Значение игр по ПДД в средней группе детского сада
Будучи формой общественной жизни малыша, игра не только формирует волевые, нравственные качества личности, но и:
- даёт направление интеллектуального, физического и эмоционального развития;
- раскрывает творческие способности детей.
Когда ребёнок выходит за пределы дома, он становится полноправным участником движения, даже если повсюду его сопровождают взрослые. Поэтому одной из главных образовательных задач детского сада является просветительская работа, направленная на освещение ПДД на доступном для понимания дошкольниками 4–5 лет уровне, то есть через игру.
Игры по ПДД для средней группы должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям воспитанников
По статистике, причиной ДТП очень часто являются сами дети в силу неспособности предвидеть опасность, оценить скорость и расстояние до движущегося автомобиля, а также свои возможности.
Цели и задачи игр по ПДД
В спектр целевых компонентов работы с темой по безопасности на дороге в средней группе входит:
- развитие наблюдательности и умения оценивать дорожную ситуацию, ориентируясь на сигнал светофора;
- формирование навыка безопасного поведения на дороге (если зелёный свет уже горит во время того, как малыш подходит к переходу, то лучше дождаться следующего разрешающего сигнала, чтобы не оказаться в ситуации, когда транспорт начинает движение ещё до того, как пешеход закончил манёвр);
- обогащение словаря дошкольников (в 4–5 лет дети уже на достаточном уровне освоили грамматический строй языка, у них приличный словарный запас — игры становятся идеальной платформой для отработки монологической и диалогической речи);
- воспитание бережного отношения к жизни и здоровью через проигрывание потенциально небезопасных ситуаций (к примеру, в сюжетно-ролевой игре, где мишки переходят дорогу, ориентируясь на отсутствие машин, можно наглядно показать, что автомобиль может появиться на проезжей части совершенно неожиданно);
- приобщение ребят к разным видам игр (дидактическим, подвижным, театрализованным, сюжетно-ролевым).
Чтобы реализовать поставленные цели, игры должны содействовать решению таких задач, как:
- освоение понятий «пешеход», «переход», «светофор»;
- систематизация полученных в младших группах представлений об основных видах транспорта, знаках на дорогах;
- отработка навыка ориентироваться на нужный сигнал светофора;
- развитие внимательности, слуховой, зрительной памяти;
- расширение сферы познавательных интересов (дети изучают дорожные знаки, получают сведения из истории изобретения светофора и пр.);
- практика составления устных ответов полными предложениями (когда нужно прокомментировать те или иные игровые действия);
- воспитание культуры общения через радость сотрудничества с другими детьми и взрослыми.
В играх дети учатся работать в группах, парах, тем самым приобретая навыки взаимодействия
Принципы организации разных видов игр
Требования к подготовке и проведению игр в ДОУ обоснованы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):
- Инициативность. Все играющие должны проявлять физическую и интеллектуальную активность.
- Доступность, открытость. Правила и игровые действия должны быть хорошо понятны малышам.
- Динамика. В средней группе игра на занятии не должна длиться дольше 7 минут. Некоторые виды театрализованных и дидактических игр требуют больше времени, но их хронометраж не должен превышать 20 минут.
- Опора на наглядность. Демонстрация, картинки — неотъемлемая часть игр.
- Доброжелательность. Даже если у ребёнка не всё получается, он должен видеть положительный настрой педагога. Только так можно увлечь всех ребят.
- Единая цель. Даже если ребята выполняют разные функции в игре (например, шофёр и пассажир в автобусе), цель должна быть единой (усвоить ПДД).
- Самостоятельность. В средней группе воспитатель минимизирует своё участие в игре.
- Индивидуальный подход. Для ребёнка 4–5 лет не составит особой сложности выделить любимые и нелюбимые виды деятельности. И хотя к играм у 99% ребят отношение очень лояльное, тем детям, которые не проявляют особой заинтересованности в игровых действиях, нужно найти задание по вкусу. Например, отбирать и готовить реквизит.
- Одобрение. Дошкольники среднего возраста очень хотят быть лучшими, поэтому важно, чтобы педагог находил повод похвалить каждого участника игры.
- Повторение. Чтобы дети хорошо усвоили материал, игры периодически нужно повторять.
В играх нужно использовать яркие и безопасные атрибуты, подходящие по теме
Игровая форма занятий на тему ПДД в младших группах
Начинать занятие с самыми маленькими дошколятами (1,5-2 года) на тему дорожно-транспортных понятий рекомендуется с прогулки по улице. Воспитатель должен показать крохотным пешеходам тротуар, проезжую часть и в обязательном порядке рассказать про их предназначение (при этом необязательно выходить за пределы дошкольного учреждения). Дети ознакомятся с такими понятиями, как пассажир, водитель и пешеход, параллельно наблюдая за тем, как движутся транспортные средства на дороге. В качестве наглядного пособия можно рассмотреть автомобиль, который каждый день поставляет продукты на кухню, и обсудить, как устроена эта дорога.
Изучение правил с детьми на улице
В процессе групповых уроков специалисты рекомендуют как можно чаще прибегать к приему моделирования разных дорожных ситуаций. Педагог должен побуждать воспитанников к играм с игрушечными машинками, проговаривать вслух каждое действие и подталкивать к этому дошкольников (к примеру, транспортное средство уменьшило скорость, дало задний ход или повернуло направо).
Игровая форма занятий в средних группах
В средней группе детского сада все игры по ПДД для дошкольников направлены на то, чтобы усвоить и отработать правила дорожного движения. Здесь в основном применяется дидактический игровой метод. Обязательными пунктами такого метода являются:
- правила;
- четкие и последовательные игровые действия;
- точно определенный результат.
Важно! Обучающая форма занятий представлена 2 типами: делающие акцент на содержание игровых действий или на реквизит, с помощью которого строится сюжетная линия игры.
Игровая форма занятий в старших группах ДОУ
В качестве основы для уроков по ПДД в старших группах детского сада используются личные социальные навыки взаимодействия с окружающим миром, а также копируются модели поведения на игрушках или сверстниках, которые тоже участвуют в игре. К примеру, в игре «Автобус» в старшей группе воспитанники должны по очереди заходить в «транспорт», после чего покупать билеты у кондуктора и просить водителя остановиться на той или иной остановке.
Игровая форма занятий в подготовительных группах
С ребятишками 6-7 лет, которые ходят в подготовительную группу, уже можно играть в театрализованные игры, реализующиеся в двух формах. Как правило, педагоги используют драматизацию, то есть участники игры становятся «артистами», которые играют роли согласно сценарию. Также можно прибегнуть к режиссерской игре, где ребятишки руководят движениями и действиями персонажей – кукол.
Пример куклы для занятий по ПДД
Разновидности игр по правилам дорожного движения
Поскольку игровой процесс – это ведущая деятельность для дошкольников, то с ее помощью у детей идет быстрое усвоение того, что можно делать на дороге, а какие действия являются запрещенными. По этой причине уроки по изучению ПДД включают в программы, согласно которым реализуется воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
Подвижные игры в старшей группе по ПДД
В процессе подвижного игрового процесса у малышей закрепляются навыки действовать в условиях, которые постоянно меняются, моментально реагировать на неожиданные ситуации. Подвижные уроки формируют у карапузов такие двигательные навыки:
- определение расстояния (далеко – близко);
- скорости (быстро – медленно);
- габаритов (больше – меньше);
- видимости (заслонена ли машина).
Ребенок должен координировать свои действия с движениями окружающих людей и фиксировать передвижения предметов.
Дидактические игры в старшей группе по ПДД
Для того чтобы проводить уроки по изучению правил дорожного движения, нужно, безусловно, заранее запастись наглядным материалом. Реквизит может быть представлен основными знаками, с помощью которых регулируется дорожное движение, изображениями регулировщика, картой улиц с пешеходными переходами и зданиями. В процессе дети учат знаки и правила поведения.
Сюжетно-ролевые
С помощью сюжетно-ролевых уроков дошкольник занимается свободной импровизацией и формирует модель социальных отношений, разыгрывая различные ситуации. Ролевые развлечения всегда подразумевают игры «во что-то» или «в кого-то», а их отличительной характеристикой является наличие сценария и ролей.
Обратите внимание! Играть с детьми можно на территории детского автомобильного городка, который обязательно должен быть в детском саду, или же в помещении со специальными макетами и магнитной доской.
Интерактивные
Использование различных мультимедийных средств стало чуть ли не самым главным новшеством в работе педагогических работников детских садов. Методические средства и приемы воспитателей были разбавлены информационно-коммуникационными технологиями, что позволило сделать уроки для детей более увлекательными и запоминающимися. Сегодня метод интерактивных игр является популярным, актуальным и эффективным, а для изучения правил дорожного движения педагоги довольно часто используют презентации.
Пазлы, домино, настольные игры
С помощью необычного домино «Дорога» малыш всегда сможет применить все знания, которые он получил о дорожных знаках, на практике, а также изучить сигналы светофора и дорожную разметку. Участники развлечения должны сообща соорудить собственную дорогу, правильно соединяя карточки друг с другом.
Домино «Дорога»
Обратите внимание! Для изучения наиболее распространенных знаков дорожного движения специалисты рекомендуют использовать детское пластиковое лото «Знаки ПДД», на фишках которого нарисованы знаки, а на карточках написана их расшифровка.
Как сделать игру по ПДД своими руками
Изготовить игру для изучения правил дорожного движения можно своими руками, не прилагая для этого особых усилий. Пример самостоятельного изготовления можно рассмотреть на настольном развлечении под названием «Что сначала, что потом».
Для начала нужно соорудить игровые поля из картона белого цвета формата А4, который следует разрезать вдоль на две половины. Каждую половину нужно разделить на три части и пронумеровать цифрами от 1 до 3 (шесть игровых полей будет достаточно). С помощью компьютера в онлайн-режиме следует найти изображение ситуации на дороге, которая требует выполнения тех или иных действий согласно дорожному знаку.
На заключительном этапе изготовления в компьютерной программе Paint нужно рисовать на картинке игрового персонажа (Незнайку, Красную Шапочку или любого другого). Помещая персонажа в разные части изображения, получается алгоритм действия на дороге.
Задачу дошкольнику определяют в том, чтобы он разместил картинки в правильной последовательности.
Обратите внимание! В процессе занятия будущий участник дорожного движения моделирует ситуацию и определяет нужный алгоритм действий, записывая все в тетрадь.
Картотека игр по правилам дорожного движения для дошкольников с целями
В картотеку ПДД в средней группе по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) с целями входят такие развлечения, как «Угадай, какой знак?», «Водители» и «По дороге».
«Угадай, какой знак»
Целью занятия «Угадай, какой знак» является то, чтобы детки закрепили свои знания о правилах дорожного движения и самостоятельно пользовались ими в повседневной жизни. Игровой процесс представлен кубиками с наклеенными на них указательными, предупреждающими и запрещающими знаками в шахматном порядке.
ПДД во второй младшей группе – картотека с целями
Педагог должен по очереди приглашать ребятишек к столу, где разложены кубики. Воспитанник берет кубик, называет знак и идет к той группе детей, у которых уже есть символы этой разновидности.
«Водители»
В процессе обучающего развлечения «Водители» карапузы также учат правила, но кроме этого у них еще развивается мышление и пространственная ориентация. Для проведения урока необходимо запастись игровыми полями, игрушечными машинками и другими игрушками. Воспитатель заранее готовит 3-4 варианта игровых полей, каждое из которых представлено рисунком со знаками. Это необходимо для смены дорожной ситуации.
К примеру, малыш становится водителем машины, и ему нужно отвезти лисичку в магазин, набрать бензина и отремонтировать автомобиль. Изображение транспортного средства обозначает гараж, откуда карапуз выехал и куда должен вернуться. Ребенку нужно подумать и сказать, в какой последовательности следует посетить эти пункты, чтобы правила дорожного движения не были нарушены.
Виды игр по ПДД с детьми 4–5 лет
Игры на освоение и отработку правил дорожного движения классифицируются по 5 видам, каждый из которых имеет определённую образовательную цель и соответствует конкретной теме.
Дидактические (обучающие) игры
Такой тип игровой деятельности применяется для:
- знакомства с новой информацией (например, правилами поведения в разных дорожных ситуациях);
- закрепления полученных знаний, отработки умений и навыков (к примеру, в лото по ПДД дети распределяют дорожные знаки по группам — предупреждающие, запрещающие, указывающие, предписывающие).
В дидактических играх обязательны:
- правила;
- точно определённый результат;
- чёткие игровые действия.
Обучающие игры бывают 2 типов: ориентированные на содержание игровых действий или на материал, с помощью которого выстраивается сюжет игры.
Популярными дидактическими играми по ПДД являются пазлы
Некоторые методисты в классификацию дидактических игр по содержанию относят деловые игры, которые представляют собой форму организации занятия, где общая цель достигается разными путями. Иллюстрацией такой игры может служить урок «Прав или неправ Незнайка», который я проводила со своими воспитанниками: любимый сказочный персонаж так торопился помочь другу Самоделкину, что перебежал дорогу на красный свет. Но прежде он убедился, что машины не едут. Группа делится на 2 команды: одна оправдывает Незнайку, вторая — осуждает. В ходе игры мы приходим к единому мнению, что, даже если нет машин, на красный свет переходить дорогу нельзя.
Таблица: виды дидактических игр по ПДД
Направленность | Вид | Название | Задачи | Описание |
Игры, ориентированные на содержание | Логическая | «Угадай, какой знак?» |
|
Потребуются кубики с разными дорожными знаками. Водящий демонстрирует знак, а дети находят его на своих кубиках и детально описывают значение. |
Словесная | «Закончи предложение» |
|
Потребуется мячик. Воспитатель бросает мяч ребёнку и начинает предложение. Задача малыша — закончить фразу, начиная с конструкции «а потом»: «Сначала нужно дождаться зелёного сигнала светофора… а потом переходить дорогу». |
|
Сенсорная | «Поставь машинку в гараж» |
|
Перед ребёнком 3 карточки с гаражами: разных цветов, разных форм и величины. У каждого малыша есть картинки-силуэты разных видов транспорта. Задача: поставить транспорт в подходящий по цвету, форме и величине гараж. | |
Музыкальная | «Правила дорожного движения» |
|
Дети делятся на 2 команды: пешеходы и машины. Под музыку «машины» начинают движение от одной стены комнаты к другой. Когда музыка заканчивается, манёвр должен быть завершён. Если не успели, то останавливаются, чтобы пропустить «пешеходов». | |
Игры, ориентированные на материал | Настольно-печатная | «Найди нужный знак» | Закреплять знания о назначении дорожных знаков. | Картинка-пазл: на одной части изображена дорожная ситуация, на другой — дорожный знак. Дети должны собрать пары, рассказать о них. Кто соберёт и правильно расскажет, получает фишку. Побеждает тот, у кого фишек больше. |
Игра с предметами | Обычно предметы в играх, например, природные материалы (каштаны, шишки), выступают в роли транспорта. Такие машинки используются и для настольно-печатных игр в качестве фишек. | |||
Интерактивная | Дети знакомятся и повторяют ПДД с помощью тренажёров для интерактивной доски. |
Сюжетно-ролевые игры
В этих играх дети действуют исходя не только из игрового, но и из собственного социального опыта, воплощая знакомые модели поведения с игрушками, сверстниками. Например, в игре «В автобусе» дети не только придерживаются очерёдности при входе в транспорт, но и приобретают билеты, общаются с кондуктором, водителем, роли которых тоже воплощают малыши.
Дети 4–5 лет с удовольствием включаются в сюжетно-ролевые игры, связанные с ПДД
Можно сделать вывод, что для отработки темы по ПДД используются бытовые, профессиональные сюжетно-ролевые игры, а также игры по мотивам прослушанных сказок или просмотренных мультфильмов. Что касается последних, то отличной сюжетной основой может послужить серия «Сигналы светофора» из мультсериала про Аркадия Паровозова.
Подвижные игры, развивающие навыки правильного поведения на дороге
Игры этого вида призваны сохранять, укреплять здоровье воспитанников, развивать внимание, память, ловкость. И кроме всего прочего, подвижные игры вносят разнообразие в занятия, прогулки, являются ключевыми элементами при проведении развлечений.
Таблица: виды подвижных игр по ПДД
Вид | Название | Задачи | Описание |
Игра на подражание | «Цветные автомобили» |
|
Дети получают круги из цветной бумаги. Задача: двигаться по «дороге» — нарисованному полотну с проезжей частью или специальному коврику, соблюдая все ПДД. |
Игра на развитие внимания | «Светофорчики» |
|
Дети становятся в круг, держа в руках цветные круги, соответствующие сигналам светофора. Под музыку ребята идут по кругу, когда мелодия заканчивается, «светофоры» быстро разбиваются по парам. |
Игра малой подвижности (на имитацию) | «Не скажу, а покажу» |
|
Дети по очереди показывают и угадывают виды транспорта. |
Это интересно. Большинство подвижных игр проводится на улице, однако значительная часть игр этого вида по теме ПДД организуется в помещении группы.
В подвижные игры по ПДД дети играют как на улице, так и в помещении
Театрализованные игры по ПДД
Этот вид игровой деятельности представлен двумя формами:
- драматизацией, где дети предстают в образах «артистов», действуя по сценарию педагога;
- режиссурой, где ребята являются организаторами игровых действий кукол.
Таблица: формы и виды театрализованных игр по ПДД в средней группе
Форма | Вид | Название | Задачи | Описание |
Драматизация | Инсценировка | «Город правил дорожных» |
|
Двое детей изображают непослушных друзей, которые не знают ПДД и перепутали все дорожные знаки в городе правил. Но когда им потребовалось срочно добраться к бабушке, то пришлось учить ПДД. Для этого каждый из «знаков», представленный ребёнком, рассказывал о себе, а главные герои думали, на каком участке дороги его нужно поставить. |
Имитация | «Слушай команду» |
|
Ребята предстают в образах машинок. По команде педагога они, используя мимику, жесты, звуки, поворачивают руль, поднимают или опускают стекло автомобиля, запускают-останавливают дворники и т. д. | |
Режиссёрские | Кукольный театр | Дети используют кукол разных видов театра (бибабо, пальчиковые, баночные и др.), чтобы показать, насколько хорошо они владеют ПДД. Например, воспитатель предлагает герою пройти по макету перекрёстка, комментируя все знаки на дороге. | ||
Театр на фланелеграфе | Принцип такой же, как и в кукольном театре: дети действуют от лица персонажа. Но в данном случае герои — картинки на липучках для фланелеграфа. Альтернативой этому стенду может быть магнитная доска с картинками на магнитах. |
Стендовый театр — фланелеграф, магнитная доска или макет проезжей части на стене — создаёт отличные условия для проведения режиссёрских игр по ПДД
Пальчиковые игры на тему дорожных правил
Игры этого вида помогают отрабатывать мелкую моторику, стимулируют речь, развивая сенсорные и коммуникативные способности детей. Как правило, такая деятельность является переходом от одного вида активности к другому на занятиях, на прогулке.
Таблица: картотека пальчиковых игр по ПДД (фрагмент)
Название игры | Описание |
«Будем пальчики сгибать» | Будем пальчики сгибать, (Дети сжимают и разжимают пальчики) Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, (Поочерёдно разжимают пальчики, начиная с мизинца) Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого) Пять видов транспорта назвали! |
«Транспорт» | Автобус, троллейбус, машина, трамвай — О них ты на улице не забывай. В морях — корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. (Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного). |
«Машины» | По шоссе идут машины, (Крутят воображаемый руль) По асфальту едут шины. (Локти прижимают к туловищу, двигают ладонями параллельно друг другу) По дороге не беги, (Грозят пальцем) Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен — «сигналят») |
«Дорожных правил очень много» | Дорожных правил очень много: (Грозят пальчиками) Раз — внимание, дорога, (Загибают поочерёдно пальцы) Два — сигналы светофора, Три — смотри дорожный знак, А четыре — «переход». Правила все надо знать (Хлопают руками) И всегда их выполнять. (Поднимают большой палец вверх). |
Приёмы проведения игр по ПДД в средней группе ДОУ
Для организации и проведения игр по ПДД в средней группе педагог комбинирует 3 вида приёмов.
Словесные приёмы
В 4–5 лет дети создают собственный речевой образ: через подражание взрослым учатся строить предложения, осваивают навыки словообразования и т. д. Именно поэтому звучащая речь должна сопровождать любую деятельность ребёнка, тем более, если речь идёт об игре — основном виде активности дошкольника.
Объяснение
Все игровые действия должны быть чётко и подробно описаны воспитателем. При этом важно каждый раз перед началом уже знакомой игры повторять условия и делать это по возможности с помощью одного и того же набора языковых средств, но в сжатой форме.
Объяснение должно сопровождаться демонстрацией
Загадки
На собственной практике я убедилась, что это классика мотивационных приёмов, настраивающих детей на игру. Загадки помогают привлечь сразу всех ребят. Начинать лучше с загадок с договорками, а когда малыши заинтересуются, то можно добавлять обычные, с отгадками без рифмы.
- Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный … (Переход). - Что за чудо синий дом?
Ребятишек много в нём,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус). - Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (Светофор).
Стихотворения
Ещё один мотивационный приём, которым я активно пользуюсь. Во-первых, стихотворения помогают вводить новую информацию, во-вторых, дети лучше запоминают слова, облечённые в рифму. Важно только выбирать не слишком длинные тексты, иначе воспитанники рассредоточатся.
- Если видишь, что немного
Разрисована дорога
Полосами в белый цвет,
Словно крашеный паркет,
Значит, нас всегда здесь ждёт
Пешеходный переход.
И теперь все дружно, вместе
Переходим в этом месте.
Стой, машина, подожди.
Пешеходов пропусти! - Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам — тротуар.
Я иду по тротуару,
Я гуляю не спеша.
И прогулка не опасна,
И погода хороша.
Короткие сказки
В своей работе для мотивации ребят или для презентации новой игры я часто прибегаю к приёму коротких зарисовок — придумываю сюжеты, которые гармонично вписываются в канву игры и занятия. Например, при изучении светофора, чтобы подвести ребят к игре «Светофорики», я предлагаю воспитанникам такую историю: «Жил-был Светофор. День и ночь он регулировал движение на дороге. И все так привыкли к нему, что Светофорику стало казаться, что не нужен он людям. И так грустил он, что однажды заболел. Сразу все машины стали в пробку, пешеходы не могли перейти дорогу, на улице начался беспорядок. Но пришёл оператор, вытер пыль на светофоре, открыл крышку, закрутил все винты, распутал спутавшиеся провода, и Светофорик снова заработал. Тогда понял он, как много значит для людей и больше не грустил».
Сказки, интересные истории увлекают ребят и настраивают на дальнейшую плодотворную работу
Чтение
Ситуация, когда в средней группе есть 1–2 малыша, которые умеют читать, — не редкость. С длинными текстами им не справиться, а вот подписи к картинкам, плакатам или описания дорожных знаков прочитать своим товарищам они смогут. Если же читающих детей в группе нет, то воспитатель сам подбирает интересные рассказы, сказки по теме. Но, как и в случае со стихотворениями, тексты не должны быть длинными.
Наглядные приёмы
Основной канал восприятия у дошкольников — образно-зрительный, поэтому без наглядности не обойтись и в играх. Дети должны видеть:
- картинки, иллюстрирующие игровые действия, конкретный аспект темы;
- презентации, видеоролики по теме;
- все игровые действия, продемонстрированные воспитателем от лица каждого из участников игры.
Для ребят средней группы важно, чтобы педагог заранее продемонстрировал игровые действия каждого участника
Атрибуты
Отдельно стоит остановиться на реквизите для игр:
- фуражка (жезл, костюм) инспектора ГИБДД;
- макеты проезжей части, светофора;
- копии дорожных знаков.
В уголке ПДД ребята могут в свободном режиме проигрывать различные дорожные ситуации
Эти атрибуты могут быть частью разных зон предметно-развивающей среды группы (дидактическая, театральная), а могут составлять отдельный участок — уголок ПДД.
Практические приёмы
Впечатления от игры, а также результаты усвоения материала передаются с помощью практических приёмов:
- рисунков (к примеру, выученных дорожных знаков);
- аппликаций (светофор из заготовок, подготовленных воспитателем);
- лепки (ребята средней группы могут делать дорожные знаки с помощью пластилина, выкладывая материал на бумажном шаблоне).
Создание коллективной аппликации может быть практическим приёмом, закрепляющим игровой материал по ПДД
Проведение игр по ПДД в средней группе детского сада
Длительность игры на занятии в средней группе составляет около 7 минут. Но это время является ориентировочным, так как для проведения некоторых видов театрализованных или дидактических игр требуется до 20 минут. Время, отведённое на игру, распределяется между четырьмя этапами её проведения.
Театрализованная игра по ПДД в средней группе может длиться до 20 минут
Таблица: хронометраж этапов разных видов игр в средней группе
Вид игры | Вводный этап | Этап ознакомления с правилами | Этап игры + усложнение | Заключительный этап |
Педагог объявляет название, мотивирует на участие. | Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета. | Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). | Педагог благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом. Если игра была слишком насыщена действиями, то можно устроить релаксацию: под приятную музыку 1–1,5 минуты дети молча лежат или сидят. | |
Дидактическая | до 1 минуты | до 1 минуты | 3–4 минуты | 0,5 минуты |
Сюжетно-ролевая | полминуты | 4–6 минут | 3 минуты | |
Подвижная | 1 минута | 4 минуты | 2 минута | |
Театрализованная | 1–2 минуты | 2 минуты | 6–8 минут | 2 минуты |
Пальчиковая | 0,5 минуты | 1 минута | 0,5 минуты |
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-po-pdd-v-sredney-gruppe-kartoteka.html
- https://vospitanie.guru/doshkolniki/igrovaya-forma-zanyatij-po-pdd-po-fgos