Подвижные игры для малышей – главные аспекты развития

Подвижные игры для малышей по возрастам

Занятия с малышами – это комплекс развивающих упражнений для ума и тела, оформленных в виде увлекательных игр. Задачей родителей и воспитателей становится направление активности детей и включение их когнитивных процессов. На разных этапах развития игры должны быть не просто забавными. Но и обучающими, стимулирующими память, внимание, мышление, самоконтроль, эмоциональные проявления и воображение. Как подобрать интересные подвижные игры для малышей по возрастам – рассмотрим детальнее.

Весёлая-разминка

Весёлая разминка

По утрам детей нужно приучить к лёгкой физкультуре, чтобы вытягивать позвоночник, и разрабатывать растущие мышцы. А чтобы физкульт-минутка не была скучной, её нужно превратить в игру.

Если просто включить весёлую музыку – и позволить ребёнку потанцевать, зарядка не будет развивающей. Педагоги ДОУ предлагают несколько методик воспитательной разминки для малышей по возрастам.

Гимнастика для самых маленьких

Малюткам, которые уже научились переворачиваться и ползать нужна стимуляция опорно-двигательного аппарата. Поэтому до 1 года зарядку для малыша делает мама или другой старший. Можно включить приятную мелодию, усадить малыша и аккуратно поработать конечностями. Сгибания-разгибания в локтях, коленях, прижатие коленок к груди, поднятие ручек.

При этом мама должна комментировать все действия ласковым тоном, можно читать детские стихи, улыбаться малышу, поддерживать его внимание, чтобы он не воспринимал зарядку пассивно.

Физкультура для дошколят

Физкультура для дошколят

Детей дошкольного и младшего школьного возраста по утрам и среди дня разогревают разминками-считалочками. Картотеку материалов можно найти и скачать в сети, чтобы выбрать самые симпатичные для малыша темы. Нужно выучить 3-4 маленьких детских стишка, под которые делается комплекс упражнений:

  • Утром бабочка проснусь (зеваем).
  • Потянулась, улыбнулась (тянемся на носочках, разводим руки в стороны).
  • Причесалась и умылась (поправляем усики, умываемся с наклоном вперёд).
  • И на месте покружилась (кружимся).
  • Отряхнула свои крылья.
  • Чтобы не покрылись пылью (вращательные движения руками назад – сначала согнутыми в локтях, потом прямыми).
  • И отправилась в полёт.
  • Собирать цветочный мёд (дети “летают” по кругу или врассыпную).

На первых этапах взрослый делает упражнение с детьми, показывая пример, зачитывает стишок сам. Затем воспитатель предлагает повторять каждую строчку за ним: 1 раз читает старший – за ним произносят дети. Когда стишок заучен, гимнастику делают, произнося строчки в удобном темпе.

Что еще почитать:  Игра Штандер с мячом

Через время достаточно читать стишок, пока дети сами повторяют упражнения или только присматривать, как детвора выполняет зарядку самостоятельно. Перед гимнастикой нужно напоминать о безопасности и следить, чтобы детвора не толкалась и не билась о предметы.

Для проведения гимнастики следует подобрать несколько понятных для ребёнка 3-7 лет сюжетных стихов, которые он осмыслит и запомнит, при этом делая акценты на разнообразных упражнениях.

бабочка-проснулась

Активные игры для детей

Подвижные игры для детей раннего возраста призваны развлекать и развивать детей, уча их взаимодействию и знакомя с окружающим миром. Некоторые из них можно смело проводить дома, а какие-то лучше подойдут для группы малышей в саду или школе.

Полная картотека подвижных игр для детей раннего возраста представлена на сайте Маам и в других официальных источниках, где все программы проверены многолетним опытом и полностью соответствуют ФГОС и международным стандартам развития дошкольников.

Активность в раннем детстве

Подвижные игры для самых маленьких детей должны быть простыми и понятными. Ребёнку предлагают покатать мяч ручками и ножками, катить его по направлению к родителю, бежать на хлопки – при этом взрослый отступает в разные стороны, чтобы траектория менялась.

Подвижные игры в группе раннего возраста – после 1.5 лет – направлены на развитие навыков бега, прыжков в высоту и в длину, контроля координации движений. Начать можно с простых “ладушек”, затем предлагать выполнять более сложные упражнения. На данном этапе важно взаимодействие со взрослым, наглядным пример, помощь с освоением физических возможностей тела и эмоциональный контакт. Когда малыш понимает, что он делает – он быстрее учится контролировать процесс.

Гимнастика должна быть регулярной и быстрой, как ритуал, а игры всегда меняются, но в каждой из них процесс может длиться дольше – до закрепления очередного навыка.

Дополнительная задача игры – пополнять лексический запас и активно тренировать речь уже в 1.5-2 года, для этого все игры сопровождаются стихами и чистоговорками:

  • Гуси по двору шагали.
  • Громко в голос гоготали.
  • И мотали головой.
  • Га-га-га, красивый строй!

Дети учатся ходить на корточках, передвигаются по кругу. При этом выполняют логопедические упражнения. За одну игру нужно сочетать 2-3 чистоговорки, например, про гусей – ходьба не корточках, про зайца – прыжки вперёд. Таким образом малыши не утомятся от однообразных нагрузок.

Что еще почитать:  Лучшие идеи подарков на пятилетие ребёнка

Игры в средних группах

Начиная с 3 лет нужно привлекать малышей к музыкальным занятиям и хороводным играм, развивая слух, чувство ритма и коллективного движения.

игры-для-детей-в-средней-группеС детьми разучивают песенки, после чего предлагают встать в хоровод. Задачи игры – развивать синхронность и скорость реакции:

  • Хоровод идёт, каждые 4 строчки меняя направление движения.
  • Хоровод стоит – на каждую строчку дети поднимают и опускают сомкнутые руки.
  • Движения постепенно усложняются: хоровод идёт, высоко поднимая коленки, бежит, пятится, собирается в центре – и разбегается, не размыкая рук, пары рук поднимаются поочерёдно.

Чтобы не забыть рисунок танца, воспитателю нужно сделать конспект занятия. Когда дети хорошо отрепетируют реакции, получившийся номер можно демонстрировать на утреннике или Дне рождения. Это весело и занятно.

Детские ролевые игры

4-6 лет – период бурного воображения и освоения социальных норм. Дети копируют поведение взрослых, обыгрывают профессии, ситуации в городе, на отдыхе, из мультфильмов и кино, подражают любимым героям. Чуть позже начинаются коллективные ролевые игры, где ребятне важно обмениваться идеями, распределять роли, устанавливать правила и подчиняться им.

Подвижные игры в этот период – “Казака-разбойники”, “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору” – все эти забавы имеют в основе правила, где ведущий ловит участников или у каждой группы детей есть своё задание.

В ролёвках нужно предлагать детям отыграть знакомые им профессии: доктор – пациент, водитель – пассажиры, дворник – прохожие. На этом этапе развития важно ввести реквизит и обсудить все детали, моральную подоплёку вопроса – личную ответственность, приветливость, этикет. Проживая модели поведения, дети усваивают общественные нормы.

Игры для ума в 3-5 лет

“Возраст почемучки” – это период, когда малыш пытливо изучает мир. В старших группах детского сада актуальными становятся дидактические игры, целью которых является закрепление базовых знаний.

Детские ролевые игры

“Вершки-корешки” – для ребят помладше, эта игра поможет отличать съедобное от несъедобного. Для начала можно предлагать детям сортировать картинки, а чтобы сделать игру подвижной – на прогулке можно играть с мячиком. Ведущий бросает мяч и называет предмет, если он съедобный – участник ловит мяч, а если нет – отбивает.

Что еще почитать:  Игра Горелки, описание, как играть, правила

За основу можно взять и другие группы слов: посуда – строительный инструмент, цвета – текстуры, животные – транспорт. В данном случае сложность выбирается по уровню развития детей. Такое упражнение привлекательно тем, что играть могут родители с малышом или ребятня в группе между собой – в помещении или на улице.

Изучаем второй язык

В 3-4 года можно начинать изучать второй язык, проводя параллели между словами. Проводится игра “Что это?”. Когда ребёнок уже усвоил базовый вокабуляр на русском, он может называть предметы. На раннем этапе игры воспитатель показывает предметы, и после того, как ребёнок говорит их названия – взрослый произносит это же на английском.

Далее идут глаголы. Воспитатель просит ребёнка попрыгать, присесть, побежать – и называет действия на английском языке.

На второй фазе игры для закрепления можно давать малышу команды:

  • подойти к doll;
  • бросить ball;
  • принести spring.

Когда существительные усвоены, команды переводятся вместе с глаголами. Во время игры ребёнок тренируется произносить новые слова.

Игры для ума в 3-5 лет

Изучаем профессии

“Всезнайка”. Необходимо собрать атрибуты профессий, видов спорта, животных. Работать можно с карточками или устно.

Например, ведущий называет: “Пожарный”. Участники начинают по очереди перечислять: шланг, спецодежда, вода, каска, огнетушитель. “Зима” – перечисляют зимнюю одежду, игры, состояние природы.

Можно предложить участникам распределить карточки между 2-3 темами: баскетболист – красный мяч, кольцо, кеды; футболист – белый мяч, ворота, трава. Такой метод является подсказкой ребятне: если они чего-то не знают – могут оставить “спорные” картинки напоследок. Взрослый разъясняет малышам любые затруднения – почему трава относится к футболисту, зачем на обуви шипы, чем отличаются мячи.

Активной игру можно сделать, предложив ребятам изобразить спортивные пассы, профессиональные действия, поведение животных. Возможно, кто-то заметит тонкие детали и дополнит ответы товарищей.

В дошкольном возрасте детей не порицают за неправильные ответы, а дружелюбно объясняют и заполняют пробелы, контролируют, как малыш понял. Нельзя и сравнивать малышей.

К 5-6 годам они самостоятельно начинают замечать различия – в способностях, внешности, гендерных моделях. Такие замечания нужно комментировать вне категорий “лучший-худший” и стараться всестороннее развивать ребёнка.

Видеообзор

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: