Шесть или семь в каком возрасте отдать ребёнка в школу_1

Шесть или семь в каком возрасте отдать ребёнка в школу_1

В каком возрасте лучше поступить ребёнка в школу: шесть или семь лет?

Готовность ребёнка к школе определяется сугубо индивидуально, после оценки многих факторов его развития

В настоящее время, век XXI, характеризуется быстрым темпом жизни, люди стремятся сделать как можно больше за короткое время. И многие родители желают, чтобы их ребенок пошел в школу как можно скорее. Если раньше почти все дети поступали в первый класс в возрасте 7 лет, то сегодня в школьных классах оказывается очень много шестилетних детей. Оправдано ли это? Как определить, когда самое время отправить ребенка учиться, а когда лучше подождать еще год в детском саду?

Правовые ограничения на возраст посещения школы

В соответствии с законодательством Российской Федерации, дети имеют возможность начать посещение школы с 6 с половиной лет, но не позднее 8 лет. В определенных ситуациях может быть разрешено более раннее поступление в учебное заведение, однако это требует согласия директора конкретной школы.

Дети могут начать получать дошкольное образование в образовательных организациях с двух месяцев. Для получения начального общего образования в образовательных организациях дети должны достичь возраста шести лет и шести месяцев, если нет медицинских противопоказаний. Однако возраст для получения начального общего образования не должен превышать восьми лет. Учредитель образовательной организации может по просьбе родителей (законных представителей) разрешить прием детей на обучение по программам начального общего образования в более раннем или позднем возрасте.

Источник: ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: можно ли вообще не отправлять ребенка в школу. На этот счет в законодательстве также имеются пояснения. Ребенок обязательно должен получить основное общее образование (т.е. закончить 9 классов). И если восьмилетний ребенок еще не пошел в первый класс, семьей незамедлительно заинтересуются органы опеки: речь может дойти даже до лишения родительских прав.

Первоклассники идут в школу с цветами

Согласно законодательству России, дети могут начать учиться в первом классе в возрасте от 6,5 до 8 лет

В некоторых случаях, при наличии медицинских показаний, родители могут обучать своих детей дома. Кроме того, на сегодняшний день существуют частные школы, которые обязаны иметь соответствующую лицензию.

Видео: возможно ли отправить ребенка в школу в 6 лет 4 месяца (рассказывает юрист)

Кто чаще всего начинает учиться в школе в 6 лет

По современным наблюдениям, детей, родившихся летом, родители без колебаний отправляют в школу в 7 лет. Однако “осенние” дети чаще всего начинают учиться в школе в 6 лет: взрослые объясняют это тем, что их ребенку скоро исполнится 7 лет, а начинать учебу в первом классе в 8 лет уже слишком поздно.

Родителей “зимних” детей посещают большие сомнения. С одной стороны, они считают, что рано отправлять ребенка в школу, а с другой стороны, они не хотят терять лишний год в детском саду.

Моя однокурсница даже провела опрос в социальных сетях на тему: стоит ли отправлять ее дочь, родившуюся в декабре, в школу в 6 лет или подождать еще год. В итоге шестилетняя девочка все же стала первоклассницей.

«Весенние» малыши (как и летние) чаще всего идут в школу в полных 7 лет. В шести годиков их отдают учиться только очень малое количество родителей. Главным образом, это связано с желанием попасть к определенному учителю (например, родному родственнику). Отдельная группа взрослых – те, кто стремится уже на этом этапе освободить мальчика от службы в армии.

Мой малыш ходил в детский сад с одним мальчиком (он так же, как и мой, родился весной). И уже в средней группе его мама подняла меня вопросом: «А вы не собираетесь отправить в школу в 6 лет?». Она приняла решение поступить сына в первый класс раньше времени только потому, что очень боится армии, куда, по ее уверению, ее 18-летний ребенок попадет сразу после окончания 11-го класса – буквально со школьного порога. Эта женщина искренне удивлялась, почему я не делаю того же самого

Схематическое изображение времён года в виде дерева на разном фоне, позади него размытое изображение женского лица

Родители, у которых дети родились зимой, сталкиваются с трудностями при выборе.

На самом деле, сегодня стало обычным явлением отправлять детей в школу раньше, чем пару-тройку десятилетий назад.

Я помню, что в моем классе была одна девочка по имени Аня, которая родилась в декабре. Ее отправили в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в классе родились весной и летом (так что им уже было семь лет). Из-за этого они часто издевались над ней и называли “малышкой”. В то же время, другая девочка Ира (она родилась в ноябре), была самой старшей в классе, так как пошла в школу в неполные восемь лет. Она очень гордилась этим и часто подчеркивала свой старший возраст. Сейчас, наблюдая за отношениями в классе моего сына, я вижу, что такого уже нет: дети с разницей в возрасте в год спокойно общаются друг с другом.

Читайте также: Как отучить ребенка от длительного пребывания за компьютером?

Определяющие аспекты

При определении готовности ребенка к школе, родители не должны ограничиваться только возрастом. Необходимо учитывать множество факторов, чтобы ребенок чувствовал себя максимально комфортно в роли ученика. Кроме того, стоит задуматься об этом хотя бы за полгода до предполагаемого начала школьной жизни.

Развитие интеллекта у ребенка

Для будущего школьника важно обеспечить интеллектуальное развитие. В этом процессе есть несколько ключевых аспектов:

  1. Развитие логического мышления и способности понимать причинно-следственные связи. Можно использовать настольные дидактические игры, например, “Подбери атрибуты к каждой профессии” или парные картинки “Что было и что стало”. Также полезны занятия с пазлами.
  2. Широкий кругозор. Желательно, чтобы ребенок был любознательным и интересовался окружающим миром.
  3. Основные математические навыки. Ребенок должен уметь легко считать от 1 до 10 и обратно (хотя в программе подготовительной группы уже идет счет до 20), решать простейшие задачи и знать основные геометрические фигуры.
  4. Необходимо, чтобы у ребёнка была чёткая и понятная речь, а также достаточно большой словарный запас, состоящий не менее чем из 3500 слов. Все проблемы, связанные с речью, должны быть устранены ещё в школьном возрасте, начиная с пяти лет. Ребёнок должен уметь говорить полноценными предложениями, составлять небольшие рассказы на основе картинок или последовательности сюжетных картинок, а также подбирать синонимы и антонимы к различным словам.
  5. Важно развивать у ребёнка память и способность последовательно воспроизводить события. Он должен легко запоминать небольшие стихи, песни, а также уметь пересказывать сказки, короткие рассказы или просмотренные спектакли. При этом следует обращать внимание на внимательность к деталям.
Что еще почитать:  5 способов убедить собственного ребенка в том что он некрасивый

Фотогалерея: индикаторы умственного развития будущего ученика первого класса

Девочка собирает разрезные картинки «Овощи» - соединяет вершки и корешки Для успешного обучения в школе очень важно развитие логического мышления Девочка через лупу рассматривает растения Расширение кругозора и любознательность являются важными качествами будущего школьника Мальчик показывает каранадашом на птицу, изображённую на картине Ребенок должен обладать четкой речью и уметь составлять небольшой рассказ по картине Мальчик рассказывает стихотворение Большое значение имеет хорошая память, способность запоминать стихи и песни На доске выложены цифры от 0 до 10, девочка показывает пальцем на цифру 4 Будущий ученик должен уметь считать хотя бы до 10 и обратно

Помимо умственного развития, ребенок, готовящийся к школе, должен обладать основными художественными навыками. Конечно, не все обладают художественным талантом, однако будущий первоклассник должен уметь работать с кистью (уверенно наносить тонкие и толстые линии), раскрашивать рисунок, не выходя за контур. Кроме того, важно развивать мелкую моторику: ребенок должен уметь использовать ножницы и умело лепить.

Что касается умения читать, то многие учителя начальных классов считают, что это не является обязательным: в противном случае ребенку может быть просто неинтересно в первом классе.

Конечно, дети, которые регулярно посещают детский сад, должны обладать всеми вышеупомянутыми навыками. Тем не менее, существуют дети, которые не ходят в детский сад и обучаются дома. В таких случаях родители должны быть внимательны и не упускать ничего важного. Например, в классе моего сына учится один мальчик, который никогда не посещал детский сад. Когда начались подготовительные курсы к школе, он показал хороший уровень интеллектуального развития в целом, но выяснилось, что у него полностью отсутствуют навыки работы с ножницами. Учительница указала на эту проблему матери, и после домашних занятий все постепенно наладилось.

Видео: что включает в себя интеллектуальная готовность ребенка к школе

Уровень зрелости психики, эмоциональное состояние

Для будущего первоклассника необходимо приложить некоторые усилия, чтобы сохранять внимание и сосредоточенность весь учебный день в школе. И здесь очень важна психическая зрелость: умение контролировать свое поведение, принимать взвешенные решения, быть сосредоточенным, терпеливым и самостоятельным. Далеко не все шестилетние дети уже способны справиться с этим.

Конечно, в первом классе учебный процесс организован таким образом, чтобы снизить нагрузку на вчерашних дошкольников: обязательные физкультминутки во время урока, разумное чередование предметов познавательного и физического характера.

10.17. Для предотвращения утомления, нарушения осанки и зрения у учащихся на уроках необходимо проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (см. Приложение 4 и Приложение 5 настоящих санитарных правил).

10.18. Во время урока следует чередовать различные виды учебной деятельности (кроме контрольных работ). Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности у учащихся 1–4 классов не должна превышать 7–10 минут, а у учащихся 5–11 классов — 10–15 минут.

СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (новый санпин по школам)
www.kudagradusnik.ru

Однако, если у ребенка происходит быстрое истощение психики, он проявляет гиперактивность или сильную тревожность, то в возрасте 6 лет у него могут возникнуть серьезные проблемы с самоконтролем. Возникает опасность психического перенапряжения, что может привести к последующим нервным срывам и полной потере интереса к учебе.

Недовольная девочка хватается за голову, сидя за партой

Для успешной адаптации в школьной среде необходимо учитывать не только уровень интеллектуального развития, но и эмоциональную зрелость ребенка.

Несмотря на то, что шестилетний малыш может обладать высоким уровнем интеллекта и быть очень сообразительным, если он не готов эмоционально к поступлению в первый класс, то стоит отложить эту идею. Один год играет огромную роль в психическом развитии ребенка.

Видео: значимость эмоциональной зрелости ребенка перед поступлением в школу (советы специалиста)

Темперамент

Также важным фактором для успешной адаптации к школьной жизни является темперамент. Он во многом определяет уровень активности ребенка, его поведение и отношение к окружающему миру. Особенно сложно учится холерикам и меланхоликам. Холерики слишком гиперактивны и вспыльчивы, им трудно контролировать свое поведение и сосредоточиться на учебе. Они склонны до последнего отстаивать свою точку зрения, даже прибегая к драке. Меланхолики же слишком чувствительны и реагируют остро на все ситуации, они могут заплакать из-за замечания учителя или реплики одноклассника.

Читайте также: Как научить ребенка пользоваться унитазом.

Что еще почитать:  5 оригинальных и безопасных способов похудеть после родов

Флегматики слишком спокойны и медлительны, часто они не успевают выполнить задание, указания учителя до них доходят не сразу.

Если речь идет о трех типах детей, то не требуется спешить с отправкой их в школу в возрасте шести лет. Большая ошибка заключается в том, что школа сама по себе справится с успокоением маленького холерика или разбудит флегматика. С другой стороны, самым подходящим типом для обучения является сангвиник. Такие дети общительны и любознательны, они не ищут конфликтов и легко вливаются в коллектив.

Мальчик скачет, раскрыв рот; девочка сидит на подоконнике и задумчиво смотрит вдаль

У детей в возрасте шести лет, у которых холерический, флегматический и меланхолический темперамент, могут возникнуть трудности с адаптацией в школе

Родители всегда могут определить темперамент своего ребёнка. Например, один из них всегда нуждается в постоянном движении, в то время как другой может сидеть за столом и собирать пазлы в течение длительного времени. Один из них сразу начинает плакать от шуток других детей на площадке, в то время как другой не обращает на это никакого внимания и способен посмеяться над собой.

Мотивация к обучению

Перед отправкой шестилетнего ребенка в школу, важно узнать, желает ли он самостоятельно начать учиться, не вызывает ли у него грустных мыслей предстоящее прощание с детским садом. Замечательно, если ребенок с удовольствием проводит свободное время, читая книги или решая простые задачки, если он постоянно интересуется новыми знаниями (часто задает вопросы родителям о мире вокруг нас). Школа предоставит возможность удовлетворить все эти потребности.

Источники мотивации для обучения могут быть различными и включать родителей, родственников и педагогов из детского сада. Также можно использовать внешние атрибуты, связанные со школой, чтобы пробудить интерес: красивые портфели, яркие канцелярские принадлежности. Можно привести в пример старшего брата или сестру, которые с успехом и с удовольствием учатся, или рассказать ребенку, что в школе он сможет завести много новых друзей.

Довольная девочка лежит рядом в порфелем и канцелярскими принадлежностями

Отлично, если шестилетний ребёнок стремится стать учеником в самое ближайшее время

Важность коммуникативных навыков и самостоятельности

Для успешного начала учебы очень важно, чтобы ребёнок умел общаться (как с ровесниками, так и с взрослыми) и имел адекватную самооценку. Важно, как ребёнок устанавливает контакты с другими людьми и насколько он открывается перед ними. Если шестилетний ребёнок общительный, ему будет намного проще приспособиться к новой среде. Застенчивым же будет труднее как в шесть, так и в семь лет, поэтому родители обязательно должны работать в этом направлении (чаще приглашать в гости ровесников, создавать ситуации успеха для ребёнка, обратиться за помощью к психологу).

Опыт показывает, что у детей, склонных к застенчивости, возникают затруднения с ответами у доски, особенно в отношении устных предметов. Например, для успешного чтения стихотворения необходима определенная степень раскрепощенности. Вместо этого такие дети становятся еще более закрытыми из-за повышенного внимания к их лицу.

Мальчик с портфелем за спиной прижался к ноге мамы

Также важно учитывать коммуникативные навыки при определении готовности ребёнка к школе

Станет полезным вспомнить предыдущий опыт адаптации вашего ребёнка, например, как он привыкал к детскому саду, находился среди сверстников в школе искусств или спортивной секции. Если же ребёнок редко посещает дошкольное учреждение, не ходит на дополнительные занятия, проводит большую часть времени с родителями и бабушками, то есть вероятность, что в школе у него возникнут определённые трудности.

Вопрос самостоятельности также тесно связан с социализацией ребёнка. Ведь в школе ему придётся самостоятельно быстро и аккуратно переодеваться (например, на физкультуру), поддерживать в порядке своё рабочее место. Если шестилетний ребёнок не научен этому, то неизбежны насмешки более проворных одноклассников и недовольство учителей.

Физическое развитие, состояние здоровья

Физическое развитие будущего ученика имеет такое же значение, как и развитие его умственных способностей. В ходе занятий физкультурой в школе, детям предстоит выполнение определенных нормативов, которые могут оказаться сложными для ребенка, который поступил в школу на год раньше. Кроме того, сам учебный процесс требует от школьников выносливости и хорошего здоровья.

Родители имеют возможность оценить следующие показатели физического развития своего ребенка:

  1. Дети могут бегать достаточно долго и не уставать.
  2. Они хорошо могут кидать и ловить мяч руками.
  3. Ребенок способен держать равновесие и стоять на одной ноге в течение некоторого времени.
  4. Он умеет прыгать в длину с места.

Если ребенок пропускает детский сад время от времени, то это может не сильно повлиять на его развитие, но в случае с пропусками в школе, могут возникнуть серьезные трудности с учебой.

Девочка закутана в плед, мама обнимает её и смотрит на термометр, на столе лекарства

Если у шестилетнего ребенка есть интеллектуальное развитие, но он часто болеет, то лучше отложить его поступление в школу на год.

Также стоит отложить поступление шестилетки в первый класс, если у ребенка были травмы головы или позвоночника, а также если у него есть какие-либо психические расстройства. Важно также обратить внимание на работу желудка. Например, если ребенок страдает от поноса или запоров, то на уроках в школе может возникнуть дискомфорт. Эту проблему следует обязательно решить.

Если ребенок быстро устает, ему нужен дневной сон, поэтому лучше, чтобы он еще годик походил в детский сад. Ведь многие ученики начальной школы также посещают группу продленного дня. Согласно СанПин, в первом классе там предусмотрен дневной сон и прогулка, но все равно насыщенный режим дня с уроками в школе может оказаться слишком тяжелым для шестилетнего ребенка и негативно сказаться на его здоровье.

Для учеников начальных классов, которые посещают группу продленного дня, рекомендуется предусмотреть время для сна и игр. Если в школе нет специальных помещений для этого, то можно использовать универсальные комнаты, в которых будет объединена спальня и игровая зона. В этих помещениях можно оборудовать встроенную мебель, такую как шкафы и одноярусные кровати.

Для учеников II – VIII классов, в зависимости от возможностей, рекомендуется выделить отдельные помещения для игровой деятельности, кружковых занятий и занятий по желанию учеников. Также можно предусмотреть места для дневного сна учеников, которые нуждаются в отдыхе.

В течение дня необходимо предусмотреть: питание, прогулку, дневной сон для учеников 1-х классов и ослабленных учеников II – III классов, время для самостоятельной подготовки, общественно-полезный труд, участие в кружковых занятиях и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

СанПиН 2.4.2.2821–10 для школ и образовательных организаций (санпин по школам новый) Приложение 6

www.kudagradusnik.ru

Мальчик на уроке закрыл глаза и подпёр голову рукой

Если школьник в возрасте шести лет быстро утомляется и нуждается в дневном сне, то ему будет сложно справиться с требованиями школьной программы.

Что еще почитать:  Как подготовить ребенка к школе

Интересно отметить, что доктор Е. О. Комаровский уделяет большое внимание оценке физической готовности ребенка к поступлению в школу. Важным этапом является проведение полного медицинского обследования будущего ученика. Однако педиатр считает, что в современных отечественных школах недостаточно внимания уделяется физической активности, спорту и прогулкам. Исходя из этого, рекомендуется не спешить отправлять ребенка в школу, а, если возможно, дополнительно укрепить его здоровье на протяжении года.

Если у родителей есть возможность, я бы рекомендовал отложить посещение отечественной школы до семи лет, если ребенок сейчас шестилетний. За это время родители смогут провести много времени с ребенком, обеспечив ему нормальный физиологический образ жизни. Если же выбор между детским садом, где воздух загрязнен и дети не гуляют, и школой, которая не лучше детского сада, то лучше пойти в школу с шести лет.

Е. О. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/fiziologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole.html

Видео: Когда следует отправлять ребёнка в школу (взгляд Е. Комаровского)

Пол ребёнка

Практика демонстрирует, что девочки готовы к учебе раньше мальчиков (хотя всегда есть исключения). Это связано с зрелостью полушарий головного мозга. У будущих женщин левое полушарие быстрее развивается: оно отвечает за развитие речи, что очень важно в начальных классах. У мужчин вначале более развито правое полушарие, отвечающее за пространственно-временную ориентацию: в начале школьного обучения это не так актуально.

Читайте также: Если ребенок начал обзываться.

Когда я работала воспитателем в детском саду, у меня была девочка Варя в моей группе, которая была на год младше остальных детей. Родители решили перевести ее из ясельной группы в младшую, когда ей было всего два года (она провела в яслях всего несколько дней). Варя уже научилась декламировать стихи, в то время как многие из детей в яслях еще даже не умели говорить, поэтому ей стало скучно там. В детском саду Варя проявила себя как очень умная и общительная девочка. Например, она с большим удовольствием рассказывала длинные сказки и очаровывала меня подробным описанием приготовления разнообразных блюд, которые она готовила дома с мамой. Позже, когда Варя пошла в первый класс вместе с моим сыном, она также проявила отличные речевые навыки и успешно училась, несмотря на разницу в возрасте с другими детьми.

Школьницы в большинстве случаев легче приспосабливаются к школьной жизни, и им будет не очень интересно учиться в классе, где большинство учеников младше их. Поэтому девочек рекомендуется отправлять в первый класс, когда им исполняется около 6 с половиной лет, в то время как мальчиков лучше отдавать в класс, когда им уже исполнилось больше 6 лет (естественно, учитываются многие факторы развития).

Мальчик катает машинку в детском саду, девочка пишет мелом на школьной доске

Многие девочки проявляют готовность к обучению раньше, чем мальчики

Кто поможет сделать выбор

Часто родителям сложно самостоятельно определить, готово ли их шестилетнее чадо к школе. В данном случае лучше обратиться за помощью к специалистам:

  1. Воспитатель детского сада. Педагог, работающий в группе, всегда сможет сразу выделить наиболее “взрослых”, развитых детей, которым вполне можно пойти в школу в шесть лет. Это становится понятно уже в средней группе. Таких ребят можно рекомендовать перевести в группу постарше за год до их выпуска (из средней сразу в подготовительную).
  2. Психолог. Специалист поможет оценить эмоциональную зрелость ребёнка, его темперамент, указать на возможные психические проблемы и дать ценные рекомендации.
  3. Возможно, родители сомневаются, стоит ли отправлять своего ребенка в первый класс в следующем году. В таком случае, они могут рассмотреть возможность посещения курсов подготовки к школе. Такие занятия помогут определить, как хорошо малыш справляется с обучением, а также дадут возможность получить советы от опытного педагога, работающего на этих курсах.

Необходимо учитывать не только свои амбиции, но и то, что обучение должно приносить ребенку радость, а не только пользу. Не стоит полагаться только на мнение окружающих или советы подруги, чей шестилетний ребенок уже пошел в первый класс (ведь каждый ребенок индивидуален). Задача родителей – понять, что именно необходимо их ребенку.

Мама девочки разговаривает с воспитателем

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: