Песочная терапия – шанс ощутить на себе миркий путь судьбы
Песок. Все наши дети без исключения просто обожают играть с ним. И некоторым родителям, которые наблюдают, как их малыши лепят куличики из песка, даже не приходит в голову, что таким образом их дети расслабляются, избавляются от страхов, находят внутреннюю гармонию и развивают свою творческую натуру – собственную и неповторимую. Оказывается, песок, тот самый песок, на котором мы любим загорать и который мы используем для строительства своих домов, может иметь лечебные свойства. Он способен восстановить нервную систему наших детей. Психологи называют этот метод лечения различных нервных расстройств у детей “песочной терапией”. Что же это такое?
Что такое терапия песком
Давайте вспомним моменты, проведенные на пляже. Что мы делаем, когда только приходим туда? Ставим голую ногу на желтый песок и с интересом рассматриваем отпечаток, оставленный на нем. Мы как будто говорим миру: «Вот я! Я здесь!», – каждая клеточка нашего тела ощущает приятное тепло песка. Мы чувствуем себя частью окружающего мира, сливаемся с ним и растворяемся в нем. Вам знакомы эти ощущения? Думаю, большинство из нас их испытывало.
И затем добавляется вода к песку. Мы строим замки, дороги, колодцы, туннели. Мы зарываем и откапываем руки и ноги – свои собственные и чужие. И при этом мы и не задумываемся, что таким образом очищаем свои мысли. В мыслях мы убираем негативное и откапываем ясные и просветленные.
На самом деле, эти действия являются отражением нашей собственной психической истории, того, что происходит внутри нас. И многие замечают, что после проведения времени на берегу водоема, после сидения на его мягком песчаном берегу, душа становится легче, спокойнее.
Этот песок, в сочетании с другими природными элементами, помогает нам снять напряжение, найти гармонию, достичь равновесия.
Песок обладает пластичностью и текучестью. Он способен сохранять заданную форму, не теряя ее. В этом заключается основная особенность песка как вещества и как материала для творчества и самореализации.
Песок может охватывать все части вашего тела и приводить его в состояние расслабления, а также воздействовать на различные нервные окончания (например, на пальцах рук или на ступнях). Песок может быть сухим, мягким и податливым. Песок может быть влажным, пластичным и послушным.
Песок способен принимать разнообразные формы и отображать различные образы, которыми насыщено наше подсознание. Именно поэтому детские психологи обратили внимание на возможности песка. Из этого интереса и возникла психологическая песочница и метод песочной терапии, который используется в рамках аналитической психологии.
Впервые песочница с миниатюрными фигурками была использована в детской психотерапии английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1929 году. Ее ученица Дора Кальфф расширила и систематизировала практический опыт своей наставницы. Она стала основателем методики «Техника создания мира», основанной на принципе «создания свободного и безопасного пространства».
Песочная терапия для детей: психологическая помощь
Иногда даже взрослым сложно передать словами то, что они чувствуют, что наполняет их мысли и иногда мешает им спокойно спать. А что же говорить о наших детях, которые находятся в фазе развития, где устная речь только начинает формироваться? Каким образом они могут выразить свои эмоции и переживания?
Ведь они, так же, как и мы, испытывают радость и грусть, чувствуют подъем и одиночество, могут быть уверенными в себе или, наоборот, испытывать беспомощность и страх. Все эти эмоции нужно как-то обрабатывать. И вот тут-то песок становится надежным помощником. Во время игры с песком все образы, живущие внутри ребенка, становятся видимыми и осязаемыми. А зачем это нужно ребенку?
Читайте также: Профилактика гриппа у маленьких детей и как ее осуществлять.
Маленьким детям также необходим отдых от психологического напряжения, которое неизбежно возникает в процессе их развития и формирования личности. Все их переживания и образы, которые somehow запечатлены в подсознании, могут материализоваться в их игровом мире с использованием песочной терапии. И самое важное, что после того, как они приобретут форму, они станут подконтрольными и маленькому творцу. На практике это выглядит следующим образом.
Например, ребенок боится собак или темноты. Во время сеанса песочной терапии, он изображает свои страхи такими, какими они являются для него, а затем в процессе игры их преодолевает и, конечно же, побеждает. Эта победа запечатлевается в его подсознании, что в дальнейшем поможет ему справиться со своими страхами в реальной жизни. Таким образом, играя и творя, можно разрешать любые ситуации из жизни ребенка.
Во время песочной терапии ребенок погружается в маленький мир, где ему не навязывают никаких правил и ограничений. Он может ощутить настоящую свободу – свободу мыслей, свободу действий, свободу выбора.
Дети, нуждающиеся в детской песочной терапии
На вопрос: «Какие дети нуждаются в терапии с помощью песка?» – можно уверенно ответить: «Все!»
Современный ритм жизни таков, что дети дошкольного возраста перегружены информацией. Именно поэтому многие дети начинают говорить только к трем-четырем годам. Их нервная система просто не готова полностью обработать поток новой информации, который поступает в сознание ребенка извне.
Именно отсюда проистекает гиперактивность у детей, синдром дефицита внимания и аутизм. Все эти сложности, связанные с психическим развитием, могут быть успешно лечены с помощью песочной терапии. Такая терапия рекомендуется детям, страдающим различными страхами и навязчивыми состояниями, а также тем, у кого есть проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Кроме того, после активного дня каждому ребенку полезно успокоиться перед сном, упорядочить свои мысли и чувства.
Когда ребенок ощущает себя творцом своего собственного мира, он всегда стремится сделать его лучше, светлее и комфортнее. Если взрослые не осуждают и не критикуют подобные действия, то у ребенка значительно повышается самооценка, и он становится более самостоятельным и ответственным в реальной жизни.
Какие материалы нужны для песочной терапии
Вы считаете, что для проведения песочной терапии необходимо посещать кабинет психолога? Ваше мнение ошибочно! Для проведения сеансов подойдет любое место, где есть песок – пляж, детская песочница, куча песка, которую привезли на дачу для строительных работ, или даже небольшой ящик с песком в вашей квартире. Главное, чтобы во время занятий ребенок чувствовал себя комфортно.
Ящик для психологической песочницы
Обратим внимание на ящик (или коробку, или поднос) для проведения терапии с использованием песка в домашних условиях. Внутреннюю часть ящика следует окрасить в голубой цвет. Голубой цвет ассоциируется с небом и водой. Он имеет успокаивающий эффект на психику ребенка и создает отличный фон для игры с песком. Что касается размеров ящика, то оптимальными считаются следующие: 70х50х8 см. И ящик должен быть наполовину заполнен песком.
Песок для занятий песочной терапией
Для проведения песочных занятий в домашних условиях можно приобрести песок, который уже готов к использованию в творчестве. Однако, также есть возможность привезти его с пляжа. В этом случае необходимо сначала просеять, затем промыть и высушить песок. Кроме того, для дополнительной дезинфекции рекомендуется обжарить его в духовке после полного высыхания. Ведь ваш ребенок будет работать с этим песком.
Было бы очень полезно иметь несколько видов песка в своем арсенале. Для использования в сухом виде лучше всего подходит мелкий речной песок – он мягкий и хорошо сыпется. Такой песок можно приобрести в любом строительном магазине, и он доступен в разных цветах, что тоже может быть интересно вашему малышу. Если же ваш ребенок планирует лепить из песка с использованием воды, ему необходимо будет использовать крупный морской песок. Он лучше держит форму и легче отлепляется от формочек.
Читайте также: Беременность и базальная температура.
Песочная терапия: занятия
Чего еще необходимо для проведения песочных терапевтических занятий? Конечно же, необходима вода. А также все те предметы, которые могут символически отражать реальный мир.
Желательно, чтобы у маленького творца были в распоряжении люди разных возрастов и профессий (строители, водители, спортсмены, космонавты, врачи, пожарные, полицейские и т.д.). Также необходимы представители семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, дети разного возраста). Не исключены и фантастические персонажи (тролли, гномы, эльфы, колдуны, драконы, боги, ангелы и т.д.).
В комплекте должны быть фигурки диких и домашних животных, а также доисторических, фантастических и мультяшных персонажей.
Не забудьте собрать фигурки рыб, крабов, моллюсков, морских коньков, осьминогов, китов, моржей и т.д. И не забывайте про обитателей морских глубин из легенд и сказок.
У ребенка должны быть доступны и маленькие, и большие домики. К этой категории также относятся палатки, шатры, пещеры и здания городской инфраструктуры. Дополните эту коллекцию разнообразными предметами интерьера и мебелью.
Все, что мы используем в повседневной жизни для приготовления и употребления пищи (кастрюли, сковородки, тарелки, ножи, ложки-вилки и т.д.). И, конечно же, сама еда (фрукты, овощи, мясо, хлеб, крупы).
Деревья, цветы, травы. Их можно использовать как игрушечные, так и создать собственноручно собранный и высушенный гербарий.
Все, на чем мы ездим, плаваем, летаем. Автомобили разного типа, ракеты, самолеты, корабли, велосипеды…
Это могут быть мосты, виадуки, заборы, ворота, водонапорные башни, телевизионные вышки и т.д.
Камни, различные минералы, семена, каштаны, желуди, перья, ракушки…
Список вещей, которые можно использовать для создания своего мира в игре, может быть неограниченным. Все зависит от интересов и характера вашего ребенка. Он может играть с монетками, болтиками, лоскутками ткани, зеркальцами, пуговицами, бусинами и многим другим. В процессе игры ребенок обычно понимает, чего ему не хватает для создания своего мира и просит это у вас.
Все готово для сеанса игры в песочнице? Тогда пригласите ребенка и дайте ему полную свободу действий. Вы сами просто наблюдайте. Представьте, что вы надели шапку-невидимку. Никаких комментариев и советов. За исключением тех случаев, когда ребенок сам хочет вас вовлечь в свою игру.
Все предметы, все действия выбираются ребенком интуитивно. Он играет с разными предметами. Одни он закапывает, другие ставит на высокое место, а третьи вообще топит. Некоторые из выбранных им персонажей будут добрыми, а некоторые злыми. Один будет драться, а другой будет спасать мир. Помните, вы не вмешиваетесь. Это игра вашего ребенка, его мир, и он является полноправным хозяином этой неприкосновенной вселенной.
Ваша цель состоит в том, чтобы обеспечить вашему малышу спокойствие и свободу, чтобы он мог раскрыть свою собственную большую личность. Не нужно упрекать ребенка и делать выводы, если что-то в его мире не соответствует вашим взглядам и представлениям. Просто наблюдайте. Позвольте своему ребенку быть самим собой.
Видео о песочной терапии
Упражнения для песочной терапии
Если ваш ребенок не знает, с чего начать игру с песком, или выразил желание, чтобы вы стали его напарником в создании его мира, то вы можете предложить ему несколько вариантов развития событий.
Чтобы достичь терапевтического эффекта с помощью игры в песке, необходимо, как говорят психологи, сузить проблемную область. Как это сделать? Предложите ребенку выбрать из предложенной вами коллекции 16 фигурок (4 фигурки людей, 4 фигурки животных, 4 фигурки зданий и 4 фигурки других предметов, которые в данный момент актуальны для него). Затем порекомендуйте назвать создаваемый мир и придумать историю о нем.
- Игра в прятки.Разрешите ребенку выбрать несколько фигурок, которые он хотел бы спрятать. Отвернитесь. Когда он позволит вам обратиться, по одной находите спрятанные фигурки и просите малыша рассказать о каждой из них. В этой игре вы сможете узнать, как он относится к разным персонажам в своей жизни. Возможно, у него есть страхи или опасения? Из его рассказов вы сможете понять, почему он выбрал именно эту фигурку для спрятывания. Также можно играть в обратную игру, где вы спрячете фигурки, связанные с переживаниями ребенка, а он будет их искать и рассказывать о них.
- Игра с песком. Предложите ребенку выбрать фигурку, которая станет главным героем его игры, и поместите ее в ящичек с песком. Затем пусть малыш придумывает историю о этой фигурке, добавляя новых персонажей и предметы по мере развития сюжета. Игра заканчивается, когда все предметы в истории будут задействованы. Также можно поиграть в обратном порядке: вы рассказываете историю, а ребенок воплощает ее на песке. У детей очень хорошо развито воображение. Благодаря игре в “роли” ребенок лучше усвоит суть и мораль истории.
- Семейка. Предложите малышу создать на песке свою собственную семейку. А затем создать такую семейку, которую он хотел бы видеть. Это будет очень веселая игра. У кого-то в идеальной семейке мама и папа никогда не уходят на работу. А у кого-то разрешают есть сладости целыми ящиками. И кто-то спит с мамой, а не один в своей комнате. Вот и проблема. Теперь остается только найти способы ее решения.
Читайте также: Лучшие мультфильмы СССР: ТОП-10
Детская песочная терапия: основные моменты
Обычно сеансы песочной терапии включают в себя три этапа:
- Этап хаоса
- Этап борьбы
- Этап разрешения конфликта
На этапе “хаоса” ребенок переживает свое эмоциональное состояние и постепенно выходит из него. Вы можете видеть, как он неупорядоченно играет с фигурками, закапывает их, выкапывает и сопровождает свои действия эмоциональными высказываниями. Со временем появляется четкий сюжет и начинается настоящая борьба.
Дети в песочном мире выражают свои страхи, тревоги, обиды, агрессию и недомогания. На песке разворачивается настоящая битва. Герои убивают друг друга и разрушают все вокруг. Но не волнуйтесь, это не значит, что ваш ребенок жесток или кровожаден. Таким образом, он избавляется от психоэмоционального напряжения и борется за внутренний покой.
Когда наступает момент разрешения конфликта, появляется храбрый и добрый герой, который спасает всех и восстанавливает справедливость. В маленьком мире песочницы наступает тишина и покой. Все возвращается в свои места. Фигурки начинают заниматься повседневными делами: работать, воспитывать детей, развлекаться.
Это говорит о том, что внутренний конфликт разрешен. Подобные этапы могут продолжаться несколько сеансов. Или же они могут разыгрываться в течение одного занятия. И только ребенок решает, когда закончить борьбу и вернуть идиллию в его песочный мир.