Хороводные игры для дошколят
Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. без них не обходился не один праздник. Хороводные игры – это целый комплекс игровых упражнений, которые включают в себя, свободное движение,музыку, пение, пантомиму, а также декламацию стихов.
Хороводные игры, очень нужны для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они знакомят детей с древними традициями и обрядами, развивают коммуникативные навыки, способствуют совершению двигательных навыков, развивают чувство ритма, музыкальный слух.
Нужно только правильно подобрать музыку,слова, придумать смысл игры.
Предлагаем Вам примеры хороводных игр для детей.
«Флажок»
Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку.
Текст песенки:
Дети встали в кружок
Увидали флажок,
Кому дать , кому дать
Кому флаг передать
выйди , Саша в кружок,
И возьми скорей флажок
Описание: дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. дети идут по кругу и произносят текс. Выходит ребенок по тексту, поднимает флажок, затем, машет им и кладет на место . Затем игра продолжается.
«Колпачок»
Цель : учить детей браться за руки , выполнять движения , согласно тексту игры.
Текст песенки:
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили ,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Описание: Дети становятся в круг . выбирают одного из детей , он будет колпачком. дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили , мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад образую большой круг и хлопают в ладоши . Ребенок стоящий в круге танцует. Затем игра продолжается.
«Мы матрешки»
Цель игры. Учить детей выполнять движения согласно тексту песенки.
Описание игры: Дети становятся в круг. дети ходят по кругу и приговаривают:Идут по кругу и повторяют слова песенки за педагогом, выполняя действия, о которых поется в песне.
А у нас , как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас , как у нас новые сапожки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
А у нас , как у нас новые платочки.
Мы матрешки, вот какие крошки.
Побежали. побежали все мы по дорожке.
«Как на наши именины»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Возьмитесь с ребенком за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения:
Как на наши именины
Испекли мы каравай:
Вот такой ширины,
(расходятся подальше от центра)
Вот такой ужины,
(сходятся к центру)
Вот такой вышины,
(поднимают руки вверх)
Вот такой нижины
(опускают руки вниз).
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай,
Я люблю, конечно, всех,
А детишек больше всех.
«Огуречик»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Педагог выбирает огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
«Зайка беленький сидит»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста.
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
«Где же наши ручки?»
Цель: Развивать речь
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения:
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои? (руки за спиной).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают руки)
У меня пропали уши.
Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (показывают уши).
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).
«Барашек»
Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»
Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.
С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.
«Шапочка аиста»
Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.
Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.
Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:
Аист: Я над речкою гулял
Здесь я шапку потерял
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:
Ребенок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
С концом песни все останавливаются.
Ребенок: Ну попробуй догони
Свою шапку отними.
Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой.
Если аист не поймает, то водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.
«Звездочет»
Дети стоят в кругу. В центре Звездочет.
Дети идут по кругу вправо и поют:
В небе звездочки мигают
Звездам хочется играть
Звездочет считает звезды
Раз, два, три, четыре, пять!
Припев: (идут в круг, отходят назад.)
Звездочет, звездочет,
Поиграй-ка с нами!
Что покажешь ты нам
Отгадаем сами.
Дети отгадывают, что делает звездочет.
2 вариант:
Мы позвли Звездочета
Пусть считает нас подряд
В нашем садике как в небе
Много звездочек –ребят.
Звездочет:
Отгадает кто из вас
Что я делаю сейчас?
Кто отгадает, что делает Звездочет. становится Звездочетом.
Картотека хороводных игр в детском саду по возрастам
Группа | Игры-хороводы | Чем полезны для этой возрастной группы |
Ясельная (первая младшая) |
|
У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять. |
Младшая (вторая) |
|
В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни. |
Средняя |
|
Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость. |
Старшая и подготовительная |
|
Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость. Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные представления. |
Анализ хороводных игр в детском саду
Проведение анализа игры призвано определить уровень организаторских способностей педагога. Развитие способностей детей во многом зависит от того, какой была предварительная работа по освоению хороводной игры. Достаточной ли была мотивация к участию в игре, какими приёмами создавался интерес у детей. Руководитель рассматривает игровую деятельность воспитанников во взаимосвязи со своей методикой.
Протокол самоанализа хороводной игры:Соответствие выбранного хоровода (песенного содержания, танцевальных движений, образов) возрасту и индивидуальным интересам детей.
Качество предварительной работы: что изучали или мастерили, возникновение увлечённости у воспитанников.
Освоение хоровода: насколько доступно было объяснение/показ.
Задачи проведения хороводной игры: если не реализованы, указать причины.
Оценка игровой деятельности детей:
следование правилам игры;
выразительность пения, танцевальных движений, мимики, жестов;
взаимодействие с партнёрами: если возникали конфликтные ситуации, проанализировать причины.
Завершение игры: эмоциональное и физическое состояние детей — приподнятое или угнетённое.
Краткое планирование последующей работы по обучению хороводным играм.
Хороводные игры содержат в основе развлекательный компонент. В наши дни они утратили сакральное значение и стали детской забавой. При всей своей простоте и краткости хоровод развивает в детях музыкальность, ловкость и смекалку. В хороводном кругу дети испытывают чувство единения и равенства, раскрепощаются и с удовольствием проявляют свои способности в пении и танце. Включение хороводов в занятия и игры способствует всестороннему развитию детей.
Источники:
- https://tanci-palitra.com.ua/index.php?route=article/article&article_id=9
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/kartoteka_khorovodnykh_igr_dlia_detei_rannego_vozrasta
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/horovodnaya-igra-v-starshey-gruppe.html
- https://azbyka.ru/deti/horovodnye-igry-dlya-doshkolnikov
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartot.html