Подвижные игры "Перелет птиц", "Птица и птенчики", "Птички в гнездах" - забавы для сплочения коллектива

“Перелет птиц”, “Птица и птенчики” – варианты подвижной игры для веселого времяпровождения

Динамичная забава «Птичка и птенчики»

Развитие крупной моторики и ориентации в пространстве очень важно для детей второй младшей и средней групп детского сада. Например, без этих навыков ребенок не сможет сформировать адекватную картину своего тела, могут возникнуть проблемы с определением «право-лево», сложности с мелкой моторикой и развитием речи и т.д.

Проведение игры Птичка и птенчики

В таблице указаны базовые моторные навыки, формируемые у детей второй младшей и средней групп детского сада. На их основе и строятся сценарии подвижных игр для этого возраста. Они должны быть направлены в первую очередь на развитие крупной моторики. А групповые игры помогают формировать модели социального и коллективного взаимодействия у детей 3-4 лет.

Таблица «Развитие моторики у детей от 2 до 4 лет»

Возрастной период Навыки
3-летний ребенок Перешагнуть через препятствие высотой 20-35 см

Бег

Присяды

Наклоны и поднимание игрушек с поверхности пола

Устойчивое положение на одной ноге

Подъем и спуск по лестнице с чередованием ног

Прыжки на месте на обеих ногах.

4-летний ребенок Ходьба и бег с движениями рук

Иногда может координировать движения рук и ног

Поднимает ноги при ходьбе

Броски мяча двумя руками

При прыжках приземляется на полусогнутые ноги

Прыжки в высоту

Замирание по сигналу

Кувыркается вперед

Прыгает на одной ноге

Одной из таких базовых подвижных игр, сочетающей в себе возможности развития крупной моторики, ориентации в пространстве и формирования социальных навыков, является игра «Птичка и птенчики».

Цель

Формирование, развитие и закрепление навыков крупной моторики и социального взаимодействия в соответствии с возрастом.

Задачи

  • Развитие крупной моторики.
  • Ориентация в пространстве.
  • Выполнение действий по команде.
  • Взаимодействие в коллективе при движении (не сбивать друг друга, не натыкаться друг на друга).
  • Умение изменять траекторию и направление движения по команде и/или при появлении препятствия на пути.

Играть можно, как в помещении, так и на детской площадке. Возможно использование музыкального сопровождения в записи или живой музыки в исполнении музыкального работника, а также можно использовать бубен в качестве замены словесной команды или обозначения этапов игры.

Как играть

  1. На полу чертится круг или квадрат. Для этого можно использовать мел, цветной скотч или веревку. Также можно расставить стульчики по кругу или квадратом сидениями наружу. Это «гнездо».
  2. Воспитатель говорит: «Я буду птичка, а вы – мои птенчики. Это наше гнездышко».
  3. Дети заходят в «гнездо» и садятся на корточки (или рассаживаются на стульчики).
  4. Воспитатель: «Ночь. Птенчики спят в своем гнездышке. Наступает утро. Птенчики полетели гулять».
  5. Дети выбегают из «гнезда», машут руками, как крылышками, бегают в разные стороны.
  6. Воспитатель вместе с детьми бегает по комнате, показывая, как нужно двигаться.Важно! Следует обеспечить достаточное пространство для игры, чтобы дети могли свободно перемещаться, во избежание травм.
  7. По команде воспитателя все дети должны снова занять свои места в «гнезде».

Циклы можно повторять несколько раз.

Обратите внимание:

  • циклы «в гнезде» и/или «на прогулке» не должны быть слишком длинными или слишком короткими;
  • цикл «на прогулке» должен быть приблизительно в три раза длиннее цикла «в гнезде»;
  • воспитателю следует следить, чтобы все дети успели «покинуть гнездо» до следующей команды;
  • необходимо удостовериться, что все дети успевают занять свои места в «гнезде» до следующей команды;
  • воспитатель должен хвалить и подбадривать детей в процессе игры.

Варианты

Существует множество вариантов подвижной игры «Птички и птенчики» от самых простых до игр с усложнениями.

«Птички в гнездышках»

Игра Птички в гнездышках

Правила:

  1. На полу разложены обручи. Это «гнездышки» для птичек-детей. По команде воспитателя дети занимают места в обручах.
  2. Воспитатель говорит: «Наступил день. Птички полетели гулять и клевать зернышки». Дети переступают обручи и бегают по свободному пространству, приседают и стучат пальчиками по коленям (клюют зернышки).
  3. Воспитатель командует: «Наступила ночь. Птички летят в свои гнездышки». Дети занимают свои места в «гнездышках».

Количество повторений – 4-5 раз.

Дополнительная информация:

Данная игра отличается от базового варианта небольшим усложнением и разнообразием развиваемых двигательных навыков – детям, чтобы выбраться из «гнезда» и вернуться обратно, необходимо перешагнуть обруч. Также дети периодически приседают и встают.

Важно! Следует обеспечить необходимое пространство для свободного размещения обручей и перемещения детей во избежание травм.

«Наседка и цыплята»

Участники игры:

  • «наседка» – воспитатель;
  • «кошка» – один из воспитанников группы;
  • «цыплята» – остальные дети.

С одной стороны часть помещения или детской площадки огорожена веревкой, натянутой на высоте 50 сантиметров. Это «курятник». «Курица» и «цыплята» находятся за ограждением. На другой стороне помещения или площадки сидит «кошка».

Как играть:

  1. «Курица» и «цыплята» выходят из «курятника», пробираясь под веревкой.
  2. Воспитатель:«Вышла курочка-хохлатка,А за нею все цыплятки.Квохчет курочка «Ко-ко,Не ходите далеко».Дети и воспитатель приближаются к «кошке».

    Воспитатель (продолжает):

    «На скамейке у дорожки

    Улеглась и дремлет кошка.

    Кошка глазки открывает

    И цыпляток догоняет».

  3. Дети убегают от «кошки» в «курятник». Если «кошка» ловит какого-нибудь ребенка, тот пропускает один раз в игре.

Игра повторяется 4-5 раз.

Дополнительная информация: усложнение игры – пролезть под веревкой, убежать от ловящего ребенка, поймать убегающего.

Важно! Необходимо обеспечить достаточное пространство для игры во избежание травм детей.

«Воробушки и кот»

Инвентарь – устойчивые скамейки 15-20 сантиметров высотой.

Участники игры:

  • «кот» – один ребенок из группы;
  • «воробышки» – остальные дети.

Как играть:

  1. В начале игры дети стоят на скамейках, расположенных вдоль стен. Это «крыша». «Кот» находится на противоположной стороне помещения. Он сидит на стуле с закрытыми глазами – «спит».
  2. Воспитатель говорит: «Воробышки полетели». Дети спрыгивают со скамеек, бегают по помещению, машут руками, как крылышками.
  3. «Кот» открывает глаза, говорит «мяу-мяу» и бежит ловить «воробышек». Дети спасаются, забравшись обратно на скамейку.
  4. Пойманный «котом» ребенок пропускает одно повторение игры.

Игра повторяется 3-4 раза.

Дополнительная информация:усложнение игры – спрыгнуть с возвышение, запрыгнуть на возвышение, убежать от ловящего, поймать убегающего.

Важно! Скамейки должны быть устойчивыми, не шататься и надежно стоять на полу во избежание травмирования детей.

Возрастные ограничения

Данные игры рекомендованы для второй младшей и средней групп детского сада. 3-4-летние дети с удовольствием играют в ролевые подвижные игры. Их игровые задания по силам ребенку в таком возрасте и направлены на развитие более сложной крупной моторики, ориентации в пространстве и навыков социального взаимодействия, которые активно формируются в данном периоде.

Есть альтернативный вариант забавы – “Воробушки и автомобиль”

Усложненные варианты для старшей и подготовительной групп

Подвижные игры на основе игры «Птички и птенчики» очень популярны у детей даже более старшего возраста. Например, в игру «Воробышки и кот» с удовольствием играют не только 3-4-летние дети, но и 5-6-летние.

Крупная моторика детей старшей и подготовительной групп детского сада уже более разнообразна.

Таблица «Развитие моторики у детей 5-6 лет»

Возрастной период Навык
5-летний ребенок Одновременное сочетание двух различных движений

Хорошая координация при движениях рук и ног

Бегает по кругу

Может ходить по доске или скамейке высотой 30 см и шириной 20 см)

Не боится прыгать с высоты

На основе этих навыков создана подвижная игра «Перелет птиц» для детей старшей и подготовительной группы детского сада.

«Перелет птиц»

Цель игры:

Формирование целенаправленных действий у детей старшей и подготовительной групп детского сада.

Задачи:

  • научить ставить коллективные и индивидуальные цели;
  • закрепить навык лазанья по гимнастической лестнице одноименным приставным способом (правая рука-правая нога, левая рука-левая нога).

Обратите внимание! Перед началом игры необходимо объяснить детям принцип использования одноименного приставного способа.

Игра Перелетные птицы

Правила игры:

  1. Дети находятся на противоположной от лестницы стороне игровой площадки.
  2. По команде воспитателя «Птицы летают» дети начинают бегать по площадке, изображая полет птиц.
  3. Команда «Буря» – дети забираются на гимнастическую лестницу.
  4. По команде «Буря закончилась» дети свободно покидают лестницу и продолжают перемещаться по площадке.

Игру можно повторять 3-4 раза.

Важно! Воспитателю следует следить за тем, чтобы дети не мешали друг другу при подъеме на гимнастическую лестницу, а также не спрыгивали с нее. Размер лестницы и площадки для игры должен быть достаточным для безопасного проведения данного вида подвижных игр (не менее 3х3 м).

Эти и подобные подвижные игры можно проводить на физкультурных или музыкальных занятиях, на прогулке или в группе. Дети всегда с удовольствием играют в них. А музыкальное или шумовое сопровождение внесет разнообразие и добавит эмоций.

Что еще почитать:  Как заставить двигаться младшеклассников: примеры игр
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: