Материал: набор цветных фетровых листов (с рисунками) размером 210 * 297, ножницы, нитки, липучка, для украшения петельки, пуговицы на ноге, декоративные наклейки, выкройки фигур разных размеров.
Задачи, которые помогает решить данное пособие: пособие можно использовать как индивидуально, так и в группах, что помогает обучать детей от 2 до 5 лет, формировать представления о цвете, геометрических формах, размерах, считая до 5, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание, интеллект, мелкая моторика, речь.
Варианты использования руководства.
- Дидактическая игра: «Найди домик для фигуры»
Цель: формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Как играть в игру: Воспитатель предлагает ребенку расставить фигурки по форме. Ребенок расставляет фигуры в соответствии с формой, называя цвета. Все формы смешиваются, и ребенок выбирает только формы желаемого цвета. Например, какого цвета сердце? (Красный).
- Дидактическая игра: «Какая фигура ушла»
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение находить недостающую геометрическую фигуру, развивать внимание, зрительное восприятие, интеллект.
Как играть: Прежде чем искать фигурку, ребенок должен продумать узор и запомнить. Учитель закрывает одну из геометрических фигур, а ребенок называет фигуру, которую учитель закрыл. Ребенок называет геометрическую фигуру и цвет.
- Дидактическая игра «Разбей по цвету»
Цель: сформировать представления об основных цветах и сосчитать до 4, развить внимание, память.
Как играть: Учитель просит ребенка сначала расставить фигурки в виде желтых, красных, синих, синих и т.д. Учитель просит ребенка сосчитать, сколько фигурок желтого, красного и т.д.
- Дидактическая игра «Большие и маленькие персонажи»
Цель: сформировать представления о ценности и сосчитать до 4, закрепить понятия «больше», «меньше», сформировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры.
Развитие игры: Учитель просит ребенка сначала расставить маленькие фигурки и сосчитать их, затем расставить большие фигурки и сосчитать их. И сказать, какие цифры больше, а какие меньше.
- Дидактическая игра “Где фигура?»
Цель: научить детей определять положение фигур по пространственной ориентации «в верхнем левом углу», «обратно в правом углу», «в левом нижнем углу», «в правом нижнем углу».
Развитие игры: педагог предлагает ребенку рассмотреть панно с картинками. Затем он говорит: «Какие фигуры в центре, а затем слева и справа». Затем игра усложняется: «Какая фигура в правом верхнем углу?» так далее
- Дидактическая игра «Найди фигуру, похожую на…»
Цель: научить различать предметы по форме, различать и называть геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком дощечку с картинками, обсуждает картинки: «Смотри, что это за яблоко?» (Круглый). Теперь находим похожую форму и тд
Вы можете усложнить задачу. Попросите ребенка выбрать карточки с картинками, подходящими к геометрическим фигурам. Во время игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их и сравнивать по форме окружающие предметы.
- Дидактическая игра «Опознавать на ощупь»
Цель: тренировать умение различать предметы по форме и размеру на ощупь, внимание, память, мелкую моторику.
Ход игры: Перед началом игры педагог вместе с ребенком рассматривает геометрические фигуры. Ребенок проводит пальцем по каждой фигуре и четко произносит ее название, затем педагог просит ребенка закрыть глаза и почувствовать, что это за фигура, и с открытыми глазами найти ее.
Автор: Чупина Любовь Анатольевна, воспитатель МКДОУ детский сад общеразвивающего типа «Ромашка» Томской области, с. Тегульдет, Россия
Статья опубликована в авторской редакции
Младенцы осознанно начинают различать формы предметов уже на 2-м году жизни, но запомнить и правильно назвать круг, прямоугольник или квадрат они способны только в 3-летнем возрасте. Этот период наиболее благоприятен для изучения элементарных геометрических фигур.
Дети этого возраста внимательнее рассматривают предметы, определяют их отличительные особенности, такие как размер, цвет и, конечно же, форма. Но такие навыки требуют постоянной тренировки.
Дидактические уроки и игры, направленные на формирование представлений о форме предметов, следует проводить еженедельно, постепенно усложняя задания и тем самым улучшая навыки детей.
Педагогу не стоит забывать, что детям будет легче усвоить материал, если под рукой будут яркие и красивые игрушки. Они помогут не только сосредоточить внимание, но и развить желание с ними играть, а это так важно в младшем дошкольном возрасте.
В возрасте 4-5 лет представления детей об основных геометрических формах намного шире, поэтому их можно внедрить в такие предметы, как ромб и трапеция. При этом пока нельзя назвать название фигурки, а просто обозначить ее отличительные особенности.
В будущем, в старшем дошкольном возрасте, дети смогут самостоятельно сравнивать предметы, находить похожие друг на друга фигуры.
Удивительные круги
Цель игры:
знакомить детей с геометрической фигурой типа круга, повторять названия основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и размеры предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук, память, умение сосредоточиться на определенном объекте , учит складывать ансамбль из подручных деталей (например, снеговика).
Оборудование:
бумажные стаканчики разных цветов (красный, синий, желтый и зеленый) и разных размеров (большие, средние и маленькие).
Возраст
: 3 года.
Когда дети сосредотачиваются на уроке, их следует спросить, что они видели на своих партах, как называется эта фигура. Если ребята знакомы с кругом, они сразу дадут правильный ответ, а если нет – придется им объяснять.
Затем куратор проверяет, насколько хорошо малыши запоминают названия цветов. Когда дети будут готовы к игре, вы можете сказать правила игры, то есть быстро произнести название определенной фигурки, какого она размера и цвета.
Мальчик, который дал наиболее полный и правильный ответ, становится водителем, выбирает следующую фигурку определенного цвета и просит других ребят найти такую же на своем столе и поднять ее над головой, а затем подробно описать ее свойства.
Поэтому драйверы постоянно меняются, и воспитатель успевает следить за каждым ребенком.
В конце игры вы можете попросить детей собрать снеговика самостоятельно, используя всего 3 круга разного размера. Глаза, нос и рот можно нарисовать карандашом.
Прогресс игры:
педагог предлагает детям поиграть вместе, но для начала необходимо сесть за столы и внимательно оценить подготовленный материал.
Разноцветные квадраты
Цель игры:
знакомить детей с геометрической фигурой типа квадрата, повторять названия основных цветов и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев рук, память, наблюдательность.
Оборудование:
картонные квадраты разного цвета (красный, белый, синий, желтый и зеленый), разного размера (большие, средние и маленькие); несколько кругов из одного материала; квадратный образец 30 х 30 см.
Возраст
: 3 года.
Прогресс игры:
ведущий предлагает детям послушать правила игры, с помощью которых они научатся правильно определять квадраты и находить их среди других фигур.
Для этого педагог показывает детям большой квадратный образец и просит их внимательно рассмотреть и сказать, что особенного в этой фигуре. Если дети не увидели, что стороны этой фигурки совпадают, то об этом нужно сказать, так как это главная отличительная черта квадрата.
Когда дети усвоят этот материал, вы можете попросить их расположить все фигуры на своих таблицах. Поместите красные квадраты с одной стороны, синие – с другой, зеленые – с третьей. Когда работа сделана, воспитатель должен ее проверить и похвалить каждого ребенка.
Вы можете дать задание распределить имеющиеся квадраты на группы по их размеру. Здесь у детей тоже будет 3 категории.
В конце игры дети, как правило, очень хорошо выучивают название и форму квадрата, поэтому вы можете провести небольшую проверку: попросите детей смешать квадраты и круги, а затем за короткое время расположить круги отдельно и квадраты отдельно.
Волшебные прямоугольники
Цель игры:
знакомить детей с прямоугольником, повторять названия основных цветов (красный, синий и желтый) и размеры предметов, развивать мелкую моторику, память, наблюдательность. Развивайте детский язык и умение составлять сложные предложения.
Оборудование:
прямоугольники, вырезанные из картона, разного цвета (красный, синий, желтый и зеленый) и разного размера (большой, средний и маленький) для каждого ребенка; круги и квадраты для сравнения; большой прямоугольник 20 х 40 см для образца.
Возраст
: 3 года.
Прогресс игры:
у детей на столах есть группы прямоугольников разного размера и цвета. Воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, какая из изучаемых ранее фигур больше всего напоминает прямоугольники – круг или квадрат (дети говорят, что это квадрат).
На следующем этапе дети сравнивают размеры прямоугольников и говорят, что из них можно построить большую пирамиду. Вы можете предложить выполнить это задание самостоятельно, но сначала ведущий объясняет, что самый большой прямоугольник должен быть внизу, затем самый маленький и сверху – самый маленький.
Когда дети учатся выбирать прямоугольники из предложенных форм, вы можете пригласить их поиграть в игру, правила которой – хлопать в ладоши, когда прямоугольник показан, и спокойно сидеть, если он любой другой формы.
Учитель по очереди показывает детям разные фигурки, а они, в свою очередь, хлопают в ладоши или не реагируют, в зависимости от того, что было показано.
Треугольники, или крыши
Цель игры:
знакомить детей с геометрической фигурой типа треугольника, повторять названия основных цветов (красный, синий и желтый), а также размеры предметов, развивать память, наблюдательность, мелкую моторику пальцев.
Оборудование:
картонные треугольники разного цвета (красный, синий, желтый и зеленый) и разного размера (большие, средние и маленькие); набор кубиков разной формы для постройки домика, игрушки (слона).
Возраст
: 3 года.
Прогресс игры:
вожак собирает детей и предлагает помочь слоненку построить домик. Для этого нужно постелить стены, не забыть про окно и дверь. Затем педагог спрашивает, чего не хватает в построенном доме, на что дети отвечают: «Нет крыши». Теперь стоит поинтересоваться у ребят, какой формы должна быть крыша: круглой или треугольной. Когда дети ответят на вопрос, вы можете попросить их выбрать нужный куб из набора и достроить домик. Затем дети приходят к выводу, что треугольник похож на крышу дома, что помогает лучше запомнить особенности фигуры.
Далее необходимо закрепить детские знания о новой для них форме предмета – треугольной. Для этого вам следует предложить поиграть вместе. Правила игры таковы: ведущий показывает фигуру любой формы (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник), а мальчики находят такую же в своих наборах и произносят ее имя. Если учитель показывает треугольник, его нужно разместить отдельно от остальных. Итак, ребята получают два набора предметов: треугольники и все такое.
Если ребята хорошо усвоили разницу между треугольником и, например, прямоугольником, можно попросить их найти для себя отличия, которые в основном состоят из количества сторон и углов на рисунке.
Собери домик
Цель игры:
развивают мелкую моторику пальцев рук, память, умение ориентироваться на определенный предмет, обучают плетению из различных ниток, развивают детскую речь, учат различать такие фигуры, как треугольник, квадрат и прямоугольник.
Оборудование:
картонные тарелки размером 20 х 30 см с просверленными отверстиями на расстоянии 2-3 см друг от друга, детали для сборки домика (квадрат, окно, большой треугольник), толстые нити для плетения, коллекционный образец домика для каждого ребенка.
Возраст
: 3-4 года.
Прогресс игры:
педагог предлагает детям внимательно изучить образец, который он показывает всем, и предметы, которые приготовлены на столах.
На следующем этапе менеджер предлагает выбрать из предложения только те детали, которые понадобятся для сборки дома (треугольник, квадрат, прямоугольник). Далее нужно взять толстую нить, положить на доску квадрат так, чтобы отверстия в деталях совпали. Теперь ребята аккуратно пришивают деталь. Затем таким же образом крепят крышу и окно.
Построение домика таким способом не только развивает мелкую моторику руки ребенка, но и помогает стать внимательнее, научиться довольно долго сосредотачиваться на предмете.
Назови фигуру
Цель игры:
развивать воображение, память, внимание, способность определять предмет по его характеристикам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическое мышление, систематизировать знания детей о геометрических объектах, таких как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Оборудование:
большой лист с котами, нарисованными в разных геометрических формах: головы – круги, носы – треугольники, глаза – овалы, рот – прямоугольник и так далее. Вы можете изобразить несколько кошек, выполненных по-разному.
Возраст
: 4-5 лет.
Прогресс игры:
педагог показывает детям плакат и просит их внимательно изучить рисунки, а затем рассказать, что на них изображено. Несмотря на то, что животные сделаны по-разному, дети называют себя кошками, так как у них своеобразные треугольные уши, которые есть только у этих животных.
Затем ведущий говорит детям, что они должны назвать фигурки, из которых состоят коты, и сравнить предложенные рисунки между собой. Когда дети выполнят домашнее задание, вы можете попросить их нарисовать на доске других животных мелом, используя только прямоугольники, квадраты, круги и треугольники. Это довольно сложное задание, поэтому детям потребуется помощь учителя.
Сделай сам!
Цель игры:
развивать у дошкольников воображение, речь, желание использовать уже имеющиеся знания, закреплять умение считать до 10, умение играть в команде сверстников, развивать самостоятельность в сборе различных геометрических форм.
Оборудование:
10 счетных палочек для каждого ребенка, набор фигур из квадратов, прямоугольников, треугольников, пятиугольников и трапеций или ромбов.
Возраст
: 5-6 лет.
Прогресс игры:
педагог собирает детей и предлагает вместе сыграть в игру, которая потребует от них сосредоточенности и внимания. Сначала дети внимательно рассматривают образцы коллекции квадратов, прямоугольников и треугольников, считая палочки (если группа детей достаточно развита, вы можете предложить им самостоятельно собрать трапецию или пятиугольник).
Затем дети обращают внимание на то, сколько палочек нужно, чтобы собрать разные фигуры, и сами начинают лепить квадраты. После того, как педагог проверит и оценит всю работу, можно переходить к выполнению прямоугольника или ромба.
Таким образом, на уроке дети не только собирают геометрические фигуры из подручного материала, но и лучше усваивают их отличительные свойства.
Подобную игру можно организовать несколько иначе. Сначала вы должны разделить мальчиков на 2 команды и придумать для каждой название, которое будет связано с темой игры. Кроме того, педагог предлагает детям группы заданий, которые могут быть следующими:
1) добавьте как можно больше фигур из 10 имеющихся палочек;
2) какую форму можно получить с помощью 5 ответных палочек? Собирать его;
3) как квадрат с 1 палкой разделить на 2 треугольника?
4) попробуйте собрать 2 квадрата, используя всего 7 счетных палочек;
5) другие задачи.
Найди все треугольники
Цель игры:
продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами, такими как квадрат, прямоугольник и треугольник, закреплять знания об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), вызывать у детей желание играть вместе, развивать мышление, память, внимание, слово.
Оборудование:
равносторонний треугольник со сторонами длиной 30-40 см, начертанный на ватмане или вырезанный из плотного картона. Его особенность в том, что он разделен тремя толстыми линиями, выходящими из углов треугольника; По 2-3 маленьких треугольника на каждого ребенка.
Возраст
: 5-6 лет.
Прогресс игры:
ведущий предлагает детям рассмотреть подготовленную фигурку и произнести ее имя. Затем воспитатель обращает особое внимание на то, чтобы этот треугольник делился на части тремя линиями. Надо сказать, какие цифры были получены в данном случае.
Если детям сложно разглядеть эти треугольники, их можно раскрасить в разные цвета, что поможет посчитать количество полученных фигур. Когда дети выполнят задание, вы можете попросить их собрать новую фигуру из 2–3 треугольников (это может быть треугольник, квадрат и прямоугольник).
Отгадай предмет
Цель игры:
развивать воображение, память, внимание, умение играть в группе сверстников, умение определять предмет по его характеристикам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическое мышление, систематизировать знания детей о геометрических объектах, таких как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Оборудование:
несколько привычных для детей игрушек, сумка, в которую будут складываться подготовленные предметы.
Возраст
: 6-7 лет.
Прогресс игры:
ведущий предлагает детям поиграть в разведчиков, но для этого необходимо выбрать водителя. Затем вы сможете объяснить правила игры, в которой отгадываете предмет наощупь.
Воспитатель приносит группе сумку с игрушками, которые дети уже видели и знакомы. Затем водитель опускает руку в связке и выбирает одну из игрушек, но не вынимает ее, а пытается определить на ощупь.
Если ребенок угадал, что за предмет в сумке, он достает его и имеет шанс угадать другую игрушку, но не более двух раз подряд. Затем переключатель переходит к другому участнику. Если ребенок не смог угадать с первого раза, педагог начинает подробно описывать все свойства предмета, а остальные участники пытаются угадать, что именно там находится.
Если эта игра окажется достаточно простой для детей, может быть немного сложнее положить игрушки в сумку, которую дети видели всего несколько раз. Если это окажется в их силах, учитель может, не показывая предмет, подробно рассказать о нем, в то время как дети задают управляемые вопросы. Побеждает тот ребенок, который быстрее угадает, о чем идет речь.
Какой фигуры не хватает
Цель игры:
развивать память, внимание, наблюдательность, быстрое мышление, умение находить небольшие изменения, произошедшие с предметами, повторять названия цветов и их оттенков, развивать детскую речь.
Оборудование:
лист ватмана, разделенный на 12 равных прямоугольников так, чтобы было 4 ячейки по горизонтали и 3 ячейки по вертикали; 12 маленьких карточек: прямоугольники, квадраты, круги и треугольники разных цветов.
Возраст
: 6-7 лет.
Прогресс игры:
дирижер предлагает детям внимательно рассмотреть фигурки, лежащие на столах, и произнести их имя и цвет.
Затем педагог с помощью детей заполняет пустые ячейки таблицы. Для этого ведущий просит одного из детей собрать любые свободные фигурки и поместить их в свободную ячейку. Когда карточки заканчиваются, дети внимательно рассматривают получившееся полотно и запоминают, в каком порядке расположены предметы.
После этого ведущий просит детей на несколько секунд закрыть глаза. В этот момент учитель убирает одну из карточек, затем предлагает детям восстановить порядок фигур. Если дети не могут вспомнить, какая цифра и какого цвета была в ячейке, они могут ее вычислить, потому что все цифры были одинаковыми и все они были разного цвета.
Чтобы проверить наблюдательность детей, вы можете поместить 2 одинаковые карточки в ячейки, пока дети закрывают глаза, а затем попросить их найти их. В игре побеждают самые быстрые, бдительные и ловкие ребята.
Найди лишнее
Цель игры:
учить детей группировать предметы по общему критерию, развивать умение выделять предметы, не отвечающие определенным требованиям.
Оборудование:
различные геометрические формы для развешивания на магнитной доске: квадраты разного размера, прямоугольники, четырехугольники и пятиугольники разной формы, равносторонние, равнобедренные, прямоугольные треугольники, круги, овалы и т д.
Возраст
: 6-7 лет.
Прогресс игры:
ведущий раскладывает геометрические фигуры на магнитной доске по одной и просит детей назвать свои имена. Затем учитель расставляет в ряд несколько фигур (например квадрат, четырехугольник, ромбы и треугольник), потом спрашивает, что здесь лишнего. Если ребята затрудняются с ответом, ведущий может предложить посчитать количество сторон и углов предложенных фигур.
На следующем этапе педагог расставляет геометрические фигуры в другом порядке (например, помещает круг или овал между треугольниками разной формы) и предлагает детям определить, что является лишним и почему. Можно предложить и другие комбинации фигур:
1) круги, овалы разного размера и квадрат;
2) четырехугольники и треугольник, пятиугольники;
3) прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция и треугольник;
4) другие варианты.
В подобную игру можно играть не только с геометрическими фигурами, но и с различными объектами, имеющими разные свойства.
Развивающая игра «Найди похожую фигуру» (1111)
Дорогие взрослые! Игра развивает мышление, внимание, память, увеличивает словарный запас, улучшает моторику рук, учит рассуждать, сравнивать и противопоставлять предметы по форме, называть группы предметов обобщенным словом: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные. Методические рекомендации.Не забудьте похвалить ребенка, если он справился с заданием. Помогите ему, если задача вызвала затруднения. Продолжительность игры зависит от интереса ребенка (5-15 минут). Найди предмет. Цель игры – научить ребенка находить изображение определенного предмета, познакомить с игрой. Начните игру с маленькой сказки, подобной этой. Вы любите сказки? Хотите побывать в сказочной стране? Так что откройте эту волшебную шкатулку и вы попадете в необычное Королевство-Государство, где живут разные существа. Они приглашают вас поиграть. Но сначала давайте познакомимся с ними. Вот что может сказать о себе этот ежик: «Я живу в лесу или на даче внизу. Я маленькая, но очень тернистая. Мое тело покрыто иглами, чтобы защитить меня от головорезов. Ночью выхожу на охоту и ем червей и улиток, уничтожающих растения ». Положите на стол 3-8 карточек (в зависимости от возраста ребенка) с изображением сверху, например, с изображением ели, апельсина и ёжика. Попросите найти карточку с ёжиком. Пусть ребенок расскажет вам, где живет животное, как оно выглядит, какую пользу приносит, какие звуки оно может издавать. Помогите своему ребенку с важными вопросами. Таким же образом познакомьте ребенка с остальными картинками. После этого можно переходить к основным параметрам игры. Поиграем в прятки. Цель игры – научить ребенка запоминать положение карточек и находить заданное изображение среди других. Перед началом игры расскажите историю. В Королевстве-Государстве все очень любят играть в прятки. Давай, поиграем с ними! Сказочные жители скроются, а мы с тобой будем искать. Кого найдешь – забери себе, кого не сможешь – возьму. Посмотрим, кто из нас осторожнее. Положите три карты лицом вверх, например, солнце, черепаху и морковь. Попросите ребенка внимательно изучить эти предметы и запомнить их. Затем игрок закрывает глаза, и лидер переворачивает одну из карт. Ребенку нужно угадать, какой предмет спрятан. Если предмет угадан правильно, ребенок берет карточку, если допущена ошибка – предъявляющий. Побеждает тот, у кого больше карт. Детям постарше предлагайте по 4-6 карточек за раз. Попросите найти между ними два или три предмета одновременно. Материал: картон, бумага Упаковка: картонная коробка Игра на 1-5 человек. Для детей от 3 до 5 лет. Сделано в России.
Скрыть
Зигзаги
Как правило, зигзаг выглядит ярко, динамично и не похоже ни на что другое. Психологи утверждают, что такие паттерны помогают вдохновиться и почувствовать прилив энергии, даже если человек очень устал. Зигзаг удачно сочетается с другими геометрическими фигурами и может вписаться практически в любой интерьер.
Зигзаг может быть на обоях, шторах, ковриках, подушках, мебели, столах, где угодно.