12 лучших игр для развития словарного запаса у дошкольников

12 лучших игр для развития словарного запаса у дошкольников

12 самых эффективных игр для расширения словарного запаса у дошкольников

Мама играет с ребёнком

Развитие речи является одним из ключевых аспектов воспитания малыша. Владение навыками устного общения позволяет ребенку не только выражать свои желания и потребности перед взрослыми, но и уметь общаться с детьми своего возраста. Со временем становится все более важным, чтобы ребенок располагал богатым словарным запасом, включая активный и пассивный, что поможет ему в учебном процессе.

Игры, которые помогут расширить словарный запас дошкольника

Развитие словарного запаса у ребенка зависит от общения с родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на ребенка. Ребенок наблюдает и усваивает все: как родители разговаривают друг с другом, с другими взрослыми, с ним и его братьями и сестрами. Для родителей важно внимательно слушать ребенка и поддерживать его в попытках освоить речь. Задавать вопросы и отвечать на вопросы ребенка. Внимательно слушать даже невнятные слова и фразы и показывать ребенку, что его речь интересна маме и папе.

Особенно хорошо развивает словарный запас специальные игровые занятия. Внизу приведены 12 самых оригинальных игр, с помощью которых мама может помочь ребенку расширить и активизировать свой словарный запас.

Давай попробуем угадать

Игрушки

Мама играет в игру “Угадайка” с помощью различных игрушек

  • Ребёнок называет игрушки, которые мама ему показывает.
  • После этого мама описывает одну из этих игрушек, например: “Эта игрушка круглая, имеет жёлтый и фиолетовый цвета. Она умеет прыгать и кататься по полу”.
  • Задача ребёнка – угадать, какая игрушка была описана мамой.

В дальнейшем можно предложить ребенку называть свойства игрушки, чтобы мама могла угадать, о чем идет речь.

Что не так?

Игра несоответствий

Необходимо, чтобы ребенок обнаружил, что на картинке изображено неправильно

Мама выбирает изображения с несоответствиями или придумывает небылицы. Задача ребенка заключается в том, чтобы внимательно рассмотреть и объяснить, что именно на картинке неправильно. Это может быть ромашка зеленого цвета или фиолетовая морковка. Может быть птичка в собачьей будке или мышонок, который ловит на удочку кота.

Читайте также: Деликатный вопрос: до какого возраста папа может купать дочку

Сравниватель

Котёнок и щенок

Ребенок должен сравнить предложенных мамой животных или предметы.

Что еще почитать:  Первый 1 триместр беременности что происходит и как себя вести что можно и нельзя советы врачей

Мама предлагает ребенку сравнить героев мультфильма или сказки, животных или игрушки:

  • Щенок имеет белый цвет с черными пятнами. А какой цвет у котенка?
  • У щенка есть короткий хвостик, а какой хвостик у котенка?
  • Щенок лает. А как произносит звуки котенок?

После этого ребенок отвечает на вопросы матери:

  • Кто имеет рыжую шерсть?
  • Кто издает звук “мяу”?
  • Кто пьет молоко из миски?

Русские матрёшки

Матрёшки

Сама мама придумывает сюжет для игры, и чтобы каждый раз он был разным, это будет интересно для ребёнка.

Мама рассказывает историю о матрёшках:

  • «Одна матрёшка большая, а другая маленькая. И вот они собрались в лесу.
  • Большая матрёшка взяла большую корзинку, а маленькая — маленькую.
  • Большая пошла по широкой дорожке, а маленькая — по узкой.
  • Дошли до полянки, а там растут грибы. Большая матрёшка взяла большой гриб, а маленькая — маленький.
  • Пришли домой, сели пить чай. Большая выбрала большую кружку, а маленькая какую?
  • Пришёл вечер, пора спать. В какую кровать ляжет большая матрёшка?
  • А маленькая?
  • Какое одеяло у большой матрёшки?
  • Какое у маленькой?»

Варианты текста игры можно изменять, выбирая, к примеру, голубого гномика и красного гномика. Они могут рисовать карандашами различных оттенков и кататься на машинках красного и голубого цвета. Здесь сюжет ограничен только воображением мамы.

Одним словом

Группы предметов

Ребёнок учится находить слова, которые обобщают группы разных предметов

Эта игра помогает ребёнку понять, как можно классифицировать предметы и использовать обобщающие слова. Мама задаёт следующие вопросы:

  • На чём ребёнок спит?
  • На чём ребёнок сидит?
  • Куда ребёнок складывает вещи?
  • Где стоят книжки ребёнка?
  • И объясняет, что все эти предметы, такие как стол, шкаф и кровать, относятся к мебели.
  • Потом они вместе проходят по комнатам и называют разные предметы мебели в доме.

Можно проводить игру, в которой нужно назвать больше слов или сделать это быстрее, особенно если ребёнок не один.

Во время прогулки также можно рассказывать о различных темах, таких как транспорт, растения, домашние животные, посуда, одежда, обувь, игрушки – это простые группы слов, с которыми можно поиграть даже с самыми маленькими. С детьми постарше можно изучать гораздо больше общих понятий, например:

  • геометрические фигуры,
  • сорта цветов,
  • породы кошек или собак,
  • марки машин.
  • Читайте также: Комплексная защита ребенка на пляже: одежда от солнца
Что еще почитать:  Плохой аппетит у ребёнка капризы или болезнь
  • Как каждый ест

  • Домашние животные

    У различных животных процесс питания имеет разные названия.

    Это игра, которая поможет запомнить новые слова. Детям задаются вопросы. Примеры:

    • Что делает кошка с молоком? — Кошка лакает молоко.
    • Что делает собака с костью? — Собака грызет кость.
    • Сено поедает лошадь.
    • Зёрнышки грызет курица.
    • Орешки грызет белочка и так далее.

    Также можно исследовать, как именуются малыши разных животных.

    Пищевое – непищевое

    Съедобное — несъедобное

    Забавная игра с мячом, которая знакома всем мамам с детства

    Правила этой игры с мячом знакомы всем взрослым, а многим детям тоже. А что, если изменить правила?

    • Можно поймать мяч, когда ведущий называет что-то съедобное, что нужно приготовить, например, пирог или спагетти. А когда называет несъедобное или съедобное, не требующее приготовления (яблоко или морковь) — мяч не нужно ловить.
    • Или поймать мяч, только когда назван предмет красного цвета.
    • Или когда названо домашнее животное.

    Данная игра пригодна для группы из 2–4 детей, но также возможна игра с одним ребёнком.

    Словопутанница

    Слова перепутались

    Вашему ребёнку понравится игра со смешными словами

    Эта весёлая игра подходит как для занятий с одним ребёнком, так и для группы детей, например, в саду. Взрослый называет слово, а дети должны понять, из каких слов оно состоит.

    • ЧЕСЛУК — сочетание чеснока и лука,
    • ОГУРДОР — комбинация огурца и помидора
    • РЕДКОВКА — объединение редиски и морковки
    • БЕГЕДИЛ — слияние бегемота и крокодила и так далее.
    • Еще больше информации: Тенденции и классические модели выпускных платьев 2019 года
  • Найди самое идеальное

  • Слова на букву С

    Дети должны обнаружить или найти все объекты с определенной характеристикой, например, те, которые начинаются с одной и той же буквы.

    Взрослый, такой как мама или кто-то еще, называет определение, а ребенок находит все предметы, подходящие под это определение. Например:

    • Теплый – шарф, свитер, дом, суп.
    • Мокрая – лягушка, тарелка, зубная щетка.
    Что еще почитать:  Как дать ребенку лекарство_1

    Также можно поменять роли и играть в обратном порядке: взрослый описывает предмет, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь:

    • Мяч: круглый, упругий, разноцветный, для игры.
    • Книга: толстая, интересная, с иллюстрациями, для чтения.

    Чтобы сделать игру более интересной для старших детей, можно предложить им называть слова, которые рифмуются с заданным словом. Например, найти все слова, которые рифмуются с “собака”.

    Игра в анаграммы

    Игра в рифмы

    Мама должна заранее подобрать слова, к которым ребенку будет проще подобрать рифмы.

    Подходит для детей от 5 лет и старше. Взрослый называет слово, а ребенку предлагается найти слова-рифмы к нему:

    • Игрушка — лягушка,
    • береза — роза,
    • диван — капкан.

    Когда ребенок освоит игру в рифмы, можно вместе придумывать небольшие четверостишия – мама составляет первые две строки, а ребенок последние.

    Противоположности

    Антонимы

    Мама предлагает ребенку придумать слово, значение которого противоположно тому, что она назвала

    Взрослый говорит слово, и ребенок должен назвать его противоположность:

    • мягкий — твердый,
    • горячее — холодное,
    • легкая — тяжелая,
    • сильный — слабый и так далее.

    Если вы играете с четырьмя или более детьми, вы можете дать право назвать новое слово тому, кто первым назовет противоположность предыдущему слову.

    Рассказчики сказок

    Новый «Колобок»

    Давайте попросим ребенка придумать свое собственное развитие знакомой нам сказки.

    Мама или другой взрослый могут предложить ребенку придумать свою версию сказки.

    • Например, сказку, где лиса не смогла съесть Колобка.
    • Или сказку, где вместо репки вырос горох.
    • Или сказку, где муха-горюха не пускала никого в теремок, ни мышку, ни лягушку.

    Впервые ребенку может быть трудно, но умение придумывать и выражать свои мысли словами отлично развивает активный словарный запас и образное мышление.

  • Расширение словарного запаса ребенка – это длительный, но очень важный процесс для его дальнейшего развития и обучения. Не стоит полагать, что малыш будет свободно и грамотно разговаривать, просто смотря телевизор. Только через общение с взрослыми и родителями, в частности, ребенок активно увеличивает свой словарный запас и получает стимул активно использовать его.

  • Автор: Татьяна Захарова

  • Распечатать

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Расти_играя
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: