Во саду ли, в огороде
Дидактическое пособие по развивающим играм с детьми младшего дошкольного возраста.
Дидактический материал «В саду или в саду» разработан для решения целого комплекса развивающих задач в работе с дошкольниками: знакомство детей младших и средних групп с предметами из окружающего мира, формирование сенсорного восприятия представления, пространственные отношения, расширение словарного запаса и его активация в речи, использование диалогической речи в играх. В игре младшие дошкольники делают выводы о сходстве или различии предметов, учатся группировать похожие предметы, делать обобщения и различать количество «один – много» предметов».
Вспомогательные игры помогают детям овладеть действиями, которые выполняются с изображенными на них реальными предметами. Мы используем не только рисунки на бумаге, раздаточные материалы с рисунками на плотном картоне, но и фрукты, овощи и ягоды в разноцветном фетре. Также предоставляются корзина, волшебная сумка, войлочное и шерстяное солнышко, чтобы мотивировать детей во время игры и устраивать сюрпризы.
Цель использования руководства: расширить и прояснить представления об овощах, фруктах и ягодах.
Учебные задачи:
- научиться распознавать указанные среди прочего фрукты, ягоды, овощи и называть их;
- закрепить умение выделять свойства предметов, группировать их по цвету, форме, размеру;
- продолжить знакомиться с общими понятиями «овощи», «фрукты», «ягоды».
- формировать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы.
- поддерживать желание дошкольников участвовать в коллективных играх, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление правильно выполнять игровую деятельность.
Задачи развития:
- развивать зрительное и слуховое внимание,
- память, образное мышление, воображение,
- точные и умелые движения рук и пальцев.
Примеры развивающих игровых заданий с пособием
Чтобы научить детей выделять по внешнему виду один фрукт, овощ или ягоду среди других, мы предлагаем упражнения:
Игра | Пример проведения игры |
---|---|
|
Детям предлагается набор карточек с овощами. Воспитатель называет овощ, ребенок должен найти соответствующую карточку и забрать ее. |
|
Воспитатель называет свойства овоща или фрукта ( растет на грядке, зеленый, колючий, хрустящий. -огурчик ) |
|
Перед детьми раскладываются карточки с изображением овощей.Воспитатель описывает овощ по цвету, форме, размеру. Ребенок должен догадаться что это за овощ. |
|
Для сравнения выбираются различные по размеру овощи и фрукты. Дети должны разделить их на две группы – большие и маленькие. |
|
В ряд выкладываются карточки с овощами и каким-нибудь другим предметом. Ребенок должен убрать лишнюю карточку. |
|
Показать детям ряд овощей и перечислить некоторые из них. Попросить назвать, что вы забыли перечислить |
Чтобы развить навыки группирования предметов, дети заполняют “Что и где растет?” Используя схему огорода, дерева, куста, корзины, нужно сгруппировать овощи, фрукты и ягоды. Предлагаем назвать, где они растут.
Обучаем дошкольников сравнивать и называть цвет, размер предметов, их свойства (гладкие, шершавые, пупырчатые, мягкие, сочные и другие); сравнивать знакомые предметы по основным характеристикам. Для этого мы используем упражнения «Найди одинаковые», «Выбери пару», «Сравните два овоща / фрукта», «Чем они похожи?», «Сложи их стопками».
С помощью «Волшебного мешочка» дети стандартной формы на ощупь идентифицируют овощ, фрукт или ягоду, дают им имена, а затем находят их среди прочего на клумбе, на дереве или в банке с компотом.
Для формирования словарного запаса, навыков словообразования, грамматически правильной структуры речи и стимулирования речевой деятельности предлагаем детские упражнения «Назови овощ / фрукт / ягодку и ее цвет», «Какой это будет сок?», «Нежное имя», «Большой и маленький »,« Закончить предложение»,« Собери слово »и другие.
Для формирования представлений о простейших связях между объектами в окружающей среде предлагаем задания «Что из этого готовится?», «Из чего будем варить щи».
С помощью стихов и загадок об урожае отдельные овощи, фрукты и ягоды знакомят детей с восприятием художественного слова, способствуют формированию слухового восприятия описываемых свойств предметов, улучшают умение детей использовать различные типы высказываний, включать в свою речь образные выражения, эпитеты.
Игра “Заюшкин сад»
(Дидактическая игра) для детей от 4 до 7 лет.
Цель:
- научить детей решать простые задачи с помощью овощей и фруктов ;
- Усилить навыки порядкового счета на 10;
- Установите счетные и порядковые числа, научитесь различать количественный и порядковый счет; Упражняйте детей сравнивать числа и определять, какое из двух соседних чисел больше или меньше другого;
- Объединяйте множество концепций по одной, а не по одной; понять вопрос «Сколько?»;
- Углубить представления детей о числе и счете в процессе работы с множествами;
- Закрепить возможность сравнения двух групп объектов на основе взаимного сравнения (больше, меньше, равно, сколько, то же самое);
- Развивать мелкую моторику; Развивайте логическое мышление детей по мере решения задач.
Оборудование:
- Изображение сада и домика для кролика,
- кролика с корзиной,
- 5 морковок
- 5 вилок капусты.
Управление:
Версия игры для детей 4-5 лет.
На фото с огородом 2 клумбы: одна с морковью, вторая с капустой. Учитель говорит: «Жил-был кролик, он очень любил морковь и капусту. И поэтому он решил сам посадить и выращивать эти овощи в своем саду. Он посадил морковь в грядку. Давайте вместе посчитаем, сколько штук. (5 морковок).
А на другой грядке – капуста. Они тоже посчитали. (5 вилков). Давайте сравним! Чего больше? Дети делают вывод, что они «такие же» или «одинаковые». Пора собирать урожай. Банни сорвал два вилка капусты и морковь. Воспитатель достает морковку в корзине кролика и спрашивает, сколько морковок стало на огороде? Ответ: меньше. Почему их меньше? Потому что кролик сорвал морковь. Аналогичным образом решается проблема с капустой. Давайте вместе посмотрим и посчитаем! Морковь «больше» капусты и, наоборот, капуста «меньше» моркови. А сколько моркови и капусты у кролика в корзине? чего больше?
Назначения могут быть изменены. Вы можете выбрать необходимое количество моркови или вилков капусты. Узнай, где меньше, где больше, где столько же.
Примечание. Игра может быть индивидуальной. Дети играют, как сказку рассказывают, сюжет может быть любым.
Игра переключается с дидактической ролевой игры на сюжетную.
Версия игры для детей от 6 до 7 лет.
Вариант №1:
Также могут измениться действия или сюжетная линия. Зайчик посадил морковь 5 штук, а капусты на 1 меньше, потому что ему больше нравилась морковь или не хватало семян капусты. Какой урожай собрал кролик? Что еще в саду: морковь или капуста? Сравнение. В дальнейшем вы можете использовать знаки «равно», «больше» или «меньше».
Вариант №2:
«Угадайте, какой моркови ( капусты) не хватает?»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать недостающее число.
Содержание. Педагог прикрепляет морковь к огороду в последовательности естественного ряда. Дети порядковым номером считают, сколько всего морковок. Предложите детям посмотреть, как они вырастут, если они чего-то не хватало. Потом дети закрывают глаза, и учитель вынимает морковку. После того, как дети угадают, какой моркови не хватает, они называют, какая морковка пропала? (вторая или четвертая) или среди каких морковок пропала морковь (или кролик порвал ее)? (между третьим и пятым и т д.), затем покажите спрятанные морковки и закрепите их на месте. Аналогично выполняется задание с вилками капусты.