Подвижные игры для детей: забота современных педагогов

Подвижные игры для детей: основные правила

Ребенок во время игры познает мир, учится его законам и принципам. Соперничать, бегая и прыгая, обретать различные навыки можно по определенному алгоритму – правилам. Подготовиться к жизни, научиться ловкости и смекалки помогут подвижные игры для детей. Знания и умения, которые приобретает ребенок во время занятия игровой активностью, помогают правильно развиваться.

Классификация подвижных игр

Существуют различные виды подвижных игр. Их классификация была введена для удобства использования на практике.

Таблица классификации:

По какому признаку классифицируются Вид
Уровень сложности спортивные
элементарные подвижные
Уровень активности малой подвижности
средней подвижности
большой подвижности
Образное содержание бессюжетные
сюжетные
Характер действий соревновательные
коллективные

Для самых маленьких

Для малышей 1-3 лет хорошо подойдут занятия в зале. Ясельные группы не используют игры с элементами конкурса. Здоровьесберегающий характер должны носить все занятия в подготовительных группах.

Дети в возрасте 1-4 лет еще не скоординированы, поэтому некоторые забавы могут быть опасными. Нужно побеспокоиться о предотвращении травм. Само определение игр для самых маленьких можно кратко сформулировать: безопасные, интересные, простые задания.

Для таких игр минимальная группа составляет 2-3 ребенка. Между тем, музыкальное сопровождение поможет весело проводить время в помещении.

Для-самых-маленьких

Заяц угощает медведя

Необходимый инвентарь для этой игры: 2 стула, ведерко с водой, пустое ведерко, мини стаканчик из пластика, игрушка медведь.

Методика проведения:

  1. Поставить ведра на разные стулья на расстоянии 2 м друг от друга. Возле одного из ведер поставить игрушку.
  2. Полное ведро – это угощение от зайца для медведя
  3. Ведро, рядом с которым находится игрушка, нужно наполнить наполовину водой с помощью стаканчика, в котором дети носят воду.
  4. Воспитатель (родитель) читает стихотворение:

Годик мишке бурому,

Угостим компотом,

Двое милых зайчиков

Вместе с бегемотом.

Горелка

Необходимый инвентарь: стул, ведерко и ложка.

Методика проведения:

  1. Поставить ведро на стул, дать ребенку ложку.
  2. Воспитатель (родитель) читает стихотворение:

Варим суп национальный,

Щи кипят с капустой,

Ярко, здорово, полезно,

Да еще и вкусно!

  1. Ребенок делает вращательные движения ложкой в ведре.

Воспитатель читает:

Покрутились, покрутились,

И мешать остановились!

  1. Ребенок крутится вокруг себя 2 раза и отдает ложку другому.
  2. Игра продолжается, пока все дети не помешают щи.

Автомобиль

Необходимый инвентарь: 3 стула.

Методика проведения:

  1. Поставить стулья рядом друг с другом.
  2. Воспитатель (родитель) читает:

Я один поеду к речке,

Сяду поскорей.

  1. Один из детей садится на стул, остальные дети продолжают ходить. Воспитатель (родитель) читает:

Мы вдвоем поедем к речке,

Пригласим друзей.

  1. Второй ребенок садится на стул, оставшийся ребенок продолжает ходить. Воспитатель (родитель) читает:

Мы втроем поедем к речке,

Будет веселей!

  1. Последний ребенок садится на оставшийся стул. Игра закончена, когда все трое детей сидят на стульях.

Схемы проведения самые разные, но важно учитывать возраст (он может быть указан в названии видео). В подборке музыки, которая используется при проведении игр, должна преобладать легкая классика, детские песни.

Во что играть дошкольникам?

Следует различать возрастные категории дошкольников, ведь для каждой из них существуют свои особенности.

Младший и средний дошкольный возраст (3-4 года, 4-5 лет)

Активные игры для детей этого возраста носят, в основном, сюжетный характер. Младшие дошкольники подражают взрослым, животным и птицам, насекомым и растениям.

Имитация поведения людей и природы, которая окружает малышей, связана с познавательным уклоном в поведении. Такая игровая деятельность развивает навыки лазания, выполнения прыжков и бега.

Младший-и-средний-дошкольный возраст

Барбосики

Что развивается и задействуется: скорость, внимательность, ловкость.

Особенности: необходимо будет купить игру, напольная.

Эта игра развивает зрительную и моторную координацию. Она отлично подойдет детям от 3 лет. Суть:

  1. Специальное устройство выталкивает шарики из миски на пол.
  2. Дети собирают эти шарики специальными стаканчиками-щенками.
  3. В соответствии с карточками заданий нужно собрать:
  • максимальное количество шариков,
  • по одному шарику каждого цвета,
  • шарики только своего цвета.
  1. Побеждает тот, кто первый выполнит задание.

Волк и воробушки

Что развивается и задействуется: скорость, внимательность, ловкость.

Особенности: для игры нужно от 5 детей, инвентарь не нужен.

  1. Из группы детей выбираем ребенка «Волка».
  2. Дети «Воробушки» становятся в круг, берутся за руки, «Волк» стоит в центре круга с закрытыми глазами.
  3. «Воробушки» водят хоровод вокруг «Волка» и говорят:

Нас ты, хитрый волк, не кушай,

Лучше песенку послушай!

Что еще почитать:  Подвижные игры про зайцев в детском саду, их польза для развития

Самолет летит голодный,

А февраль такой холодный.

Мы на лыжах не пойдем,

Мы народ с небес ведем!

  1. «Волк» открывает глаза и ловит «Воробушков». Пойманный «Воробушек» становится «Волком».

Ловишки

Что развивается и задействуется: скорость, ловкость, увертливость.

Особенности: минимум 5 участников, ленточки длиной 50 см (количество ленточек соответствует количеству участников).

  1. Каждый участник берет ленточку и заправляет один из концов за одежду так, чтобы было видно 30-40 см ленточки.
  2. Выбирается «Ловишка», на поимку ему дают 5 мин.
  3. Дети отходят от «Ловишки» на расстояние 2 м.
  4. По сигналу «Ловишка» пытается догнать и вытянуть ленточку. Тот, у кого вытянули ленточку, выходит из игры.
  5. По истечении 5 мин выбирают нового «Ловишку».
  6. Выиграет тот «Ловишка», который соберет больше всего ленточек.

Ручеек

Что развивается и задействуется: прыжки, ловкость, равновесие.

Особенности: нужен мелок для рисования, проводится на улице.

  1. На расстоянии 2 м друг от друга рисуются 2 параллельные линии.
  2. Между линиями рисуются овальной формы камни (размер 10 на 20 см).
  3. Дети стоят возле черты. По очереди перепрыгивают по камням до второй линии.
  4. Выигрывает тот, кто не наступит мимо камня по дороге от одной линии к другой.

Лиса и лебедь

Что развивается и задействуется: выдержка, ловкость, умение согласовывать слова с движениями.

Особенности: 10-12, а лучше 12-13 участников, инвентарь не нужен.

  1. Дети делятся на 2 группы по 5-6 человек.
  2. Первая группа «лис» образует круг, дети держаться за руки, высоко их поднимают и начинают ходить, говоря стихотворение:

Дождик нам не страшен вовсе,

На рыбалку не пойдем.

Удочку оставим дома,

Лебедей ловить пойдем.

Лебедь в воздухе летает,

Встречный ветер завывает,

Масленица на дворе,

А лисица в мишуре,

И на счет 8-1

Мы вас всех сейчас съедим!

  1. Дети из второй группы «лебедей» в это время бегают сквозь хоровод.
  2. На словах «8-1» дети из группы «лис» садятся. Все «лебеди», которые остались внутри круга, становятся «лисами» и переходят в первую группу.
  3. Игра продолжается, пока не будут пойманы все «лебеди».

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Школьный спортзал или двор – отличное место для занятий. Чтобы ребенок все время не стремился поиграть в ГТА, и в другие игры онлайн на компьютере, а находил азарт в движении, ему важно правильно предложить альтернативные развлечения.

Картотека подвижных игр станет помощником в воспитании, детском физическом развитии. Для старших дошкольников можно использовать те же сюжеты, что и для других.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Веселые и интересные для детей также спортивные состязания. Такие детские подвижные игры развивают следующие качества:

  • стремление к подвижному образу жизни,
  • выносливость,
  • развитая сила,
  • находчивость,
  • коллективный дух,
  • реакцию.

Гусь, волк и мальчик

Что развивается и задействуется: скорость, ловкость.

Особенности: для игры нужно 7-10 детей, нужны мелки.

  1. Выбрать «волка» и «мальчика», остальные дети – «гуси».
  2. Нарисовать круг на площадке, в нем будут прятаться «гуси».
  3. На расстоянии 4-6 м (четыре метра – минимум) нарисовать еще один круг – дом «волка».
  4. «Гуси» первоначально находятся в домике «волка», а «волк» – в домике «гусей».
  5. «Мальчик» выгоняет «гусей» гулять. Они бегом рассыпаются по площадке, бегут в сторону своего домика. Волк читает стихотворение:

День иль ночь не важно мне,

Я умелец в быстроте,

Я бываю на лугу,

Тут гусей я всех найду.

Вид хоть страшный у меня,

Но гусей ловлю не зря.

  1. Задача «волка» – коснуться «гусей», переловить их всех. Пойманные «гуси» становится в круг «волка». Задача «гусей» – попасть в свой дом.
  2. Как только все «гуси» пойманы, дети меняются ролями.

Детский волейбол

Как для детского сада, так и для любой другой группы ребят подойдет знаменитая, но адаптированная разновидность волейбола. Интересная и спортивная игра проходит с использованием легкого игрального мяча.

Дети имеют возможность продемонстрировать индивидуальные навыки, потому что каждый играет сам за себя. Оздоровительное времяпровождение приучит каждого малыша к ЗОЖ. А лето – лучшее время для волейбола.

Основа проведения:

  1. 5-9 детей становятся в круг.
  2. Задача ребенка – отбить мяч в сторону другого игрока, или поймать.
  3. На одну игру дается 6-8 минут.
  4. Каждому участнику нужно набрать как можно больше очков:
  • 1 очко – за пойманный мяч,
  • 2 очка – за отбитый мяч,
  • 5 очков – если мяч получилось отбить в сторону другого участника на уровне груди.
  1. Выигрывает тот, кто набрал больше всего очков.
Что еще почитать:  Пионербол: правила и варианты игры

Совушка

Включает как творческую направленность, так и двигательную активность. Эта командная игра необычная и многокомпонентная.

Что развивается и задействуется: координация, воображение.

Особенности: для игры нужно 8-9 детей, нужен мелок.

  1. Из группы детей выбирается девочка, которая будет «совушкой».
  2. Так как это командная игра, остальные дети делятся на две команды «мышей».
  3. На асфальте рисуется круглая «мышеловка» диаметром 1 м.
  4. «Мыши» бегают вокруг «мышеловки». «Совушка» приговаривает:

Совушка я, Валентина,

Мне не вкусная малина,

Я люблю мышей ловить,

Ух-ух-ух всем говорить,

Солнышко всем светит,

Я не буду есть…

  1. «Совушка» называет слово – любое животное, которое не сможет съесть сова. «Мыши» должны остановиться и изобразить это животное.
  2. Кто медленнее всех выполнит задание, идет в «мышеловку».
  3. Выигрывает последняя, оставшаяся вне круга «мышка».

Игры для школьников

Подвижные игры – это возможность обеспечить детям всестороннее развитие. В современных сборниках для педагогов интересная картотека смешных игр в форме упражнений, спортивных и развивающих воображение игр.

Значение двигательной активности для школьников колоссально.

Игры для школьников

Это знакомство с новыми понятиями, получение необходимых в жизни навыков. Конечно при внедрении новых игр педагогами потребуется согласование. Список самого важного инвентаря, который пригодится:

  • мяч волейбольный,
  • мяч футбольный,
  • кегли пластиковые,
  • ворота,
  • баскетбольная корзина,
  • флажок.

Комплекс упражнений, которые выполняют дети в ходе игры, развивает вестибулярный аппарат, ловкость, скорость и силу. Содержание и правила не сложные, но тренируют смекалку.

Количество участников практически не влияет на процесс игры, но желательно чтоб было не меньше 10-11 детей. Основная классификация игр:

  • сюжетные,
  • спортивные,
  • комбинированные.

Крайне важно подобрать для детей игру, соответствующую возрасту и сезону. Ведь для более взрослого ребенка и нагрузка, и задания будут сложнее.

Дидактические материалы облегчают образовательный процесс. Они могут быть в виде брошюр, книг и видеороликов. Все средства, которые помогают родителям и педагогам заинтересовать современных детей хороши.

Школьники младших классов

В 6-7 лет дети привыкли к сюжетным играм, но надо начинать вносить спортивные элементы.

Алфавит и словарь

Цель игры: повышение грамотности, изучение родного языка.

Алфавит-и-словарь

Инвентарь: прищепки с буквами, карточки со словами одинаковой сложности.

  1. Дети делятся на команды, выбирают капитанов.
  2. Капитаны наугад выбирают слова-задания для противоположной команды.
  3. Находят буквы, из которых состоят слова для команды-противника.
  4. Капитаны прикрепляют на спины участников команды-противника буквы.
  5. Команды выстраиваются в ряд.
  6. На счет 1-2-3 капитаны показывают слова, которые нужно собрать.
  7. Выигрывает команда, которая быстрее соберет слово, выстроившись в ряд.

Прятки

Ориентировка: хорошо спрятаться, затем добежать до базы.

Особенности локации: двор, где достаточно безопасных мест для укрытия.

  1. Дети выбирают курсового, который будет искать.
  2. Курсовой, находясь на базе, закрывает глаза и считает до 20.
  3. В это время участники игры прячутся.
  4. Если курсовой находит участника, он бежит на базу и называет имя найденного участника.
  5. Цель участников: добежать до базы и назвать свое имя раньше, чем курсовой.

Другие игры

В 7-8 лет дети уже могут играть в мини-футбол, хоккей (понадобится лед на катке), что позволит развить скорость бега, умение работать в команде. В 7-9 лет дети начинают играть в классический волейбол.

Школьники средних и старших классов

Для школьников постарше будут интересны другие игры, чем для учащихся начальных классов. С педагогической точки зрения увлечь подростка сложнее, чем ребят младшего возраста.

С этой задачей будет легче справиться, если вводить новые игры, идущие в ногу со временем. Игры на природе особо полезны для школьников, ведь обычные прогулки не дадут нужную физическую нагрузку.

Школьники средних и старших классов

Ляп снежком от Линкольна

Поиграть в увлекательную игру с популярным сюжетом захотят и старшеклассники. Зимняя забава увлечет каждого ребенка.

Особенности: проводиться зимой, когда достаточно свежего снега, и не сильный мороз, есть достаточное пространство на улице.

Реквизиты: бутылка пластиковая с цветным рисом (рис красится пищевыми красками) будет имитировать бутылку святой воды; картинка с изображением карты города, ленточки красного и синего цвета для каждого участника.

История для сюжета: президент Линкольн борется с оборотнями. Оборотни сидят в крепости, президент и его помощники в квартире. Они решают идти бороться со злом. Предмет борьбы – карта города, которую держат в своей крепости оборотни.

Что еще почитать:  Как подготовиться к зачатию или мифы об овуляции_1

Организация игры:

  1. Накануне нужно слепить 2 крепости на расстоянии 9-10 м друг от друга, высотой с ребенка.
  2. Выбираются команды оборотней, Линкольна и его помощников.
  3. Каждый участник отмечает себя ленточкой: оборотни красной, команда борцов – синей.
  4. Оборотни занимают позицию в своей крепости, в этой крепости находится и карта. Оружие оборотней: снежки.
  5. Президент и его команда занимают вторую крепость-квартиру. Их оружие: бутылка святой воды (подкрашенный рис) и снежки.
  6. Линкольн выполняет прыжок вверх так, чтоб это видели оборотни и машет рукой, говоря: «Я легкой жизни вам не дам, а покажу пример. Для вас один способ себя спасти – отдать карту нам!».
  7. После этого охотники на оборотней пытаются добежать до крепости соперников и забрать карту. Оборотни пытаются проникнуть в квартиру президента.
  8. При попадании снежка в участника одной из команд он выбывает из игры на три минуты. При попадании на оборотня святой воды он выбывает на 10 минут.
  9. Игра заканчивается, когда команда президента захватила карту, или если треть оборотней зашла в квартиру.

Эстафета

Эстафеты известны в каждой школе, проводится они на уроках физкультуры. Проведение эстафет улучшает физическую подготовку, укрепляет соревновательный дух. Общий принцип проведения:

  1. Предложить детям поделиться на команды.
  2. Построить команды в колонны у линии старта.
  3. По команде «Марш!» капитан бежит (прыгает) до флажка, касается его рукой и возвращается к команде.
  4. Хлопает по плечу следующего в колонне, который выполняет те же действия, что и капитан и так далее.
  5. Побеждает та команда, последнее звено которой вернется к линии старта раньше.

Эстафета-для-школьников

Другие игры

Старшеклассники занимаются атлетикой, бегут на малые дистанции. Но все же, с большим удовольствием будут играть в футбол. Цель подвижной игры – не только улучшить физические характеристики, но и привить любовь к спорту на всю жизнь.

Заключение

Задействование левого полушария мозга ребенка во время игр позволит воспитать всесторонне развитую личность. Способность логически мыслить тоже возможно развить, используя правильные подвижные игры. Формирование коммуникативных навыков происходит в командных состязаниях.

Поэтому координационный совет в школе должен заранее решать вопросы о подвижных играх, чтобы ранней осенью педагоги могли активно включать учащихся в процесс.

Презентации нововведений для педагогов должны быть понятными и однозначными. Комплексный подход к созданию методик, практика других стран создадут эффективную воспитательную систему.

Летние школьные лагеря обязательно должны приучать детей к спортивному образу жизни. Часто прогулки ограничиваются ходьбой по школьной площадке. Лекции об экологии в сочетании с двигательной активностью сформируют у детей культуру обращения с природой.

Что можно сделать

Например, в марте можно организовать посадку деревьев школьниками в игровой, соревновательной форме. Даже пара деревьев, посаженная 2 командами на скорость может стать игрой.

Чтобы привлечь самих школьников к выбору игр для оздоровления, можно предложить к следующему уроку обществознания написать короткий доклад или реферат, и читать его перед компанией одноклассников.

Такой рассказ поможет найти ответ на вопрос: как повысить степень заинтересованности ребят? Ведь понятие «интересный» отличается у взрослых и детей. Важно грамотно подвести к этому ребят и все получится.

Заполнение сканвордов и кроссвордов – не самый лучший способ для педагога занять свободное время. Наличие диплома не говорит о том, что можно прекратить профессиональное развитие.

Скачать бесплатно новые методики не составляет труда, а их успешное освоение охарактеризует специалиста, как настоящего профессионала. Конечно, при выборе материалов стоит учитывать их происхождение.

Можно внедрять в учебный процесс только рекомендации надежных источников. В википедии можно найти список авторов. Работы классиков педагогики, которые заслужили народную любовь, актуальны и сегодня. Методы педагогики, которые применялись в ДОУ во времена СССР проверены временем.

Среди литературы для педагогов стоит отметить «Пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 2-7 лет». Э. Я. Степаненкова разработала систему подвижных игр, полностью соответствующую ФГОС.

Подобным образом, не меньший вклад сделала педагог А. В. Кенеман, которая разработала методические материалы, основанные на связи музыки и активной игровой деятельности.

Видеообзор

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: