Важная информация для родителей о приспособлении детей в детском саду
Каждое дошкольное учреждение, предназначенное для детей, приготовляет малыша к будущей взрослой жизни. Здесь маленький человек учится первым социальным навыкам, выходя за пределы своей семьи. Однако поход в дошкольное учреждение может вызывать некоторые сложности, связанные с процессом адаптации. Скорость, с которой ребёнок адаптируется к новой среде, зависит от профессионализма педагогического коллектива и активной поддержки родителей.
Период адаптации — время неспокойства
Приспособление организма человека к новым условиям — это и есть адаптация. Каждый ребенок, даже самый маленький, обладает инстинктом самосохранения, направленным на то, чтобы избегать неблагоприятных ситуаций. Помещение малыша в незнакомый коллектив, где существуют свои правила и отсутствуют родители, воспринимается им как потенциально опасная ситуация для его жизни. Главная цель взрослых заключается в создании таких условий, которые будут восприниматься маленькими членами общества как абсолютно безопасные.
У малыша, который постоянно находился рядом с мамой, приходится привыкать к новым условиям и прощаться с ней.
У всех детей свои особенности. Неудивительно, что одни дети сразу после первого дня посещения детского сада начинают чувствовать себя комфортно, а другие продолжают быть встревоженными даже спустя месяц регулярных походов в сад. Влиять на продолжительность периода адаптации могут такие факторы:
- возраст ребёнка;
- темперамент;
- состояние здоровья;
- режим дня;
- владение навыками самообслуживания;
- умение говорить;
- стиль семейного воспитания.
Если доверять статистике, то большинство детей, поступающих в детский сад, успешно проходят период адаптации за 10–30 дней.
Этапы адаптации к новым условиям и правилам
Когда ребенок оказывается в новой среде, он должен измениться не только эмоционально, но и физически. Маленький организм приспосабливается к новым условиям и окружающей среде. Физиологическая адаптация проходит через следующие этапы:
- Острая адаптация. В этот период организм ребенка реагирует на новую ситуацию с большим напряжением. Все важные системы организма находятся в напряженном состоянии, поэтому многие дети заболевают в этот период.
- Переходный период. Организм еще не полностью приспособился, но уже нормально реагирует на новые условия.
- Стабильная адаптация. Организм ребенка возвращается к состоянию, которое было до посещения детского сада.
В процессе острой адаптации часто возникает ухудшение функции иммунной системы, что может привести к заболеванию малыша
Чем сильнее иммунитет у ребенка, тем легче будет ему приспособиться к новым условиям. При этом возраст ребенка не имеет значения. Дети, которые регулярно проводят время на свежем воздухе, правильно питаются и общаются со сверстниками, часто успешно адаптируются к дошкольному учреждению уже на втором этапе.
Также важна психологическая адаптация, которая включает приспособление ребенка к требованиям, существующим в новом коллективе. В процессе адаптации ребенок будет:
- привыкать к распорядку дня;
- устанавливать контакт с воспитателями и другими детьми;
- принимать новые “коллективные” правила.
В первые дни большинство детей проявляют настороженность, не проявляют желания играть с другими детьми из группы и общаться с педагогами. Однако через некоторое время проходит совсем немного времени, и малыш уже чувствует себя комфортно.
Исследования показывают, что психологическая адаптация ребенка обычно занимает около трех недель.
Для беспроблемной адаптации важны не только возраст, но и навыки и режим
В большинстве случаев дети после достижения двухлетнего возраста уже начинают посещать дошкольное учреждение. Однако возраст является не единственным фактором, определяющим готовность ребенка к новым условиям. Процесс адаптации проходит гораздо легче, если малыш:
- обладает базовыми навыками самостоятельности:
- умеет пользоваться ложкой,
- может заняться игрушкой и играть самостоятельно без участия взрослых;
Стандартный режим в детском саду: завтрак в 9:00, прогулка с 10:00 до 12:00, обеденный сон с 13:00 до 15:00.
Отказаться от раннего посещения детского сада следует в случае, если ребенок часто болеет (не реже одного раза в месяц). Наличие врожденных заболеваний или необходимость особой диеты могут стать причиной для решения оставить ребенка дома до школы.
Читайте также: Бизиборд: как сделать развивающую доску своими руками
Часто можно услышать такое понятие, как “несадиковый ребенок”. В большинстве случаев это выражение используют мамы, у которых дети трудно переносят период адаптации. На самом деле не существует малышей, которые не смогли бы привыкнуть к новым условиям. Правильное поведение родителей и воспитателей поможет ребенку адаптироваться. “Несадиковыми” могут быть только некоторые дети по определенным физическим причинам (задержка в развитии, инвалидность, хронические заболевания).
Видео: советы доктора Комаровского родителям несадиковых детей
Степени адаптации и рекомендации врачей и психологов, как сделать их легче
В зависимости от особенностей ребенка и его поведения, можно выделить три степени адаптации:
Легкая: обычно длится до двух недель
Большинство детей достаточно быстро привыкает к новым условиям. У таких детей наблюдается легкая степень адаптации. Капризы могут проявляться только в первые дни в детском саду (плач при прощании с родителями). Важно сохранять спокойствие. Родителям стоит объяснить ребенку, что его оставление в саду временное (мама придет забрать его после обеденного сна).
По отзывам мам двойняшек, период адаптации в детский сад для таких детей проходит обычно одинаково, они реагируют на ситуацию и сближаются друг с другом.
Через одну неделю ребенок уже спокойно остается в детском саду и засыпает там днем. Он может обратиться за помощью к воспитателю, спокойно играет со сверстниками.
Срок адаптации легкой степени составляет не более 30 дней.
В этот период родители должны поощрять ребенка за каждое достижение в детском саду, чтобы мотивировать его на новые полезные поступки, например, за то, что он сам оделся, не прихотничал, поделился игрушкой, съел весь обед.
Средняя: проходит за месяц или два
Дети с умеренной адаптацией быстро привыкают к новому окружению и легко справляются без поддержки родителей. Психологическое состояние ребенка может быть таким же, как у детей с низкой степенью адаптации. Однако проблема заключается в том, что при умеренной адаптации резко снижается иммунитет. Ребенок хочет посещать детский сад, но не может этого делать из-за частых заболеваний, вызванных вирусами и бактериями. В этом случае педиатр сможет помочь ребенку адаптироваться к новым условиям. Врач посоветует родителям, как укрепить иммунную систему ребенка. Можно обойтись без лекарств, если включить в рацион ребенка пищу, богатую витаминами и полезными микроэлементами, и проводить больше времени на улице вместе с ребенком.
Средняя степень адаптации длится от 30 до 60 дней.
Тяжелая ситуация: малыш может заболеть
Детям, у которых адаптация проходит тяжело, рекомендуется отложить посещение детского сада. Для малышей с низким иммунитетом желательно начинать ходить в дошкольное учреждение после трех с половиной лет.
Чтобы процесс адаптации прошел лучше, можно:
- выбрать индивидуальный график посещения детского сада. Если есть возможность, можно несколько месяцев водить малыша в сад несколько раз в неделю или записаться в группу кратковременного пребывания;
- укрепить иммунитет ребенка;
- отказаться от профилактических прививок, пока малыш не привыкнет к новому коллективу.
Чтобы ребенок легче адаптировался психологически, можно:
- научить ребенка брать на улицу или в сад игрушки, которыми можно поделиться;
- Родителям следует сохранять спокойствие;
- Рекомендуется избегать шумных мероприятий, таких как походы в цирк или театр, а также приём гостей;
- Важно не обсуждать негативные моменты, связанные с дошкольным учреждением, в присутствии ребёнка.
Не стоит обещать малышу вознаграждение за посещение сада. Ребёнок должен понимать, что пребывание в дошкольном учреждении является частью его жизни, а не тяжёлым трудом.
Группа кратковременного пребывания предполагает, что малыш будет находиться в группе без питания в течение 4 часов. После посещения этой группы в течение одного или двух месяцев детям гораздо легче привыкнуть к полному дню в детском саду.
Для ребенка тяжелая адаптация может привести к нервному срыву: он начинает плакать по любому поводу, плохо спит и отказывается от еды. В результате этого его иммунитет резко снижается. Воспитателям не удается установить контакт с малышом. В наиболее сложных ситуациях он не реагирует даже на просьбы родителей. Ребенка не интересуют игрушки в группе, а похвала взрослых только вызывает у него страх.
Капризы и нарушенный сон – это признаки того, что организм ребенка не справляется с адаптационным стрессом
Сложная адаптация требует вмешательства психолога. Нередко нервное поведение характерно для детей, живущих в неблагополучной семейной обстановке. Специалист вначале проводит разговор с родителями (без ребенка), чтобы получить информацию о том, как ребенок себя ведет вне детского сада. Следует обратить внимание на такие симптомы:
- потеря аппетита;
- нарушенный сон;
- неконтролируемый стул;
- продолжительный плач без видимой причины.
Читайте также: Неприятный запах из ротовой полости у ребенка.
Если ребенок тяжело переносит период адаптации, родителям придется приложить особые усилия. Психологи рекомендуют проводить больше времени с ребенком.
Детский сад – это открытая система, где мама имеет возможность проводить время со своим малышом в группе. Законодательно такая практика не запрещена.
Рекомендуется постепенно привыкать к пребыванию в детском саду детей с трудностями адаптации. В первый день ребенку стоит находиться в группе не более часа. Постепенно каждый день можно увеличивать время пребывания на 15-30 минут.
Пассивная адаптация: задержанная реакция на пребывание в детском саду
Также родители могут столкнуться с пассивной адаптацией. В то время как в детском саду ребёнок ведёт себя прекрасно, дома вечером он становится капризным и не слушает взрослых. Необходимо избегать проявления агрессии. В первую очередь маме следует беседовать с малышом. Для помощи могут быть использованы терапевтические сказки.
Терапевтический рассказ о маленьком слоненке Тоше
Жила-была семья. Отец-слона, мать-слоноша и маленький слоненок Тоша. Слоненок вырос, и пришло время ему идти в детский сад. Он очень хотел попасть туда, и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано утром, вымыла, одела его в новенькую одежду и повезла на машине в детский сад.
В детском саду его встретила тетя-воспитательница. Она показала ему шкафчик, в котором он будет хранить свои вещи и сменную обувь. На шкафчике была приклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоненок переобулся в другую обувь, и мама проводила его в группу. Там уже было много других слонят, они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашел занятие, он увидел дудку, взял ее и стал гудеть.
А затем слоноша-няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слонята ели кашу, сосиски, пили чай с хлебом и маслом…
После завтрака слоненок заскучал, но потом к нему подошел другой слоненок, и они познакомились и подружились. Слоненка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело играли. Тоша даже не заметил, как пришла мама.
* Рассказывать можно обо всем, что происходит в детском саду в течение дня. К рассказу взрослого можно добавлять комментарии ребенка. Он будет добавлять ситуации, которые тревожили его днем. А слушая ответы ребенка на вопросы, можно диагностировать состояние ребенка, его переживания.
** Вопросы к ребенку:
Как ты думаешь, было ли весело Тоше в детском саду?
Что его огорчало?
Что понравилось Тоше?
Как ты думаешь, что нужно Тоше, чтобы ему не было грустно?Ирина Марухнич
http://www.maam.ru/detskijsad/terapevticheskaja-skazka-dlja-detei-slonenok-tosha-idet-v-detskii-sad.html
Существует множество отечественных и зарубежных мультфильмов, которые помогают детям лучше понять и положительно относиться к детскому саду. Не стоит лениться искать их в интернете, а затем смотреть вместе с вашим ребенком. После просмотра, обсудите, что понравилось, что было понятно и знакомо, а что не было, какие интересные занятия проводили дети в саду, во что играли, кто им помогал, с кем из персонажей ваш малыш хотел бы подружиться и так далее.
Как еще можно помочь ребенку в возрасте 2-3 лет
Внутреннее настроение родителей, постоянное общение с малышом, укрепление его иммунной системы – все эти факторы положительно влияют на степень адаптации ребенка к новым условиям. Однако невнимание к состоянию ребенка, нарушение режима сна и бодрствования, плохое питание – факторы, которые усугубляют привыкание к новым условиям.
Если процесс адаптации идет очень сложно, то без дополнительной помощи не обойтись. Следующие методы помогут успешно преодолеть период адаптации к новым условиям:
- Терапевтические сказки, которые рассказывают о походе в детский сад, а также о других сложных ситуациях. Это познавательные истории, которые помогают ребенку найти решение различных жизненных проблем. Важно не только прочитать сказку ребенку, но и обсудить с ним сюжет.
- Подарок, который дорог ребенку. Ребёнок может выбрать одну из своих любимых игрушек, чтобы взять ее с собой в детский сад. Важно предварительно обсудить этот вопрос с воспитателем.
- Игры неподалеку от детского сада или на его территории в выходные дни. Таким образом, ребенок быстрее привыкнет к месту и перестанет его бояться.
- В случае тяжелой адаптации некоторым детям может быть назначена медикаментозная терапия. Педиатр может рекомендовать такие успокоительные препараты, как Фенибут, Пантогам, Глицин. Важно проконсультироваться с врачом перед использованием любых препаратов. Ребенок может продолжать посещать детский сад во время лечения.
К сожалению, когда ребёнок впервые идёт в детский сад, многим родителям также требуется психологическая помощь. Рекомендуется пообщаться с родителями, которые уже отправили своих детей в дошкольное учреждение, чтобы поделиться опытом и получить поддержку.
Нарушение адаптации
Не редко возникает ситуация, когда у ребенка уже успел наладиться новый режим и внезапно начинает длительно болеть. Или организм малыша не справляется со стрессом и начинает испытывать ухудшение самочувствия. Это называется нарушением адаптации. За время пребывания дома ребенок может забыть о детском саде, и психологический дискомфорт при повторном посещении дошкольного учреждения придется испытать заново. При этом такая ситуация может повторяться снова и снова.
Читайте также: Все о детском рахите.
Родители должны периодически напоминать о педагогах и новых увлекательных занятиях, которые малыш проводит в саду, а также о веселых играх, которые они вместе играют. В общем, продолжайте поддерживать и поощрять ребенка, создавая у него положительные воспоминания о садике. После выздоровления стоит постепенно возобновить посещение сада: возможно, вначале стоит приводить ребенка только на время прогулок, а затем постепенно увеличивать его время пребывания.
В первые месяцы посещения дошкольного учреждения может возникнуть проблема адаптации после длительных выходных. Если ребенок плачет и не хочет идти в сад, родители должны сохранять дружелюбное и спокойное отношение. Если возможно, стоит забирать ребенка раньше в понедельник (сразу после дневного сна).
Мнения мам о процессе приспособления детей к детскому саду
Одной из основных проблем адаптации является то, что дети начинают плакать, видя других ревущих детей. Поэтому, если вы переживаете, лучше не ходить в садик в течение первых двух месяцев, а потом прийти, когда все дети уже адаптируются, и вашему ребенку будет легче. Но это немного эгоистично. Мой сын плакал около двух недель, именно когда мы приходили в садик и он видел ревущих детей. И нам приносили подарочки каждый день, мелочи, чтобы его уговорить. А он хитрый, теперь всегда требует подарочки.
Ленка
Мы выбрали 1,8 группу и присоединились к ней примерно неделю назад. Все оказалось гораздо проще, чем я предполагала. Наш ребенок очень коммуникабельный, легко находит общий язык с людьми.
Avina
https://www.u-mama.ru/forum/kids/kindergarten/315104/index.html
Мы, в свою очередь, решили записать ребенка в группу неполного дня. Сначала я забирала его пораньше, чтобы после детского сада хорошо погулять. В садике было немного детей, поэтому им уделяли много внимания и все очень быстро подружились. Дети ели много фруктов, а также часто ездили на природу и никогда не болели…
StiX
https://www.u-mama.ru/forum/kids/kindergarten/315104/index.html
В возрасте 4 лет я отправила свою дочь в садик, раньше она сидела с бабушкой. Сначала она не хотела ходить, но как только ее перевели в другую группу, она стала ходить каждый день и даже сама просилась в садик. Дети не всегда говорят, что им не нравится. Кстати, нашу первую воспитательницу потом уволили.
Источник: Аспэг
Дети все разные. Когда мы отвели старшего сына в садик, он начал орать и вести себя неадекватно. Мы так много плакали и решили не ходить в садик. А с младшим сыном у нас не было проблем, мы оставили его в садике и ушли. Воспитательница сказала нам, что можем приходить в обед, но я сказала, что если он будет плакать, позвоните мне и я заберу его. Но ничего подобного не произошло. Вот так. Я думаю, что все зависит от воспитателя – это я точно могу сказать.
Мы ходили в садик только до обеда в течение месяца, потом я забирала его после сна в течение недели, а потом начала оставлять его на целый день. Процесс адаптации был очень тяжелым, я бы даже сказала, что это было адское испытание. Ребенок плакал при расставании, но успокаивался уже через 10 минут.
Источники: