Загадки – это такой древний жанр, что и представить сложно. Искали ответы на них не только наши прабабушки и прадедушки, будучи совсем маленькими. Ломали над ними головы и далекие предки, жившие много столетий назад. В чем же их секрет, почему они так долго остаются популярными? Наверное, потому что они одновременно интересные и полезные.
Почему загадки – это полезно
Малышам загадки нравятся за то, что они интересные, веселые и дают возможность показать всем вокруг, какой ты умненький. А это все интересно ребятам любого возраста.
У взрослых также есть причины ценить загадки. Например, они:
- помогают познакомить ребенка с окружающим миром;
- заставляют малыша учиться мыслить логически;
- формируют образное мышление;
- способствуют улучшению памяти;
- учат концентрироваться на одной теме;
- учат думать нестандартно;
- расширяют словарный запас малыша.
Именно загадки становятся теми первыми задачами, решать которые любому человеку впоследствии предстоит всю жизнь. Впоследствии применить все те умения, которые когда-то «разбудили» в малыше именно загадки, придется при решении школьных задач и выполнении другой учебной работы.
Во взрослой жизни людям также постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые потребуют продемонстрировать и логическое мышление, и образное, и способность размышлять нестандартно, отыскивая нужные варианты решений. Это может быть как в бытовой, так и в профессиональной сфере.
Загадки в своей практике использую практически все преподаватели, работающие с детьми дошкольного возраста. Они помогают учить цифры, буквы, изучать животных, растения, осваивать начальные географические знания.
Однако полезно устраивать вечера с загадками и дома. Можно собраться всей семьей и устроить настоящее сражение. Это будет по-настоящему весело, поспособствует сближению и наверняка запомнится малышку как один из самых счастливых дней детства. Особенно, если он смоет проявить свои способности и выиграть настоящий приз, имеющий в его глазах большую ценность.
Загадки бывают разные
Загадки бывают разные. Для каждой возрастной группы можно подобрать наиболее оптимальные. Сделать это поможет таблица, расположенная ниже.
Возраст
|
Тип загадки
|
Примеры
|
1-2 года
|
Простые загадки с имитацией звуков животных
|
Зеленые мы как трава, наша песенка КВА-КВА (Лягушка)
|
2-3 года
|
Загадки с ответами, зарифмованными в конце строки
|
Жил-был маленький щенок,
Но подрос, однако,
И теперь он не щенок – взрослая… (Собака)
|
1-3 года
|
Рифмованные загадки из 2-3 строк с простым ответом – животное, знакомое явление и т.д.
|
Блещет в речки чистой
Спинкой серебристой (Рыба)
|
С 3 лет
|
Более сложные загадки из 4 или более строк, описывающие тот или иной предмет или какое-то явление
|
В землю мы его зарыли,
Чистою водой полили.
Пролетело времечко
Проросло вверх…
(Семечко)
|
С 4 лет
|
Загадки-обманки, в которых будто бы сама собой напрашивается рифма, которая не является правильным ответом
|
(Петух)
|
С 5 лет
|
Интересные загадки, представленные не в стихотворной форме
|
|
Как использовать загадки в практике
Загадки обладают всеми качествами отличного пособия при обучении. Однако использовать его надо умело, чтобы дети постоянно испытывали к ним интерес и работали на занятиях с желанием. Этого можно достичь, если соблюдать несколько правил.
- Выбирать загадки необходимо, ориентируясь на уровень развития ребенка. Они не должны быть слишком легкими для него, но и чересчур сложные заставят потерять интерес. Легче всего ориентироваться на возраст малышей.
- Необходимо подбирать загадки, описывающие явление и предметы, с которыми малыш уже знаком. Не стоит загадывать экзотических животных или слишком сложные процессы.
- Нужно обязательно дать ребятам возможность самим найти правильный ответ. Так они почувствуют себя умными и сообразительными, и дальше будут работать еще охотнее.
- Обязательно хвалить детей, которые смогли дать правильный ответ. Нужно отметить, какие они умные и как много знают.
- Не стоит торопиться давать слишком много загадок. Даже такое интересное занятие может им очень быстро надоесть.
Сборник лучших загадок
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавим «я» —
Что получится?
(Семья)
***
На его лице морщины,
В волосах блестят седины.
Этот домоседушка —
Наш любимый…
(Дедушка)
***
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Так похож на колобок
С длинным хвостиком…
(Клубок)
***
В руки ты её возьмешь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь, Как зовут её?
(Гармонь)
***
Кто по ней проехать смог,
Спину стер себе и бок.
До чего ж корява горка!
Догадались? Это…
(Терка)
***
Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой.
(Солнце)
***
Хочешь — В воду ты ныряй,
Хочешь — На песке играй.
Сколько замков Здесь создашь!
Что это за место?
(Пляж)
***
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)
***
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.
(Часы)
***
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В наш сарай она попала и всех кур пересчитала.
(Лиса)
***
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …
(Черепаха)
***
Золотое решето
Черных домиков полно.
Сколько черненьких домов –
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)
***
Не беги с задачкой к маме —
Шевели ты сам …
(Мозгами)
***