На каждом этапе развития у малыша появляются новые потребности. Важно уделять внимание разработке телесных и умственных возможностей, а лучшим способом провести время с пользой станет интересная игра. Развивать ребёнка можно всей семьёй и подключать детей разного возраста к общим упражнениям. Вот, несколько идей, какие подвижные игры дома увлекут малышню и станут хорошим стимулом для развития.
Игры для малютки
Малыши до 2 лет нуждаются в постоянном контакте со взрослыми и активных упражнениях. На данном этапе очень важно развивать мышцы, тренировать узнавание предметов, речь и базовые понятия о мире – холодное, мягкое, круглое.
Родителям рекомендуют играть с детьми на 1-2 году несколькими способами. Первая категория упражнений – сказки о жизни. Выдумывать их можно на ходу, сюжет малыш воспринимать ещё не будет. В канву важно вплести названия предметов с их характеристиками и проиллюстрировать рассказ картинками, мягкими игрушками и другими вещами.
Например: “Жила была маленькая синяя птичка (появляется игрушка), которая свила своё гнёздышко рядом с красным домиком (картинка). В этом домике жила собачка с мягкой шерстью (показать игрушку, дать малышу пощупать, повторяя – это мягкое). Собачка с птичкой стали друзьями и улыбались другу каждый день (улыбнуться, прокомментировать, что и вы с ребёнком друг другу улыбаетесь)”.
Важно! В ходе игры нужно давать ребёнку потрогать и рассмотреть всё происходящее.
Ещё одна категория игр – гимнастика. Ребёнка сажают или кладут напротив, включают приятную музыку. Прикасаются к ручкам и ножкам, сгибают их, комментируют: “Согнём левую ножку”. Просят ребёнка сделать это самостоятельно, повторить движения взрослого, просят показать, где у взрослого нога или рука. Развитого малыша можно просить находить предметы в поле видимости: “Где же синий мячик?” – малыш показывает или берёт нужный предмет среди других.
Активные игры с ребенком 2 лет дома могут включать подражание, поиск видимых предметов в помещении, игру в эмоции – на показ: как мы плачем, как мы смеёмся, как мы радуемся солнечному дню.
Занятия для детей 3 лет
Детки от 2 до 4 лет проходят фазу активного физического развития, когда нужно помогать им осваивать новые движения и поддерживать активность. Также важно пройти период “Я сам” и позволить ребёнку научиться взаимодействовать с предметами. Здесь большое значение играет ненавязчивая роль родителя, который показывает пример, но позволяет ребёнку без помощи выполнять все задания.
Гимнастика для детей от 2 лет
Детки младшего дошкольного возраста лучше запоминают движения, если сопровождать их ритмичными песенками и стихами, которые они сами смогут воспроизвести. Для гимнастики можно выучить парочку детских стишков или песенок, иллюстрациями к которым и станет зарядка:
- Утро просыпается (встали-потянулись).
- Птички умываются (чистим пёрышки).
- Солнышко взошло (поднялись на носочки).
- Счастье принесло (развели ручки, улыбаемся).
С самыми младшими детками гимнастику проводит мама, помогая двигать руками и ногами, комментируя все действия. Дети постарше повторяют движения за взрослым наглядно, а через время воспроизводят их сами, реагируя на стишок. Комплекс упражнений должен разрабатывать мышцы и суставы, включать приседания, наклоны и даже лёгкий бег:
- Пчёлки-пчёлки, ж-ж-ж.
- До чего ваш мёд хорош! (“Летаем” по комнате, машем крылышками).
- Прилетайте к нам на поле.
- Чтоб собрать нектара вволю! (Ходим с наклонами, собираем с “цветочков” нектар).
- Принимайтесь за работу.
- Чтоб построить свои соты! (Водим руками вверх-в стороны-вниз, повторяя очертания шестигранника).
- Запасите в них медок.
- Чтоб зимою пить чаёк! (“Замёрзли” – согрелись чаем).
Можно взять любой детский сборник с простыми стихами и выучить 2-3 комплекса упражнений. В идеале – выбирать стихи по 12 строчек, чтобы они лучше запоминались. Если ребёнок отдаёт предпочтение какому-нибудь животному – котятам, бабочкам – выбираем занятную для него тему. Такие небольшие разминки по утрам можно проводить в квартире и на улице.
Варианты игры дома с мячом
А вот, в какие подвижные игры можно поиграть дома с мячиком:
- Усваиваем понятия. Бросаем мячик друг другу или по кругу, если играют двое и больше детей, называя группы слов: цвета, съедобное, несъедобное, уличные объекты. Нельзя повторяться и ошибаться.
- Координация. Устанавливаем на диване “мишени”, лучше всего карточки или яркие предметы, и пытаемся попасть в них мячиком. Нужно показать ребёнку, как целиться, но поддаваться ему и позволить выигрывать.
- Весёлый футбол. Катим мячик только ножками, перемещаясь взад-вперёд по комнате или по кругу. Затем толкаем его, идя на коленках, потом – головой, идя на четвереньках, потом – в полный рост, но пятясь. Руки нужно держать за спиной, за несоблюдение – возврат в исходную точку.
- Детям постарше подойдут более сложные задания: пропрыгать, зажав игрушку между коленок, пронести предмет не голове. Такие игры интересны не только детям, но и родителям для снятия стресса. Лучше всего выбирать надувные лёгкие и безопасные мячики для малышей.
Игры “Я сам”
Предлагаем ребёнку самостоятельно собирать пирамидки, раскладывать кубики, сортировать игрушки. Возьмите разнообразные предметы и дайте задание:
- найди всё синее в комнате;
- отложи все мягкие игрушки;
- выложи все жёлтые детальки квадратиком, а красные – кругом.
Сложность заданий индивидуальна, каждый родитель знает способности своего ребёнка. Главная задача – позволить ему без подсказок решать проблему и сделать это собственными руками. Второстепенная задача – развивать мелкую моторику пальчиков. В процессе игры с ребёнком нужно поддерживать разговор, позволять комментировать свои действия
.
Развивающие игры для детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте на первое место выходит активная социализация. Деткам важно взаимодействовать друг с другом и полагаться не только на пример взрослых, но также делиться фантазиями и разыгрывать интересные сюжеты.
В возрасте 5-6 лет дети складывают представления о профессиях, всевозможных занятиях и общественных нормах. Поэтому лучше всего приглашать друзей малыша в гости, чтобы они поиграли вдвоём или втроём.
Полезные ролевые игры для детей
Чтобы игры проходили с пользой для детей, родитель включается в ролевую постановку, продумав заранее поучительный сценарий, который нужно отыграть с ребятнёй.
- Например, игра в повара – не просто перемещаем тарелочки и чашечки, а рассказываем базовые понятия о кулинарии: что горячее берут прихватками, о том, как правильно мыть овощи.
- Игра в больницу – описываются симптомы недомоганий для пациента, которые полезно знать, ненавязчиво предлагаются правильные действия доктора, первая помощь.
- Игра “собираемся в отпуск” – в канве яркого сюжета нужно позволить ребёнку самостоятельно собрать вещи, перечислить список того, что нужно брать с собой.
Такие игры не должны длиться долго, чтобы не утомлять детвору, но именно в игре ребята учатся самостоятельности и воспринимают происходящее как увлекательное приключение, а не скучный инструктаж.
Между собой дети могут отыгрывать любые сюжеты, и хорошо, когда взрослый может подробно ответить на вопросы: что находится в магазине за прилавком, зачем в кинотеатре билеты, как управляют самолётом.
Подвижные забавы дома
Чтобы задействовать младших деток – 4-5 лет – можно поиграть на внимание и координацию. Безопасные подвижные игры в квартире:
Стоп-музыка. Пока играет мелодия, дети двигаются, а когда останавливается – замирают. Интервалы должны быть неожиданными: то очень короткими, то длинными, чтобы участники увлеклись. Игра на выбывание или, если играет мама с ребёнком, на смену ведущего. Когда все замирают – вода пытается рассмешить участников рожицами и словами без прикосновений и щекотки.
Лилипуты-великаны. Ещё одна классическая игра из детского сада. По команде “лилипуты” участники должны присесть, а по команде великаны – подняться на носочки и потянуться руками вверх. Ведущий постепенно начинает запутывать участников – приседать, давая команду “великаны” или менять интонации, произнося “великаны” громко, а “лилипуты” тихо, а потом внезапно наоборот.
Забавная гимнастика. Придумайте последовательность движений, чтобы размять суставы – с приседаниями, сгибаниями, притопываниями. Включите асимметрию, например, одна рука проходит четыре положения по кругу, а вторая – только три. Повторяйте движения вместе с постепенным ускорением, выигравшему – поощрение.
Второй вариант – закрепить движения за условными сигналами (разноцветными карточками, звуками разных клавиш пианино, случайными словами). Старший подаёт малышу сигналы, в ответ на которые он выполняет движения, ход игры ускоряется. За ошибки – условный штраф, победителю – поощрение.
Ещё одна игра – зеркало. Два человека встают друг напротив друга и повторяют движения и выражения лица с невозмутимым видом. Кто рассмеялся – выбывает. Дети очень резвятся в таких забавах. Подобные упражнения можно предлагать не только в будни, но и на День рождения или детские посиделки, раздавая конфетки в качестве бонусов.
Как развивать ребёнка 7-8 лет
В младшем школьном возрасте включается активное умственное развитие. Чтобы ребёнок двигался, можно предложить ему сыграть в пантомиму, изображая животное, предметы, транспорт. Такая игра подойдёт компании детей 6-7 лет на празднике или для взаимодействия с родителями дома.
На каждом этапе развития ребёнка игры по своей сути повторяются, но усложняется когнитивная составляющая. Лучше всего сделать карточки с интересными заданиями. В младшей школе ребёнок учится думать более детально.
Напишете на билетах задачки, где требуется включить мышление и воображение в несколько шагов:
- “Изобразить дождь” – ребёнок должен догадаться показать зонт или потопать ногами, подражая стуку капель.
- “Показать облегчение” – здесь может быть аналогия со сбросом груза с плеч, посещением туалета, запрыгиванием в автобус в последний момент.
- “Показать шерсть” – сначала, например, нужно изобразить собачку или кошечку, которая вылизывает свою шерсть.
Для игры с одним ребёнком будет достаточно 10 карточек на выбор. Естественно, взрослый должен знать, что он угадывает. Игра рассчитана на развитие креативного и проблемного мышления.
Еще один вариант
Другой вариант – волшебный мешочек. В него закладывают записочки с заданиями, комплиментами и поощрением:
- Часть записок должна предлагать смешные креативные задания: прочитать стишок, стоя на одной ноге и перекладывая из руки в руку игрушку; описать вкус лимона, не называя его кислым; отгадать загадку;
- Пятая часть бумажек должна содержать тёплые слова или напутствия: твоя улыбка похожа на лучики солнышка; если у тебя что-нибудь не получится – попробуй снова; сегодня можно лечь спать позже;
- Ещё одна часть записок – это купоны на угощения: тебе полагается клубничная конфета; выбери любой фрукт; завтрашний обед выбираешь ты сам(а).
Ещё подвижные игры для детей дома могут включать постройку замков из стульев или палаточного городка, чтобы внутри можно было поиграть, подкрепиться и послушать интересные истории.
Можно учить школьника играть в шашки и шахматы, обозначив большую доску на полу, например, карандашами и используя игрушки в качестве фигур. Всё это позволит детям подключать воображение и решать сложные задачки в игре, а подготовительный этап окажется захватывающим и подвижным.
Активные игры для подростков 10-12 лет
Заниматься подвижными играми дома для детей 10-12 лет непривычно. Чтобы развлечь подростка, уже нельзя просто предложить ему попрыгать и попеть. Игры должны становиться интеллектуальными, а вот за основу можно взять старые добрые гимнастику и мяч.
Есть множество заданий, с которыми острый ум подростка справляется в разы быстрее, чем у дошколят, поэтому задачами игры становятся ловкость, выносливость, хитрость. Играть с детьми 9-10 лет и старше интересно и взрослым.
Активные игры дома для детей 10 лет:
Первый вариант – Города
По принципу знакомой игры выбирается любая группа слов. Каждый следующий игрок начинает своё слово с последней буквы предыдущего или по очереди перечисляются все известные слова на выбранную букву.
При этом из рук в руки перебрасывается мячик, задающий темп игре и заодно тренирующий меткость.
Второй вариант – Без рук
На полу или диване рассыпают мелкие предметы – карандаши, мини-игрушки, орехи в скорлупе. Задача – без помощи рук собрать как можно больше “сокровищ”. Усложнить задачу можно, разделив добычу: один участник собирает только тёплые цвета, а второй – холодные, только карандаши или только фломастеры.
Все предметы перемешиваются, игра идёт на скорость в 3-4 подхода на счёт.
Третий вариант – Лабиринт
Выстраивают препятствия из стульев и предметов – и предложить ребёнку провести мячик ногами, не прикасаясь к преградам, потом ввести ещё один мячик, потом третий – сможет ли участник удержать контроль?
Четвёртый вариант – Креативные дротики
На моющуюся стену прикрепляют скотчем ватман или лист А4 и начинают “стрелять” в него пастельными мелками. Первичная задача – нанести на бумагу множество цветных точек. Возможно, у ребёнка изначально появится какая-то идея – и он будет целиться нужными цветами в определённые точки.
Вторичная задача – снять лист, рассмотреть получившуюся россыпь и соединить точки так, чтобы получился осмысленный рисунок. От себя можно добавлять любые художественные элементы.
Такие игры подходят для домашних условий, поскольку протекают в среднем темпе, не дают детям сильно шуметь, но позволяют размяться. А ещё подростку в двенадцать лет можно предложить разучить танцевальный номер или пассы из боевых искусств к какому-нибудь мероприятию.
На подготовку уйдёт некоторое время, и ребёнок будет физически активен.
Совместные игры детей разных возрастов со взрослыми не только помогают наладить эмоциональную связь, но и обеспечивают приятную активность даже в домашних условиях. Щепотка фантазии – и идеи появятся одна за другой.