Учим ребёнка говорить Р без логопеда

Учим ребёнка говорить Р без логопеда

Как научить ребенка правильно произносить звук “Р” без помощи логопеда

Постановка звука Р у ребёнка – довольно сложная речевая задача, но вполне выполнимая в домашних условиях

До пяти лет ребенок обычно научается правильному произношению большинства звуков. Однако сложный звук Р часто становится исключением. Некоторые дети просто пропускают его в словах, а другие произносят его неправильно. Заботливые родители обращаются к логопеду, чтобы решить эту проблему. Однако не все знают, что существуют специальные упражнения, которые можно делать дома, чтобы исправить это.

Причины того, что ребенок может испытывать трудности с произношением звука Р

Произношение звука Р является одним из самых сложных аспектов русского языка. Для того чтобы его произношение было правильным и четким, ребенок должен обладать хорошо развитым речевым аппаратом и иметь возможность контролировать амплитуду и вибрацию языка. Однако, в раннем возрасте ребенок только учится контролировать свой язык. Именно поэтому двухлетний ребенок еще не может освоить произношение данного звука. Редкие дети начинают осваивать его к трем годам.

Однако, возрастом пять лет считается период, когда ребенок должен уже владеть произношением звука Р. Если к этому времени ребенок все еще испытывает трудности с его произношением, то родители должны обратиться к логопеду или начать самостоятельно работать с ребенком. Это очень важно, так как до поступления в школу осталось всего два года, и в этот период речь ребенка должна стать правильной.

Если ребенок ходит в детский сад, то в группе пятилетних детей обычно проводится плановый осмотр логопедом. В нашем городе это обязательная процедура. Если в данном детском учреждении есть специальная логопедическая группа, то ребенка могут перевести туда по согласию родителей или же дать направление в другой логопедический садик. Также есть возможность рекомендовать занятия с логопедом.

Если же ребенок не посещает детский сад, то родителям рекомендуется обратиться к логопеду в пятилетнем возрасте самостоятельно.

Логопед разговаривает с девочкой

Если рассматривать произношение звука Р, то его можно считать неправильным в нескольких случаях:

  1. Ребенок может просто пропускать звук в слове, “проглатывая” его (ко_ова, га_аж).
  2. Он может заменять сложный звук Р на более простые звуки, такие как Л, Ы, Й (лыба, дейево).
  3. Звук Р может быть произнесен гортанно (по-французски) или с вибрацией (как в английском языке).
Что еще почитать:  Если женщина в положении упала

Как объяснила мне логопед из детского сада, последний вариант наиболее сложен для исправления. Ведь переучивать что-либо всегда сложнее, чем учить с нуля.

В общем, у ребенка может быть причина для невыговаривания звука Р:

  1. У ребенка имеется короткая уздечка языка. Просто необходимо, чтобы язычок ребенка достиг верхнего неба. Существуют специальные упражнения, которые помогут исправить эту патологию, но в некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство (степень недоразвития определяется логопедом).
  2. У речевого аппарата недостаточная подвижность, особенно языка (его амплитуда и вибрация слабые). Часто это происходит у детей-молчунов. Специальные упражнения также позволят исправить этот дефект.
  3. Физиологическое нарушение дыхания. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут быть произнесены неправильно (носовое Р). Хронический насморк, увеличение аденоидов, слабая легочная емкость и проблемы с сердцем могут быть причиной этой патологии. В этом случае специальная гимнастика может помочь.
  4. Расстройство фонематического слуха. У ребенка возникает искаженное восприятие услышанного слова, он путает звуки (например, вместо «пижама» говорит «бизяма», вместо «дудка» – «тутка»). Особенно часто пропускается звук Р. Некоторые взрослые находят это смешным, но постоянное повторение таких слов только укрепляет неправильное произношение.

Читайте также: Как выбрать самокат для пятилетнего ребенка?

Упражнения для домашней практики

Если у ребенка нет медицинских показаний для обращения к специалисту или проведения операции (например, уздечка слишком короткая или есть проблемы с аденоидами, гайморитом и т. д.), то родители могут научить малыша правильно произносить звук “Р” дома.

Конечно, рекомендуется предварительная консультация логопеда. Он определит конкретную причину проблемы и предоставит общие рекомендации по формированию звука.

Все упражнения достаточно просты, но при этом эффективны.

Разминка для речи

Первые несколько занятий с вашим ребенком можно посвятить разминке для речи. В дальнейшем она будет становиться основой для каждого занятия по формированию звука Р.

Что еще почитать:  Ребенок отказывается от груди почему

В целом разминка состоит из трех групп упражнений. Каждое упражнение следует повторять 5-7 раз.

Дыхательные упражнения:

  1. Задувание свечи. Воображаем перед собой большой торт с несколькими свечами, которые нужно задуть своим дыханием. Для этого глубоко вдохните и резким движением выдохните воздух. Затем каждая свеча задувается по очереди – с помощью резких прерывистых выдохов.
  2. Упражнение “Сдувание снежинки с ладошки”. Малышу предлагается положить на ладонь кусочек ваты, который станет импровизированной снежинкой. Ему нужно будет сдуть ее плавным и длительным выдохом через рот. После успешного выполнения задания, сложность увеличивается – нужно будет сдуть две, а затем три снежинки. Интересно, что во время цветения одуванчиков можно попрактиковаться с ними – сдувать белую “шапку”.

Мальчик сдувает ватку с ладошки

Гимнастика для губ:

  1. Заборчик. Необходимо крепко сжать зубы, а затем открыть губы и показать белый “заборчик” (зубы остаются сжатыми).
  2. Хобот слоника. Губы следует вытянуть вперед трубочкой на максимальное расстояние.
  3. Лягушка. Ребенок должен широко улыбнуться и удерживать губы в таком состоянии примерно 10 секунд.

Мальчик широко улыбается

Развивающие упражнения для языка (для растягивания уздечки, увеличения вибрации и амплитуды):

  1. Попробуйте лизнуть варенье. Ребёнок может представить, что на его губах есть вкусное варенье: ему нужно облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
  2. Котенок, пьёт молочко. Предложите ребенку представить себя маленьким котенком, который лакает молочко. Для этого он также может слизывать сгущенное молоко или варенье со своей тарелочки.
  3. Двигающийся язык. Малыш может поочередно тянуть язык как можно выше к носу, а затем опускать его к подбородку, словно на качелях.
  4. Язык-часы. Попробуйте двигать языком из стороны в сторону – делать покачивающиеся движения вправо и влево.
  5. Чистим зубки. Используя язык, как зубную щетку, можно провести его по верхним и нижним зубам, словно чистим их.
  6. Широкая кисть для живописи. Языком провести от передних зубов назад к горлу.
  7. Игрушечная лошадка. Нужно показать, как цокает лошадка: открыть рот, поднять язычок к нёбу и щёлкнуть им (помогает ощутить вибрацию).
Что еще почитать:  7 ошибок которые допускают родители отдавая ребенка в детский сад

Мальчик слизывает что-то с тарелки языком

Помимо перечисленных упражнений, взрослый может проводить массаж уздечки у ребенка. Малыш открывает рот и поднимает язык вверх. Родитель, используя большой и указательный пальцы (конечно же, чистые), прикосновением дотрагивается до уздечки и немного подтягивает ее вверх. Массаж следует проводить дважды в день, примерно по три минуты.

Гимнастика речи, способствующая формированию звуков Р и Л (мама рассказывает, как тренировалась со своей маленькой дочкой):

Мама с сыном проговаривают слова

Имитация звуков

Взрослый предлагает ребенку изобразить звук тигра (Р-р-р-р), закричать как ворона (кар-р-р), показать, как скрипят ставни (скр-р-р), показать, что ему холодно (Бр-р-р).

Игровые задания

  1. Мама сообщает своему “ученику”, что они отправятся на пароходе (показывает картинку), но взять с собой можно только вещи, в которых есть звук “Р”. Задача ребенка – назвать их как можно больше. При этом нужно использовать обычные фразы: “Я возьму на пароход рыбу (помидоры, морковь, виноград, игрушки и т.д.)”.

Картинка с изображением парохода

  1. В лесу только те грибы можно положить в корзину, у которых в названии есть звук Р (подберёзовик, боровик, рыжик и прочие).

Корзина, рядом разные грибы

  1. Также можно предоставлять изображения с разными предметами, среди которых нужно выбрать те, в названии которых есть звук Р.

Картинка с изображением предметов

Рекомендации для успешной организации домашних занятий

Для достижения эффективных результатов следуйте этим советам:

  1. Занимайтесь регулярно (как можно чаще). Нерегулярные тренировки не принесут пользы.
  2. Планируйте задания последовательно: от простых к более сложным (начните с отдельных слов для закрепления произношения, затем перейдите к сложным скороговоркам и рифмам).
  3. Используйте разнообразные материалы для тренировки звуков, постоянно придумывая что-то новое, чтобы привлечь внимание ребенка.
  4. Важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении во время занятий: если у него плохое настроение или он чувствует себя не очень хорошо, лучше перенести тренировку, например, на вечер.
  5. Важно не демонстрировать малышу, что неправильное произношение Р — это серьезная трудность. Пусть он воспринимает занятия у логопеда как игру.

Мама смотрит на сына и улыбается (оба лежат на кровати)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: