Хороводные игры
С младшими дошкольниками проводятся занятия по приобщению к народному творчеству. Это интегрированные формы обучения: сочетается художественная деятельность, физическая активность и познавательный элемент. Проведение занятия с акцентом на народные игры-танцы предполагает знание воспитанниками нескольких подвижных забав. Вождение хороводов перемежается с исполнением народных песен, изучением образцов декоративно-прикладного искусства, продуктивным творчеством. Игры проводятся без повторения, водящими в хороводах назначаются разные воспитанники.
На занятиях с национальными играми и песнями рекомендуется использовать элементы народного костюма.
Для девочек: сарафанчики, платки, венки, кокошники.
Для мальчиков: атласные пояса, картузы с цветком.
Для подвижных игр по мотивам народных сказок и потешек, в которых действуют персонажи-животные, дети охотно изготавливают маски. В младшей группе воспитатель давала на дом задание для родителей и детей сделать маску мышонка. В средней взрослые были приглашены на мастер-класс по созданию шапочек для игры, а затем участвовали в хороводе «Теремок» вместе с ребятами.Эти простые элементы костюма дети впоследствии смогут использовать в инсценировках и сюжетных играх.
Для начала весёлой игры в хоровод недостаточно сказать: «Возьмёмся за руки и встанем в круг!» Чтобы игра оказывала развивающее и воспитательное воздействие, дети должны быть увлечены процессом. Когда ребёнку в удовольствие игра, он прикладывает максимальные усилия, чтобы следовать правилам, мелодично петь и красиво двигаться. Если хоровод захватил ребят, его мелодия и движения обогатят игровой опыт участников, они будут водить его в самостоятельной деятельности.
Какими способами педагог включает детей в игровую ситуацию?
- Игра-хоровод предлагается в качестве смены вида деятельности. Формы занятия, требующие умственного напряжения, следует чередовать с подвижными играми. Тема хороводной игры в идеале согласуется с основным содержанием занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).
На занятиях по ознакомлению с народным бытом, ремёслами, искусством, фольклором для всех возрастных групп органично проведение хороводных игр.
На занятиях по изучению домашних и диких животных, птиц проводятся хороводные игры, герои которых — соответственно звери или птицы («Заинька, попляши», «Мыши водят хоровод», «Как сорока стрекочу»).
Во время занятий по окружающему миру дети водят хоровод, связанный с природной тематикой («Солнышко», «Дождик», «На дворе мороз и ветер») -
- Во время прогулок хороводные игры проводят по природному календарю. Мотивирует к хороводной игре на улице изучение какого-либо природного явления или растения:
- осенью — «Уже траву не косят», «Осенние листочки», «Дождик, дождик, поливай»;
- зимой — «Мороз», «Идём дорогой зимнею», «Каблучок»;
- весной и летом — «Берёзка», «Лён», «Весна-красна».
- Следует побуждать детей к проведению игр-хороводов в самостоятельной деятельности.
- Между режимными моментами воспитатель включает аудиозапись разученной детьми хороводной песни.
- В свободном доступе находятся атрибуты для хороводных игр: ленты, платочки, маски персонажей.
- Организация макетов и мини-выставок для самостоятельного изучения ребятами: как на Руси проводились хороводные игры.
«Карусели»
Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, — говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Темп речи и движений постепенно ускоряется.
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Карусель меняет направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза),
Вот и кончена игра.
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.
«По ровненькой дорожке»
Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
по камушкам,
По камушкам, в яму – бух!
На последней строчке присядьте.
«Раздувайся, пузырь!»
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой,
Оставайся такой, И не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг.
Он летел, летел, летел.
И за веточку задел! (дети бегут по кругу)
«Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!»и сбегаются в кучку.
«Машенька»
Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Одновременно с чтением текста дети вместе с педагогом двигаются хороводом по кругу в левую или правую сторону.
Вот она, Машенька наша,
Девочка – клубничка.
Румяное личико.
Щечки что яблочки,
Губки что ягодки,
Носик – курносик пуговкой.
Глазки серенькие,
Зубки беленькие.
Баю – бай – баюшок!
Ложись, Маша, на бочок,
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
После слов «Будет Маша крепко спать» дети останавливаются, присаживаются на корточки, ладошки под щечки.
«Грушка»
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:
Мы посадим грушку – вот, вот!
Пускай наша грушка растет, растет!
Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;
Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;
Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!
Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!
А мы эту грушку все щипать будем.
От нашей Марийки убегать будем!
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны.Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
«Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» — останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
«Мы топаем ногами»
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом, и бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
«Мы — шофёры»
Дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним, медленно читает текст.
Едем, едем на машине выполняют пружинку, руки на пояс.
Нажимаем на педаль. Выполняют два наклона вперед
Газ включаем, выключаем, выполняют наклоны влево-вправо Смотрим пристально мы в даль. Приставить одну руку ко лбу
козырьком, вторую на пояс, посмотреть влево -вправо
Дворники счищают капли. Хлопают в ладоши
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер. Выполняют наклоны головы влево- вправо
Мы — шофёры — хоть куда! Поднимают руки вверх -в стороны
«Зайка»
Выбирают зайку, остальные образуют круг. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так, и ушами шевелит!
дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть!
поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Скок-скок-скок-скок, надо зайке поскакать!
«Вокруг домика хожу»
Дети стоят в кругу, ведущий ходит по кругу и произносит слова:
— Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу.
Подходит сзади ребёнок, тихонько стучит по спине. Между ними происходит диалог:
— Кто там?
— Это я… (имя)
_Что угодно?
-Давай побегаем!
Дети встают спиной друг к другу и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Кто первый прибежит, занимает место. Второй становится ведущим.
«Кошки – мышки»
Становитесь в хоровод!
Оля – мышка,
Саша – кот!
Будем дружно играть,
Коту мышку не поймать! Е.Серова
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. По сигналу воспитателя малыши поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротца», через которые они стараются пропустить только мышку. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:
Ты не бойся, мышка, кот
Не пройдет в наш хоровод!
Игра повторяется с другим котом и мышкой.
«Эй, лошадка!»
— Эй, лошадка! стучат кулачками друг о друга
-И –го – го!
— Но, лошадка, руки согнуты в локтях, кулачки сжаты.
Но, но! выполняют руками поступательные движения вперед – назад.
Скок, лошадка! выполняют прыжки на двух ногах к центру круга, руки на пояс.
Скок, скок!
Цок, копытца! Выполняют прыжки на двух ногах в обратном направлении.
Цок, цок!
Выше ножки! топают ногами, выполняя одновременно взмахи руками.
Топ, топ! Веселее! Гоп, гоп!
Колокольчик- выполняют наклоны влево–вправо, руки полочкой, перед грудью
Дон, дон. Громче, громче. Звон, звон.
Гоп, лошадка! Выполняют «пружинку», руки на пояс.
Гоп, гоп! Тпру – у, лошадка! Стоп, стоп!
Мы на праздник к маме едем на лошадке,
В красной шапке. хлопают в ладоши.
«Веселая посуда»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга.
Педагог встает в центр круга, читает текст стихотворения, показывает движения , которые вслед за ним повторяют дети.
Тук – тук — тук, тук – тук – тук, стучат кулачками друг о друга
Слышен звонкий перестук.
Слышен громкий перезвон, топают ногами, руки на пояс
Динь–динь–дон, динь–динь–дон.
Это в кухне пляшут ложки, наклоны влево -вправо, руки перед грудью
Вилки, чашки, поварешки.
Тра–та–та, тра- та–та, выполняют «пружинку», руки на пояс
Вся посуда в пляс пошла!
Чайник крышкой – тук, тук! «танцуют» выставляя вперед на пятку ноги
Ложка в чашке – стук, стук!
А кастрюли – бом- бом!
Сковородки –дон –дон!
Вот так пляска – красота! хлопают в ладоши
Тра – та –та, тра –та-та!
«Матрешки»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали.
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
«Пришла снежная зима»
Дети образуют круг, поворачиваются лицом к центру круга, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог в центре круга читает текст, выполняя движения, которые дети повторяют за ним.
Пришла снежная зима, хлопают в ладоши
Наступили холода.
Выпал беленький снежок, потряхивают кистями рук на уровне груди
Разгулялся ветерок.
Нам пора идти гулять выполняют пружинку
Значит, надо надевать
Теплые валенки выполняют 2 наклона вперед
На ножки, на маленькие
По снежочку
Топ – топ – топ,
Валеночки хлопают в ладоши
Хлоп – хлоп – хлоп
По снегу ножки маленькие наклоны влево – вправо, руки на поясе
Гуляют в теплых валенках.
«Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве:
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год!
А.Береснев
По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.
По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.
«На опушке»
Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает в круг вместе с детьми. Дети вместе с педагогом идут хороводом по кругу, педагог читает текст:
С вами в лес пришли сегодня,
Скоро праздник новогодний.
На опушке стоит елочка,
Блестят на солнышке иголочки.
И по снегу зайки маленькие
Скачут в белых валенках.
Скачут, пляшут и играют,
Нас на танец приглашают.
После слов «скачут в белых валенках»дети с педагогом останавливаются, отпускают руки и ставят их на пояс, поворачиваются лицом в центр круга. На последние строки текста дети и педагог «танцуют» — выставляют вперед попеременно левую и правую ногу на пятку.
«Флажок»
Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:
Дети стали в кружок,
Выйди, Оля, в кружок,
Увидали флажок.
Возьми, Оля, флажок!
Кому дать, кому дать?
Выйди, выйди, возьми,
Кому флаг поднимать?
Выше флаг подними!
Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.
«Медведь»
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
Не шуметь!
И.Токмакова
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.
«Пришла снежная зима»
Дети образуют круг, поворачиваются лицом к центру круга, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог в центре круга читает текст, выполняя движения, которые дети повторяют за ним.
Пришла снежная зима, хлопают в ладоши
Наступили холода.
Выпал беленький снежок, потряхивают кистями рук на уровне груди
Разгулялся ветерок.
Нам пора идти гулять выполняют пружинку
Значит, надо надевать
Теплые валенки выполняют 2 наклона вперед
На ножки, на маленькие
По снежочку
Топ – топ – топ,
Валеночки хлопают в ладоши
Хлоп – хлоп – хлоп
По снегу ножки маленькие наклоны влево – вправо, руки на поясе
Гуляют в теплых валенках
«Кабачок»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Дети идут по кругу держась за руки, В середине круга сидит ребенок – “кабачок”.
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставим,
Танцевать заставим.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь !
“Кабачок” танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится “кабачком”.
«Пузырь»
Цель: Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять звук ш-ш-ш.
Дети водят хоровод и говорят:
Надуваем пузыри,
Вот какие посмотри!
Постепенно расширяя круг
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Когда ведущий говорит:
Пузырь лопнул,
Разлетелись пузыри.
Дети разбегаются.
«Мы топаем ногами»
Цель: Развивать речевую и двигательную активность, учить реагировать на сигнал.
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
«Как на наши именины»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Возьмитесь с ребенком за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения:
Как на наши именины
Испекли мы каравай:
Вот такой ширины,
(расходятся подальше от центра)
Вот такой ужины,
(сходятся к центру)
Вот такой вышины,
(поднимают руки вверх)
Вот такой нижины
(опускают руки вниз).
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай,
Я люблю, конечно, всех,
А детишек больше всех.
«Огуречик»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Педагог выбирает огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
«Где же наши ручки?»
Цель: Развивать речь
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения:
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают уши).
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).
«Зайчик»
Этап игры | Длительность |
Мотивирующее начало | 1 минута |
Вводный этап: прослушивание песни; объяснений правил; первичное распределение ролей (зайчик и музыкант). |
3 минуты |
Основной этап: игра в 5–7 повторений. | 10–12 минут |
Рефлексия | 1–2 минуты |
Анализ хороводных игр для малышей
Проведение анализа игры призвано определить уровень организаторских способностей педагога. Развитие способностей детей во многом зависит от того, какой была предварительная работа по освоению хороводной игры. Достаточной ли была мотивация к участию в игре, какими приёмами создавался интерес у детей. Руководитель рассматривает игровую деятельность воспитанников во взаимосвязи со своей методикой.
Протокол самоанализа хороводной игры:Соответствие выбранного хоровода (песенного содержания, танцевальных движений, образов) возрасту и индивидуальным интересам детей.
Качество предварительной работы: что изучали или мастерили, возникновение увлечённости у воспитанников.
Освоение хоровода: насколько доступно было объяснение/показ.
Задачи проведения хороводной игры: если не реализованы, указать причины.
Оценка игровой деятельности детей:
следование правилам игры;
выразительность пения, танцевальных движений, мимики, жестов;
взаимодействие с партнёрами: если возникали конфликтные ситуации, проанализировать причины.
Завершение игры: эмоциональное и физическое состояние детей — приподнятое или угнетённое.
Краткое планирование последующей работы по обучению хороводным играм.
Хороводные игры содержат в основе развлекательный компонент. В наши дни они утратили сакральное значение и стали детской забавой. При всей своей простоте и краткости хоровод развивает в детях музыкальность, ловкость и смекалку. В хороводном кругу дети испытывают чувство единения и равенства, раскрепощаются и с удовольствием проявляют свои способности в пении и танце. Включение хороводов в занятия и игры способствует всестороннему развитию детей.
Таблица: картотека хороводных игр для разных возрастов
Группа | Игры-хороводы | Чем полезны для этой возрастной группы |
Ясельная (первая младшая) | «Надувайся, пузырь». Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Сначала стихотворный текст говорит воспитатель, затем дети разучивают и произносят слова хором. Когда звучит слово «лопнул», ребята разрывают цепочку, присаживаются на корточки и выдыхают: «Ш-ш-ш-ш…» Усложнённый вариант: дети идут по кругу, затем к центру, потом «пузырь» раздувается и лопается. «Ножки». Дети идут по кругу медленно, громко топая ногами: «Большие ноги шли по дороге». Затем быстро и мелкими шажками: «Маленькие ножки шли по дорожке». |
У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять. |
Младшая (вторая) | «Кот на печку пошёл». Песенное сопровождение: «Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл». Дети водят хоровод, в центре которого воспитатель в роли кота исполняет песню и разыгрывает роль. Эта игра проводится в средней и старшей группе с исполнение роли кота кем-то из ребят. «Мы по лесу идём». На слова одноимённой песенки. Дети ходят по кругу, приговаривая, кого из диких животных они зовут. «Кружочек». Дети ведут хоровод, приговаривая: «Круг-кружочек, маленький шажочек. Раз, два, три, повернись и ты!» Ведущий называет имя ребёнка, тот поворачивается, хороводное движение возобновляется, называют имя следующего ребёнка и т. д. |
В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни. |
Средняя | «Мышки и детки»/«Кошки-мышки». Песня: «Ах, как мыши надоели!» Дети делятся на две команды (мышки и детки/кошки). Детки образуют круг, держатся за руки, подняв их вверх. Через получившиеся воротца пробегают мышки, пока звучит песенка. Когда песня закончилась, руки-воротца опускаются, кто остался внутри круга, того поймали из мышат. «Медведь». Песня: «Как под горкой снег, снег». Дети водят хоровод, то приближаясь, то удаляясь от «медведя» — ребёнка, который сидит на стуле в центре хоровода с закрытыми глазами. Последние слова песенки произносит только один из участников, кого по голосу должен угадать «медведь». «Мыши водят хоровод». На слова одноимённой песни. Выбирается ведущий, он сидит на стульчике в центре хоровода и «дремлет». На последних словах песни хоровод рассыпается, ведущий пытается поймать кого-нибудь из ребят. Эта игра часто проводится в младшей группе, роль ведущего и песню исполняет воспитатель. «Теремок». Песня: «Стоит в поле теремок, теремок». Среди участников выбираются исполняющие роли зверей из теремка. Дети ведут хоровод и поют песню, та «зверюшка», про которую поётся в куплете, бежит вдоль круга. |
Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость. |
Старшая и подготовительная | «Ниточка»/«Ниточка с иголочкой». Дети становятся в цепочку. Первый и второй участники поднимают руки, получаются воротца или игольное ушко, в которое должна попасть «иголочка» (противоположный конец цепи). «Дударь». Песня: «Дударь, дударь, дударище». Ведущий находится в центре круга и отвечает на песенный вопрос, что у него болит. После этого участники хоровода заново заводят песню, держась за то место, которое назвал дударь. «Капустка». Песня: «Ах, капустка, рассадка моя!» Ребята тренируются в закручивании и раскручивании спирали в хороводном движении. «Плетень». Песня: «Вокруг берёзоньки идём». Дети встраиваются цепочкой лицом в одном направлении, держат длинную верёвку. Когда песня заканчивается, ведущий в быстром темпе ведёт хоровод змейкой. Кто не удержался на ногах, выбывает. «Горелки»/«Гори-гори ясно». На слова одноимённой песни. Хороводная цепочка образуется парами участников, выстроившихся в ряд. Впереди колонны стоит ведущий — горелка. По окончании песни, последняя пара участников бежит в начало цепочки, а горелка старается осалить кого-нибудь из бегущих. «Сантики-фантики». В центре хоровода стоит ведущий, ребята глазами договариваются, кто будет загадывающим. Ведущий приговаривает: «Сантики-фантики, лимпопо!» Участники хоровода повторяют движения за загадывающим, он их меняет довольно часто. Ведущий пытается угадать, кого выбрали ребята. «Платочек». Для игры выбирается ведущий — коробейник. Дети водят хоровод, приседают и закрывают глаза. Коробейник накрывает платком одного из ребят. Когда дети открывают глаза, коробейник спрашивает, кто подойдёт к платочку и назовёт сокрытого под ним. |
Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость. Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные представления. |
Еще веселые хороводы
«Кукла — неваляшка»
Дети образуют круг.Педагог находится в центре круга и произносит текст:
Кукла-неваляшка встала, не лежит. Выполняют «пружинку», руки на пояс.
Сильно раскачалась, весело звенит.
Дили-дили-дили-дон — хлопают в ладоши.
Раздается всюду звон.
Кач-кач-кач, кач-кач-кач. Наклоны влево — вправо, руки на пояс.
Слышен Лены громкий плач.
Неваляшка все не спит, изображают покачивание «куклы» на руках
Не ложится, не сидит.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом-бом — хлопают в ладоши
Закрутилась вдруг волчком.
Лена плакать перестала и сама качаться стала. шагают на месте
«Мы с друзьями»
Дети образуют круг, берутся за руки, педагог вместе с детьми становится в круг. Все вместе идут по кругу хороводом под слова педагога:
Мы с друзьями круг за кругом
Дружно ходим друг за другом.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
После слов «Сделаем вот так!» все играющие останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, выполняют какое — либо движение или фигуру.
«Весенние цветочки»
Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. По команде педагога дети начинают двигаться хороводомпо кругу под чтение педагогом стихотворения:
Подул весенний ветерочек,
Раскрыл он нежные цветочки.
Цветочки ото сна проснулись
И прямо к солнцу потянулись.
Останавливаются, кружатся на месте под слова педагога:
И в танце легком закружились,
Потом листочки опустились.
Присаживаются, руки вниз, голову к коленям.
Цветочкам спать уже пора.
У нас закончилась игра.
«Водят пчелы хоровод»
Выполнять соответствующие движения.
Водят пчелы хоровод —
Брум, брум.
В барабан ударил кот —
Трум, трум.
Стали мыши танцевать —
Тир-ля-ля,
Так, что начала дрожать вся земля.
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть
Источники:
- http://mojakroxa.ru/?p=2275
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/kartoteka_khorovodnykh_igr_dlia_detei_rannego_vozrasta
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/horovodnaya-igra-v-starshey-gruppe.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-horovodnyh-igr-dlja-detei-3-4-let.html