ребенка, как он себя чувствует.
Вы можете разнообразить задачу, изменив траекторию движения или предложив нести три кубика, расположенные горизонтально, оставив только крайние. Хотя, конечно, эти варианты выполнить сложнее.
Три кубика
Условия игры таковы: у ребенка в руках три кубика, он ходит по комнате. Ритмично хлопайте в ладоши. Ребенку следует наклониться и положить кубики на пол в ритме хлопков в ладоши.
Например, три ура подряд – три кубика по очереди, а если ура – пауза – 2 ура, потом сначала 1 кубик, потом два. После размещения кубиков крошка приподнимает кубики и продолжает движение.
Угадай кубик
Игра с закрытыми глазами: сможет ли ребенок почувствовать фигуру, которую держит в руках: куб, пирамиду, цилиндр или «ворота»?
Рисование
Нарисуйте фигуры вокруг себя для получения идеальных кругов, квадратов, треугольников и прямоугольников!
Змейка
Разложите кубики по комнате в линию чуть меньше шага ребенка. Ребенку предстоит обойти каждого из них змейкой. Покажите ребенку, как это делать, а затем предложите постараться не ходить, а ползать или прыгать по намеченной дорожке.
Орнамент
Сможет ли ребенок сложить конструктор в определенном порядке, чтобы он был красивым?
Перейди болото
лучше всего выполнять это упражнение, держа маму за руку. Разместите кубики по комнате на расстоянии чуть меньше шага ребенка. Предложите ребенку отправиться в путешествие по болоту, не заходя в него. Крошка должна уйти, вытаптывая только кубики. Я не хочу выполнять эту задачу с обувью. Массаж стоп – лучшая профилактика плоскостопия.
Дидактическая игра «Чудо – кубик»
Оборудование:
Для создания мануала к игре нужно взять любой куб 8/8 см (желательно пластиковый), приклеить к краю кубика цветные картинки 7/7 см.
Куб №1, на гранях которого изображены дикие животные: волк, медведь, белка, лисица, заяц, бобр.
Карточки с изображением места обитания животных (логово, нора, хижина, дупло, логово, куст), детенышей (медвежонок, волчонок, белка, заяц, бобр), а также того, что животные едят (малина, орехи , мыши, ветки, трава, зайцы).
Куб № 2, по краям которого изображены домашние животные: корова, лошадь, овца, собака, кошка, свинья.
Карточки с изображением места проживания животных (сарай, свинарник, конюшня, овчарня, дом, конура), детенышей (теленок, жеребенок, ягненок, щенок, котенок, свинья), а также того, что животные едят (сено, кость , зелень, овес, трава, молоко).
Задания:
1. Уточнить представления детей о животных: место проживания, кормления, щенков.
2. Развивать мыслительные операции, языковую память.
3. Пополните словарный запас по теме «Дикие и домашние животные».
4. Развить умение образовывать слова молодых животных в единственном и множественном числе в суффиксе и в дополнительной форме.
5. Сформировать навыки составления рассказа – описания животного по полученному плану (рассказ параллельной структуры), а также сравнительного рассказа – описания с помощью сложных предложений с противоречивым союзом А.
Прогресс игры:
В игре участвуют от 1 до 6 детей.
Детям предлагается бросить куб и назвать животное, упавшее на верхний край куба:
«Чудо: бросаю куб и выбираю изображение».
После того, как дети позовут животное, запомните это, затем они выбирают из первой стопки картинку того, что ест животное, из второй стопки – место, где живет (живет) животное, из третьей стопки – ребенка этого животного.
Вариант 1 | Дети размещают изображения перед собой и описывают свое животное в соответствии с плоскостью полученного изображения.
Образец. Это корова, это домашнее животное. Ест сено, живет в хлеву. Детёныш коровы называется телёнком. |
Вариант 2 | Учитель снова бросает кости, чтобы определить, кто первым подумает о детях своего питомца. По карточкам ребенок составляет описание рассказа о своем питомце. Дети догадываются, о ком они говорят. |
Вариант 3 | Дети выбирают по 2 животных: дикое (куб № 1) и домашнее (куб № 2). После того, как дети соберут карточки для каждого животного, учитель показывает 2 кубика, и дети сравнивают животных друг с другом. |
Сравните кота и белку:
Кошка – домашнее животное, а белка – дикое животное.
Кошка ест молоко, а белка ест орехи.
В доме живет кошка, а в дупле живет белка.
У кошки есть щенок – котенок, а у белки – белочка.
Польза игры с деревянными кубиками для малышей
Зачем детям играть с этой, казалось бы, простой игрушкой? Для детей от года:
- Оттачивайте мелкую моторику – стройте башни;
- Координируйте руки и глаза: обрезайте блоки, чтобы создавать звуки, и размещайте их друг на друге;
- Поймите связь между причиной и следствием: вы обнаружите, что упавший кирпич шумит;
- Учите новые слова: названия и звуки животных, цвета, формы и так далее;
- Получите сенсорный опыт – поднесите блоки ко рту, прикоснитесь к ним, улавливая звуки, которые они создают при контакте с другими предметами, текстура краски на блоках, яркие цвета стимулируют чувства ребенка;
- Учите предлоги: кладите блоки в сумку и вынимайте их из сумки, кладите их рядом, сзади, спереди и т.д.
- Поймите постоянство объекта: блоки все еще на месте, даже если они их не видят.
Для дошкольников от 3 лет:
- Фигуративная игра: рассказывать истории с помощью блоков,
- Построение моделей: использование кирпичей для создания более сложных моделей, чем простая башня,
- Игра памяти и повторения по сложному шаблону,
- Изучая тему, например говоря о том, какую пищу ест каждое животное,
- Простое сложение и вычитание, группировка похожих объектов.
Детские кубики. История длиной в четыре столетия
Впервые он рассказал о роли кубиков в развитии детей в 17 веке. Английский философ Джон Локк, который выразил идею важности игры в обучении и подтвердил необходимость сместить акцент в образовательной системе с «кнута» на «пряник». Он описал игру, которая вскоре стала чрезвычайно популярной: кубики с алфавитом, подчеркивающие достоинства обучения детей с помощью игр. С тех пор детские игрушки стали предметом первой необходимости, а не просто бесполезной прихотью. В 19 веке небольшие деревообрабатывающие и полиграфические фабрики в Западной Европе и США уже производили кубики. Некоторые из них были нарисованы изображениями, символами, буквами и словами. Играя с ними, дети научились легче читать и познакомились с интересными рассказами. Еще одним популярным типом были деревянные блоки для строительства конструкций и игры с формами. Иногда они выглядели как трехмерные пазлы, из которых дети собирали известные строения, и их по праву можно назвать прототипом современных дизайнеров. Ежегодно появляются новые виды кубиков из различных материалов: мягкие кубики для самых маленьких, пластиковые кубики, из которых дети строят устойчивые конструкции, кубики с магнитами – для облегчения скрепления деталей и т.д. Сегодня они широко используются в различных техниках развития: кубики Зайцева, развертки кубиков Никитина, сенсорные кубики в системе Монтессори.
Чем полезны игры в кости?
Когда ребенок с энтузиазмом строит башню из кубиков, может показаться, что он просто играет, но прямо сейчас ребенок:
- развивает математические навыки: узнает, что такое количество, форма, вес, объем, учится упорядочивать и группировать предметы;
- испытывает явления силы тяжести и равновесия, улучшающие координацию глаз и мышц;
- тренирует воображение, учится выражать идеи, проектировать и творить;
- осознает взаимосвязь между действием и результатом.
Игра «Разрезные картинки»
Цель: научить восприятию целостного графического изображения; развивать внимание.
Материалы: два набора обрезанных изображений (10х10) с разным количеством деталей (2-5) и конфигурацией раскроя.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте кадрированные изображения. Для этого можно использовать подходящие иллюстрации из книг или открыток, изображающие знакомые детям предметы (картинки должны быть простыми и понятными). Дайте каждому ребенку полное изображение предмета (далее изображение предмета) и то же изображение, разрезанное на части. Попросите малышей собрать картину по образцу. В дальнейшем можно предложить детям собирать картинки без образца.
Игра «Собери образ из кубиков»
Цель: закрепить умение воспринимать целостный образ объекта, составить целостный образ объекта из отдельных частей; развивать внимание.
Материалы – набор кубиков, из которых можно создавать простые и нарисованные картинки (4-6 кубиков в одном наборе) .
Ход игры: Игра ведется индивидуально.
Предложите ребенку набор из 4 кубиков. Покажите образец изображения и попросите собрать такое же изображение из кубиков. Если ребенок не может сделать это в одиночку, помогите ему.
Дидактические игры на развитие слухового восприятия
Игра 1. «Узнай по звуку»
Цель: развить слуховое внимание; прислушаться к звукам, издаваемым различными игровыми игрушками.
Материалы: звуковые игрушки (погремушка, свисток, колокольчики, погремушки, ширма.
Как играть: покажите детям игрушки и предложите им поиграть с ними. Пусть малыши издают из них звуки. Пока они не научатся четко различать их на слух. Так что прячьте игрушки за ширмой. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (вы можете воспроизвести звуки позади ребенка или попросить его закрыть глаза). В зависимости от уровня языкового развития и навыков дети могут показать игрушку или дать ей имя.
В дальнейшем роль лидера можно предложить одному из детей.
Игра 2. «Медведь и зайчик»
Цель: развить слуховое внимание, восприятие и различение на слух различных звуковых частот музыкальных инструментов.
Материалы: барабан или бубен.
Как играть в игру: объясните детям правила игры: «Давайте играть! Медведь идет медленно – вот так, а кролик быстро прыгает – вот как! Когда я медленно бью по барабану, он ходит как медведь, когда я быстро бью по барабану, он прыгает так же быстро, как кролик».
Повторите игру несколько раз. Вы можете предложить детям попробовать бить в барабан с разной скоростью, а затем выбрать одного из детей, который будет кататься.
Игра 3. «Кто там? »
Цель: развить речевой слух.
Материалы: игрушки: кот, собачка, птичка, конь, мышка и другие звери; изображения с их изображением.
Как играть: В эту игру играют двое взрослых: один стоит за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой играет.
За дверью кричит животное (мяуканье, гав-гав, моча, ква-ква и т.д.). Попросите детей послушать и угадать, кто кричит так: «Смотрите, кто-то кричит за дверью. Слушай внимательно. Кто там? »Дети могут показать изображение соответствующего животного или назвать его словами. Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодец, как вы уже догадались. Слушать. Кто еще кричит за дверь». Игра продолжается с другими игрушками. Если второго ведущего нет, можно поиграть, спрятав игрушку за ширмой.
Игра 4. «Кто звонил? »
Цель: развить речевой слух; научить различать голоса знакомых людей на слух; развить слуховое внимание.
Развитие игры: пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его отвернуться от остальных участников игры (можно попросить его закрыть глаза) . Дети по очереди зовут ребенка нормальным голосом. Ребенок должен внимательно выслушать и попытаться угадать, кто его зовет (указать на ребенка и произнести его имя) . Если ребенок догадался, кто его позвал, поменяйтесь ролями с этим игроком. Если вы не угадали, продолжайте ехать. Вы можете усложнить задачу, изменив силу голоса, тембр, интонацию при произнесении имени.
Игра 5. «Найди фото! »
Цель: развить речевой слух.
Материалы: Соответствующие изображения лотов с изображением различных игрушек и предметов.
Ход игры: Сначала игра ведется индивидуально. Положите несколько картинок на стол перед вашим ребенком. Сделайте себе подходящие фотографии. Сделайте снимок из своего набора, поместите его на стол изображением вниз и дайте ему имя. Попросите ребенка найти у себя такой же рисунок, показать и по возможности повторить название. Затем попросите ребенка перевернуть картинку и сравнить картинки. Правильно, это дом. Молодец – вы уже догадались! Количество изображений можно постепенно увеличивать. В этом случае можно назвать 2–3 слова.
В игру также можно играть с группой детей. Дайте им 1-3 фотографии. Затем сделайте снимок из своего набора и, не показывая его, дайте ему имя. Если кто-то находит то же самое на его картинках, он поднимает руку и получает вторую карту. Неопознанные карты откладываются и разыгрываются в конце игры. Побеждает игрок, который первым соберет пары изображений.
Дидактические игры на развитие осязания
«Круглый квадрат»
Цель: развить осязание; научить прикасаться к предметам.
Материалы: коробка с дырочками или конверт; кубики и шарики.
Ход игры: в начале игры попросите детей услышать блоки и шары. Чтобы сосредоточиться на ощущениях, вы можете предложить детям прикоснуться к предметам с закрытыми глазами. Затем положите предметы в коробку или сумку и дайте детям поиграть. Попросите одного из детей вынуть воздушный шарик из коробки, просунув руку в прорезь. Предложите следующему ребенку вытащить кубик и т.д. Впоследствии в коробку можно вставлять кубики и шары разного размера, сделанные из разных материалов.