«Нет желания учиться!» — как вдохновить ребёнка и зачем не следует навязывать ему обучение
Что делать, если у вашего ребёнка отсутствует интерес к учёбе? Он постоянно получает плохие оценки? Как вообще заставить малыша сесть за учебники, и стоит ли вообще это делать? Рассмотрим мнение психологов по этому вопросу и постараемся ответить на него.
Страшно ли заставлять ребёнка учиться
С детства все дети понимают, что школа — это место, где дают знания, где нельзя шуметь и развлекаться. Поэтому часто ребёнку с самого начала становится скучно, а учёба превращается в настоящее испытание.
Каким образом родители оказывают поддержку? Они прикладывают все усилия, чтобы побудить ребенка к обучению, основываясь на своих опасениях о его будущем: они боятся, что он не сможет реализовать себя как личность, не сможет найти высокооплачиваемую работу и так далее. Тем не менее, эти страхи чаще всего необоснованы – вспомните истории успешных людей, которые не блеснули в школе. Однако детям все же необходима правильная мотивация, чтобы понять, зачем им учиться. Если они не поймут этого, то никакое давление со стороны родителей не заставит их стремиться к знаниям.
Почему дети не желают учиться
Определение причины, по которой ребенок испытывает негативные эмоции относительно учебного процесса, позволит родителям частично решить эту проблему. Взрослые обычно полагают, что школа должна быть интересной для детей, где они могут узнавать новое и общаться с одноклассниками. Однако для детей школьная жизнь часто выглядит не так увлекательно.
Психологи выделяют несколько причин отсутствия желания учиться.
«Все ради того, чтобы он начал школу в шести лет!»
Ребёнку было решено начать учиться в слишком раннем возрасте. Обычно дети с охотой идут в первый класс, но если ребёнок идёт в школу раньше своих сверстников, ему может быть трудно проявлять усидчивость и внимание.
Читайте также: Как выбрать модный и полезный подарок для 7-летнего мальчика
Дочь моей коллеги, учителя математики, пошла в школу в 6 лет. По словам матери, ей было сложно привыкнуть к учебной системе, и в средней школе у неё начались проблемы с усвоением школьной программы. В такой ситуации нежелание ребёнка учиться вполне естественно.
«Основной приоритет – успешное обучение в школе»
Родительский контроль и сравнение с другими учениками. Если родители не позволяют ребенку отдохнуть после школы, заставляя его делать уроки, и постоянно обсуждают его оценки, это начинает подавлять его. Понятие «заставить» означает проявление насилия, как морального, так и физического. Ребенок обязательно будет сопротивляться.
Обучение может стать неприятным, если родители постоянно сравнивают успехи своего ребенка с успехами одноклассников. Это приводит к низкой самооценке, злости на родителей, но не мотивирует.
Мой племянник в период переходного возраста был невозможно убедить сесть за уроки. Когда родители принимали авторитарную позицию, он отказывался учиться категорически.
«Когда ты уже успокоишься?»
Гиперактивность ребенка – это проблема, с которой сталкиваются многие родители. У некоторых детей избыток энергии мешает им сосредоточиться на уроках, их интерес к учебе ограничен. Другие дети, напротив, испытывают дефицит внимания и стремятся сосредоточиться, но им это не удается, и они не могут эффективно учиться и отвлекают других. В данной ситуации бессмысленно просто заставлять ребенка успокоиться, необходимо обратиться за помощью к неврологу и педиатру, чтобы вместе с ними разработать план коррекции состояния ребенка.
Сосредоточение на учебном процессе представляет сложность для детей, страдающих гиперактивностью.
В своей педагогической практике я часто сталкивался с такими учениками. Привлечь их внимание к учебе оказывается крайне трудно из-за их постоянных отвлечений.
«Школьные годы – волшебные»
Напряженные ситуации. Здесь речь идет о событиях, таких как развод родителей или смерть близкого родственника. Ребенок переживает эти события, становится замкнутым в себе, и обучение отходит на второй план. Иногда стресс вызывают напряженные отношения с одноклассниками или с учителями.
Сложные отношения с одноклассниками могут убить любопытство к учебе
В годы школы у меня почти не было друзей среди сверстников, не было общих интересов. Все видели меня как “ботаника”, который занят только учебой, и отношение соответствовало этому. Просто посещение школы стало для меня источником стресса, поэтому учеба не вызывала никакого интереса.
Читайте также: Почему ребенок сосет палец: причины и что сделать родителям
«Твоя образовательная деятельность — твоя ответственность»
Безразличие со стороны родителей. Ситуация противоположна предыдущей. Родители заняты собственными делами или работой, и недостаточно времени уделяют своему ребёнку. С их точки зрения, если ребёнок сыт, одет и обут, то другими проблемами заниматься не стоит. Однако, когда родители не проявляют интереса к успехам своих детей в школе, это снижает их мотивацию к обучению.
Многие родители, по моим наблюдениям в педагогической сфере, проявляют подобное поведение. Они замещают заботу о ребенке материальным обеспечением и потом искренне удивляются, почему он не проявляет интереса к учебе. Казалось бы, учебный процесс является обыденностью, а контроль и проверка знаний со стороны родителей — излишне. Когда я сталкиваюсь с такими родителями, я объясняю им, что необходимо уделять время своему ребенку, разговаривать с ним, интересоваться его успехами в школе. В противном случае ребенок думает, что его родителям он не нужен, а запущенная учеба — повод для привлечения внимания родителей.
Видео: мнение психолога о неохоте детей учиться
Правильная стимуляция
В итоге, мы пришли к заключению, что нужно отказаться от давления и контроля, вмешаться в жизнь ребёнка и стимулировать его к учёбе. Ниже мы рассмотрим возможные способы решения этой проблемы:
- Выявите причину, по которой ребёнок не хочет учиться, пересмотрите его учебную нагрузку (загруженность помимо школьных занятий).
- Помогите в случае непонимания материала.
- Спокойно реагируйте на плохую оценку и не забудьте похвалить за хорошую (абсолютно не сравнивайте ребёнка с одноклассниками или другими детьми).
- Не обещайте материальные блага за успехи в учёбе (это только навредит, создавая неправильную стимуляцию).
- Сотрудничайте с ребенком, но дайте ему свободу (вы не должны делать за него домашнюю работу, но можете объяснить, как ее сделать; подростку нужно помочь с выбором будущей профессии, поговорить о предметах, которые будут важны для его будущей карьеры).
- Общайтесь с ребенком на доверительном уровне, как с другом, и у вас в семье не будет недопонимания в отношении учебы.
Помогите малышу справиться с трудными заданиями
А вот как доктор Комаровский предлагает решить эту проблему:
Главное – это не школа, а сохранение здоровья. Родители должны приложить все усилия, чтобы обеспечить развитие здоровой личности своего ребенка. Лучше всего начинать посещение школы с 7-летнего возраста, когда ребенок физически готов к длительному сидению за партой и выполнению домашних заданий. Однако, когда ребенок уже ходит в школу, родителей часто интересует его успеваемость больше, чем его здоровье, что может привести к запущению или пропуску некоторых заболеваний. Согласно педиатрии, у ребенка плохое самочувствие – это единственная причина, по которой он не хочет делать уроки. Все остальные причины относятся к психологии и развитию интеллекта.
Комаровский Е. О.
http://ivona.bigmir.net/deti/vospitanie/464385-Nuzhno-li-zastavljat–rebenka-uchit-sja–sovety-Komarovskogo