Динамичная забава «Птичка и птенчики»
Развитие крупной моторики и ориентации в пространстве очень важно для детей второй младшей и средней групп детского сада. Например, без этих навыков ребенок не сможет сформировать адекватную картину своего тела, могут возникнуть проблемы с определением «право-лево», сложности с мелкой моторикой и развитием речи и т.д.
В таблице указаны базовые моторные навыки, формируемые у детей второй младшей и средней групп детского сада. На их основе и строятся сценарии подвижных игр для этого возраста. Они должны быть направлены в первую очередь на развитие крупной моторики. А групповые игры помогают формировать модели социального и коллективного взаимодействия у детей 3-4 лет.
Таблица «Развитие моторики у детей от 2 до 4 лет»
Возрастной период | Навыки |
3-летний ребенок | Перешагнуть через препятствие высотой 20-35 см
Бег Присяды Наклоны и поднимание игрушек с поверхности пола Устойчивое положение на одной ноге Подъем и спуск по лестнице с чередованием ног Прыжки на месте на обеих ногах. |
4-летний ребенок | Ходьба и бег с движениями рук
Иногда может координировать движения рук и ног Поднимает ноги при ходьбе Броски мяча двумя руками При прыжках приземляется на полусогнутые ноги Прыжки в высоту Замирание по сигналу Кувыркается вперед Прыгает на одной ноге |
Одной из таких базовых подвижных игр, сочетающей в себе возможности развития крупной моторики, ориентации в пространстве и формирования социальных навыков, является игра «Птичка и птенчики».
Цель
Формирование, развитие и закрепление навыков крупной моторики и социального взаимодействия в соответствии с возрастом.
Задачи
- Развитие крупной моторики.
- Ориентация в пространстве.
- Выполнение действий по команде.
- Взаимодействие в коллективе при движении (не сбивать друг друга, не натыкаться друг на друга).
- Умение изменять траекторию и направление движения по команде и/или при появлении препятствия на пути.
Играть можно, как в помещении, так и на детской площадке. Возможно использование музыкального сопровождения в записи или живой музыки в исполнении музыкального работника, а также можно использовать бубен в качестве замены словесной команды или обозначения этапов игры.
Как играть
- На полу чертится круг или квадрат. Для этого можно использовать мел, цветной скотч или веревку. Также можно расставить стульчики по кругу или квадратом сидениями наружу. Это «гнездо».
- Воспитатель говорит: «Я буду птичка, а вы – мои птенчики. Это наше гнездышко».
- Дети заходят в «гнездо» и садятся на корточки (или рассаживаются на стульчики).
- Воспитатель: «Ночь. Птенчики спят в своем гнездышке. Наступает утро. Птенчики полетели гулять».
- Дети выбегают из «гнезда», машут руками, как крылышками, бегают в разные стороны.
- Воспитатель вместе с детьми бегает по комнате, показывая, как нужно двигаться.Важно! Следует обеспечить достаточное пространство для игры, чтобы дети могли свободно перемещаться, во избежание травм.
- По команде воспитателя все дети должны снова занять свои места в «гнезде».
Циклы можно повторять несколько раз.
Обратите внимание:
- циклы «в гнезде» и/или «на прогулке» не должны быть слишком длинными или слишком короткими;
- цикл «на прогулке» должен быть приблизительно в три раза длиннее цикла «в гнезде»;
- воспитателю следует следить, чтобы все дети успели «покинуть гнездо» до следующей команды;
- необходимо удостовериться, что все дети успевают занять свои места в «гнезде» до следующей команды;
- воспитатель должен хвалить и подбадривать детей в процессе игры.
Варианты
Существует множество вариантов подвижной игры «Птички и птенчики» от самых простых до игр с усложнениями.
«Птички в гнездышках»
Правила:
- На полу разложены обручи. Это «гнездышки» для птичек-детей. По команде воспитателя дети занимают места в обручах.
- Воспитатель говорит: «Наступил день. Птички полетели гулять и клевать зернышки». Дети переступают обручи и бегают по свободному пространству, приседают и стучат пальчиками по коленям (клюют зернышки).
- Воспитатель командует: «Наступила ночь. Птички летят в свои гнездышки». Дети занимают свои места в «гнездышках».
Количество повторений – 4-5 раз.
Дополнительная информация:
Данная игра отличается от базового варианта небольшим усложнением и разнообразием развиваемых двигательных навыков – детям, чтобы выбраться из «гнезда» и вернуться обратно, необходимо перешагнуть обруч. Также дети периодически приседают и встают.
Важно! Следует обеспечить необходимое пространство для свободного размещения обручей и перемещения детей во избежание травм.
«Наседка и цыплята»
Участники игры:
- «наседка» – воспитатель;
- «кошка» – один из воспитанников группы;
- «цыплята» – остальные дети.
С одной стороны часть помещения или детской площадки огорожена веревкой, натянутой на высоте 50 сантиметров. Это «курятник». «Курица» и «цыплята» находятся за ограждением. На другой стороне помещения или площадки сидит «кошка».
Как играть:
- «Курица» и «цыплята» выходят из «курятника», пробираясь под веревкой.
- Воспитатель:«Вышла курочка-хохлатка,А за нею все цыплятки.Квохчет курочка «Ко-ко,Не ходите далеко».Дети и воспитатель приближаются к «кошке».
Воспитатель (продолжает):
«На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет».
- Дети убегают от «кошки» в «курятник». Если «кошка» ловит какого-нибудь ребенка, тот пропускает один раз в игре.
Игра повторяется 4-5 раз.
Дополнительная информация: усложнение игры – пролезть под веревкой, убежать от ловящего ребенка, поймать убегающего.
Важно! Необходимо обеспечить достаточное пространство для игры во избежание травм детей.
«Воробушки и кот»
Инвентарь – устойчивые скамейки 15-20 сантиметров высотой.
Участники игры:
- «кот» – один ребенок из группы;
- «воробышки» – остальные дети.
Как играть:
- В начале игры дети стоят на скамейках, расположенных вдоль стен. Это «крыша». «Кот» находится на противоположной стороне помещения. Он сидит на стуле с закрытыми глазами – «спит».
- Воспитатель говорит: «Воробышки полетели». Дети спрыгивают со скамеек, бегают по помещению, машут руками, как крылышками.
- «Кот» открывает глаза, говорит «мяу-мяу» и бежит ловить «воробышек». Дети спасаются, забравшись обратно на скамейку.
- Пойманный «котом» ребенок пропускает одно повторение игры.
Игра повторяется 3-4 раза.
Дополнительная информация:усложнение игры – спрыгнуть с возвышение, запрыгнуть на возвышение, убежать от ловящего, поймать убегающего.
Важно! Скамейки должны быть устойчивыми, не шататься и надежно стоять на полу во избежание травмирования детей.
Возрастные ограничения
Данные игры рекомендованы для второй младшей и средней групп детского сада. 3-4-летние дети с удовольствием играют в ролевые подвижные игры. Их игровые задания по силам ребенку в таком возрасте и направлены на развитие более сложной крупной моторики, ориентации в пространстве и навыков социального взаимодействия, которые активно формируются в данном периоде.
Есть альтернативный вариант забавы – “Воробушки и автомобиль”
Усложненные варианты для старшей и подготовительной групп
Подвижные игры на основе игры «Птички и птенчики» очень популярны у детей даже более старшего возраста. Например, в игру «Воробышки и кот» с удовольствием играют не только 3-4-летние дети, но и 5-6-летние.
Крупная моторика детей старшей и подготовительной групп детского сада уже более разнообразна.
Таблица «Развитие моторики у детей 5-6 лет»
Возрастной период | Навык |
5-летний ребенок | Одновременное сочетание двух различных движений
Хорошая координация при движениях рук и ног Бегает по кругу Может ходить по доске или скамейке высотой 30 см и шириной 20 см) Не боится прыгать с высоты |
На основе этих навыков создана подвижная игра «Перелет птиц» для детей старшей и подготовительной группы детского сада.
«Перелет птиц»
Цель игры:
Формирование целенаправленных действий у детей старшей и подготовительной групп детского сада.
Задачи:
- научить ставить коллективные и индивидуальные цели;
- закрепить навык лазанья по гимнастической лестнице одноименным приставным способом (правая рука-правая нога, левая рука-левая нога).
Обратите внимание! Перед началом игры необходимо объяснить детям принцип использования одноименного приставного способа.
Правила игры:
- Дети находятся на противоположной от лестницы стороне игровой площадки.
- По команде воспитателя «Птицы летают» дети начинают бегать по площадке, изображая полет птиц.
- Команда «Буря» – дети забираются на гимнастическую лестницу.
- По команде «Буря закончилась» дети свободно покидают лестницу и продолжают перемещаться по площадке.
Игру можно повторять 3-4 раза.
Важно! Воспитателю следует следить за тем, чтобы дети не мешали друг другу при подъеме на гимнастическую лестницу, а также не спрыгивали с нее. Размер лестницы и площадки для игры должен быть достаточным для безопасного проведения данного вида подвижных игр (не менее 3х3 м).
Эти и подобные подвижные игры можно проводить на физкультурных или музыкальных занятиях, на прогулке или в группе. Дети всегда с удовольствием играют в них. А музыкальное или шумовое сопровождение внесет разнообразие и добавит эмоций.