Влияние мультфильмов на детей в возрасте до трех лет: различные точки зрения и результаты исследований
В нашем веке интернета и телевидения гаджеты становятся все более популярными среди детей младшего возраста. Давайте рассмотрим, насколько вредны или допустимы для детей до 3-х лет мультфильмы.
Действительно ли вредно смотреть мультфильмы малышам до трех лет?
Когда известную ученую Елену Смирнову, доктора психологических наук, профессора, эксперта в области детской психологии и психологии развития, на сегодняшний день научного руководителя Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета,
спросили, какие мультфильмы подходят для детей до трех лет, она ответила просто: ни один. По мнению Елены Смирновой, мультфильмы для детей до трех лет категорически противопоказаны по следующим причинам:
Смотрение мультиков может замедлить развитие мозга. До трёх лет дети не способны понять сюжет и воспринимают то, что показывается на экране, как мелькание ярких образов. Когда эти образы отделены от реальной жизни (даже если ребенок узнает мяч на экране, он не сможет его взять), развитие корковых областей мозга замедляется, нейронные связи не формируются в нужном количестве для полноценного развития.
Мультфильмы мешают развитию речи у детей. Психолог из США, Контон, доказал, что только живая речь вызывает ответную реакцию и способность воспроизводить ее. В ходе исследования было замечено, что когда младенец слышит слова, произнесенные живьем, его тело активно настраивается на говорящего, и ребенок пытается ответить. Когда же проигрывается запись разного формата и содержания, такой реакции не происходит. Таким образом, заменяя живое общение электронным, мы ограничиваем возможности развития речи у ребенка.
Мультфильмы отрицательно влияют на способность восприятия речи на слух и затрудняют процесс чтения. Этот факт обусловлен предыдущим пунктом: отставание в развитии устной речи приводит к недоразвитию внутренней речи, которая является механизмом запоминания и осознания информации. У таких детей возникают трудности с сохранением в памяти даже предыдущего предложения, а также сложности в построении логически связанных предложений. Они не способны создавать образы и ясное представление о услышанном. В результате возникают проблемы с чтением: эти дети понимают значения слов и коротких предложений, но не могут связать их и построить логическую картину.
Дети могут путать реальность. До трёх лет дети знакомятся с реальным миром через предметы: кубики, конусы, мячи — это то, что ребёнок может ощутить. Пока малыш исследует физический мир, ему не следует погружаться в виртуальную реальность. Елена Олеговна рассказывает о случаях, когда дети переносили виртуальную реальность в реальный мир: мальчик разводит пальцы на окне, пытаясь увеличить видимое на улице. Или девочка, отвечающая на ругающуюся маму словом “Удалить”.
Смотрение мультфильмов подавляет фантазию и творческую инициативу. Если с самого детства показывать выдуманные истории, ребенок становится пассивным. Такой ребенок не тратит усилий на создание своих игр, ему неинтересно заниматься рисованием, лепкой и так далее. Такой ребенок не вовлечен ни в какую деятельность.
Мультфильмы не способны достичь своей цели у детей малого возраста. Даже высококачественные и эстетически привлекательные мультфильмы, такие как Диснеевские, не смогут выполнять свою обучающую функцию и не смогут внушить детям художественный вкус, если их показывать детям до трех лет. В этом возрасте малыш просто не сможет понять причинно-следственные связи и не сможет уловить сюжет. А когда ребенку станет соответствующий возраст, он просто не захочет смотреть то, что он уже видел.
Мультфильмы могут способствовать раннему осознанию ребенком своей половой самоидентификации. Эта идея касается современных мультфильмов. В настоящее время наблюдается тенденция к половому разделению: есть мультфильмы, предназначенные специально для мальчиков и отдельные для девочек. Однако для детей до трех лет половая самоидентификация не должна быть на первом месте. Вначале ребенок должен воспринимать себя как индивидуума и как часть мира, а только затем понимать различие между полами.
Мультфильмы вызывают недостаток коммуникации и уменьшение общения между сверстниками. Многие родители оправдывают просмотр мультфильмов тем, что ребёнок «не будет отличаться от других детей и сможет обсуждать мультфильмы наравне с ними». Но на самом деле всё наоборот: просмотр развлекательного контента приводит к уменьшению общения: дети перестают обсуждать, спорить, им проще нажать на кнопку и получить готовые впечатления.
Смотрение мультфильмов может вызвать проблемы с желудком и набор лишнего веса. Особенно опасно смотреть мультфильмы во время приема пищи. В этом случае, мозг, сфокусированный на мультфильме, не отправляет сигналы органам пищеварительной системы, что приводит к недостаточному выделению слюны и желудочного сока. В результате, это может привести к гастриту и другим проблемам с желудочно-кишечным трактом у маленького ребенка. Кроме того, просмотр мультфильмов также приводит к потере контроля над количеством съеденной пищи, что может привести к ожирению в будущем.
Елена Смирнова, профессор и научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета, отмечает, что телевизор также оказывает влияние на распространение синдрома дефицита внимания, гиперактивности и других отклонений у малышей:
Существуют исследования, которые свидетельствуют о наличии определенной корреляции (статистической взаимосвязи — Прим. Авт.) с конкретными отклонениями. Например, все дети, страдающие гиперактивностью, являются зрителями телевизора. Также дети, склонные к аутизму, неконтактные и не нуждающиеся в общении, также получают влияние от телевизора. Все дети, которые не могут сосредоточиться ни на чем, также подвержены влиянию телевизора. Это объяснимо, так как с раннего детства они привыкли к наличию “держателя” внимания.
https://kaetanaameli.livejournal.com/87007.html
Елена Смирнова также подчеркнула, что невозможно провести исследование мультфильмов для малышей до трех лет, чтобы оценить их качество:
ВОЗ ясно определила возрастное ограничение – до трех лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть телевизор, мультфильмы и прочее. Поэтому, если мы начнем изучать мультфильмы на предмет их пригодности и полезности для детей до трех лет, это будет обманом. Мы ограничим возможности родителей, поддерживая их в просмотре мультфильмов малышам. Поймите, не существует ни одного мультфильма для детей до трех лет.
Елена Смирнова, ученый, доктор психологических наук.
https://kaetanaameli.livejournal.com/87007.html
Более подробную информацию о негативном влиянии мультфильмов на детей от 0 до 3 лет, с описанием физиологии и результатами проведенных исследований и экспериментов, на которые ссылается Елена Олеговна, можно найти в электронной версии журнала “Дошкольное образование”.
Согласно мнению детского и семейного психолога Натальи Удовенко, можно утверждать, что мультфильмы становятся менее опасными для детей, если рядом с ними находится взрослый, который может объяснить, что происходит на экране. Однако, если ребенок смотрит мультфильмы без объяснений дни напролет, это может быть страшно.
Удовенко считает, что мультфильмы можно показывать детям с двух лет, но только целиком, без переключения на другие мультфильмы.
Также Наталья Удовенко делает разделение на опасные и безопасные мультфильмы:
Мне кажется, что опасными можно считать такие мультфильмы, как “Черепашки-ниндзя”, где присутствуют странные персонажи. Также можно отнести к этой категории запутанные мультфильмы, где не всегда ясно, что происходит и как развивается сюжет. К примеру, “Человек-паук”. Этот персонаж был придуман обществом, и не всегда понятно, кем он является. Ребенок может быть запутан и не сразу понять, кто из героев мультфильма хороший, а кто плохой.
Наталья Удовенко, детский и семейный психолог оздоровительного центра
https://news.tut.by/society/263362.html?crnd=29509
В своем исследовании Вера Абраменкова рассказала о проведенном несколько лет назад исследовании в России.
В исследовании было изучено влияние мультфильмов «Ну, погоди!» и «Белоснежка и семь гномов» на детей. Было выяснено, что оба мультфильма содержат скрытую агрессию. Кроме того, в ходе исследования было отмечено любопытное наблюдение: дети часто выражали больше сочувствия волку, чем зайцу, так как, по мнению маленьких респондентов, заяц обижал волка.
Вера Абраменкова, Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО
https://ria.ru/20131028/973030440.html
Таким образом, даже качественный мультипликационный продукт представляет реальную угрозу для неокрепшей психики детей.
Читайте также: Особенности гигиены полости рта у маленьких детей
Наталья Матушкина установила минимальный возраст просмотра первых мультфильмов – 3 года и призвала принять законодательные меры по этому вопросу:
Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до двух лет) может негативно сказаться на их психике. В таком маленьком возрасте мультфильмы не воспринимаются ребенком. В связи с этим эксперты МГППУ обратились к Роскомнадзору с рекомендациями. Предполагается, что в новом законе о безопасности информации будет установлен возрастной рейтинг 3+ для мультфильмов.
Наталья Матушкина, начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог
https://ria.ru/20131028/973030440.html
Заключительными словами в статье могут быть высказывания Елены Смирновой:
Важнейшим правом ребенка является его право на полноценное детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Если мы постоянно сажаем дошкольника перед экраном и избегаем занятий с ним, мы лишаем его этого права и нарушаем основной закон развития его психики.
Елена Смирнова
http://dob.1september.ru/article.php?ID=200202302
Елена Смирнова о мультфильмах для детей:
Давайте помнить, что мы – целый мир для ребенка, и не стоит менять его на гаджеты. Ведь дарить свое время и внимание – это значит любить.
- Автор: Елена Головко
- Напечатать
- Я получила два высших образования: журналиста и переводчика. Сейчас я работаю в сфере производства взрывозащищенного оборудования. Кроме того, недавно я стала мамой.