Подвижные игры широко используются в практике детских садов. Во-первых, они способствуют физическому развитию. Выполняя обусловленные правилами действия, ребята совершенствуют навыки в ходьбе, беге, метании, лазании, равновесии, их организм укрепляется, а функциональная деятельность всех органов и систем улучшается (становится более интенсивным дыхание, усиливается кровообращение). Во-вторых, учат детсадовцев взаимодействовать друг с другом, раскрепощают. В запасе у опытного педагога десятки подвижных игр и среди них – «Найди себе пару».
Задача
Наряду с общими для подвижных игр целями стимулировать двигательную активность, приучать согласовывать собственные движения с действиями других детей (например, во время бега не расталкивать остальных участвующих) и побуждать к желанию добиваться конкретных результатов «Найди себе пару» призвана:
- учить выполнять движения по слову либо сигналу воспитателя;
- учить быстро находить парные предметы;
- развивать координацию движений и сообразительность;
- развивать умение бегать с предметами и различать цвета.
Правила проведения мероприятия
Рекомендации | |
возраст детей | 3-5 лет |
место проведения | специальная площадка либо просторное помещение |
реквизит | флажки (ленточки, карточки, шарики) разных цветов |
построение игроков | в ряд вдоль скамейки или стены |
Важно, чтобы количество участвующих было нечётным, иначе смысл в поиске исчезнет.
Сигналы к началу и окончанию подаёт ведущий, как правило, воспитатель.
Когда он произнесёт «Старт!», ребята с выданными им флажками разбегаются и бегают по площадке. Здесь важно, чтобы они не брались за руки и не держались чересчур близко друг к другу.
Сигналом к окончанию служат слова ведущего: «Найди себе пару». Задача играющих – отыскать себе пару с флажком такого же цвета. Например, если у мальчика данный предмет красного цвета, он ищет мальчика или девочку с красным флажком. Взявшиеся за руки игроки возвращаются к стене или скамейке. Проигрывает тот, кто остаётся один. Но чтобы не разрушать дружескую атмосферу, ему говорят: «Ваня, Ваня (здесь подставляется имя проигравшего), не зевай – быстро пару выбирай!» После этого все начинается заново.
Подготовительный этап
Сначала определяется место проведения.
Затем готовится реквизит. Шариков и ленточек на всех участников может не хватить, а вот флажки и карточки легко сделать своими руками. Важно, чтобы:
- они были двусторонними – так легче разглядеть нужный цвет, даже при случайном переворачивании;
- изготовлялись сразу по 3 штуки – так ребята не запомнят, что непарным здесь является только один цвет (например, используется 2 красных, 2 синих, 2 зелёных и 3 жёлтых).
На флажки понадобится ткань – 1 метра хватит на 3 штуки. Необходимо подвернуть её и закрепить на палочке, пользуясь степлером либо клеем. Вместо ткани допустимо использовать цветную бумагу.
С карточками ещё проще. Их вырезают. Обратную часть раскрашивают в тот же цвет, что и лицевую. Сверху проделывают дырочку, а сквозь неё продевают верёвочку, чтобы готовое изделие можно было носить на шее. Длина верёвочки подбирается с таким расчётом, чтобы карточка располагалась на уровне живота ребёнка.
Если педагог решит заменить словесные команды системой сигналов, готовятся соответствующие реквизиты. Например, он может «распускать» участвующих в начале игры при помощи бубна и собирать в конце с помощью свистка.
Как играть
Мероприятием руководит воспитатель.
- Вначале идёт организационный момент: воспитанники привлекаются к мероприятию. Для решения этой задачи главное заинтересовать аудиторию. Сообщить, что специально для неё предлагается новая игра «Найди себе пару». Раздать флажки, которые в ней пригодятся.
- Затем педагог проводит инструктаж. Уточняет, что значит найти пару. Знакомит с правилами, изложенными выше. Показывает необходимые действия. Ещё раз напоминает, как вести себя во время подвижных игр. Уточняет у ребят, как те поняли правила. При этом педагог должен стоять так, чтобы его видели все воспитанники: так лучше усваивается информация. А наиболее важные моменты выделять интонацией.
- Начинается непосредственно мероприятие. Воспитатель берёт на себя роль ведущего. И только тогда, когда воспитанники окончательно освоят её, отходит в сторону. С более старшими воспитанниками процесс освоения проходит быстрее. А участникам из младшей группы воспитатель часто напоминает правила прямо на мероприятии, не нарушая его хода.
- Но даже когда педагог предоставит инициативу ребятам, то не упускает их из вида. Следит за игроками, при необходимости делает замечания в доброжелательном тоне. А при чётном числе участников сам становится игроком.
ВАЖНО:
При подвижных играх | |
нужно | нельзя |
|
|
Результат
Завершающий этап мероприятия может проходить по-разному. В младшей группе достаточно прекратить играть и предложить воспитанникам перейти к более спокойному виду деятельности. С более старшими девочками и мальчиками можно подводить итоги. Обсудить:
- понравилось ли играть;
- кто лучше всех искал;
- кто пытался схитрить;
- кто показал себя самым ловким и быстрым и т.д.
В разговор вовлекать всех ребят, чтобы те учились анализировать собственные поступки, сознательней относились к правилам. Воспитателю знать это полезно, чтобы устранить выявленные в ходе мероприятия недочёты, подкорректировать правила.
Различные вариации
При желании игру можно разнообразить:
- Дать ребёнку, в финале оставшемуся в одиночестве, легко выполняемое дополнительное задание. К примеру, изобразить кошку или спеть, стоя на одной ноге.
- Вместо однотонных предметов можно снабдить участвующих карточками с изображениями. В этом случае объединение идёт по общей теме. К примеру, воробей и самолёт способны летать, корабль и кит – плавать.
- Вместо команд и сигналов можно использовать музыку. Когда та звучит, играющие бегают в любом направлении. Но если замолкает, сразу начинаются поиски пары.
- Договориться о виде бега. Поставить ограничители: изобразить при помощи шнуров или бумаги узкие дорожки, по которым надо двигаться, ручейки, которые требуется перепрыгнуть и пр.
Альтернативной и не менее интересной игрой является Лапта – прекрасная древняя забава
Рекомендации опытных педагогов
- Не стоит чересчур увлекаться подвижными играми. На первых порах хватает 3-4 повторений, если активность велика, и 4-6 при менее интенсивных движениях. Общую продолжительность игры увеличивают постепенно: до 5 минут в младшей группе и до 15 минут в старших. Перед тем как начать игру заново, делают паузу в 0,3-0,5 минут.
- Когда возникнет нужда в выборе ведущего, на первых порах требуется отдать эту роль спокойным и уравновешенным ребятам. Они умеют соблюдать правила. Затем, после того как игра будет окончательно освоена, на роли ведущих приглашаются мальчики и девочки гиперактивные. Они любят движение и не боятся новых заданий. Но максимум внимания потребуется уделять воспитанникам медлительным. Важно, чтобы не разгорались конфликты между ними и более активными ровесниками.
- Вмешиваться в игру точно так же, как подводить итоги педагогу требуется максимально осторожно, при этом сохранять доброжелательный тон. Не критика неуспевающих, а поощрение ловкости, находчивости и инициативы помогают сохранить интерес к мероприятию и получить положительные эмоции.