Подвижные игры с элементами баскетбола – подготовительный этап перед участием в полноценных соревнованиях. Дети оттачивают движения, переводят их на уровень автоматизма. Предложенные подборки игр подходят школьникам, студентам. Материалы соответствуют ФГОС.
Влияние подвижных игр на развитие ребенка
Подвижные игры в баскетболе способствуют:
- физическому развитию (быстрота, меткость, выносливость);
- моральному совершенствованию (честность, самоконтроль, уважение к границам и правилам);
- интеллектуальному росту (смекалка, стратегическое мышление, внимательность);
- социализации ребенка (налаживание контактов, поиск компромиссов, понимание партнера).
Игроки принимают решения, которые приводят к общекомандному результату. Водящим поочередно становятся все участники. Такое равенство придает детям уверенности.
Организация занятия
Этапы проведения игры в школе:
- Разминка (растяжка, бег).
- Объединение в команды (если задействованы более 10 человек).
- Определение водящего (судьей или самостоятельно, используя считалки).
- Подбор инвентаря (мячи, скакалки и другие принадлежности).
- Повторение правил поведения игроков.
- Игра.
- Подведение итогов (обсуждение запомнившихся моментов, анализ ошибок, награждение активных, составление списка полюбившихся заданий).
Команды по желанию сочиняют «кричалки», придумывают себе названия, рисуют эмблемы, называют капитанов.
Считалки для распределения ролей:
1, 2, 3, 4, 5
Собираемся играть!
К нам синица прилетела,
Начинать тебе велела!
***
1, 2, 3, 4, 5
Заяц выбег поиграть,
Тут охотник прибегает,
В зайчика ружье стреляет,
Паф-паф – уж не скачет!
Умирает милый зайчик.
Дети могут использовать любые авторские или народные стишки.
Нормы поведения участников на тренировке:
- Правила – важнее всего!
- Поддержи товарища по команде.
- Уважай соперника.
- Забудь про крик и кулаки, права отстаивай спокойно.
- Победил? Не зазнавайся!
- Проиграл? Не стоит плакать! Победа любит труд, терпение. На следующем занятии все получится.
Педагог озвучивает одинаковые правила перед каждым занятием. Со временем дети их запомнят.
Подвижные игры на основе баскетбола для 1 класса
Описанные ниже варианты тренируют навыки, необходимые для взрослых спортивных соревнований:
«Соревнование с ведением мяча»
Команды выстроились в колоны за одной линией. Те, кто начинает ряды, держат по мячу. Ведут их до черты, ударяя 1 ладонью. Возвращаются назад, не прекращая вести мяч, который передают следующему члену команды. Передавать в руки – запрещено. Делают это ударом о пол. Цель эстафеты – быстрее других команд провести спортивный снаряд по заданному пути. Нести его в ладонях, чтобы быстрее передать – запрещается.
«Передача мяча»
Подачи совершают в парах. Расстояние между партнерами – 8 м. Подают:
- двумя заведенными за голову руками;
- одной рукой, ударив мяч (между партнерами – 1 м);
- от плеча поочередно обеими руками.
«Передал – садись»
Играющие распределены в 2 ряда. Капитаны стоят напротив своих колон и передают снаряд первому участнику, который возвращает его капитану и приседает. Группа, которая полностью присела, становится победителем.
«Салки»
Все ведут мяч одной ладонью (голосуют за леву или правую). Салка свободной рукой осаливает игроков. «Запятнанный» ребенок превращается в салку, прокричав об этом товарищам.
«Хвосты»
Определяют водящего. На спины привязывают ленты. Салка ловит друзей, отрывает у пойманного «хвост». Ребенок без ленты заменяет салку.
«Быстро, точно»
Количество групп соответствует числу баскетбольных корзин на площадке. Группы слаженно перемещают мяч к корзинам одинаковым способом: катят, ведут, передают. Делают это быстро, не меняя способа перемещения спортивного снаряда.
Подвижные игры с элементами баскетбола (2 класс)
Младшие школьники оттачивают мастерство управления мячом и своим телом на уроке физкультуры. Эстафеты, игры с 1 – 2 действиями помогут выработать нужные навыки.
Варианты эстафет:
- «Передача капитану»: капитан передает мяч неожиданно разным играющим, а те сразу бросают снаряд обратно;
- «Змейка»: ведение происходит по волнистой траектории;
- «Прямая»: ведут по прямой;
- «Гонки»: первый этап – ведут между ног, второй этап – мяч перемещается над головами.
«10 передач»
Цель – сделать внутри группы 10 передач подряд, не отдав мяч соперникам. Его отдают после победы, чтобы поменяться ролями.
«Пятнашки»
Основа игры: водящий осаливает участников баскетбольным мячом. Первый задетый игрок, становится водящим. Другие версии повторяют этот сюжет с небольшими отличиями:
- бег спиной вперед;
- действия преследуемого повторяет преследователь (прыжки, повороты);
- осаливают без мяча, хватая за руку (получается цепочка держащихся за руки игроков);
- все держат предметы; преследуется 1 человек, у которого руки пусты (ему кто-то может передать вещь, становясь новой целью преследователя).
«Догони партнера»
Это парные салки. По команде пары бегут прямо, задние должны запятнать передних. По сигналу они бегут назад, поменявшись ролями. Очки получают те, кто смог запятнать партнера.
«Пятнашки с прикрытием»
Осаливают игрока, прикрытого другим участником. Эта пара не расходится, передвигается рядом.
«Всадники»
Разделяются на всадников и лошадей. Первые сидят на спинах вторых, играя мячом в воздухе. Лошади мешают всадникам (поворачиваются, ходят). Если «верхние» не удержали предмет – нижние их сменяют. Передачи подсчитывают. Побеждает команда с большим числом передач.
«Свободное место»
Играют в круге из 8 человек. Играющий делает передачу, бежит в сторону движения мяча. Тот, кто получил передачу, бросает мяч, направляется на свободное место.
«Наседка и ястребы»
Делятся на 2 группы (1 внутри другой). Первая – «Цыплята» (стоят колонной). Вторая – «Ястребы». «Хищники» поочередно пытаются «убить» последнего «цыпленка».
Подвижные игры на основе баскетбола для 3 класса
Школьники выполняют усложненные задачи. Перед уроком повторяют базовые элементы (броски, ведение по разным траекториям, перехваты).
«Вызов номеров»
Группы стоят рядами. Рассчитавшись, ученики запоминают свои номера. Командиры называют любые цифры. Вызванные участники ловят от главного мяч, ведут до указанной черты, делают броски. По сигналу возвращаются.
«Выбей мяч»
Одной ладонью ведут снаряд, другой – выбивают его у других. Ребенок с пустыми руками идет за пределы площадки. В конце остаются 3 победителя, которые «выбили» остальных, сохранив свой мяч.
«Со скакалкой»
Двое стоят отдельно, взмахивая скакалкой. Вперед выходит первый игрок, ведя мяч. Его цель: пробраться под скакалкой, не соприкоснувшись с ней. Касание – штрафное очко. Это проделывают другие дети.
«Овладеть мячом»
Две колонны стоят на линии, рассчитываются. Нападающий подает, называя выбранный номер. Все, кто не завладел мячом и не бросил в корзину, становятся защитниками. Они препятствуют подачам. Баллы получают так: овладение мячом – 1, бросок в корзину – 2, удачная защита – 2.
«Массовый баскетбол»
На поле по 5 членов от групп. Остальные стоят за линией, ловя передачи и отправляя мяч назад. Игра ведется между 10 баскетболистами на поле.
«Быстрый прорыв»
Играют по 3 участников. По сигналу команда с мячом прорывается к противоположной корзине. Там играют до повторного сигнала.
Подвижные игры на основе баскетбола для 4 класса
Дети на «физре» выполняют непривычные задания, улучшая технику контроля мяча.
«33»
Задача – получить 33 общекомандных очка. Ребенок с указанного места мяч отправляет в кольцо. Если получилось – зарабатывает 3 балла. Если нет – следующий играющий бросает с точки приземления мяча. Приближаются к корзине, пока не попадают в нее.
«Вместе»
Подвижные игры с баскетбольным мячом улучшают взаимопонимание. Задание класс выполняет в парах. Оба смотрят друг на друга, вытягивают указательные пальцы, между которыми фиксируют карандаш. Один аккуратно двигается (рисует ладонями фигуры, наклоняется, приседает), а второй внимательно следует за ним. Действия повторяются, как в отражении зеркала. Карандашу не дают упасть, сохраняя его горизонтальное положение.
«Перехватчик, ловец»
Мяч передается по кругу, внутри которого стоят 2 человека – ловец, перехватчик. Передача ловцу происходит так, чтобы перехватчик ее пропустил. Каждую минуту сменяют перехватчика, пока все не побывают в этой роли. Побеждает тот, кто чаще перехватывал снаряд, не пропуская его к ловцу.
«Наездники»
Команды разделяют на «лошадей», «всадников». Вторые садятся на первых. Это баскетбол в парах, по правилам. Цель – попадание в корзину. Напарники меняются ролями. Продолжают играть.
Подвижные игры на основе баскетбола задействуют всех детей. Во время активности дети разносторонне развиваются (интеллектуально, морально, физически). Педагог, усложняя задания, знакомит ребят с принципами баскетбола, волейбола.
Видео занятия «Австралийские салки»: