Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Обязательным условием формирования у ребенка чистой и правильной речи является умение хорошо слушать, четко улавливать звуки в словах. Игры на развитие фонематического слуха помогают детям научиться различать все фонемы, необходимые для безупречного владения родным языком, а, следовательно, и для эффективного изучения иностранного языка.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух и особенности его развития у детей

Умение слушать начинает проявляться у плода уже во втором триместре беременности, а уже в возрасте нескольких недель можно отметить реакцию малыша на речь. С первых дней жизни в головном мозге новорожденного начинается активная работа по формированию фонематического слуха – навык, присущий только человеку и предполагающий наличие следующих навыков:

  • узнавать звуки родного языка;
  • сравнить и понять разницу между ними;
  • воспроизводить точно.

Уникальная способность выражать свои мысли словами считается врожденной, но описанные в науке случаи детей Маугли показывают, что если в первые 5-6 лет жизни ребенок не слышит человеческий язык, то научить его практически невозможно говорить. Это означает, что чем больше вы разговариваете с малышом от рождения, тем быстрее и лучше разовьется его фонематический слух.

Забавные слова, произносимые детьми в возрасте от 1 до 2 или даже 3 лет, напрямую отражают процесс сложной фонематической «настройки» в мозгу. Например, почти никто не пропускает слово «мать», потому что его максимально просто зафиксировать и воспроизвести. Но вместо слова «собака» ребенок вполне мог произнести «бабака», потому что звук [b] предшествует шоку [a], и мозг ставит его в приоритет. Со временем, когда новое слово станет привычным, ребенок начнет на слух распознавать нюансы и пытаться исправлять ошибки. Поэтому важно, чтобы взрослые говорили с ребенком правильно, а не снисходительно, хотя может быть очень сложно удержаться от повторения забавных слов после маленького лингвиста.

Чтобы помочь ребенку понять, какие звуки он произносит неправильно, сначала четко повторите его версию проблемного слова, а затем – правильную. Это сделает разницу более заметной.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

Уроки по развитию фонематического слуха предполагают не только работу со словами и текстом. Также необходимо тренировать распознавание неречевых звуков – бытовых и естественных. Особенно это актуально для детей, которые еще не готовы к словесным упражнениям.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Разговор игрушек

Это упражнение подходит для детей 2-3 лет. Необходимо собрать несколько знакомых малышу игрушек и издавать различные звуки: погремушка, визжащая утка, нотная тетрадь, заводная обезьяна. Ребенок отворачивается, и взрослый активирует один из предметов. Ребенок должен на слух определить, какая из игрушек издала звук, и обозначить его. Это самый простой этап, и если он не вызывает затруднений, пора усложнять игру. Теперь не одна, а две или несколько игрушек «разговаривают» по очереди или одновременно, и ребенку придется постараться услышать их все.

Чем разнообразнее звуки, тем легче их будет различить, поэтому для одновременного прослушивания необходимо выбирать шумы разного происхождения, например, резиновый писк и скрежет.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Кто сказал «мяу»?

В эту игру могут играть несколько человек, дети или взрослые. Ребенок поворачивается, и все остальные садятся за ним полукругом, изображая котят, один из которых мяукает. Ребенок поворачивается и показывает, кто, по его мнению, сказал «мяу».

Если игроков всего два, остальных можно заменить игрушками. В этом случае взрослой особи придется в одиночестве мяукать на нескольких котят, меняя их положение. Это усложнит игру, так как ребенок больше не сможет ориентироваться на принадлежность знакомых голосов.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Музыкальные прятки

Еще одно полезное задание для самых маленьких, развивающее умение определять источник звука. Для него вам понадобится любая поющая игрушка или даже смартфон вашей мамы. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет предмет в доступном месте и включает музыку. Сосредоточившись на слухе, ребенок должен найти, откуда исходит мелодия. Хорошие детские песни на английском или другом иностранном языке, которые понадобятся ребенку в будущем, помогут завершить эффект обучения.

Начните уроки иностранного языка в возрасте 2-3 лет. В этом возрасте ребенок уже может освоить фонетическую систему своего родного языка, но все еще может легко воспроизводить характерные звуки других языков.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Веселые картинки

Начиная с 3-летнего возраста, когда происходит ускоренное расширение словарного запаса ребенка и улучшение связной речи, больше внимания следует уделять упражнениям на правильное восприятие и произношение слов. Игра с картинками, на которых изображены предметы с созвучными названиями, поможет выявить и исправить возможные ошибки. Ведущий произносит слово, а дети показывают соответствующее изображение (кот или кит, домик или сом).

Что еще почитать:  5 способов позволяющих создать хорошее настроение_1

Логопеды выявляют ряд типичных фонематических ошибок, например, дети часто заменяют слова [m] на [n] («konpot», «tranway», «компьютер») или [k] на [t] («tutla» , “Тутушка”). Такие нарушения легко выявить, показав ребенку соответствующие картинки.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Заблудившиеся слова

Для этой игры вам нужно собрать несколько забавных стихов, в которых слова легко заменить согласными. Например:

Снег упал на порог

Кот сварил творог.

ИЛИ:

Мы не ели, не пили

Они утопили снежную женщину.

Дети должны послушать замену и поправить ведущего. Чем веселее получится стихотворение, тем успешнее будет игра у дошкольников.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Чего не хватает?

Педагог показывает картинку ребенку или группе детей и произносит ее название, опуская первую букву: «(х) айка», «(п) омашка», «(к) апуста». Дети должны угадать, какой звук отсутствует, и произнести его, а затем и слово целиком. Точно так же можно поиграть с последней буквой: «хвос (т)», «дерево (о)», «сало (ф)».

На индивидуальных занятиях нужно подбирать слова, которые ребенок сможет произнести совершенно чисто.

Если у ребенка проблемы с произношением каких-либо звуков, на них легко сориентировать упражнение, но только на этапе автоматизации.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Зайкина копилка

Ведущий сообщает детям, что кролик идет в магазин, но вместо денег они просят их назвать слова, начинающиеся с букв, составляющих названия нужных им вещей. Кролику нужен лук, поэтому нужно запомнить как можно больше слов с буквой «л», затем «у» и «к». После нескольких подобных упражнений ведущий говорит, что кролик купил еще какие-то секретные предметы, и предлагает детям разгадывать их. Для этого покажите серию картинок, из названий которых нужно выбрать первые звуки и составить из них слово. Например: «медведь», «якорь», «черепаха», «мяч».

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Из чего кроит портной?

Игра подходит для дошкольников среднего и старшего возраста. Ведущий, сидящий за столом с закрытым фасадом, кладет себе на колени несколько листов декоративных материалов: картон, обыкновенная папиросная бумага, калька, пленка. Объявляя, что он собирается разрезать одежду, учитель берет лист бумаги и начинает его ножницами резать, пряча под столешницей. Дети внимательно слушают и определяют, что так звучит.

Если эта задача окажется слишком сложной, можно обойтись без ножниц, просто пошуршивая поделочным материалом под столом.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Превращаемся в слова

Ведущий вызывает двоих детей и дает им таблички, на каждой из которых написан слог, например «ка» и «ре». Остальные дети должны рассказать им, как встать, чтобы уловить слово «река». После упражнений с двусложными словами, если нет затруднений, можно переходить к трехсложным.

Интересный вариант – командная игра. В этом случае всем участникам выдаются таблички со слогами и делятся на две части. Игроки каждой команды составляют как можно больше слов из имеющихся слогов, а учитель фиксирует их на доске и ведет счет, определяя победителя.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Посчитай и назови

Взрослый четко произносит знакомое детям слово (при необходимости несколько раз) и предлагает назвать буквы:

  • с чего это начинается;
  • последний;
  • второй;
  • предпоследний;
  • любые другие последовательно от начала или до конца.

Сложность игры легко регулируется подбором слов разной длины и состава, поэтому она подходит для дошкольников любого возраста и даже младших школьников.

Что еще почитать:  Симптомы фарингита у детей как определить болезнь

Словесная цепочка

Вариант предыдущего упражнения. Дети по очереди называют слова так, чтобы каждое новое слово начиналось с последней буквы предыдущего. Фасилитатор контролирует этот процесс, вмешиваясь по своему усмотрению и давая задание найти слово не для последней, а для предпоследней, второй или другой буквы. Также, если в исходном слове нужная буква обозначает мягкий звук, новое также следует начинать с мягкого.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Глухие и звонкие

Упражнение помогает детям уловить и закрепить разницу в звучании звонких и звонких согласных. Суть его в том, чтобы предложить детям подставить в слова соответствующие звуки. Чтобы сделать процесс более интересным и, следовательно, более продуктивным, учитель должен подготовить предложения со словами, подходящими для цели игры, и изображениями, которые их иллюстрируют. Например, ведущий говорит: «Рыбак пошел к реке и взял с собой .. утку!» Или покажите картинку с ребенком: «Ванюша очень маленький, у него только . кот!» В конце предложения вы можете показать нарисованного или игрушечного котенка.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Твердые и мягкие

Игра похожа на предыдущую, только здесь обработаны жесткость и мягкость звуков. Дети должны поправить ведущего, который намеренно ошибается в словах, смягчая резкие звуки, или наоборот: «Есть соль (и), которая сияет в небе», «Мама бросила вермишель в суп)».

Упражнение следует выполнять в достаточно быстром темпе, чтобы дети могли слышать и исправлять как можно больше слов, практикуя автоматическое переключение между звуками.

Для этой игры нет необходимости выбирать пары слов, в которых наличие или отсутствие мягкого знака меняет значение, поэтому нет необходимости использовать изображения.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Услышал — хлопнул

Ведущий соглашается с детьми, что теперь он прочитает им сказку (или просто серию не связанных между собой слов), и им придется хлопать в ладоши, как только они услышат слово, которое начинается с определенного звука. Помимо фонематического слуха, игра тренирует внимание и реакцию участников. Воспитатель может попросить детей хлопать в ладоши на тихий звук и, когда они слышат громкий звук, топать, это же правило также подходит для обозначения глухоты («река» и «роза», «бабочка» и «панама»).

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Спой гласные

Ведущий произносит слово из двух или более слогов, а дети повторяют только гласные, и в начале примеры не должны содержать повторяющихся букв, а звук [о] должен быть подчеркнут. Постепенно задания усложняются: чередуются мягкие и жесткие гласные, вводятся слова с «о» и «безударно»: «колобок», «ветер». Это упражнение поможет вам научиться делить слова на слоги и впоследствии даст представление о дифтонгах и различиях в произношении одних и тех же гласных в разных позициях.

Во время или после игры обсудите с детьми, почему гласные называются гласными и что у них общего с пением.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Сыщики

Продолжение предыдущей игры. Ведущий размещает перед детьми 3-4 карточки с изображениями «подозреваемых» и четко произносит только гласные звуки скрытого слова. Мальчики по этому признаку находят правильную картинку, имя которой зашифровал учитель. Более сложный вариант – без картинок, когда детям нужно подобрать как можно больше слов для заданного сочетания гласных: «аа» («палка», «лапа»), «я» («увеличительное стекло», «но нет»).

Не рекомендуется использовать в этой игре букву «о» без ударения, так как это может отрицательно повлиять на грамотность в дальнейшем.

Специалисты считают, что несовершенный фонематический слух у детей до 2-3 лет – это нормально. Но если проблемы с речью сохраняются даже после достижения этого возраста, следует обратиться к логопеду, который определит причину дефекта и даст соответствующие рекомендации. Чем раньше вы начнете с ребенком, тем легче будет исправить труднопроизносимые звуки.

Как развивать?

Дидактические игры на развитие фонематического слуха

Сначала ребенок учится ориентироваться в повседневных звуках: звук воды, мяуканье кошки, щелчок переключателя.
За эту функцию отвечает височная кора правого полушария. Со временем малыш не только реагирует на звуки, но и пытается их повторить.

Что еще почитать:  Развивает ли легкие постоянный крик и плач

Примерно в восемь месяцев малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родном языке.

При нормальных темпах развития уже через год-два «человечек» способен выполнить простое задание («принести куклу») или понять элементарный вопрос («где мама?»).

Для развития фонематического слуха в первую очередь необходимы регулярные тренировки и упражнения. Их можно делать как под наблюдением логопеда, так и дома с мамой. Далее мы рассмотрим конкретные примеры для каждого возраста.

У детей 3-4 лет

  • В трехлетнем возрасте ребенок может различать все звуки. Решающим фактором в развитии фонематического слуха у него является развитие речи в процессе общения с другими людьми.
  • Показываем ребенку различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, бубен, колокольчик. Слушаем их звук и играем. Затем мы просим вас повернуться спиной: ребенок должен на слух угадать название инструмента.
  • Мы знакомим нашего сына или дочь с понятиями «горячее» и «холодное». Итак, давайте катим мяч. Если взрослый говорит «горячо», нельзя трогать мяч.
  • Вместе с ребенком складывайте крупы, пуговицы, камешки в разные мешочки. По звуку ребенок угадает, что в каждой из них.
  • Взрослый человек показывает изображение и называет объект, специально заменяя содержащиеся в нем звуки. Ребенок должен хлопать в ладоши, как только услышит правильный вариант. Например, шорт-гейт-борота.

У детей 5-6 лет

Правильно воспринимаются только те звуки, которые произносятся правильно. Это влияет на развитие словарного запаса и грамотности. Понимание связи между буквами и звуками возможно только при четком произношении.

  • Выбираем два изображения: с медведем и мышкой. Обсуди первое: медведь живет в лесу и спит в берлоге. Так что запомните мышку: что она любит и где вы ее находите? Объясняем, что звучание слов похоже, но их значения совершенно разные.
  • Скажите это с ребенком, почувствуйте разницу. Точно так же можно поиграть с другими парами слов: печь-свеча, шина-машина.
  • Мы показываем различные картинки с предметами и просим четко сформулировать, что на них изображено. Если разделить слова на части, будет только плюс: бац, бац.
  • Ребенок по голосу угадывает, о каком персонаже вы говорили. В более сложном варианте ребенок сам «пробует» различные звуковые интонации: пытается говорить голосом зайца, лисы или робота.

У детей 6-7 лет

Многие родители уверены, что с ребенком нужно учить только буквы, и он сразу начнет читать и писать. Однако это большое заблуждение. Запоминание букв не гарантирует того, что в обучении письму не возникнет серьезных трудностей. И большая часть ошибок возникает именно из-за проблем с фонематическим слухом.

  • Взрослый человек издает звук и называет слово, в котором он присутствует. Ребенок должен уловить этот звук: хлопнуть в ладоши, когда он его услышит. Для начала подберем слова так, чтобы звук был в самом начале. Постепенно усложняем задачу: переставляем ее посередине или в конце. Через некоторое время вы можете прочитать весь текст и просто «уловить» звук.
  • Взрослый говорит слово и бросает мяч ребенку. Кроха должен ответить рифмой и забросить мяч обратно. Начнем с самых простых слов. Если ребенок попал в беду, подскажем правильный ответ.
  • Предлагаем прослушать цепочку слов, а затем повторить их. Мы постепенно добавляем новые слова. Сначала можно поиграть с образами, но потом упор делается на слуховую память. Задача: запомнить как можно больше слов подряд. Произошла ошибка: игра перезапустилась.

ССЫЛКА! С ребенком будет интересно играть в школе, где он учитель, а взрослый – ученик. Превратиться в незнаю, который все путает и во всем ошибается. Позвольте ребенку исправить ваши ошибки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: