API_1defendedtxt.20

API_1defendedtxt.20

Педагогическое кормление: безопасное знакомство с “взрослой” пищей или опасные эксперименты?

Педагогический прикорм – альтернативный метод ввода новых продуктов, когда малыш по своему желанию пробует блюда со взрослого стола.

Давным-давно, в стародавние времена, в русских семьях, особенно в крестьянских, было множество детей. И с трудом можно представить себе матерь, которая каждый день находила время, чтобы готовить отдельные блюда для своего очередного отростка. Малыши учились есть обычную пищу естественным путем – они просто пробовали продукты с общего стола. А сегодня, после долгого использования баночек с различными пюре и готовых растворимых кашек в качестве первого прикорма, многие мамы начинают практиковать старинный метод приобщения детей к “взрослой” пище. Этот метод называется педагогический прикорм.

В чём суть метода педагогического прикорма

В настоящее время существует два подхода к введению прикорма. Первый из них – традиционный, который знаком многим родителям. Его суть заключается в постепенном предложении определенных продуктов (овощи, каши, фрукты и т. д.) младенцу, при этом продукты должны быть представлены в виде пюре (без комочков).

Младенец в окружении баночек с пюре

Введение прикорма для детей предполагает, что младенцу будут предложены продукты в адаптированной форме поэтапно.

Однако, при естественном прикорме, который также называется педагогическим, подход к процессу питания иной. Ребенку предоставляется возможность пробовать “взрослую” пищу за одним столом с родителями. Малыш сам проявляет интерес к определенной пище на тарелке мамы или папы, а родители демонстрируют ему дегустацию. В этом случае начальная порция продукта будет очень маленькой (микродоза), но при этом ничего не измельчается, а предоставляется малышу в исходном виде (например, кусочек картошки или блинчика, несколько рисинок, половина чайной ложки творога и т. д.).

Ребёнок кусает блинчик, мама пьёт сок

Когда речь идет о введении пищи малышу, он может пробовать блюда, которые подаются на взрослом столе.

Здесь мы говорим о микродозах, которые представляют собой маленькие кусочки пищи, которые можно поместить между пальцами взрослого. В случае с жидкими продуктами это будет один глоток для ребенка.

Во время одного приема пищи ребенок может попробовать не только один продукт, а два или даже три (три микродозы).

Главная цель естественного прикорма заключается в том, чтобы показать младенцу, что пищу можно получить не только из груди или бутылочки. Благодаря этому процессу ребенок также участвует в семейном питании, приобретает навыки поведения за столом и использования столовых приборов с самого раннего возраста. При этом он по-прежнему может продолжать получать грудное молоко или молочную смесь в качестве основного питания в течение некоторого времени.

Пробуждающийся интерес к еде будет связан не с ощущением голода, а в первую очередь с желанием подражать родителям. Затем ребенок начнет есть, чтобы удовлетворить свою потребность в пище.

Ребёнок грызёт хлеб, рядом сидит папа

При введении дополнительного питания у детей возникает интерес к еде, связанный главным образом с желанием подражать своим родителям

Плюсы и минусы естественного прикорма

Поддерживатели естественного прикорма указывают на ряд его преимуществ, многие из которых, действительно, очевидны:

  1. Малыш не испытывает давления или принуждения к употреблению определенного продукта. Все происходит исключительно по его желанию. В результате у ребенка в дальнейшем сохраняется хороший аппетит (ведь многие могут привести пример из своего прошлого, когда с раннего детства родители навязывали какое-то блюдо, и потом неприязнь к нему остается на долгие годы).
  2. С самого детства малыш овладевает семейными традициями, такими как совместная еда за столом, умение пользоваться столовыми приборами и соблюдение определенного распорядка приема пищи. Кстати, эти навыки очень полезны для ребенка в детском саду.
  3. Кроме того, готовые овощные, фруктовые, мясные пюре и растворимые каши немало стоят. Приготовление домашней детской пищи позволяет экономить деньги и время. Мама может приготовить большую порцию для всей семьи, при этом корректируя рацион в сторону здорового питания и исключая вредные продукты для маленьких детей.
  4. Малыш начинает самостоятельно жевать кусочки пищи, даже если у него еще нет зубов. Важно помнить, что при введении прикорма в рацион малышей, некоторые из них привыкают к пюреобразной пище, что впоследствии может вызвать проблемы при переходе на более старшую возрастную группу, например, в детском саду, где они могут испытывать затруднения при поедании котлет или даже обычной каши.
  5. Пища, представленная в виде кусочков, особенно овощей, способствует хорошему пищеварению и предотвращает проблемы со стулом, такие как запоры. Кусочки пищи, содержащие клетчатку, немного растягивают прямую кишку, стимулируя ее естественное опорожнение.
  6. Параллельно с освоением «взрослых» блюд, малыш продолжает получать грудное молоко в течение длительного периода времени. Это очень важно для поддержания иммунитета и здорового пищеварения у ребенка.

Девочка с аппетитом ест овощное блюдо, другая же отказывается от еды

Дети, которые с самого раннего детства питаются едой с общего стола без принуждения, как правило, имеют отличный аппетит

Если нужно, то можно сочетать педагогическое питание с питанием, рекомендованным педиатром. Например, дома ребенок ест обычную еду семьи, а если семья отправляется на отдых, то удобнее взять готовое питание в баночках.

Однако необходимо упомянуть и недостатки естественного прикорма:

  1. Опасность задыхания маленькими кусочками еды. Существует вероятность, что ребенок может подавиться даже от небольшого кусочка пищи. Поэтому родители должны быть очень внимательными за столом и, при необходимости, принять срочные меры.
  2. У ребенка возрастает вероятность развития аллергических реакций. Малыш может попробовать продукт, который еще несет большую нагрузку для его организма. В отличие от традиционного прикорма, где продукты вводятся поочередно, при педприкорме очень сложно определить, что именно вызвало нежелательную реакцию (включая диарею). Поэтому маме стоит записывать все продукты, которые ребенок пробовал за столом.
  3. Вся семья вынуждена адаптироваться к более здоровому рациону. Некоторым это дается с трудом, особенно если кто-то очень любит копчености, соленья, майонез, горчицу, острые специи и т.д.
  4. Приходится чаще убирать на кухне, стирать скатерти, полотенца, детскую одежду и т.д. Когда малыш сидит за столом, он неизбежно маркает себя, окружающих и мебель.
Что еще почитать:  Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Маленький ребёнок тянется ручкой к сушке, взрослый держит его в горизонтальном положении и ударяет по спинке

Всегда существует риск, особенно в начале, что ребенок может подавиться кусочком пищи

Подходит ли этот метод всем детям

Многие считают, что педагогический прикорм – это хороший вариант для детей, которые получают грудное молоко, потому что грудное молоко помогает им быстрее развить ферменты, которые помогают переваривать «взрослую» пищу. Однако этот метод можно использовать и у детей, которые получают искусственное вскармливание, а также у детей, которые получают смешанное вскармливание (потому что ЖКТ таких детей также адаптируется к новой пище, поскольку искусственное молоко неизбежно содержит добавки). Ведь интерес к «взрослой» пище у младенцев появляется примерно в полгода, и к этому времени их организм уже готов к пищевым экспериментам.

Младенец тянется к бутылочке; малыш сосёт грудь

Педагогический прикорм можно осуществлять независимо от способа кормления.

Когда допустимо начинать педагогический прикорм

Приверженцы естественного питания советуют знакомить ребенка с обычной пищей сразу после того, как малыш проявит явный интерес к тому, что находится на тарелке у мамы или папы. Обычно это происходит к 6 месяцам. Однако многие груднички до 8 месяцев не желают пробовать ничего, кроме грудного молока. Кроме того, как и при педиатрическом прикорме, следует учитывать физиологическую готовность ребенка:

  1. Пропадает рефлекс выталкивания ложки языком (а также любого предмета, попавшего в ротик).
  2. Малыш способен держать предметы в руках и относительно хорошо координировать свои движения. Это необходимо, чтобы он мог поднести ложку ко рту.
  3. Проявляются жевательные движения челюстью.
  4. Ребенок может самостоятельно сидеть на стуле, опираясь на его спинку.
  5. У младенца исчезли колики, которые часто возникают в первые месяцы жизни.

Младенец самостоятельно сидит на диванчике

Когда ребенок достигает возраста, подходящего для начала прикорма, важно, чтобы он уже умел сидеть самостоятельно.

Правила и техника организации педприкорма

Хотя педагогический прикорм не подразумевает строгих схем, можно выделить несколько примерных этапов:

  1. Во время еды родители усаживают малыша за стол (на специальный стульчик или на свои колени). Предварительно следует подготовить пустую детскую тарелочку (желательно пластиковую) и ложечки. Вполне возможно, что малыш начнет играть с этими предметами, стучать ими или даже сбросит их на пол. Возможно, в первый раз он просто поиграет с посудой и не захочет пробовать пищу, это нормально.
  2. Взрослые с аппетитом приступают к употреблению предлагаемых блюд. Когда малыш вытягивает свои ручки к еде на чьей-то тарелке, ему следует предложить попробовать небольшое количество пищи – мама отрывает небольшой кусочек и кладет его на детскую тарелку. При этом тарелка для взрослых должна быть достаточно далеко от ребенка, чтобы он сам не схватил большой кусок и не положил его в рот. Также нельзя запрещать какой-либо продукт: ребенок может пробовать все, что есть на столе (при этом продуктов должно быть не более трех, например, это может быть вареная курица, картофельное пюре, сыр).
  3. С каждым новым днем количество пищи, которая попадает в детскую тарелку, постепенно увеличивается (в среднем к концу первой недели на одну чайную ложку). По прошествии некоторого времени (у каждого ребенка по-разному) малыш начинает есть полноценный завтрак или обед (ужин вводится позже), запивая его молочком от мамы (если он сыт, то выпьет немного, но это все равно поможет выработке пищеварительных ферментов). Кстати, помимо кусочков еды в тарелке, можно предложить ребенку откусить яблоко, грушу или сухарик.

Ребёнок подносит ко рту печенье

В дополнение к разрезанной пище, маленький ребенок может брать в руку и откусывать или грызть печенье, сухарик, яблоко и другие продукты.

С самого начала следует стимулировать ребенка самостоятельно брать ложку. Вначале, конечно, взрослый будет помогать ему с этим.

Читайте также: Ребенок не умеет переворачиваться? Давайте научим.

Если ребенок уже немного поел и явно не хочет продолжать есть, его тарелку просто нужно убрать. Важно не допускать, чтобы малыш играл за столом (обычно он это делает, когда уже удовлетворен своим аппетитом).

Осложнения, которые могут возникнуть

Согласно правилам педагогического прикорма, если у ребенка появляются симптомы аллергии, знакомство с продуктом, вызвавшим аллергию, не полностью прекращается. Тем не менее, пища все еще предлагается ребенку, но в меньших количествах или в другой форме. Например, если возникла нежелательная реакция на гречку, в следующий раз ребенок может съесть только одно зернышко этой крупы. Или, если ребенок не может есть грушу в чистом виде, мама может приготовить компот из этого фрукта (соотношение одна груша на три литра воды). Таким образом, доза аллергена становится минимальной, и организм постепенно привыкает к этой пище. Такая же тактика используется и при нарушении пищеварения.

Естественно, данное правило необходимо пренебречь в случае сильного проявления аллергической реакции (к примеру, при мокнущем дерматите) или при повторении симптомов даже при минимальной дозе. В таких ситуациях рекомендуется попробовать продукт-испытатель не ранее, чем через месяц.

Сильная аллергическая реакция на щёчках у ребёнка

Если аллергическая реакция на продукт очень сильная, то лучше отложить его употребление на несколько недель.

Что еще почитать:  Какие соки и в каком возрасте следует вводить в рацион ребёнка

Еще одна возможная проблема – это отказ от пищи, когда после успешных попыток и хорошего аппетита ребенок внезапно отказывается есть определенные продукты. Вероятно, это связано с перееданием. Просто подождите, пока интерес вновь появится (в это время ребенок может просто сидеть с вами за столом, возможно, какой-то продукт привлечет его внимание). Родители должны продолжать есть с аппетитом, показывая, что им нравится то, что находится на их тарелках.

Читайте также: Ребенок не умеет переворачиваться? Давайте научим.

Мнение доктора Комаровского о педагогическом прикорме

По словам доктора Комаровского, педагогический прикорм – это всего лишь популярный сейчас способ забавлять родителей. Эти эксперименты появились в ответ на широкое распространение метода грудного вскармливания по требованию: в таких случаях ребенка можно заинтересовать “взрослой” пищей только различными уловками, одна из которых и является педагогический прикорм.

Я не вижу ничего вредного в использовании педагогического прикорма. Однако, хочу обратить внимание на то, что раньше, когда кормление ребенка грудью до трех лет не было модным, никто и не упоминал о педагогическом прикорме, так как существовала удобная и безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах. Естественно, что данная схема не удовлетворяет фанатичных сторонников продолжительного грудного вскармливания, и вот почему возникают различные измышления, одним из которых является методика педагогического прикорма.

Я не вижу в педагогическом прикорме ничего вредного. Но ещё раз обращаю внимание: пока не было модным кормить ребёнка грудью до трёх лет, никто про педагогический прикорм не говорил, поскольку есть удобная безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах. Само собой разумеется, что данная схема не удовлетворяет фанатичных сторонников длительного грудного вскармливания, и отсюда — придумки, одной из которых является методика педагогического прикорма.

Е. О. Комаровский

http://www.komarovskiy.net/faq/pedagogicheskij-prikorm.html

Трудно представить, например, суп, который мама приготовила папе, но не посолила и не поперчила (не забывайте также о жировой пленке на его поверхности). Очевидно, что для малыша такое «взрослое» блюдо не будет полезным. Поэтому стоит придерживаться цивилизованной системы введения прикорма качественными продуктами, чтобы свести к минимуму все возможные риски (аллергии и т. д.). При этом педиатр не запрещает применять метод педагогического прикорма, но его нужно делать безопасным. Например, после года ребенок может есть с общего стола, но мама все равно должна корректировать его меню. Например, папа может добавить перец и больше соли уже в свою тарелку.

Читайте также: Топ-10 лучших колясок для новорожденных: рейтинг 2018-2019 с фото и отзывами

Уникальное видео: метод введения дополнительных продуктов (доктор Комаровский отвечает на вопросы мамы в студии)

Интересное видео: введение дополнительных продуктов (доктор Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей обсуждают плюсы и минусы этой системы прикорма)

Отзывы реальных мам

У меня есть три подруги, которые практикуют педприкорм, и они очень довольны. Теперь я тоже начала этим заниматься. Моему ребенку уже 1 год и 1 месяц. Мы начали прикорм после 7 месяцев, до этого он не проявлял особого интереса к еде, только грыз морковь и яблоки, а теперь он ест много разных продуктов. Я не заставляю его есть, он ест столько, сколько хочет (обычно не больше пары столовых ложек за раз). Иногда он может весь день обходиться только грудью – я не переживаю по этому поводу. Меня все устраивает. У нас нет никаких проблем. Мои нервы и здоровье моего ребенка в порядке. Он получает все группы продуктов. Сам он уже ест ложкой и пьет из чашки. Пока все идет отлично. Единственное, что иногда приходится готовить мужу отдельно, потому что он любит жареное, копченое, сосиски, майонез и другие вредные продукты, а я стараюсь этого избегать и не давать ребенку. Но я бы и без ребенка готовила себе отдельно, так что это не проблема. Также нужно понимать, что если вы выберете педприкорм, то грудное вскармливание автоматически будет длиться долго.

У меня есть три подруги, которые практикуют педприкорм, и они очень довольны. Теперь я тоже начала этим заниматься. Моему ребенку уже 1 год и 1 месяц. Мы начали прикорм после 7 месяцев, до этого он не проявлял особого интереса к еде, только грыз морковь и яблоки, а теперь он ест много разных продуктов. Я не заставляю его есть, он ест столько, сколько хочет (обычно не больше пары столовых ложек за раз). Иногда он может весь день обходиться только грудью – я не переживаю по этому поводу. Меня все устраивает. У нас нет никаких проблем. Мои нервы и здоровье моего ребенка в порядке. Он получает все группы продуктов. Сам он уже ест ложкой и пьет из чашки. Пока все идет отлично. Единственное, что иногда приходится готовить мужу отдельно, потому что он любит жареное, копченое, сосиски, майонез и другие вредные продукты, а я стараюсь этого избегать и не давать ребенку. Но я бы и без ребенка готовила себе отдельно, так что это не проблема. Также нужно понимать, что если вы выберете педприкорм, то грудное вскармливание автоматически будет длиться долго.

Гость

http://www.woman.ru/kids/newborns/thread/4556072/

Сейчас нам 1,7 года. Ребёнок ест все продукты в достаточном количестве. Бабушки, наконец, поняли, что не существует единственного правильного варианта прикорма, и оценили все преимущества педагогического прикорма… Единственный недостаток, который я могу отметить для себя, заключается в том, что наш папа так и не смог полностью перейти на правильное здоровое питание и продолжает есть сосиски с майонезом. Чтобы не делать этот продукт запретным, я позволила ему попробовать пару раз колбасу и съесть несколько чипсов. Конечно, хотелось бы, чтобы меню ребёнка состояло исключительно из полезных продуктов, но ему предстоит жить в этом мире, где существует фастфуд, полуфабрикаты и прочее. Поэтому пусть он попробует все это дома и будет спокойно относиться ко всему этому, вместо того чтобы тайно перекусывать этими самыми чипсами с колой.

Что еще почитать:  Лучшие советские мультики ТОП-10

Наталья
Источник

Я поддерживаю такое питание! Уже пробую яблоки, бананы, кусочки хлеба, а иногда даже удаётся достать каплю со своей тарелки. Правда, очень сложно сидеть с ней за столом – маленькая шалунья забирает все, что достаётся ей под руку. Ей нравится пробовать новую еду – правда, она пока не может справиться с твёрдыми кусочками и иногда задыхается, но все ещё впереди…

Танюшка

[Источник](https://www.baby.ru/community/view/44165/forum/post/56475439/)

Моя дочь начала пробовать педприкорм… Вообще, если не навязывать ей новые продукты, то к полутора годам она попробует и будет есть то, что едят в нашей семье. Все кормления проходят на моих коленях, ребенок на пед.прикорме сидит вместе со всеми членами семьи за столом. К году у нее будет свое место за столом, с приборами и тарелкой.

Андриана

https://www.babyblog.ru/community/post/pricorm/3135163

Наш старший ребенок начал педприкорм примерно в возрасте 7-8 месяцев. Однако у нас возникла проблема: когда сын переедал педприкорм (конечно, в разумных пределах), у него возникал запор. Чтобы решить эту проблему, мы обратились к пюре Хайнц с черносливом, и это помогло нормализовать стул. Иногда мы временно прекращали введение прикорма и возвращались к грудному вскармливанию, и это было нормально. В результате наш ребенок сейчас ест все без проблем и не боится новой еды.

Оригинал статьи: https://www.babyblog.ru/community/post/pricorm/3135163

Моя дочь уже на педиатрическом прикорме. Когда ей было 6 месяцев, мы начали вводить первые прикормы. Сейчас ей 9,5 месяцев и она уже полноценно питается твердой пищей три раза в день. Грудь она получает только для успокоения или для удовольствия, так как у нее очень сильный аппетит. У нее еще нет зубов, но она отлично перемалывает еду своими деснами. Она уже умеет пить из кружки, хотя пока еще нуждается в моей поддержке. Я не знаю, нужно ли было вводить прикорм в таком раннем возрасте, но у нас все хорошо, аппетит отменный! Теперь моя мечта – научить ее рыбачить, особенно после того, как она попробовала уху у свекра. Кроме того, введение прикорма – это отличная возможность для нас самих питаться лучше. Мы теперь едим меньше соленых и майонезовых продуктов. Ниже вам уже хорошо описали о микродозах. Мы начали вводить прикорм летом и наша дочь попробовала клубнику, малину, арбуз и смородину. Хотя все это рекомендуют давать после года или даже двух, из-за возможных аллергических реакций, у нас ничего не произошло. Некоторое время у нее было небольшое покраснение на щеках, но мы все равно продолжаем вводить новые продукты таким образом. Мандарины и апельсины она переносит хорошо.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: