Как научить ребенка правильно произносить звук “Р” без помощи логопеда
До пяти лет ребенок обычно научается правильному произношению большинства звуков. Однако сложный звук Р часто становится исключением. Некоторые дети просто пропускают его в словах, а другие произносят его неправильно. Заботливые родители обращаются к логопеду, чтобы решить эту проблему. Однако не все знают, что существуют специальные упражнения, которые можно делать дома, чтобы исправить это.
Причины того, что ребенок может испытывать трудности с произношением звука Р
Произношение звука Р является одним из самых сложных аспектов русского языка. Для того чтобы его произношение было правильным и четким, ребенок должен обладать хорошо развитым речевым аппаратом и иметь возможность контролировать амплитуду и вибрацию языка. Однако, в раннем возрасте ребенок только учится контролировать свой язык. Именно поэтому двухлетний ребенок еще не может освоить произношение данного звука. Редкие дети начинают осваивать его к трем годам.
Однако, возрастом пять лет считается период, когда ребенок должен уже владеть произношением звука Р. Если к этому времени ребенок все еще испытывает трудности с его произношением, то родители должны обратиться к логопеду или начать самостоятельно работать с ребенком. Это очень важно, так как до поступления в школу осталось всего два года, и в этот период речь ребенка должна стать правильной.
Если ребенок ходит в детский сад, то в группе пятилетних детей обычно проводится плановый осмотр логопедом. В нашем городе это обязательная процедура. Если в данном детском учреждении есть специальная логопедическая группа, то ребенка могут перевести туда по согласию родителей или же дать направление в другой логопедический садик. Также есть возможность рекомендовать занятия с логопедом.
Если же ребенок не посещает детский сад, то родителям рекомендуется обратиться к логопеду в пятилетнем возрасте самостоятельно.
Если рассматривать произношение звука Р, то его можно считать неправильным в нескольких случаях:
- Ребенок может просто пропускать звук в слове, “проглатывая” его (ко_ова, га_аж).
- Он может заменять сложный звук Р на более простые звуки, такие как Л, Ы, Й (лыба, дейево).
- Звук Р может быть произнесен гортанно (по-французски) или с вибрацией (как в английском языке).
Как объяснила мне логопед из детского сада, последний вариант наиболее сложен для исправления. Ведь переучивать что-либо всегда сложнее, чем учить с нуля.
В общем, у ребенка может быть причина для невыговаривания звука Р:
- У ребенка имеется короткая уздечка языка. Просто необходимо, чтобы язычок ребенка достиг верхнего неба. Существуют специальные упражнения, которые помогут исправить эту патологию, но в некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство (степень недоразвития определяется логопедом).
- У речевого аппарата недостаточная подвижность, особенно языка (его амплитуда и вибрация слабые). Часто это происходит у детей-молчунов. Специальные упражнения также позволят исправить этот дефект.
- Физиологическое нарушение дыхания. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут быть произнесены неправильно (носовое Р). Хронический насморк, увеличение аденоидов, слабая легочная емкость и проблемы с сердцем могут быть причиной этой патологии. В этом случае специальная гимнастика может помочь.
- Расстройство фонематического слуха. У ребенка возникает искаженное восприятие услышанного слова, он путает звуки (например, вместо «пижама» говорит «бизяма», вместо «дудка» – «тутка»). Особенно часто пропускается звук Р. Некоторые взрослые находят это смешным, но постоянное повторение таких слов только укрепляет неправильное произношение.
Читайте также: Как выбрать самокат для пятилетнего ребенка?
Упражнения для домашней практики
Если у ребенка нет медицинских показаний для обращения к специалисту или проведения операции (например, уздечка слишком короткая или есть проблемы с аденоидами, гайморитом и т. д.), то родители могут научить малыша правильно произносить звук “Р” дома.
Конечно, рекомендуется предварительная консультация логопеда. Он определит конкретную причину проблемы и предоставит общие рекомендации по формированию звука.
Все упражнения достаточно просты, но при этом эффективны.
Разминка для речи
Первые несколько занятий с вашим ребенком можно посвятить разминке для речи. В дальнейшем она будет становиться основой для каждого занятия по формированию звука Р.
В целом разминка состоит из трех групп упражнений. Каждое упражнение следует повторять 5-7 раз.
Дыхательные упражнения:
- Задувание свечи. Воображаем перед собой большой торт с несколькими свечами, которые нужно задуть своим дыханием. Для этого глубоко вдохните и резким движением выдохните воздух. Затем каждая свеча задувается по очереди – с помощью резких прерывистых выдохов.
- Упражнение “Сдувание снежинки с ладошки”. Малышу предлагается положить на ладонь кусочек ваты, который станет импровизированной снежинкой. Ему нужно будет сдуть ее плавным и длительным выдохом через рот. После успешного выполнения задания, сложность увеличивается – нужно будет сдуть две, а затем три снежинки. Интересно, что во время цветения одуванчиков можно попрактиковаться с ними – сдувать белую “шапку”.
Гимнастика для губ:
- Заборчик. Необходимо крепко сжать зубы, а затем открыть губы и показать белый “заборчик” (зубы остаются сжатыми).
- Хобот слоника. Губы следует вытянуть вперед трубочкой на максимальное расстояние.
- Лягушка. Ребенок должен широко улыбнуться и удерживать губы в таком состоянии примерно 10 секунд.
Развивающие упражнения для языка (для растягивания уздечки, увеличения вибрации и амплитуды):
- Попробуйте лизнуть варенье. Ребёнок может представить, что на его губах есть вкусное варенье: ему нужно облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
- Котенок, пьёт молочко. Предложите ребенку представить себя маленьким котенком, который лакает молочко. Для этого он также может слизывать сгущенное молоко или варенье со своей тарелочки.
- Двигающийся язык. Малыш может поочередно тянуть язык как можно выше к носу, а затем опускать его к подбородку, словно на качелях.
- Язык-часы. Попробуйте двигать языком из стороны в сторону – делать покачивающиеся движения вправо и влево.
- Чистим зубки. Используя язык, как зубную щетку, можно провести его по верхним и нижним зубам, словно чистим их.
- Широкая кисть для живописи. Языком провести от передних зубов назад к горлу.
- Игрушечная лошадка. Нужно показать, как цокает лошадка: открыть рот, поднять язычок к нёбу и щёлкнуть им (помогает ощутить вибрацию).
Помимо перечисленных упражнений, взрослый может проводить массаж уздечки у ребенка. Малыш открывает рот и поднимает язык вверх. Родитель, используя большой и указательный пальцы (конечно же, чистые), прикосновением дотрагивается до уздечки и немного подтягивает ее вверх. Массаж следует проводить дважды в день, примерно по три минуты.
Гимнастика речи, способствующая формированию звуков Р и Л (мама рассказывает, как тренировалась со своей маленькой дочкой):
Имитация звуков
Взрослый предлагает ребенку изобразить звук тигра (Р-р-р-р), закричать как ворона (кар-р-р), показать, как скрипят ставни (скр-р-р), показать, что ему холодно (Бр-р-р).
Игровые задания
- Мама сообщает своему “ученику”, что они отправятся на пароходе (показывает картинку), но взять с собой можно только вещи, в которых есть звук “Р”. Задача ребенка – назвать их как можно больше. При этом нужно использовать обычные фразы: “Я возьму на пароход рыбу (помидоры, морковь, виноград, игрушки и т.д.)”.
- В лесу только те грибы можно положить в корзину, у которых в названии есть звук Р (подберёзовик, боровик, рыжик и прочие).
- Также можно предоставлять изображения с разными предметами, среди которых нужно выбрать те, в названии которых есть звук Р.
Рекомендации для успешной организации домашних занятий
Для достижения эффективных результатов следуйте этим советам:
- Занимайтесь регулярно (как можно чаще). Нерегулярные тренировки не принесут пользы.
- Планируйте задания последовательно: от простых к более сложным (начните с отдельных слов для закрепления произношения, затем перейдите к сложным скороговоркам и рифмам).
- Используйте разнообразные материалы для тренировки звуков, постоянно придумывая что-то новое, чтобы привлечь внимание ребенка.
- Важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении во время занятий: если у него плохое настроение или он чувствует себя не очень хорошо, лучше перенести тренировку, например, на вечер.
- Важно не демонстрировать малышу, что неправильное произношение Р — это серьезная трудность. Пусть он воспринимает занятия у логопеда как игру.