Дидактическая игра “Сложи узор”
В данном направлении проводят несколько типов занятий, но все они выполняют определенные задачи:
- научить собирать целое из частей ;
- познакомить детей с разнообразием цветов, форм и их названий;
- обучить составлять композиции по образцу;
- развить фантазию, воображение и творческие мышление. Научить ребенка видеть реальные образы в абстракциях;
- научить анализу, комбинированию и составление собственных композиций;
- улучшить концентрацию внимания, развить способность ориентироваться в пространстве и времени, развить мыслительные способности, зрительную память и моторику рук;
- научить сотрудничеству и продуктивному взаимодействую и контролю эмоций.
Для таких игр нужно подготовить ламинированные карточки с узорами и национальными орнаментами, разрезать их на произвольное количество частей.
Во время подготовительного этапа дайте рассмотреть детям картинки с узорами, а потом попросите сложить их из разрозненных частей. Чтобы детям было проще, положите образец того, что должно получится в итоге.
С чего начать |
|
---|---|
С узоров не на бумаге, а на полу: | Задания «продолжи узор» по сути не про прописи, а про логику: два жёлтых, один синий, потом снова два жёлтых, один синий — и получается повторяющийся элемент, бусы! |
Нанизывать бусы на нитку: | 2 рябинки, потом листик, потом снова 2 рябинки — и это тоже будет про логику, про развитие моторики и про паттерны. |
Узоры можно выкладывать на земле из листьев: | 2 клёна, дуб, берёза, потом снова 2 клёна, дуб, берёза. |
Набор игр с карточками для рисования и составления композиций для младших и старших дошкольников
I. В первую категорию входят игры, которые развивают умения составлять композиции. На первом этапе детей обучают располагать части на листе бумаге, чтобы перейти к более сложным аппликациям с осознанным сочетанием форм, размеров и цветов.
1. Художники/Перспектива
Цель занятия — сформировать у детей базовые умения композиции.
Задача игры — создать картину с помощью других на изображении лужайки, то есть поместить их там, куда предложить воспитатель или под его контролем.
2. Составь пейзаж и натюрморт
Цель игры — сформировать композиционное мышление, дать понятия “пейзаж” и “натюрморт”, улучшить навыки наблюдательности и памяти.
Задачи игры — предложить ребенку из набора картинок составить самостоятельно пейзаж или натюрморт, помочь подобрать нужные предметы и в итоге получить полноценную картинку.
3. Придумай пейзаж
Рекомендуемый возраст для участия в игре — 3-6 лет.
Цель игры — провести упражнения с детьми, составляя многоуровневые композиции, выделяя главные размеры, составлять композиции единого содержания. Закрепить навыки и знания детей о сезонных природных изменениях, уточнить знания о пейзаже как о виде живописного искусства, параллельно развивать фантазию и творческие способности.
Игровые задачи — детям из набора картинок нужно собрать пейзаж, на которых изображены определенные сезоны. Дети должны четко научиться отличать сезоны и составлять правильные композиции по ним.
II. Вторая категория игр направлена на развитие визуальных ( графических ) навыков и на понимание отличия разных форм и их конструктивных особенностей. Такие игры развивают у ребенка пространственное мышление и воображение, способствуют узнаванию предметов по их отдельным частям или списку свойств.
1. Собери фигуры по картинке
Нужно объявить детям, что они будут собирать картинки из разных кусочков. Можно сначала показать картинку целиком, например, собачку, а потом предложить собрать ее как мозаику. Следите за детьми, пока они собирают композицию, проверяйте, насколько детские композиции заданной схеме. Также можно, после выполнения задания, предложить детям собрать новую картинку или выбрать самостоятельно несколько, чтобы они собирали фигуры и могли обмениваться деталями. Чтобы разнообразить процесс, предложите детям создать свои фигуры из деталей.
2. На что похоже?
Цель игры — научить детей воображать образы на основе схематичного изображения разных предметов.
В игре используются наборы карточек с изображением разных фигур. Каждую из них можно воспринимать как целую деталь или как контур предмета.
Задачи игры — направить мышление детей на разнообразие образов. Воспитатель во время игры просит детей придумать что-то новое и не повторять за товарищами.
Такую игру можно проводить ни один раз, используя разные карточки. Также можно позволить детям дорисовывать на них то, что они посчитают нужным для дополнения композиции.
3. Найди/опиши предмет по силуэту
Цель игры — показать детям явление тени и научить по контору определять форму предмета, угадывать его.
Детям раздаются карточки с темными силуэтами, дайте время детям на то, чтобы их рассмотреть. Потом воспитатель показывает детям карточку с конкретным изображением, дети из набора находят такую же, а потом накладывают на нее цветное изображение.
Детям раздаются карточки с силуэтами. Задача ребенка посмотреть на них и соотнести “тень” с цветным изображением, чтобы правильно наложить одну карточку на другую.
III. Третья категория игр развивает у детей восприятие цветов и оттенков, отвечает на запросы обучения колористике.
1. Составьте букет
Цели игры — дать определенные теплых и холодных цветов, научить их различать и закрепить термины в словарном запасе, поупражняться в их употреблении.
Для игры нужно использовать набор карточек с изображением ваз, стеблей и кружков холодных и теплых оттенков, которые будут олицетворять цветы. Воспитатель предлагает детям составить два букета: один в прохладном колоре, другой в теплом. Он в беспорядке прикрепляет головки цветков на доске, а дети самостоятельно составляют букеты. Важно проговорить с детьми чем отличаются букеты друг от друга, акцентировать внимание на том, какие оттенки относятся к холодной гамме, а какие к теплой.
Занятие можно разнообразить и предложить детям составить палитру, характерную для зимы, лета, осени и зимы. Таким образом у детей лучше закрепиться понятие разделения цветов на холодные и теплые зоны.
3. Волшебные цвета
Цель игры — развить интерес и внимание детей к разнообразию цветовой палитры, научить радоваться красотам природы.
В игре используются карточки с разными цветами, не только с основными. Воспитатель работает с ассоциациями, например он говорит ромашка, а дети поднимают вверх карточки с цветами, которые по их мнению подходят ( белый, желтый и зеленый ). Задание можно усложнить и попросить показать детей карточками радугу, северное сияние, переливающиеся блестки и так далее.
Игровая задача — научить детей быстро реагировать и ориентироваться в цветовой палитре.
4. Смешай цвета
Цель — познакомить детей с основными цветами и принципами смешивания цветов.
В игре используются карточки с персонажами – красками, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра. Таким образом можно показать, как из двух цветов получить один другой. Например красный плюс желтый равно оранжевый. Для наглядности можно взять акварельные краски и показать принцип смешения на практике.
5. Цветная гусеница
Цель игры — формировать группы из одного цвета разных оттенков и показать различие цветов по их интенсивности.
Каждому ребенку дается изображение гусеницы, состоящей их кругов одного цвета, но разного оттенка. Задача ребенка выложить все кружки одинакового цвета. Например, есть много предметов желтого цвета, но они разных оттенков: солнце — ярко – желтое, груша — темно – желтая, маркер — кислотно – желтый и так далее.
IV. Четвертая категория игр направлена на закрепление знаний о конкретных свойствах предмета: цвет, размер, форма и строение.
1. Портреты
Цель игры — научить детей компоновке по шаблонам на примере шаблонов.
Для игры понадобится белый лист бумаги с готовым овалом лица, картонные шаблоны бровей, глаз, губ, ушей, носа и варианты причесок. Детям предлагается обвести все шаблоны в овале и раскрасить портрет.
2. Собери матрешку
Цель игры — развить у детей чувство формы.
Для игры нужны картинки с изображениями разных замков, листы бумаги и фломастеры. Воспитатель предлагает детям внимательно на картинки и сказать, из каких фигур/изображений состоят замки, затем эти фигуры нужно выделить и раскрасить.
V. Пятая категория игр направлена изучение понятия симметрии и развитие чувства ритма в композициях. Здесь дети учатся сами составлять орнаменты и узоры, руководствуясь правилами симметрии и пространственных отношений.
1. Перевертыши
Цель игры — научить детей воспроизводить детей в воображении предметы, видя их схематичное обозначение или отдельные части.
Для игры понадобится набор из 8-16 карточек и цветные карандаши. На карточках необходимо оставить некоторое количество пустого места, чтобы дети смогли дорисовать элементы. Можно не ограничивать творческие поры детей, только обозначить, что должен все-таки получится узор. Далее карточки можно прикладывать друг другу, тем самым получая каждый раз новый узор в разной стилистики.
2. Дорисуй предметы
Цель игры — закрепить знания детей о симметрии, дать определение профессии гончар.
Для игры нужны шаблоны разных горшков, кувшинов и ваз, разрезанные на две части.
Задача игры — у гончара разбилась вся посуда для ярмарки, все осколки смешались в одну кучу. Детям предлагается разобрать их и склеить в правильном порядке.
3. Придумай узор
Цель игры — сформирование составлять узоры по образцу.
Задача игры — составить из элементов на листе, салфетке или коврике узор по образцу.
VI. Шестая категория игр познакомит детей с базовыми мотивами русской народной росписи.
1. Разрезанные картинки
Цель игры — познакомить, а потом закрепить знания о дымовской росписи путем составления композиций. Параллельно развить внимание и сосредоточенность, умение доводить дело до конца, наблюдательность, вызвать интерес к видам декоративного искусства.
Для игры понадобятся два одинаковых изображения, одно из них разрезано на части.
Игровая задача — дети должны как можно быстрее, смотря на образец, сложить из частей узор.
Воспитатель должен дать детям внимательно рассмотреть узор, рассказать про его историю.
2. Третий лишний
Цель игры — научить детей выделять из трех компонентов один лишний.
Воспитатель предлагает детям по очереди разные наборы картинок с игрушками, например две дымовских лошадки, одна гжельская и так далее. Дети должны сами выбрать в ряду, какая картинка была лишней. Обязательно попросите ребенка аргументировать свои ответы, проговорите вместе как называются эти игрушки, к какой росписи они относятся.
3. Продолжи узоры
Цель игры — научить рисовать детей узор по образцам росписи.
Для игры нужны бумажные макеты росписи.
Дети выбирают карточки и рисуют выбранный элемент, подбирая аналогичную цветовую гамму.
4.Мозаика
Цель игры — закрепить знание элементов дымовской росписи, развить композиционные умения, привлечь детей к самостоятельному созданию узоров и игрушек.
Для игры понадобится плоские изображения дымовских игрушек, большое количество плоских элементов дымовских узоров. Воспитатель предлагает детям самостоятельно из деталей собрать дымовские игрушки.
5. Реставраторы
Цель игры — закрепить знания детей о росписи.
Воспитатель дает детям возможность собрать “разбитую” игрушку. Все детали нужно внимательно рассмотреть и дорисовать тот элемент, которого не хватает.
6. Найди утраченный элемент композиции
Цель игры — откорректировать и закрепить представления об основных элементах русской росписи, научиться выделять отдельные элементы в узоре, развить внимание и наблюдаются, привить интерес к росписи.
Для игры нужны большие карты с росписью, где пропущены элементы. Также надо подготовить маленькие карточки с недостающими элементами. Дети должны определить узоры и правильно расставить элементы в пустые окошки.
7. Настольные игры Домино, Лото, Пазлы
Можно найти тематические настольные игры с узорами и орнаментами, чтобы закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве.
Подбери узор
Для данной игры нужно подготовить следующие материалы:
- белый картон А4;
- несколько пластиковых крышек от стаканов;
- скотч для ламинирования;
- черный маркер;
- линейка.
Картон нужно разделить на секции, в них нарисовать узоры, такие же нужно нарисовать на крышечках, узоры не должны повторятся. Для длительной эксплуатации заламинируйте карточки скотчем.
Дети должны под присмотром воспитателя соотнести узор на крышке с узором на квадрате.
Цель игры — развитие внимательности и усидчивости.