Дети менее активны, чем раньше: меньше озорных игр, меньше открытых площадок для них. Однако, для полноценного развития малыша необходимы активные и творческие занятия, в том числе и на улице. Важно привлечь детей к подвижной игровой активности и в период обучения в младшей школе: это 1, 2, 3 и 4 классы.
Важность движения и игр для развития ребенка
Все детство игра является основным видом деятельности ребенка. Если она придумывается и контролируется детьми, то удовлетворяет жизненные потребности в развивающих движениях, они доступны и приятны растущему организму ребенка.
Что развивают
Такие игры помогают развивать и проявлять:
- инициативность;
- фантазию и творческие замыслы;
- культуру взаимодействия в коллективе;
- эмоции и интересы.
Игра, имеющая подвижный характер, стимулирует личностное развитие детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Активная игровая деятельность способна восстановить их силы и дать полноценный отдых, научить видеть окружающий мир, а также понимать и подчиняться правилам, происходит мягкая адаптация к социальной жизни.
Игры подвижной группы помогают развиваться таким физическим качествам, как:
- сила и ловкость;
- работоспособность и терпеливость;
- проворность и гибкость.
Как правильно организовать
Правильно организованные забавы на свежем воздухе проходят радостно, сохраняют у ребят веселый настрой и не превращаются в нудную и тяжелую работу.
Подвижные игры направлены на достижение цели, а их содержание включает такие типы движения:
- бег и челночный бег;
- прыжки и подпрыгивания;
- лазание;
- метание мяча и других предметов.
Организованные во время уроков физкультуры и в качестве внеурочки — в спортзале или на открытой площадке, подвижные игры помогают углубить дыхание, отрегулировать газовый обмен у детей.
План
Учебный план, включающий подвижные игры для детей 7 10 лет в помещении и на свежем воздухе, решает следующие задачи:
- сохранение здоровья детей и недопущение его ухудшения вследствие малоподвижного учебного процесса;
- облегчение адаптационного периода к школе (на это в основном направлены подвижные игры для 1 класса);
- воспитание правильной осанки, ритмического чувства, улучшение координации движений.
Характеристика младших школьников
Дети младшего школьного возраста имеют характерно высокую подвижность и жизненную необходимость постоянно двигаться. Детский организм в 7-10 лет еще не может выдерживать длительное напряжение, поэтому длительность игр не должна быть большой. Предпочтение надо отдавать кратким по времени забавам, чтобы ребята могли отдохнуть и восстановить силы.
Анатомо-физиологические характеристики школьников 1-2, и, чуть в меньшей степени, 3-4 классов включают в себя большое влияние окружающих условий на растущий организм и повышенную утомляемость. Отдельные кости и скелет с момента рождения еще формируются. Костный аппарат у ребят более гибкий, чем у старших, за счет толщины хрящевой прослойки.
Однако, опорно-двигательный аппарат еще недостаточно прочен. Такие физические особенности требуют проводить игры, включающие разнообразные движения, но без продолжительного напряжения мышц.
У младших школьников 7-9 лет высокая жизнеспособность сердечно- сосудистой системы: сосуды имеют эластичные стенки, сердечная мышца отлично функционирует. При этом нервная система, которая регулирует и рабочий механизм сердца, еще недостаточно развита.
Активности
Наибольшая активность у школьника 1-4 классов проявляется в активностях, сочетающих бег, подпрыгивания, требующих сил и энергии, и небольшие перемены для отдыха. Однако, однообразные повторяющиеся действия вызывают быструю усталость.
Функция концентрации внимания у детей такого возраста не очень сильна- отсюда рассеянность, «перескакивание» с одного интересного предмета на другой. Поэтому правила, по которым организуются подвижные игры для младших школьников, должны быть незамысловатыми, а сами они состоять из простых и свободных движений.
Дети в начальных классах школы охотней откликаются на то, что видят, слышат или наблюдают, однако, с началом обучения у них начинает развиваться и понятийный аппарат – действия становятся более осознанными, у них лучше получается критически мыслить и сознательно контролировать движения, понимать усложненные правила.
Для первоклассника, для учеников 2-3 классов характерно активно двигаться, однако им еще сложно рассчитать свои физические силы, поэтому тут необходим усиленный контроль со стороны учителя.
Психическое развитие
Особенность психического развития детей младшего школьного возраста – повышенная ранимость и некритичное восприятие собственных ошибок, поэтому нежелательно выводить их из игрового процесса за промахи.
Нарушения же правил происходят из-за недостаточного опыта, неразвитого командного духа и несовершенного пока физического развития маленьких игроков.
Ученикам 6-8 лет еще сложно участвовать в забавах, основанных на сложных движениях и взаимодействии с товарищами, поэтому в таком возрасте им больше подходят некомандные взаимодействия- имитации, имеющие сюжетный характер. К 9-11 годам ребята заметно прибавляют в мышечной силе, быстроте и ловкости, лучше управляют телом, поэтому их можно привлекать к спортивным занятиям более сложным по содержанию. Подвижные игры для учащихся 3 класса уже могут содержать новый набор движений и решать более трудную тактическую задачу.
Есть небольшие различия в развитии младшешкольников по полам. Так, подвижные забавы 9 – 10 летних мальчиков – борьба и взаимовыручка, девочки же выбирают ритмичные и точные манипуляции с разными предметами.
Принципы организации
Подвижные игры для начальной школы призваны снимать чрезмерное мышечное и психическое напряжение и усталость учеников, возникающие во время образовательного процесса. Этому же служат динамические расслабляющие упражнения в перерывах между уроками.
Основные организаторы двигательной активности- учителя начального обучения, педагоги и воспитатели по внеурочному образованию, вожатые в лагере летом.
Действие строится, в основном, на определенном сюжете, образы в которых становятся сложнее от класса к классу. Здорово вводить в них элементы неожиданности, чего-то, поднимающего настроение (например, смешной сюжет или стишок).
Описание и правила руководитель объясняет как можно более кратко, лучше всего в форме сказочного повествования- так дети лучше усвоят движения.
Сигналы к игровым действиям для детей 6-9 лет подаются не свистком, а словами, что активизирует вторую сигнальную систему, еще незрелую у младшешкольников. В подвижных играх для учеников 2 класса и старше хорошо работают хоровые речетативы, которые одновременно развивают чувство сплочения у ребят и подготавливают к активным действиям.
Важен выбор водящего – это позволяет верно соизмерять силы и возможности – свои и товарищей. Рекомендуется более частая смена «воды» для охвата всех детей из группы.
Осенью, когда ребята только приходят в первый класс, они еще не готовы к командному взаимодействию, поэтому элементы соревнования (сначала в парах, потом в группах) желательно включать в программу двигательной активности попозже, по мере созревания коллективизма.
При разделении класса на группы (команды) необходимо учитывать уровень физической и психической подготовки. В этом возрасте больше всего подходят короткие перебежки в разных направлениях, подпрыгивания, преодоление небольших препятствий, бросание и ловля предметов.
Инвентарь
Требуется подходящий к возрасту инвентарь – яркого и удобного, например:
- разноцветные флажки ;
- мячи разных диаметров;
- обручи пластмассовые;
- скакалки;
- повязки на глаза.
В общей схеме урока подвижные забавы распределяются таким образом, что основное время занимают игры на скорость и ловкость. Подготовительная и заключительная части должны содержать забавы с ритмичной ходьбой и организованными согласованными движениями. Каждый урок включает 2-3 старых игры и пару новых.
Где черпать идеи
У каждого педагога начальной школы есть картотека с любимыми физическими занятиями. Каждый год выпускаются множество обновленок к поурочным планам уроков физкультуры и внеурочной активной деятельности в спортивном зале, дома и на свежем воздухе.
Издательства печатают альбомы новых игр и активных забав, например в издательстве вако выпущен сборник «физкультминуток», идеи из которого можно использовать, организовывая подвижные игры на перемене для начальных классов.
В 2019 году в издательстве «Эксмо» вышла книга «Чем заняться на свежем воздухе?», содержащая активные игры на природе, построенные на принципах Монтессори.
Известный популяризатор двигательной активности для школьников Артем Патрикеев написал много сборников, посвященных этой теме: «Хитрые подвижные игры в начальной школе», «Зимние подвижные игры. 1-4 классы» и другие.
Тексты, изображения, таблицы, картинки, видео, используемые в учебной программе при организации подвижных игр для 1- 4 класса, должны соответствовать фгос.
Примеры игр
Зимние
Для многих детей снег- праздник, ведь он мягкий, пушистый и чистый, поэтому дети с радостью играют зимой в подвижные игры, используя санки, лыжи, коньки, ледянки, формочки для песка и лопатки. Этими подвижными играми можно дополнить и новогодний утренник в школе, адаптировав для помещения.
«Быстрый лыжник»
Забег на 40-50 метров на лыжах без палок. Достаточно 4-6 стартов в каждую сторону.
«Зима и весна»
Заготавливаются снежки, играющие делятся на два отряда- команда зимы и команда весны- и выстраиваются в линию друг перед другом. По команде ведущего, названная шеренга убегает врассыпную, а соперники стараются попасть в них снежками. Осаленные замирают на месте, их число подсчитывается. Потом наступает очередь другой команды. Побеждают те, кто осалил больше противников.
«Царь горы»
Играть могут 5-8 учеников. Вода забирается на невысокую снежную горку, а другие игроки пытаются его стащить и занять место. Выигрывает тот, кто продержится дольше остальных. Важно четко донести ребятам недопустимость агрессии, ударов и т.п.
Белые медведи
Забава для детей 7-8 лет в зимний день. На снегу чертится круг, это «льдина», на которую встают два человека – «белые медведи». После сигнала они берутся за руки и отправляются «на охоту», свободными руками пытаясь поймать играющих и отвести на льдину. Пойманная пара становится новыми медведями. Продлять до тех пор, пока все ребята не побывают водящими.
Народные
Многие даже не слышали про жмурки или салки, разве что, листая семейный альбом с фото, узнавали про них. Но младшие школьники, которые познакомились с этими народными забавами, в полном восторге– по правилам в них можно бегать, кричать, веселиться- то, что любят дети 6 – 8 лет.
«Колокольцы-бубенцы»
Игроки становятся в круг, посередине – двое школьников, один из них держит в руках колокольчик, второй- «жмурка», на глаза надевают повязку. После хорового речетатива:
«Колокольцы-бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Дили-дили-дили-дон,
Отгадай, откуда звон!»,
водящий пытается поймать другого игрока, который подает звуковые сигналы.
Повторяется 5-7 раз или до того, как все побывают жмуркой.
«Горелки»
Рассчитано на 10-12 человек, которые становятся колонной по парам, а вода- «горелка» стоит через три шага от них. Дети произносят музыкальный речетатив, с основными словами «гори, гори ясно, чтобы не погасло», на последних звуках которого последняя пара начинает бежать вдоль колонны. В это время водящий старается их запятнать. Если бегущим удается взяться за руки, они становятся впереди, а игра повторяется. «Горелкой» становится запятнанный игрок.
«Зарница»
Играющие стоят в кругу, руки сложены за спиной. С внешней стороны круга ходит водящий с ленточкой и произносит слова:
«Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!» – потом вешает ленточку на плечо одному из ребят, оба быстро несутся друг от друга, пытаясь занять освободившееся место, проигравший становится новым «зарей». Повторять 8-9 раз, до тех пор, пока ребятам не надоест.
Обучающие
Подвижные игры для 7, а также 8-10 летних детей можно совмещать с получением познавательной информации.
«Зеленый, красный, желтый»
Участники стоят по кругу, в центре которого стоит ведущий и держит три карточки (кружки), как у светофора. Громким голосом отдаются команды “Остановились! Приготовились! Пошли!”, при этом он поднимает тот или иной цвет. Проигравшие (те, кто ошибся) выводятся. Повторять десять — одиннадцать раз.
Лови, бросай, дни недели называй
Количество игроков 9-10 человек. Полезна забава школьникам 6-7 лет. Все становятся в кружок, ведущий кидает игрокам мяч по очереди, проговаривая «Я начну, ты продолжай, дни недели называй», начиная с любого. Как вариант, называть месяцы в году. Ребята по кругу перебрасывают мяч друг другу, поочередно называя дни недели, до воскресенья. Усложняют правила, ударяя мячом об пол.
Смена номеров
Игроки, человек 9-12 стоят, образуя круг и соприкасаясь плечами, каждому присваивается порядковый номер (можно в виде определенного часа на циферблате). Школьник, находящийся в центре, выкрикивает пару номеров, которые должны немедленно перебежать на место другого. Вода в это время пытается стать на свободное место. Кто не успевает- становится новым водой.
Атомы и молекулы
Подходит для учеников 1-5 классов, участвует 9-13 (можно и больше) ребят, которые бегают по площадке в разные стороны, изображая атомы. По команде, из «атомов» должна собраться молекула, в которой может быть 4-5 и даже шесть «атомов», количество называется в команде воды (например, «реакция по три»). Когда ведущий произносит «реакция окончена», «молекулы» распадаются.
Заключение
Игра – один из основных видов деятельности младших школьников. Будь то зима или лето, подвижные игры помогают укрепить здоровье учеников и улучшить восприятие учебного материала за счет пониженной утомляемости, развить чувство коллективизма.