Подвижная игра море волнуется раз – замечательный пример организации досуга детей в семье или в ребячьем коллективе. Простая детская забава позволяет весело провести время в солнечный денек во дворе или в относительно просторном помещении, когда на улице идет дождь.
Чем хорошо «морское» развлечение
Игра «море волнуется раз» интересна многообразием вариаций правил и целей, за счет чего подходит для развлечения дошколят и школьников с первого по четвертый классы. Игровой процесс способствует развитию у ребенка фантазии и воображения, смекалки, актерских перевоплощений.
Играть можно с домочадцами, группой от 3-4 ребятишек в детском саду, в летнем лагере, на школьной площадке, в здравницах и домах отдыха, а также проводить веселые физкультминутки в классе на перемене.
Родители и педагоги легко могут модифицировать игру, предлагая ребятам для создания образа использовать:
- небольшие мячики, скакали и другие спортивные атрибуты;
- разноцветные воздушные шары;
- атласные ленточки разных оттенков длиной до 1 метра;
- карточки с изображением задания;
- другие подручные материалы.
Игровой процесс допускает модификацию правил. Такой подход позволяет увлечь забавой малышей и ребят среднего школьного возраста. Подобранное музыкальное оформление придаст развлечению новые краски и впечатления. И «море волнуется раз» превратится в музыкальную игру для детей.
Под музыку придумывать позы и замирать по команде ведущего вдвойне веселее даже подросткам 10 — 13 лет. Взрослые на отдыхе с удовольствием сами готовы развлечься, позабыв о малоподвижном образе жизни.
Цель этой игровой физминутки — создание условий для проявления коммуникативных способностей, находчивости, эрудиции, а также тренировки памяти и внимания.
Знакомимся с традиционными правилами
Перед началом веселого состязания из числа играющих при помощи любой считалочки выбирается заводила. Он должен повернуться спиной к играющим и произнести начальную фразу.
Забава начинается со слов ведущего море волнуется раз море волнуется два море волнуется три. Водящий не свое усмотрение выбирает вариант ключевого задания, поэтому условия состязания могут различаться. Пока ведущий произносит начальное заклинание, позади него море, изображаемое ребятами начинает волноваться.
Ребята качаются, кружатся, танцуют подобно волнам. Для создания соответствующей атмосферы можно включить аудио запись с шумом прибоя.
Вариации заданий
- Задачу по воплощению образа задает сам ведущий, оканчивая магическое заклинание, например, так: На месте фигура Рыбы замри. Задавать ведущий может любой образ обитателей глубин или всего того, что передвигается по воде и над водой: крабы, скаты, дельфины, акулы, киты, пловцы, пираты, катамараны, лодки, корабли, парашюты, чайки и многое другое, что приходит водящему на ум.
Далее услышав команду «Замри!» ребята должны неподвижно застыть в придуманной позиции и не шевелиться, иначе зашевелившийся выбывает из конкурса. Ведущий обходит «скульптуры» и выбирает самый лучший образ на свое усмотрение. Теперь тот, кто выполнил задание лучше всех, становится заводилой в следующем раунде состязания.
Такую вариацию развлечения деток часто используют в своей практике воспитатели в ДОУ, вожатые в младших отрядах в летних лагерях и аниматоры в здравницах с отдыхающими малыми детками.
- Сложнее играющим и заводиле будет в условиях, когда ведущий командует замереть в любом образе морской тематики. После чего в ходе обхода он должен угадать, что или кого изображает каждый играющий. Заводилой в следующем этапе забавы становится тот, чей образ разгадан быстрее всего.
Усложненные задания способствует развитию подвижности мышления у ребят подготовительных классов и первоклашек, обучает внимательно слушать и соображать, координировать движения.
- Еще одна модификация условий предполагает задания любой тематики. Ведущий может попросить показать конкретный образ: льва, кошки собачки, лягушонка, мышонка, других животных или рабочего, врача, школьника или учителя и так далее. Далее водящий поворачивается к участникам, и отправляется выбирать самый точный образ.
Также ведущий может усложнить себе и играющим задание, предложив показать образ любой тематики: лесная, житейская, школьная, театральная, транспортная, ученическая и тому подобное. После чего ему предстоит обойти все живые «скульптуры» и попытаться отгадать их значение. Теперь победитель состязания начинает новый этап.
Волнения на раз, два, три с принятием неподвижных забавных поз — занятие увлекательное, не дающее заскучать ни играющим, ни зрителям.
Иные модификации игры
Профессиональные аниматоры, воспитатели и педагоги при подготовке праздников и утренников с участием детей в модифицированном виде включают в сценарии это развлечение. Заранее подготавливается подручные средства, при помощи которых ребята будут создавать образы по команде ведущего, например, сказочные на Новый год. Подобный театральный экспромт раскрасит традиционные хороводы с песнями, сделает утренник веселее и необычнее.
При изучении с детьми иностранного языка новые речевые обороты лучше запоминаются в игровом процессе. Можно с учащимися поиграть на английском, предварительно предложив им выучить стих:
- The sea is rough — one,
- The sea is rough — two,
- The sea is rough — three!
- Sea figure, stop dancing in the blue sea.
Каждый учащийся с удовольствием сыграет роль водящего. А в ходе подвижного игрового процесса пополняется словарный запас ребят по предложенной учителем тематике: предметы, транспортные средства, животные, растения, профессии и другие.
Умирать от скуки на таких занятиях не придется даже тем ребятам, которые не испытывают особой любви к иностранной речи.
В продаже можно встретить настольную вариацию развлечения для семейного досуга, состоящую из 45 иллюстрированных карточек с заданиями. Ведущий перемешивает перевернутые тыльной стороной карточки, и отворачивается произнося знакомое заклинание. Участники забирают карточки, фантазируют над доставшимися образами, пока не услышат команду «Замри!» задача водящего отгадать, какое задание досталось каждому участнику: перевоплотиться в рыцаря или разбойника, ковбоя, фею или приведение?
Забавные картинки с различными персонажами в карточках с заданием, выполненные профессиональными художниками, помогают представить и воплотить нужный образ.
В заключение подытожим основные ценности предлагаемого развлечения. У детей развиваются:
- артистизм, воображение и непринужденность;
- умение передавать информацию жестами, четче координировать телом;
- аналитические способности и память;
- умение взаимодействовать друг с другом;
- ассоциативное мышление и интуиция;
- творческие способности.
Минусов у такой динамичной формы забавы нет. Стоит только кому то вдвоем начать волну развлечения, как в нее вольются новые участники. Убедиться в этом можно по видео: