Картотека хороводных игр для детей дошкольного возраста

Традиционные игры, хороводы и молодецкие забавы на Великдень

Хороводные игры для дошколят

Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. без них не обходился не один праздник. Хороводные игры – это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение,музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов.

Хороводные игры садика
Хороводные игры, очень нужны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.

Нужно только правильно подобрать музыку,слова,  придумать смысл игры.

Предлагаем Вам примеры хороводных игр для детей.

«Флажок»

Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку.

Текст песенки:
Дети встали в кружок
Увидали флажок,
Кому дать , кому дать 
Кому флаг передать 
выйди , Саша в кружок,
И возьми скорей флажок

Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет  на место . Затем игра продолжается.

«Колпачок»

хоровод

Цель : учить детей браться за руки , выполнять движения , согласно тексту игры.
Текст песенки:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки, 
Красные сапожки
Мы тебя кормили , 
Мы тебя поили 
На ноги поставили
Танцевать заставили.

Описание:  Дети становятся в круг . выбирают одного из детей , он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили , мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши . Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.

«Мы матрешки»

Цель игры. Учить детей выполнять движения  согласно тексту песенки.
Описание игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают:Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.

А у нас , как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас , как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас , как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали. побежали все мы по дорожке.

«Как на наши именины»

Как на наши именины хоровод

Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Возьмитесь с ребенком за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения:

Как на наши именины
Испекли мы каравай:
Вот такой ширины,
(расходятся подальше от центра)
Вот такой ужины,
(сходятся к центру)
Вот такой вышины,
(поднимают руки вверх)
Вот такой нижины
(опускают руки вниз).
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай,
Я люблю, конечно, всех,
А детишек больше всех.

«Огуречик»

Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.

Педагог выбирает огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили
, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Что еще почитать:  Игра "Лошадки": цель, подготовка, проведение, результат и вариации подвижной забавы

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

«Зайка беленький сидит»

хоровод

Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

«Где же наши ручки?»

Цель: Развивать речь

Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения:

У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои?
(руки за спиной).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять
, (показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои?
(уши закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять
, (показывают уши).
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои?
(глаза закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять,
(убирают ладошки от глаз).

«Барашек»

хоровод

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»

Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.

С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

«Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял
Здесь я шапку потерял
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.

Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:

Ребенок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.

С концом песни все останавливаются.

Ребенок: Ну попробуй догони
Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.

Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

«Звездочет»

звездочет

Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.

Дети идут по кругу вправо и поют:
В небе звездочки мигают
Звездам хочется играть
Звездочет считает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: (идут в круг, отходят назад.)
Звездочет, звездочет,
Поиграй-ка с нами!
Что покажешь ты нам
Отгадаем сами.

Дети отгадывают, что делает звездочет.

2 вариант:

Мы позвли Звездочета
Пусть считает нас подряд
В нашем садике как в небе
Много звездочек –ребят.

Что еще почитать:  Две Чехарды лучше, чем одна!

Звездочет:
Отгадает кто из вас
Что я делаю сейчас?

Кто отгадает, что делает Звездочет. становится Звездочетом.

детский хоровод

Картотека хороводных игр в детском саду по возрастам

Группа Игры-хороводы Чем полезны для этой возрастной группы
Ясельная (первая младшая)
  • «Надувайся, пузырь». Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Сначала стихотворный текст говорит воспитатель, затем дети разучивают и произносят слова хором. Когда звучит слово «лопнул», ребята разрывают цепочку, присаживаются на корточки и выдыхают: «Ш-ш-ш-ш…» Усложнённый вариант: дети идут по кругу, затем к центру, потом «пузырь» раздувается и лопается.
  • «Ножки». Дети идут по кругу медленно, громко топая ногами: «Большие ноги шли по дороге». Затем быстро и мелкими шажками: «Маленькие ножки шли по дорожке».
  • «Карусель». Песенное сопровождение: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели». В центре хоровода стоит столбик с ленточками или воспитатель, к поясу которого прикреплены длинные ленты. Звучит песня, дети держатся за концы лент и закручивают карусель со всё ускоряющимся темпом (по словам песни), затем в обратную сторону раскручивают ленты.
У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять.
Младшая (вторая)
  • «Кот на печку пошёл». Песенное сопровождение: «Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл». Дети водят хоровод, в центре которого воспитатель в роли кота исполняет песню и разыгрывает роль. Эта игра проводится в средней и старшей группе с исполнение роли кота кем-то из ребят.
  • «Мы по лесу идём». На слова одноимённой песенки. Дети ходят по кругу, приговаривая, кого из диких животных они зовут.
  • «Кружочек». Дети ведут хоровод, приговаривая: «Круг-кружочек, маленький шажочек. Раз, два, три, повернись и ты!» Ведущий называет имя ребёнка, тот поворачивается, хороводное движение возобновляется, называют имя следующего ребёнка и т. д.
В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни.
Средняя
  • «Медведь». Песня: «Как под горкой снег, снег». Дети водят хоровод, то приближаясь, то удаляясь от «медведя» — ребёнка, который сидит на стуле в центре хоровода с закрытыми глазами. Последние слова песенки произносит только один из участников, кого по голосу должен угадать «медведь».
  • «Мыши водят хоровод». На слова одноимённой песни. Выбирается ведущий, он сидит на стульчике в центре хоровода и «дремлет». На последних словах песни хоровод рассыпается, ведущий пытается поймать кого-нибудь из ребят. Эта игра часто проводится в младшей группе, роль ведущего и песню исполняет воспитатель.
  • «Теремок». Песня: «Стоит в поле теремок, теремок». Среди участников выбираются исполняющие роли зверей из теремка. Дети ведут хоровод и поют песню, та «зверюшка», про которую поётся в куплете, бежит вдоль круга.
Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость.
Старшая и подготовительная
  • «Ниточка»/«Ниточка с иголочкой». Дети становятся в цепочку. Первый и второй участники поднимают руки, получаются воротца или игольное ушко, в которое должна попасть «иголочка» (противоположный конец цепи).
  • «Дударь». Песня: «Дударь, дударь, дударище». Ведущий находится в центре круга и отвечает на песенный вопрос, что у него болит. После этого участники хоровода заново заводят песню, держась за то место, которое назвал дударь.
  • «Капустка». Песня: «Ах, капустка, рассадка моя!» Ребята тренируются в закручивании и раскручивании спирали в хороводном движении.
  • «Плетень». Песня: «Вокруг берёзоньки идём». Дети встраиваются цепочкой лицом в одном направлении, держат длинную верёвку. Когда песня заканчивается, ведущий в быстром темпе ведёт хоровод змейкой. Кто не удержался на ногах, выбывает.
  • «Горелки»/«Гори-гори ясно». На слова одноимённой песни. Хороводная цепочка образуется парами участников, выстроившихся в ряд. Впереди колонны стоит ведущий — горелка. По окончании песни, последняя пара участников бежит в начало цепочки, а горелка старается осалить кого-нибудь из бегущих.
  • «Сантики-фантики». В центре хоровода стоит ведущий, ребята глазами договариваются, кто будет загадывающим. Ведущий приговаривает: «Сантики-фантики, лимпопо!» Участники хоровода повторяют движения за загадывающим, он их меняет довольно часто. Ведущий пытается угадать, кого выбрали ребята.
  • «Платочек». Для игры выбирается ведущий — коробейник. Дети водят хоровод, приседают и закрывают глаза. Коробейник накрывает платком одного из ребят. Когда дети открывают глаза, коробейник спрашивает, кто подойдёт к платочку и назовёт сокрытого под ним.
Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость.
Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные представления.
Что еще почитать:  Активное развитие ребёнка: подвижные игры дома

 

Анализ хороводных игр в детском саду

хоровод в саду

Проведение анализа игры призвано определить уровень организаторских способностей педагога. Развитие способностей детей во многом зависит от того, какой была предварительная работа по освоению хороводной игры. Достаточной ли была мотивация к участию в игре, какими приёмами создавался интерес у детей. Руководитель рассматривает игровую деятельность воспитанников во взаимосвязи со своей методикой.

Протокол самоанализа хороводной игры:Соответствие выбранного хоровода (песенного содержания, танцевальных движений, образов) возрасту и индивидуальным интересам детей.

Качество предварительной работы: что изучали или мастерили, возникновение увлечённости у воспитанников.

Освоение хоровода: насколько доступно было объяснение/показ.

Задачи проведения хороводной игры: если не реализованы, указать причины.

Оценка игровой деятельности детей:

следование правилам игры;

выразительность пения, танцевальных движений, мимики, жестов;

взаимодействие с партнёрами: если возникали конфликтные ситуации, проанализировать причины.

Завершение игры: эмоциональное и физическое состояние детей — приподнятое или угнетённое.

Краткое планирование последующей работы по обучению хороводным играм.

Хороводные игры содержат в основе развлекательный компонент. В наши дни они утратили сакральное значение и стали детской забавой. При всей своей простоте и краткости хоровод развивает в детях музыкальность, ловкость и смекалку. В хороводном кругу дети испытывают чувство единения и равенства, раскрепощаются и с удовольствием проявляют свои способности в пении и танце. Включение хороводов в занятия и игры способствует всестороннему развитию детей.

Источники:

  • https://tanci-palitra.com.ua/index.php?route=article/article&article_id=9
  • https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/kartoteka_khorovodnykh_igr_dlia_detei_rannego_vozrasta
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/horovodnaya-igra-v-starshey-gruppe.html
  • https://azbyka.ru/deti/horovodnye-igry-dlya-doshkolnikov
  • https://www.maam.ru/detskijsad/kartot.html

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя