Настольные игры для развития мышления учим ребёнка мыслить шире

Настольные игры для развития мышления учим ребёнка мыслить шире

Развивающие настольные игры, расширяющие мышление детей

Мужчина и дети играют в настольную игру

Человеку есть возможность принимать решения в обычных и необычных ситуациях благодаря его способности к мышлению. У тех, у кого развито мышление (или, проще говоря, смекалка), больше шансов достичь успеха в жизни. В данной статье мы отобрали для вас игры, которые способствуют развитию полезных и важных навыков у вашего ребенка.

Игры для развития мышления у детей дошкольного возраста

У детей в возрасте от трех до четырех лет уже можно использовать настольные игры, которые способствуют развитию их мышления. Важно выбрать подходящий момент, когда ребенок заинтересован и настроен на игру, находится в хорошем настроении, и наглядно объяснить правила игры. Если ребенок не показывает интереса, не стоит настаивать, можно попробовать в другой раз.

Умение находить решения различных задач развивается у детей, которых родители часто спрашивают о их мнении и интересуются, почему они не согласны с определенной ситуацией. Фразы вроде “Помолчи!”, “Не спорь!”, “Делай так, как я сказала!” могут замедлить развитие ребенка, в то время как ответы на бесконечные “почему” и стимулирование принятия самостоятельных решений помогут развиваться и делать выбор.

У детей до четырех лет мышление обладает наглядно-действенными свойствами, то есть они понимают окружающую реальность через наблюдение действий, осязание их и прочие сенсорные впечатления. Игры, предназначенные для этого возраста, отличаются конкретным характером и требуют использования определенных предметов (а не символов, образов или их обозначений).

Малыши и папа раскладывают фигуры

Игры с детьми малого возраста должны иметь определенный характер, так как они еще не способны мыслить образно и абстрактно

В магазинах можно найти готовые настольные игры для развития мышления. Среди них:

  • пазлы с крупными деталями (не более шести деталей);
  • игры-вкладыши, где нужно положить деталь на соответствующее место (могут быть геометрические фигуры или другие формы);
  • домино с красочными картинками вместо точек;
  • лото с сюжетами, подходящими для этого возраста (овощи, фрукты, животные, цвета, одежда и т.д.);
  • игры по классификации, где нужно выделить предметы по общим признакам («Чей малыш?», «Четвертый лишний», «Кто живет в домике», «Что больше?», «Найди пару» и т.д.).

Можно также самостоятельно изготовить настольные игры для развития мышления.

«Поиск и показ»

Для игры необходимы красивые и большие изображения с понятным сюжетом для детей и знакомыми объектами на них.

Опишите предмет на картинке, не указывая его название, и спросите ребенка, о чем идет речь. Например: «Это желтое, яркое, оно освещает и согревает всех. Что это?» Мальчик или девочка должны показать этот объект на картинке и назвать его.

Малыш рядом с плюшевым мишкой смотрит книгу

Просите ребенка чаще показывать или находить что-нибудь

«Где находится шарик?»

Возьмите несколько стаканчиков, сделайте их непрозрачными и поставьте перед ребенком, перевернув их вверх дном. Положите небольшой шарик (или другой маленький предмет) под один из стаканчиков. Переместите стаканчики, поменяйте их местами, не поднимая их. Спросите ребенка: «А где находится шарик?» Ребенок должен догадаться, под каким стаканчиком находится искомый предмет.

«Увеличение и уменьшение»

Создайте или нарисуйте наглядные изображения различных предметов (от 4 до 8 будет достаточно) в двух вариантах — один изображение будет меньше, а другой больше (маленькая елочка и большая елочка, маленькое яблоко и большое яблоко). Вырежьте их и перемешайте, раскладывая их лицевой стороной вверх. Попросите ребенка найти каждому маленькому предмету соответствующую пару.

Если ребенок легко справляется с заданием, можно усложнить его. Подготовьте несколько (4–5) изображений предметов, которые существенно отличаются по размеру. Предложите ребенку расположить их от меньшего к большему, а затем научите его собирать их в порядке уменьшения.

«Найдите свою вторую половинку»

Разделите карточки с изображением знакомых предметов на две или три части. Попросите ребенка соединить правильные картинки вместе.

Пазл с изображением лошадки

Для самых маленьких детей рекомендуется использовать пазлы с небольшим количеством деталей, которые должны быть крупными и иметь понятный, простой сюжет.

«Выбери картинку»

Возьмите лист цветной бумаги. С обратной стороны нарисуйте простые фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник, сердечко и другие. Осторожно вырежьте их. Предложите ребенку лист бумаги и эти вырезанные фигурки, и попросите его найти подходящее место для каждой из них.

Читайте также: Джиу-джитсу для детей: когда начинать и стоит ли

Что еще почитать:  Вредные привычки мужчин или к чему готовиться перед замужеством

Игры для развития мышления у детей 5–7 лет

В возрасте от 5 до 7 лет детское мышление становится наглядно-образным, что означает, что ребенок уже способен рассуждать о том, что не видит в данный момент, активно используя свой опыт и знания. В этом возрасте игры для развития мышления направлены на дальнейшее развитие навыков логического вывода, сравнения предметов, их группировки по общим признакам, поиска отличий, а также на развитие способности придумывать рассказы на заданные темы и по картинкам. Ребенок активно изучает мир, осваивает навыки чтения, счета и письма, поэтому тематика игр значительно расширяется.

Для развития мышления у детей можно учить их разгадывать загадки, ребусы и головоломки. Когда будущий школьник задает вопросы, когда это уместно, можно отвечать: “А что ты сам думаешь?”

Мама разговаривает с дочкой

Регулярно общайтесь с ребенком, не торопитесь отвечать на его вопросы, позвольте ему размышлять самостоятельно

Игры настольные, способствующие развитию мышления, могут быть следующими:

  • мозаики, но уже с более сложными сюжетами (например, из мультфильмов или знакомых ребенку сказок) и большим количеством деталей;
  • домино, но уже с точками, которые необходимо подсчитывать;
  • конструкторы;
  • лото (“Азбука”, “Веселый счет”, “Что где растет?”, “Кто где живет?”, “Едет, плавает, летает”);
  • игры-ходилки (они помимо формирования причинно-следственных связей тренируют навыки счета);
  • шашки;
  • змейка Рубика, из которой можно складывать самолетики, птицы, танки и т.д.;
  • игры на бумаге (“Крестики-нолики”, “Цветик-восьмицветик”, “Дорисовки”, “Точки”);
  • игры-лабиринты;
  • карточные игры («Доагл», «Мемори»);
  • стратегические игры («Весёлая ферма», «Коридор»);
  • игры на классификацию, где нужно выделить предметы по общим признакам («Круглый год», «Мой день», «Что лишнее»).

Настольные игры

В ассортименте представлено множество настольных игр для развития мышления у детей различных возрастов

Не обязательно покупать готовые игры, можно сделать их своими руками.

«Угадай что это»

Для этой игры нужно приготовить карточки с изображениями предметов, которые ребенок знает, и лист обычной бумаги такого же размера, как картинки.

Закройте одну из картинок чистым листом (чтобы ребенок не видел, что на ней изображено) и предложите дошкольнику угадать, что на ней изображено, открыв только часть картинки. Если ребенок не может угадать, откройте изображение еще больше. Продолжайте приоткрывать картинку до тех пор, пока не получите правильный ответ.

«Остров»

Эта игра представляет собой упрощенную версию популярной игры «Морской бой». В ней участвуют два игрока.

Каждый участник рисует на чистом листе бумаги («карте») квадрат («таинственный остров») размером шесть клеток в длину и ширину. На этом «острове» игроки размещают свои «сокровища в сундуках». Каждое «сокровище» представляет собой прямоугольник из двух клеток (у каждого участника их пять штук). Рядом со своим «островом» игроки рисуют «остров» своего соперника, на котором будут отмечать угаданное ими расположение «сундуков» второго игрока. На каждом квадрате слева сверху вниз указаны цифры от 1 до 6, а сверху слева направо — буквы от А до Е. Игроки не могут видеть «карту острова» своего соперника.

Участники по очереди называют координаты (А5, Д2 и т. д.), пытаясь угадать, где находятся сокровища у противника, и отмечают ответы на своей карте. Например, если первый игрок сказал “Б6”, а второй указал, что там ничего нет, они ставят точку на соответствующей клетке, чтобы не называть эти координаты снова. Если игрок угадал расположение “сокровища”, он закрашивает эту клетку на своей карте с информацией о противнике. Цель игры – как можно быстрее обнаружить все “сокровища” на “острове” противника.

Нарисованный квадрат для игры «Остров»

Вот как должен выглядеть остров сокровищ для каждого участника игры.

Игра “Товарный поезд”

Для игры подготовьте карточки разной тематики, такие как посуда, овощи, мебель, животные.

Предложите ребенку сыграть в поезд, который перевозит предметы определенной категории, например посуду. Пусть берет карточки – “вагончики”, которые будут составлять состав.

В игре могут участвовать несколько человек. Их задача – как можно быстрее сформировать груз для своего состава. Кто-то возит мебель, кто-то перевозит фрукты и т.д. При этом количество карточек по каждой категории должно быть одинаковым.

“Игра в Квадраты”

Для проведения игры будет необходима шахматная доска и 64 карточки различных цветов, которые соответствуют размеру клеток на шахматной доске. Одна сторона карточек должна быть синей, а другая — красной.

Что еще почитать:  Кто такие подростки-центениалы и почему они не такие как все

Участники игры делят между собой все карточки поровну и соглашаются о том, какой цвет будет у каждого из них.

Затем они по очереди кладут свои карточки на доску со своей стороны. Когда какая-либо карточка оказывается между двумя карточками другого цвета, она переворачивается на обратную сторону. Поймать соперника можно как по вертикали и горизонтали, так и по диагонали. Победителем становится тот, кто быстрее сможет превратить карточки соперника в свои.

Шахматная доска

Можно создать шахматную доску на листе бумаги.

Игры для развития мышления у младших школьников

С появлением учения в школе, у детей развивается словесно-логическое мышление. Они начинают мыслить понятиями, изучают научные знания и могут проводить умственные операции без использования практического опыта и наглядности. Следовательно, ассортимент игр для этого возраста значительно расширяется. Игры для развития мышления в этом возрасте направлены на развитие способности ребенка строить гипотезы, делать логические выводы и рассуждать. В этом возрасте дети уже могут самостоятельно организовывать игры со сверстниками.

Игры, которые предусматривают участие нескольких игроков, помогают детям спокойно относиться к победам и поражениям, развивать устойчивость к стрессу. Ошибки, совершенные в игре, стимулируют мозг и побуждают к самоанализу.

Мальчик и девочка играют в шахматы

Игры в паре и в команде помогают ребенку развивать стремление к победе, но также учат его легко принимать поражения.

В этом возрасте следующие настольные игры актуальны для развития мышления:

  • шахматы;
  • шашки;
  • домино;
  • механические головоломки, такие как кубик Рубика и игра “змейка”;
  • пазлы с большим количеством деталей;
  • конструкторы, такие как “Лего”, металлические конструкторы, “SMART тачка” и другие;
  • игры-головоломки, такие как “Шоколадный набор”, “Цветовой код”, “Ноев ковчег”, “Катамино”, “Танграм”;
  • стратегические игры, такие как “Пираты Прятки”, “Час пик, или Парковка”, “Шакал”;
  • игры-ходилки и лабиринты;
  • игры на бумаге, такие как “Морской бой”, “Точки”, “Крестики-нолики”.

Члены семьи играют в настольную игру

Семья может проводить время вместе, играя в настольные игры.

«Кто больше»

Взрослый показывает картинку предмета, а дети по очереди описывают его (отвечают на вопрос: «Какой он?»). Проигрывает тот, кто не может придумать подходящее слово.

«Придумай причину»

Для игры нужно заранее подготовить карточки, на обратной стороне которых будут описаны разные ситуации: «Рано утром ваша подушка оказалась на столе, а не под головой», «У вас в портфеле появился бутерброд» и т.д. Дети по очереди выбирают карточку и придумывают причину произошедшего.

«Фантазии»

Также можно использовать карты с описанием необычных ситуаций: «Какой будет эффект, если у человека будет более длинный нос?», «А как изменится жизнь, если у нас будут более короткие руки? и так далее. Дети должны придумать как можно больше предположений: «Для людей с короткими руками пришлось бы пришивать карманы на более высокой высоте на куртке», «Длинный нос будет мешать соседу за партой», «Но зато не нужно будет наклоняться низко, чтобы понюхать цветы» и так далее.

«Интересные предметы»

В игре на карточках записаны различные предметы. Дети, выбирая одну карточку, должны придумать другие полезные способы использования предмета, помимо обычного: «Книгу можно применять в качестве подставки, а не только читать», «Линейку можно использовать не только для измерения длины предметов, но и для доставания мелочей, которые упали под диван или в шкаф».

Дети играют с карточками

Во время совместной игры дети не только учатся анализировать информацию, но и развивают свои навыки общения

«Упорядоченные понятия»

Предложите детям набор карточек и попросите их расположить эти карточки по понятиям, начиная с более конкретных и заканчивая более общими. Вот несколько вариантов:

  • собака, животное, пудель;
  • смородина, растение, ягода;
  • ящик, комод, мебель;
  • помидор, растение, овощ;
  • грифель, карандаш, канцелярские принадлежности;
  • дождь, капля, природное явление.

Читайте также: Почему нельзя громко кричать на детей: вред от такого подхода воспитания

«Угадай правильно»

Дети могут играть в эту игру как в одиночку, так и в группе. Раздайте им небольшие фишки или символические кружки (звездочки, бумажные колокольчики). Затем положите одну из фишек на середину стола и попросите ребенка положить другую фишку сверху (слева, справа, снизу). Если играют несколько участников, то давайте команды по очереди. Дети должны правильно расставить свои фишки, что поможет развить их пространственное мышление. Ведущий может заранее задумать какую-то фигуру, которая образуется, когда фишки правильно расставлены детьми (домик, цветок, гриб и т. д.).

Что еще почитать:  Чему необходимо обучать ребенка в первую очередь

“Муха”

Для участия в игре необходимо присутствие двух игроков и одного судьи. Судья на листе бумаги создает квадрат, состоящий из девяти клеток по ширине и девяти клеток по длине. Игроки представляют себе этот квадрат в своем воображении. Судья делает отметку на бумаге, показывая, что в крайнем левом углу находится муха. Затем игроки по очереди “перемещают” муху на разные квадраты, произнося команды вслух (влево, вправо, вниз, вверх), в то время как судья записывает “траекторию ее полета” на бумаге, но так, чтобы другие участники не могли видеть ее. В любой момент судья останавливает игроков и спрашивает, в какой клетке находится муха. Побеждает тот, кто правильно называет ее местоположение (например, “в третьей клетке слева”, “в крайнем правом углу” и т.д.).

Квадрат с мухой

Участники игры отображают полет мухи в своих умах, а судья записывает это на бумаге

Настольные игры, которые способствуют развитию мышления у детей среднего и старшего школьного возраста

У детей среднего школьного возраста начинает формироваться критическое рефлексивное мышление. Подростки учатся анализу и самоанализу. Настольные игры в этом возрасте помогают развитию логического, критического и творческого мышления, которые необходимы для адекватного восприятия информации из окружающего мира и ее переосмысления.

На самом деле, игры с другими детьми важнее, чем игры с взрослыми. Они нуждаются в поддержке и помощи родителей, несмотря на свою относительную самостоятельность. Только в таких условиях их мышление достигнет высокого уровня развития.

Папа и сын

Для гармоничного развития ребенка в любом возрасте важны поддержка и внимание близких

В этом возрасте актуальны следующие занятия:

  • шашки, шахматы, домино,
  • конструкторы и пазлы с большим количеством деталей;
  • игры на бумаге, такие как “Морской бой” и “Точки”;
  • игры-стратегии, такие как “Шакал”, “Остров сокровищ”, “Улей Карбон”, “Монополия”;
  • игры-викторины;
  • упражнения на составление слов из определенного набора букв, такие как “Scrabble” и “Эрудит”;
  • игры-головоломки, такие как “Пираты. Прятки”, “Руммикуб”, “Кверкл”;
  • сюжетные игры, такие как “Данетки. Юный детектив”, “100 тысяч лет до нашей эры”, “Римская империя”, “Ван Хельсинг”, “Гномы”;
  • игры-путешествия, такие как “80 дней вокруг света”, “Камелот”, “Путешествие по Европе”.

Если у вас нет готовой настольной игры, вы можете легко организовать ее самостоятельно.

«Древо Знаний»

Для проведения этой игры необходимо иметь небольшой текст, написанный на бумаге, чистые листы бумаги, скрепки и ручки в количестве игроков.

Один из участников читает текст вслух. Затем все игроки пишут на листках бумаги сложные вопросы, связанные с деталями этого текста. Записки с вопросами складываются, перемешиваются и прикрепляются скрепкой к какому-либо предмету («дереву»). После этого игроки по очереди отрывают «листочки» от «дерева» и придумывают свои оригинальные ответы на вопросы.

Цветные листочки

Бумажные листочки можно закрепить на одежде одного из участников с помощью скрепок или прищепок, а на доске — с помощью магнитиков или кнопок

«Обобщаем»

Для игры заранее подготовьте карточки, на которых могут быть написаны, например, следующие слова:

  • биология;
  • река;
  • существительное;
  • дробь;
  • рассказ;
  • христианство;
  • кустарник;
  • пылесос;
  • поэт;
  • строитель.

Переверните карточки надписями вниз. Участники игры по одной вытягивают карточку и придумывают для каждого слова более общее и более частное понятие (поэт — Лермонтов, творческий человек; христианство — православие, религия и т.д.).

«Игровой процесс шахматного коня»

Эту игру можно сыграть как в одиночку, так и с друзьями.

На листе бумаги нарисуйте квадрат размером 10х10 клеток. Начните нумерацию клеток с любой, перемещаясь шахматным ходом коня. Цель состоит в том, чтобы пронумеровать все клетки, не попадая в одну и ту же клетку дважды.

Если играют несколько человек, каждый рисует себе такое игровое поле, и победителем считается тот, кто первым справится с задачей.

Изображение шахматного хода коня

Траектория перемещения коня на шахматной доске напоминает форму буквы «Г»

«Придумайте историю»

Для игры вам понадобятся карточки с различными изображениями объектов и явлений.

Перемешайте карточки и положите их рубашкой вниз. Каждый игрок берет по одной карточке и придумывает предложение, в котором упоминается изображенный на карточке предмет или явление. Каждое новое предложение должно быть связано по смыслу с предыдущим, чтобы в итоге получилась история.

Подростки играют в настольную игру

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: