В век Интернета и телевидения гаджеты становятся частью свободного времени все большего числа маленьких детей. Рассмотрим, насколько допустимо или вредно влияние мультфильмов на детей от 0 до 3 лет.
Действительно ли вредны мультфильмы детям до трёх лет
Когда известный ученый Елена Смирнова, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития, сегодня научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете,
на вопрос, какие мультфильмы подходят для детей до трех лет, она ответила просто: никаких. По словам Елены Олеговны, мультики детям до трех лет категорически противопоказаны по следующим причинам:
Мультфильмы могут блокировать развитие мозга. До трех лет ребенок не может следить за действием и воспринимает то, что появляется на экране, как серию мигающих ярких изображений. А когда эти образы отделены от реальной жизни (даже если ребенок узнает мяч на экране, он не может его взять), блокируется развитие корковых отделов головного мозга, не создаются нейронные связи в том количестве, которое необходимо для полное развитие.
Мигающие изображения на экране блокируют развитие нейронных связей в мозгу ребенка
Мультфильмы способствуют задержке развития речи ребенка. Американский психолог Контон доказал, что ответная реакция, а следовательно, и способность к воспроизведению обусловлена исключительно живой речью: в процессе исследований, как только малыш слышал произносимые вживую слова, тело плавно и активно настраивалось на говорящего, младенец ответил, попытался ответить. При воспроизведении дисков с разным форматом и наполнением такой реакции вообще не возникало. Заменяя живое общение электронным общением, мы помещаем ребенка в некий вакуум, где нет возможностей для развития речи.
Мультфильмы замедляют развитие речи
Мультфильмы вызывают плохое понимание на слух и трудности с чтением. Этот пункт вытекает из предыдущего: отставание в речи приводит к недоразвитию внутренней речи, которая является механизмом запоминания и понимания поступающей информации. Такие дети даже «теряют» из памяти предыдущее предложение, им трудно выстраивать предложения в логическую цепочку. Услышанное не приводит к созданию образа и четкого впечатления. Отсюда и проблемы с чтением: Зная значение слов и коротких предложений, эти дети не в состоянии связать их и составить логическую картину.
Комиксы могут лишить ребенка магии чтения и вызвать проблемы с восприятием
Ребенок может путать реальность. До трех лет дети детально изучают действительность: кубики, шишки, шарики – это то, что малыш способен узнавать посредством тактильных ощущений. Пока ребенок осваивает физический мир, его нельзя познакомить с виртуальным. Елена Олеговна отмечает случаи, когда дети переносили виртуальную реальность в обычный мир: мальчик размазывал пальчики по оконному стеклу, на полном серьезе пытаясь увеличить увиденное на улице. Или девушка, которая говорит “Удалите” ругающейся матери).
Если раньше вы рисовали на оконном стекле, то современные дети используют его как сенсорный экран
Мультфильмы снижают воображение и креативность. Если показывать придуманные истории из младенчества, малыш вырастает малоподвижным. Такой ребенок не тратит силы на придумывание игр, его не интересует рисование, лепка и т д. Этому малышу ничего не интересно.
Мультфильмы могут снизить интерес ребенка к творчеству и вызвать скуку и апатию
Мультфильмы не смогут донести до детей свою цель. Даже качественные эстетические мультфильмы (те же мультфильмы Диснея) не будут выполнять своей воспитательной роли и функции формирования художественного вкуса, если их будут показывать детям до трех лет. Ребенок в этом возрасте просто не проследит причинно-следственных связей, не поймет действия. А когда возраст подходящий, ребенку просто не хочется смотреть на то, что он уже видел.
Даже качественные мультфильмы не смогут привить ребенку чувство прекрасного, если их показывать слишком рано
Мультфильмы могут привести к ранней сексуальной самоидентификации у ребенка. Этот раздел посвящен современным комиксам. Сегодня наблюдается тенденция гендерного разделения: комиксы отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Для ребенка до 3 лет гендерная идентичность не должна быть решающей. Сначала он должен осознать себя как личность и как часть мира, и только потом осознать половое разделение.
Гендерная сегрегация мультфильмов вызывает преждевременную идентификацию пола у детей до трех лет
Мультфильмы приводят к недостатку общения и снижению общения между сверстниками. Многие мамы оправдывают показ мультфильмов тем, что ребенок «не будет белой вороной в детском саду и сможет на равных обсуждать мультфильмы». Но все с точностью до наоборот: просмотр развлекательного контента приводит к сокращению общения: дети перестают обсуждать, спорить, им легче нажать на кнопку и получить готовые впечатления.
Мультфильмы мешают детям общаться друг с другом
Мультики приводят к гастриту и ожирению. Отдельная опасность заключается в показе мультфильмов во время еды. Мозг, «отвлекшийся» на мультфильм, не дает команду пищеварительному тракту, а значит, слюна и желудочный сок не выделяются. В дальнейшем это чревато для малыша гастритом и другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Кроме того, из-за наблюдения теряется контроль над количеством съеденной пищи, что может привести к ожирению во взрослом возрасте.
Привычка есть перед телевизором повышает риск ожирения во взрослом возрасте
В распространении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и других отклонений у малышей Елена также подчеркивает влияние телевидения:
Есть исследования и определенная корреляция (статистическая корреляция – Прим. Авт.) с конкретными отклонениями существует. Например, все гиперактивные дети подсели на телевизор, дети, склонные к аутизму, бесконтактные, не нуждающиеся в общении – это тоже оттуда. Буквально 100% детей, которые не могут ни на чем сосредоточиться, — это влияние телевизора. Это и понятно, ведь они с детства привыкли, что внешне есть «хранитель» внимания.
Елена Смирнова, профессор, научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.
https://kaetanaameli.livejournal.com/87007.html
Елена Смирнова также указала на невозможность изучения мультфильмов на качество для детей до трех лет:
ВОЗ четко ограничила возраст – до 3 лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть телевизор, мультики и т.д. Поэтому если взять и начать изучать мультфильмы о том, подходят ли они и сколько детям до 3 лет, то это будет розыгрыш. Мы хотим развязать руки родителям и поддержать их в показе мультфильмов своим детям. Поймите, что нет ни одного мультфильма для детей до 3 лет.
Елена Смирнова, ученый, доктор психологических наук.
https://kaetanaameli.livejournal.com/87007.html
Подробнее о пагубном влиянии мультфильмов на детей 0-3 лет, с описанием физиологии и исследований и опытов, на которые ссылается Елена Олеговна, можно прочитать в электронной версии журнала «Дошкольное образование».
Иной точки зрения придерживается детский и семейный психолог Наталья Удовенко. Наталья утверждает, что мультфильмы становятся менее опасными, если рядом с малышом находится взрослый, который объясняет, что происходит на экране. А сейчас, если ребенок днями на все смотрит без объяснения причин, это страшно.
По словам Удовенко, мультфильмы можно показывать детям с двухлетнего возраста, только от начала до конца, переключение с одного мультфильма на другой, «лазанье» не допускается».
Наталья Удовенко тоже делает условное деление на опасных и безопасных комиксов:
Опасными я бы назвал что-то вроде «Черепашек-ниндзя», где есть странные персонажи. Сюда же войдут запутанные комиксы, где непонятно, что происходит и каков сюжет. Например, Человек-Паук. Изображение придумано нашим сообществом и непонятно кем. Ребенок не сразу догадается, кто в мультфильме хороший, а кто плохой.
Наталья Удовенко, детский и семейный психолог центра здоровья
https://news.tut.by/society/263362.html?crnd=29509
Придуманный обществом герой Человек-Паук непонятен детям, поэтому опасен
Вера Абраменкова рассказала об исследовании, проведенном несколько лет назад в России.
Изучено влияние на детей мультфильмов «Ну, погоди!» и Белоснежка и семь гномов. Мы обнаружили, что в обоих мультфильмах присутствует скрытая агрессия. Также в ходе исследования был отмечен интересный факт: дети чаще симпатизировали волку больше, чем зайцу, поскольку, по мнению молодых респондентов, заяц оскорблял волка.
Вера Абраменкова, православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО
https://ria.ru/20131028/973030440.html
Таким образом, даже качественный мультяшный продукт представляет реальную угрозу для неокрепшей детской психики.
Наталья Матушкина устанавливает минимальный возраст для первых мультфильмов в 3 года и указывает на законодательные меры:
просмотр мультфильмов маленькими детьми (до двух лет) может вызвать необратимые изменения в психике. В этом возрасте содержание мультфильма не воспринимается ребенком. Поэтому специалисты МГУПУ в настоящее время направили свои рекомендации в Роскомнадзор. Сейчас предстоит разработка нового закона об информационной безопасности, а в отношении мультфильмов наверняка будет принято такое изменение, что возрастное ограничение будет 3+.
Наталья Матушкина, руководитель координационно-аналитического отдела Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, психолог-педагог
https://ria.ru/20131028/973030440.html
Закончу статью словами Елены Смирновой:
Главным правом ребенка является его право на детство, на полноценную жизнь во все возрастные периоды. Посадив дошкольника перед экраном и освободив себя от ненужных и скучных занятий с ним, взрослые сразу же отнимают у него это и нарушают конституцию о развитии детской психики.
Елена Смирнова
http://dob.1september.ru/article.php?ID=200202302
Видео: Елена Смирнова о мультфильмах для детей
Давайте помнить, что мы весь мир для ребенка, и не променяем его на гаджеты. В конце концов, дарить свое время и внимание — вот что значит любить.