Как поддержать ребенка в развитии речи: советы для мам и пап
Несомненно, все родители не могут дождаться момента, когда услышат первые речи своего малыша. Однако некоторые из них не хотят просто ожидать, а активно стремятся ускорить развитие речи своего ребенка уже с самого раннего возраста. Какие методы и упражнения будут наиболее эффективными? Что нужно учесть маме и папе?
Наиболее ранние упражнения в раннем детстве
Стимулировать развитие речи ребенка можно уже в раннем детстве – в так называемом периоде до появления речи. Через органы чувств малыш получает всю информацию о мире вокруг него – и это является стимулом для первых слов. Следовательно, задача взрослых заключается в развитии у ребенка тактильного, слухового и зрительного восприятия.
Следует начинать с окружения новорожденного прекрасными предметами разнообразных цветов, включая погремушки и игрушки с различными текстурами. Дайте малышу возможность удивленно рассматривать и исследовать их своими ручками.
С самого рождения ребенка следует развивать его зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Однако, самым важным фактором успеха является постоянное эмоциональное общение ребенка с его родителями. Особенно мама (которая проводит большую часть времени с малышом) должна постоянно разговаривать с ним.
Подобно тому, как ребенок не научится плавать, пока не окажется в ванной или бассейне, он также не научится говорить, если не услышит живую речь вокруг себя. Следует начинать разговаривать с ребенком еще во время беременности.
Для некоторых женщин, в том числе и для тех, кто любит много говорить, возникает затруднение: о чем можно поговорить с младенцем (ведь он еще не может отвечать). Конечно, все могут говорить с малышом и восхищаться его красотой. Однако, чтобы ребенок освоил родной язык, ему необходимо регулярно слышать разнообразную и содержательную речь. Вот некоторые варианты общения:
1. Комментировать свои действия («сейчас я тебя переодену», «давай пойдем купаться» и т.д.), рассказывать о своих планах на ближайшее время («сейчас я пойду поглажу твои распашонки»), обсуждать окружающую среду во время прогулок (например, описать проходящую мимо собаку) и дома – домашних животных. При этом фразы не должны быть слишком “сухими” – лучше использовать больше прилагательных.
- Часто спрашивать ребёнка, а ответы на вопросы давать самой маме. Например, после купания вечером можно спросить, какую пижаму он предпочитает надеть («вероятно, эту, давай-ка она и будет надета»).
Чтобы поддерживать активное общение с ребенком, маме необходимо регулярно задавать вопросы и сразу же отвечать на них самой.
Для развития малыша необходимо предоставлять ему возможность читать книги и наслаждаться нарисованными в них изображениями – это поможет ему услышать живую образную речь.
Для развития речи рекомендуется петь колыбельные песни и рассказывать потешки малышу.
При общении с ребенком не следует употреблять сокращения или искажать слова, а также постоянно использовать уменьшительные формы (например, “бибика” или “машиночка”).
Во время разговора с ребенком полезно часто смотреть ему в лицо, чтобы наблюдать за его реакцией. Когда мама называет определенный объект, хорошо его показать или хотя бы показать соответствующую картинку – так ребенок будет учиться связывать слово с изображением.
Для разнообразия материалов можно использовать фотографии и афиши, на которых изображены различные предметы, животные, растения и т.д.
Во время занятий с грудным ребенком, помимо речевых упражнений, рекомендуется делать массаж кистей и пальцев его рук. Ведь, как известно, развитие речи напрямую зависит от умения выполнять тонкие движения пальчиков. Кроме того, для развития мелкой моторики можно проводить простые игры, например, положить игрушку в глубокую тарелку с мукой и предложить ребенку найти ее.
Читайте также: Игры для малышей от 1 до 3.
Видео: стимуляция речевого развития от рождения до года
Занятия с ребенком старше года
Когда ребенок достигает года, можно усложнить методы для развития его речи. Во время общения ребенок уже должен самостоятельно отвечать на вопросы мамы, даже если это будут отдельные слоги до появления полноценных слов. Мама в свою очередь должна постоянно повторять сказанное, так как это занятие обычно очень интересно для малышей. Однако некоторые дети могут отказываться повторять из упрямства, поэтому не стоит слишком настойчиво требовать от них повторений.
Годовалый ребенок уже должен начинать отвечать на вопросы своей мамы, хотя бы с помощью слогов
Во время чтения книг мама активно обсуждает с ребенком иллюстрации, задает ему вопросы о содержании картинок. Родители, комментируя что-либо с ребенком, часто используют только существительные. Но важно, чтобы ребенок слышал как можно больше глаголов – так в будущем ему будет легче строить предложения (не просто “посмотри, здесь машинка”, а “машина мчится” или не “посмотри, солнышко”, а “светит солнышко”). Также важно учить ребенка различать признаки предметов. Кроме того, нужно использовать противопоставления в речи («этот гриб на картинке большой, а этот маленький») – это расширяет словарный запас ребенка и развивает его логическое мышление.
Когда мама читает ребёнку книгу, она активно обсуждает с ним иллюстрации, при этом используя разные части речи.
Когда ребёнок просит что-то у взрослого, необходимо откликаться не только на его протянутую ручку или тычущий палец (взрослый должен показать, что не понимает язык жестов). Нужно подталкивать малыша сказать «дай» (в дальнейшем это будет усложняться — он должен будет сказать «мама, дай мяч»).
Необходимо отвечать на просьбы ребенка не только физическим жестом, но и словесно.
После года возраста занятия по развитию мелкой моторики становятся более сложными. Вместо массажа пальчиков рук можно проводить интересную гимнастику для пальчиков, а также играть в известную всем игру “Ладушки”. Касание ладошкам и кончикам пальцев ребенка не только доставляет ему удовольствие, но и активизирует работу речевых центров в мозгу. В качестве основы для игры можно использовать не только известный текст “Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…”, но и любое детское стихотворение – ребенок должен закончить фразу (например, стихотворение “Мишка” или “Бычок” А. Барто).
Вместо массажа кистей и пальцев можно проводить игры с использованием пальчиков, например, игру в «Ладушки» или различные пальчиковые игры.
Ниже приведена таблица с вариантами пальчиковых игр, подходящими для годовалого ребенка
Описание | Действия |
«Сорока-ворона» | |
Сорока-ворона Готовит кашу, Кормит детей |
Касаемся пальцами ладошки ребенка |
Дает ему, | Сгибаем большой палец |
Дает ему, | Сгибаем указательный палец |
Дает ему, | Сгибаем средний палец |
Дает ему, | Сгибаем безымянный палец |
А этому не дает: | Указываем на мизинец |
«Малыш, малыш, нехорошо! Ты не принес водички. Пошел прочь!» |
Трясем мизинцем |
«Семья» | |
Этот палец – дедушка, | Сгибаем большой палец |
Этот палец – бабушка, | Сгибаем указательный палец |
Этот палец – папа, | Сгибаем средний палец |
Этот палец – мама, | Сгибаем безымянный палец |
Этот палец – я, | Сгибаем мизинец |
Вот и вся моя семья. | Трясем получившимся кулаком |
«Палец, палец, где ты был?» | |
Палец, палец, где ты был? | Показываем большой палец |
С этим братом пошел в лес, С этим братом готовил щи, С этим братом ел кашу, С этим братом пел песни, |
Массируем каждый палец по очереди |
Пел песни, играл, И веселил всех братьев. |
Хлопаем в ладоши |
Чтобы развить мелкую моторику, рекомендуется чаще предлагать малышу возможность манипулировать небольшими предметами, такими как пластилин или солёное тесто (под наблюдением взрослого, чтобы избежать возможности ребёнка засунуть что-нибудь в нос или рот).
Для развития мелкой моторики можно предлагать ребенку пластилин, играть с крупой, манипулировать маленькими предметами
Что касается игр со словами, можно использовать уже знакомые варианты, такие как “Что это?” (называние указанных предметов), “Кто как кричит”, “Съедобное-несъедобное”, но ребенок должен быть активным участником речевой ситуации и отвечать самостоятельно, хотя бы слогами, а слова появятся позже.
Читайте также: Как провести Новый год с ребенком (если ему всего 1-2 года)
Кроме того, можно предложить новые игры со словами:
- “Исправь ошибку”. Родитель обсуждает с ребенком, какие звуки издают разные животные, и намеренно допускает ошибку. Например, кошка говорит “Ква-ква”, и малыш должен поправить взрослого. Ребенок будет рад: ведь он знает правильный ответ и даже учит родителя.
- «Кто прячется в сумочке». В небольшой сумке мама складывает несколько игрушек-животных, вытаскивает их по одной и просит ребенка назвать животное. Также ребенок может доставать предметы самостоятельно, что способствует развитию мелкой моторики.
- «Как звучит». Речь можно развивать, озвучивая окружающую среду. Ведь к любому предмету или действию можно придумать свой звук. Например, мама задает вопросы сыну или дочке: «Как капает дождик?», «Как звучат шаги?», «Как звенит колокольчик?». Ребенок отвечает, начиная с отдельных звуков (например, «ка» вместо «кап», «ша» вместо «шаг», а затем появляются и полные слова).
Читайте также: Необходимы ли прыгунки и ходунки для ребенка?
Для развития звукоподражаний можно использовать забавные стихи – ребенок озвучивает последнее слово в каждой строке:
- Как мы пойдем на прогулку? Стук-стук!
Как мы закроем дверь? Клац-клац!
Кошка с крыльца прыгает: Скок!
Воробьи: Чирик-чирик!
Кошка радуется птичкам: Мрр-мрр!
Воробьи взлетают: Фру-фру!
Дальше пойдем ножками: Топ-топ!
И сейчас через калитку: Клац!
Как шелестит трава? Шшш!
Кто там шарахается в траве? Мышь!
На цветке пчела: Бззз!
Ветерок шуршит листьями: Шшш!
Река журчит струйками: Тррр-бррр!
Привет, яркий летний день! - На лугу пасется корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летит: Ззз, ззз.
Летний ветерок дует: Ффф, ффф.
Звонок колокольчика: Динь, динь, динь.
Кузнечик щебечет в траве: Трр-рр, тцс-сс.
Ёжик быстро бежит: Пх-пх-пх.
Маленькая птичка поет: Тиль-ль, тиль-ль.
А злой жук жужжит: Жжж, жжж.
После года можно приступить к занятиям с ребенком артикуляционной гимнастикой. Однако, чтобы избежать скучных упражнений, можно использовать фантазию:
- Задувать свечу;
- Дуть в игрушечную дудочку;
- Дуть через соломинку в кружку с водой: бульканье поднимет настроение ребенка;
- Надувать мыльные пузыри;
- Дуть на кусочек ваты на ладошке, привязанную к нитке бумажную бабочку, а также на маленькие клочки салфетки на тарелочке;
- Покривляться перед зеркалом: показать язык, как обезьянка, вытянуть губы в форме трубочки (как хобот слоника);
- Поцокать язычком, как лошадка;
- Представить, что на губах варенье и облизать их.
Для маленького ребёнка следует организовать весёлую и увлекательную артикуляционную гимнастику.
Видео: занятия для развития речи у годовалого ребёнка
Общие рекомендации, которые помогут произнести первые слова
При занятиях с ребёнком для развития речи родители должны учесть следующие полезные советы:
- Избавиться от соски. Сосание мешает правильному развитию артикуляционного аппарата.
- Все занятия должны быть весёлыми и проходить в форме игры. Например, мама может показывать годовалому малышу карточки с изображением животных (и озвучивать их). Можно предварительно поиграть с карточками, например, спрятать их под подушку, чтобы ребёнок видел это, и предложить ему найти комплект.
- Постараться защитить малыша от телевизора. Человеческая речь не должна быть фоном по сравнению с ним.
- Чтобы взрослый мог настояще увлечься всеми занятиями с ребенком, ему нужно проявлять искренний интерес. Например, необходимо читать детскую книжку с оживленными эмоциями, показывать удивление, радость и даже испуг. То же самое касается и пальчиковой гимнастики и речевых игр. Всякий раз, когда ребенок дает ответ, родитель должен проявлять восхищение и радость, чтобы поощрять его дальнейшие успехи.