Игры, способствующие развитию фантазии и воображения у детей
Воображение – уникальное свойство, которое присуще только человеку. Рассмотрим, какие игры могут помочь развить воображение.
Зачем нужно развивать воображение
Воображение является одной из высших психических функций. Благодаря развитому воображению человек способен творить и создавать нечто новое. Вопреки мнению некоторых психологов, которые считают, что воображение является врожденной функцией, способность к фантазированию можно и нужно развивать.
Елена Павловна Супрунова, заместитель заведующего по ВНР детского сада №40 г. Москвы, отмечает важность воображения для интеллектуального развития ребенка:
Воображение является источником способности к открытиям, помогает находить новые подходы к решению задач и преодолению проблем, с которыми сталкивается ребенок. Важно рассматривать воображение ребенка с точки зрения его продуктивности, то есть не только как процесс свободного фантазирования, но и как особую форму активности, которую ребенок направляет на создание какого-то конкретного продукта, такого как рисунок, сказка, игровой сюжет и т. д. В старшем дошкольном возрасте, когда воображение развито, задумка заранее предвосхищает ее воплощение, и воображение переходит на внутренний план.
Е.П. Супрунова, зам.заведующей детского сада #40 г. Москвы
Кроме этого, Елена Павловна отмечает влияние игр, которые развивают воображение, на эмоциональное состояние ребенка:
Необходимо подчеркнуть влияние воображения на эмоциональную сферу развития ребенка. Оно способствует укреплению эмоционального состояния личности, повышает настроение и вызывает подъем.
Е.П. Супрунова, заместитель заведующего по ВНР д/с #40 г. Москвы
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ÑÑаÑÑи/618852/
Великий русский учитель и психолог, основатель современной педагогики, описывал важность развития воображения следующим образом:
Воображение детей нищее, слабое и монотонное по сравнению с взрослыми. С возрастом ребенка и с увеличением времени, которое взрослые уделяют играм для развития воображения, способность к фантазированию становится более развитой.
Константин Дмитриевич Ушинский, основатель научной педагогики в России
https://mama.ru/articles/voobrazhenie/
Игры на развитие воображения у детей 1–3 года
Для детей в возрасте от 1 до 3 лет подходят стихи с движениями. Они не только способствуют развитию воображения, но также активизируют речь и положительно влияют на память ребенка.
- Мычит корова «Му-у-у»! (ребенок подражает мычанию коровы). Все они любят траву (ребенок говорит «Ам-ам-ам»). Кошка умывается (ребенок проводит ладошкой по своему лицу, «умываясь»). А свинья купается в грязи! Плюх-плюх-плюх! (Малыш хлопает ручками по своим коленкам). Собака лает «Ав-ав-ав» (ребенок повторяет «Ав-ав-ав»), Охраняет двор хозяйский (ребенок грозит пальцем и говорит «Но-но-но»).
Замычу корова «Му-у-у»! (ребёнок подражает мычанию коровы). Все они любят траву (ребёнок произносит «Ам-ам-ам»). Кошка умывается (ребёнок проводит ладошкой по своему лицу, «умываясь»). А свинья купается в грязи! Плюх-плюх-плюх! (Малыш хлопает ручками по своим коленкам). «Ав-ав-ав» собака лает (ребёнок повторяет «Ав-ав-ав»). Двор охраняет хозяйский (ребёнок грозит пальчиком и говорит «Но-но-но»).
Развитие воображения и памяти у детей способствует имитация поведения животных.
Читайте также: Чем занять ребенка во время летних каникул?
В этом возрасте можно также играть простые ролевые сценки:
- Взрослый (держит игрушечную собачку в руках). — Гав-гав! — Кто там? Это песик, который пришел к нам в гости. Я кладу собачку на пол: «Дай, собачка, Пете лапу». Ребенок берет собачку за лапу. Взрослый. А теперь покорми ее. Собачке приносят миску с воображаемой едой. Она «ест» суп и «лает»: «Гав-гав!» Взрослый. Это собачка благодарит тебя.
- Маленькие вороны глубоко спят (малыши сидят на стульях с закрытыми глазами), Все сидят по своим гнездам. А когда наступит рассвет — Они начнут каркать во дворе. («Маленькие вороны» просыпаются, «размахивают крыльями», кричат «кар-кар-кар», затем «летают» (бегают) по комнате, размахивая руками-«крыльями»). Выходит тетя на дорожку, Вороным сыплет крошки. (Взрослый выходит на середину комнаты и «сыплет» из чашки воображаемые крошки). Воронята прилетают, (Всю фразу — 2 раза.) Все до последней крошки съедают. Тук-тук-тук, тук-тук-тук — (Всю фразу — 2 раза.) Клювами стучат. (Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками об пол).
Ассоциация с определенным животным способствует развитию воображения и образного мышления.
У моей дочки 1,5 лет. Каждый день мы ходим на прогулку и повторяем с ней стихи “Замычит корова” и “Мы в лес пошли”. Ребенок получает огромное удовольствие, когда на нужном месте она кричит “Му-у” как корова или “У-у-у” как волк. И когда она видит изображения этих животных в книге, она вспоминает стихотворение и сравнивает их с картинками. Она показывает, как волк, изображенный в сидячем положении, бежит на холм, задирает голову и воет. Ее никто не учил этому, это и есть воображение – в свои 1,5 года она смогла придумать целую маленькую историю. Я горжусь своей дочкой и готовлюсь перейти к следующим занятиям для детей постарше. Ведь “программу” для 1-3 лет она уже освоила.
Игры для развития воображения у детей 4–7 лет
Для дошкольников очень полезны игры, которые требуют выполнения определенного задания. Они помогают развить воображение и мышление:
- Придумать вымышленное устройство, которое поможет маме или папе в хозяйстве;
- Нарисовать вымышленное животное и придумать для него имя;
- Придумать действие, которое сделает всех людей счастливыми.
Игра «изобретатель». Ребенку задают несколько вопросов, и за 15 минут он должен придумать свое собственное изобретение для каждого из них. Например:
Игра «фантазер». Ребенку предлагается несколько вопросов, за 15 минут он должен придумать свою уникальную идею для каждого из них. — Придумать вымышленное устройство, необходимое родителям в быту; — Нарисовать вымышленное существо и дать ему вымышленное имя; — Придумать действие, которое поможет всем людям достичь счастья.
Создание вымышленного существа способствует развитию творческого мышления и воображения.
Игры на воображение для учеников младших классов в возрасте от 7 до 10 лет
Игры, которые развивают творческое мышление и способность к целостному восприятию:
-
«Путешествие в мир волшебных клякс». Нанесите большую каплю краски или несколько капель различных цветов на чистый альбомный лист. Затем сложите лист пополам и проведите по нему руками. Разверните лист и вместе с ребенком попробуйте угадать, что получилось, на что похожа клякса. Дорисуйте ее.
«Приключения магической пятнышки». Нанесите на чистый альбомный лист большую каплю краски или несколько капель различных оттенков. Затем сложите лист пополам и пропустите по нему руками. Разверните и попытайтесь с ребенком угадать, что получилось, похоже ли пятно на что-то. Раскрасьте.
Клякса, преображаясь, легко превращается в знакомого зверя или птицу
«Я побывал во множестве мест. Я рад тебе. Я щедро дарю тебе подарок. Ты приезжай ко мне в моё жилище». Впоследствии детишка может придумать любую другую фразу, которую он бы хотел «изречь аборигенам». Если слов не хватает, можно придумать новые — самое главное, использовать только имеющиеся буквы.
В конце «разговора» с ребёнком обязательно необходимо похвалить его за проделанные труды: – Ты молодец! Теперь ты сможешь наладить контакт с любыми аборигенами!
Данная игра поможет установить связь с различными местными жителями и одновременно развить воображение
ПОДЕЛКА — МОРОЖЕНОЕ ВОРОН — ВЕЛОСИПЕД СПИЧКА — ОКЕАН ТОМАТ — ТОПОР ТРАМВАЙ — БАБУШКА ПОДУШКА — ЖЕЛЕЗО. Попросите ребенка сформулировать вопрос, используя данные слова. Например, пара «муравей — книга». «Как муравей будет читать книгу?»
Развитие творчества и нестандартного мышления у детей способствуют непривычные сочетания.
Таким образом, тренировка воображения является необходимой и полезной. Эти особенные игры не только улучшают умственные и эмоциональные способности ребенка, но и укрепляют его связь с родителем. Ведь для малыша это прежде всего время, проведенное с любящими и любимыми людьми. И это отличный старт для развития комплексной и цельной личности.
- Автор: Елена Головко
- Распечатать
- Я обладаю двумя высшими образованиями: журналистом и переводчиком. В настоящее время я занята в производстве взрывозащищенного оборудования. Кроме того, недавно я стала матерью.