Тактильные дощечки
Работа с дощечками ведется индивидуально.
Осуществляется постоянный контроль правильности задания, есть возможность дифференцировать его с учетом психофизического развития ребенка.
Поверхность досок должна быть разной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10.
Доски должны быть прочными, эстетичными, безопасными; размер досок 6х12 см, чтобы дети могли рассматривать их не только кончиками пальцев, но и всей ладонью. Их можно размещать горизонтально и вертикально.
Перед работой с тактильными досками рекомендуется помассировать пальцы и руки ребенка (1-2 минуты).
количество досок | Крышка приборной панели | Набор изображений предмета |
п. 1 | Поверхность покрыта натуральным или искусственным мехом | Кот, лиса, шуба, меховая шапка, ковер, мягкая игрушка, дерево, покрытое инеем |
п. 2 | Поверхность покрыта наждачной бумагой | Дорога, песок, терка, кирпич, кактус, роза, ржавая труба, лопух |
п. 3 | Флисовая фланель (велосипед) | Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, бэби |
п. 4 | Затвердевшие восковые капли со свечи | Облака, сосулька, капли меда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, морилка |
п. 5 | Тонкая веревка или толстое кружево | Дорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны |
п. 6 | Спички без серы | Забор, дерево, пила, палуба, плот, лестница, огонь |
п. 7 | Битые спички (без серы) | Подлесок, шишки на болоте, вермишель, костер, солома, бусы, кубики, снежинки |
п. 8 | Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеенка, фольга) | Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет |
п. 9 | Бархатная ткань (бархатная бумага) | Трава, кисточки, ива, косички (волосы), полотенце, платье, лепестки роз |
п. 10 | Ткань в рубчик (вельвет) | Кисть, ребристая доска, карандаши, ручьи, рельсы, струнный инструмент, ложа, макароны |
Задание 1
Развить тактильные ощущения от прикосновения к различным поверхностям; научить рассматривать планшет кончиками пальцев и всей ладонью; пополнить словарный запас качественными прилагательными; зафиксировать цифровой ряд первой десятки; развивать внимание, умение работать медленно, сосредоточенно.
- Изучите и нащупайте первые три пластины. Опишите их свойства (мягкий, пушистый, теплый, жесткий, грубый, холодный, пушистый и т.д.).
- Переверните доски и назовите номер. Запомните соответствие серийного номера и поверхности карт.
- Накройте ручки ребенка ширмой (на уровне груди). Смешайте доски. Ребенок нащупывает доски и раскладывает их по порядку номеров. Экран снимается, педагог анализирует действия ребенка. Задача выполняется со всеми вкладками, постепенно увеличивая их количество до 10.
Задание 2
Продолжить развивать тактильные ощущения, улучшить запоминание; развить внимание, терпение, творческое воображение; научить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать планшет и изображение; пополнять словарный запас существительными разных видов и чисел; научить совмещать прилагательное и существительное в роде, числе, падеже; создать эмоциональное состояние души.
- По количеству планшетов предлагаются картинки предмета (одна из соответствующего набора). Пощупывая планшет, глядя на картинки предметов, используя воображение и фантазию, ребенок выбирает подходящее изображение, объясняет, почему именно это.
- Верхний ряд: изображения, выбранные ребенком. Нижняя строка – таблицы в порядке номеров. Пощупайте планшет (без экрана), согласовав прилагательное с существительным, назовите изображение. Помните картинку. Почувствуйте следующую и так далее.
- Закройте изображения предметов чистыми листами бумаги. Ребенок слышит планшет и называет картинку наизусть. Названную картинку необходимо открыть и сравнить с правильным (неправильным) ответом. Задача выполняется как без экрана, так и с экраном.
- Карточки остаются прежними, а изображения заменяются новыми из соответствующего набора. Это позволяет выбирать разные имена для каждого планшета, используя подходящие изображения объектов.
- Количество изображений предмета увеличивается до 3-5 из каждого набора, одновременно на столе до 30-40 изображений. Ребенок должен выбрать из своего общего числа те, которые необходимы для соответствующей доски, выровненные по вертикали над каждой доской. Объясните свой выбор, ответьте на вопросы педагога-дефектолога. Вопросы следует задавать, чтобы ребенок мог использовать разные грамматические формы предложений.
Задание 3
Продолжить развивать тактильную память, логику в действиях; развить воображение, запоминание и последующее воспроизведение; научить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; улучшить речевую активность.
- Верхний ряд – это тематические изображения, нижний ряд – соответствующие вкладки. Ребенок собирает их сам. Обсудите выполненное задание с учителем.
- Руки ребенка прикрываются ширмой, педагог-дефектолог перетасовывает доски. Глядя на изображения и касаясь тарелок, ребенок расставляет их по порядку номеров. Экран удаляется, и активность проверяется на правильность. Количество карточек зависит от индивидуальных способностей ребенка.
- Работаем без экрана. Ребенок закрывает глаза. Изображения предметов закрываются, два из них меняются местами. При этом происходит обмен соответствующими картами. Ребенок открывает глаза и в соответствии с нарушенным порядком табличек определяет (названия), какие изображения были перевернуты. Изображения открываются и сравниваются с правильным ответом (неправильным.
- Аналогичная задача, но с экраном. Ребенок наощупь определяет нарушенный порядок досок, затем называет изображения, которые были перевернуты.
Задание 4
Улучшить все виды памяти; стимулировать внимание, концентрацию в работе; развить воображение, творческое воображение; активизировать языковую активность детей; научиться составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы.
- Ребенок сначала выбирает как можно больше существительных, затем как можно больше прилагательных.
Например: планшет 1. Названия: кот, лисица, белка, медведь, пуховик, мех, ковер, плед, шапка. Прилагательные: мягкий, легкий, теплый, нежный, приятный, чудесный, красивый.
Пощупывая планшет, развивая в себе творческое воображение, ребенок называет как можно больше прилагательных.
Например: планшет 2. Прилагательные: широкий, узкий, плоский, извилистый, пустынный, живой, длинный, короткий, песчаный, утомительный, сложный, конкретный. Второе название – песок. Прилагательные: маленький, большой, плавный, желтый, сухой, влажный, горячий, холодный, чистый и т.д.
Почувствуйте доску. Разработайте предложения для ассоциаций.
За забором находится каток. Лед гладкий и однородный. Детям нравится кататься на коньках.
Это озеро. Вода внутри чистая и прозрачная. В озере плавают белоснежные лебеди. На берегу горит яркий костер.
- Выбирайте доски сами, расставляйте их по своему усмотрению и составляйте на них рассказ (руки закрыты экраном).
Правило: для игры с ребенком рекомендуется использовать от 1 до 3 досок, в зависимости от возраста.
Рамки-вкладыши
Это пластиковые, фанерные или деревянные доски с прорезями в виде геометрических фигур, цифр, букв. Оправы поставляются с набором подходящих вставок Монтессори, каждая с удобной ручкой. Цель упражнения – правильно расположить наушники внутри оправы. Поэтому ребенок тренирует восприятие форм и размеров.
Такой инструмент несложно сделать своими руками в такой последовательности:
- Раскрасьте или наклейте на толстый лист картона формата А4 светлой бумагой или тканью.
- Когда основа высохнет, отметьте рамку карандашом, обведя заготовки из бумаги. Они не должны быть слишком сложной формы (не восьмиконечные звезды или цветы с множеством лепестков).
- Вырежьте заготовки (можно канцелярским ножом) и украсьте каждую яркой тканью или бумагой.
- Приклейте к вырезанным фигурам большую бусину или помпон, чтобы вашему малышу было легче захватить наушники.
Шнуровки
Есть 3 вида игрушек:
- Бусины ручного типа. Для изготовления вам понадобится кабель длиной около 50 см и несколько громоздких предметов, которые можно продеть на этот кабель. Проще всего использовать шайбы от детских пирамидок и готовый шнурок для обуви. Также можно просверлить отверстия в детских деревянных кубиках. Фигурки лучше всего раскрашивать в яркие цвета.
- Основа с несколькими дырочками, через которые ребенок продевает шнурок. Лучше всего использовать деревянную или фанерную доску, предварительно отшлифованную и загрунтованную.
- Он сочетает в себе первые 2 типа и состоит из основы и набора плоских фигур с отверстиями как на фигурках, так и на доске. Запасные части (деревянные пуговицы различных форм и цветов) можно приобрести в магазинах швейных принадлежностей. Чтобы учеба ребенка была интереснее, можно нанести рисунок на основу и выбрать пуговицы в виде яблок и груш.
Рамка с застежками
Для создания мануала вам потребуются следующие материалы:
- фоторамка, с которой предварительно необходимо снять стекло и заднюю панель;
- кусок ткани по размеру каркаса;
- пуговицы, ленты, веревки, крючки.
На пяльцах нужно натянуть 2 куска ткани на половину ширины пялец, закрепив их клеем или кнопками. По стыку на оба полотна пришиты пуговицы, тесьма и петли разного размера и длины. На занятиях развиваются навыки самостоятельной одевания и координации движений.
Скользящие мягкие шарики
Тренажер сложнее в изготовлении, так как представляет собой конструкцию, состоящую из импровизированной трубки, закрепленной на подставке, и мягких шариков (лучше всего меховых) одного размера, но разного цвета. Можно использовать шерстяные помпоны от шапок. Диаметр трубки должен соответствовать размеру шариков, а длина должна позволять вставить 3-4 помпона. Рукав от бумажного полотенца можно использовать как трубку.
Игрушки для развития цветового восприятия
Специализированные магазины предлагают широкий выбор вспомогательных приспособлений с цветовой кодировкой, но их можно изготовить с помощью практичных инструментов. Игрушки Монтессори, развивающие зрительное восприятие цвета, различаются по дизайну: от простых светящихся предметов основных оттенков, хорошо знакомых детям 2-6 лет, до сложных цветовых диаграмм, тренирующих эстетическое восприятие оттенков у младших школьников
Цветные ежики
Чтобы сделать этот тренажер для малышей, вам потребуются картинки с изображением знакомых маленьким детям предметов и легких прищепок. Для надежности фигурки можно приклеить на картонную основу. Во время урока ребенок может прикрепить к плоским фигуркам прищепки соответствующего цвета.
Тренажер цвета
Этот урок посвящен изучению оттенков и представляет собой набор цветовых карт одного размера и формы, но разных оттенков цвета. В качестве основы для открыток можно использовать подготовленную фанеру, ламинированные обрезки, деревянные прищепки, которые можно раскрасить красками или фломастерами или наклеить цветной бумагой. Из цветных пластиковых папок удобно делать открытки, которые легко разрезать канцелярским ножом.
Игрушки Монтессори по математике
Изучение математических понятий начинается с осязаемых вещей и постепенно усложняется, пока ребенок не достигнет способности работать с абстрактными понятиями. Математические тренажеры развивают у маленького исследователя самостоятельность, хладнокровие, координацию и внимание.
Геометрическая рамка
Мануал представляет собой подвид каркаса, накладки которого выполнены в виде геометрических фигур. Инструкция по изготовлению каркаса приведена выше. Пособие предназначено для развития у ребенка способности распознавать простые формы и подбирать размер фигуры и отверстия.
Геометрическая доска
Симулятор объединяет в себе серию деревянных игрушек Монтессори, выполненных в виде доски с булавками, на которую нанизаны плоские геометрические фигуры с разным количеством отверстий. Человеку, незнакомому с навыками пиления, обработки и шлифования дерева, будет практически невозможно составить такую инструкцию самостоятельно, но можно сделать что-то вроде этого:
- в подготовленный лист фанеры 30х30 см вбить гвоздики с шагом 3-5 см всего 25-50 штук;
- на кончик каждого ногтя наденьте пластиковый шарик или деревянную бусину на клей, чтобы защитить малыша;
- возьмите яркий шнурок или ленту и вложите его между импровизированными булавками в форме квадрата, треугольника, зигзага, приглашая ребенка повторить.
Игрушки для развития тактильной памяти
Мария Монтессори подчеркнула, что в тактильном развитии ребенка чрезвычайно важно уделять достаточное внимание не только совершенствованию 5 простых органов чувств (зрение, вкус, обоняние, слух и осязание), но и развитию более сложных ощущений детский – термический, барический и стереогностический. Разработан класс тактильного тренажера для обучения.
Сундучок с тканями
В красивую коробку сложите лоскутки ткани, имеющей самую разную фактуру: шелк или атлас, мелкий и крупный вельвет, трикотаж, экокожу, мех, бархат, замшу. Вытаскивая клочки, ребенок должен описать сенсорные ощущения: какие ткани гладкие, а какие грубые, какие растягиваются, а какие твердые, какие на ощупь.
Сенсорные коврики
Тренажер на сегодняшний день является самым популярным и дорогим, но сделать его в домашних условиях несложно. Для этого вам нужно надежно прикрепить или пришить к чистому коротковолосому коврику для ванной следующие материалы:
- большие деревянные пуговицы;
- пористые губки для мытья посуды;
- галька;
- сушеные бобы;
- винные пробки;
- веревки.
Лучше всего иметь множество ковриков с разной отделкой, хотя на длинном ковре можно создавать разные тактильные зоны.