Как мягко ввести ребенка 2-3 лет в детский сад
По мере того, как ребенок растет, каждая семья сталкивается с вопросом: стоит ли вести ребенка в детский сад в возрасте 2-3 лет? В настоящее время многие мамы работают из дома или находятся в декретном отпуске, поэтому они могут самостоятельно присматривать за малышом и заниматься его воспитанием, вместо того чтобы пытаться уговорить его посещать не очень любимый детский сад. Значительное количество родителей предпочитает нанять няню для ребенка, которая не только присматривает за ним, но и проводит развивающие занятия, гуляет с ним и кормит его. Позиция многих родителей проста: зачем водить ребенка в группу, где много людей, и ему не уделят достаточно внимания. Но является ли такая позиция правильной, и что об этом думают детские психологи?
Почему детям важно посещать детский сад
Эксперты утверждают, что для полноценного развития, формирования личности и успешной интеграции в общество детям лучше воспитываться в коллективе, а не постоянно находиться дома с родственниками или няней.
Психологи настаивают на том, что оптимальным вариантом адаптации ребенка в обществе является посещение детского сада.
Посещение детского сада приносит множество пользы:
- ребенок осваивает навыки общения с другими людьми. Это касается не только сверстников, но и взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками детского сада;
- специалисты отмечают, что в групповой среде дети развиваются быстрее. Это объясняется тем, что ребенок, который дома не проявлял интереса к заданиям, наблюдает за своими товарищами и стремится стать лучшим, быть первым, а также освоить определенные навыки. В нем пробуждается лидерский инстинкт и желание соперничать;
- Приучение к дисциплине: это очень важный момент для растущего ребенка. Сегодня многие родители поддерживают свободное воспитание, когда детям позволяется все. Однако таким детям становится очень сложно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в детском саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нельзя;
- Организация режима дня: медики со всего мира утверждают, что приучение ребенка к определенному распорядку положительно влияет на его развитие. Если малыш до двух-трех лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после окончания дошкольного учреждения у ребенка не будет проблем в школе, ведь там также все происходит по времени и расписанию;
- Малыш проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, он начинает самостоятельно анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несет ответственность.
Решение: Важно ли отправлять детей в детский сад — видео
Таблица с причинами, по которым ребенок в возрасте 2-3 лет отказывается ходить в детский сад
Дети в возрасте двух лет еще часто питаются грудным молоком или сосут соску. Для таких детей большим стрессом становится невозможность получить грудь в любой момент. То же самое касается и соски: в большинстве случаев воспитатели против того, чтобы ребенок брал соску с собой в группу. | Дети, которые не привыкли к режиму и не контролируются распорядком дня, часто не желают ходить в сад. Трехлетнего малыша намного сложнее приучить к определенному распорядку дня, чем двухлетнего. |
Дети в возрасте двух лет еще не умеют полностью одеваться сами, держать ложку и набирать пищу, а некоторые даже не могут пить из чашки, а только из бутылочки или поильника. Воспитатели, конечно, помогут ребенку, но уделять время ему одному у них не будет физической возможности. | Дети в возрасте трех лет часто не хотят есть еду, которую предлагают в саду. К этому возрасту малыш уже определился с любимыми блюдами и поэтому не желает пробовать что-то новое. |
Дети, особенно маленькие, часто боятся, что мама просто не вернется за ними. Чтобы справиться с этим страхом, следует чаще говорить с ребенком, объяснять, что вечером родители обязательно заберут его из группы домой. | |
Дети могут не нравиться воспитателям, особенно если они еще не привыкли к новым взрослым людям, которых им нужно слушаться. Стоит поговорить с ребенком по этому поводу и, если необходимо, найти другую группу или сад, где родителям будут устраивать принципы воспитания. | Дети могут не желать выполнять задания, например, убирать игрушки или заниматься различными упражнениями. Но постепенно они привыкнут к порядку и захотят делать все действия вместе с другими детьми. |
Дети привыкают к своему дому или квартире, парку или детской площадке. Поэтому оставление их на чужой территории может вызывать некоторое беспокойство. Но со временем малыш начнет воспринимать детский сад как родной. |
Иногда бывают ситуации, когда воспитатели в группе просто замечательные, но ребёнку они все равно не нравятся. В таком случае родители могут пообщаться с педагогами и разработать определённый план. Например, ребёнок может очень любить собирать конструктор, и воспитатели могут активно участвовать в этом процессе, помогая ему. Дети всегда привлекаются к людям, которые интересуются тем же, что и они.
Доктор Комаровский отмечает, что адаптация к детскому саду у двухлетних детей идёт намного быстрее, чем у трёхлетних. На основе многочисленных наблюдений детские психологи и воспитатели сделали вывод: чем младше дети, тем легче и быстрее они привыкают к детскому саду.
Видеоролик от доктора Комаровского о том, каким должен быть идеальный детский сад
Эксперты советуют отправлять детей в детский сад в летний период. В это время вероятность заболеть у малыша ниже. Кроме того, дети проводят большую часть времени на улице, что облегчает адаптацию ребенка. Если начать посещать детский сад в сезон простудных заболеваний, то ребенок может заболеть через несколько дней или недель после начала походов в группу. В таком случае, ребенок будет на больничном от 7 до 10 дней, и это приведет к нарушению адаптации, так как малыш снова привыкнет находиться дома. После выздоровления придется начинать все сначала.
Советы психолога о том, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду: видео
Детский сад и режим
Вопрос о соблюдении режима дня остается актуальным. В группе все действия распределены по часам, начиная с утра и заканчивая вечером. Если ребенок не привык следовать распорядку, то родителям стоит пересмотреть свои подходы и начать знакомить малыша с режимом. Рекомендуется посетить детский сад и узнать, какой распорядок дня установлен в группе, в которую ребенок скоро будет ходить. В большинстве детских садов распорядок дня одинаковый:
- 7.00 – 8.00 прием детей в группу;
- 8.00 – 8.20 зарядка;
- 8.20 – 8.30 подготовка к завтраку;
- 8.30 – 9.00 завтрак;
- 9.00 – 10.15 развивающие занятия;
- 10.15 – 10.30 подготовка к прогулке;
- 10.30 – 12.00 прогулка на улице;
- 12.00 – 12.20 подготовка к обеду;
- 12.20 – 12.45 обед;
- 12.45 – 13.00 время на подготовку ко сну;
- 13.00 – 15.00 время для дневного сна;
- 15.00 – 15.30 время на подъем и подготовку к полднику;
- 15.30 – 16.00 время для полдника;
- 16.00 – 16.30 время для занятий с детьми в группе;
- 16.30 – 16.45 время на подготовку к прогулке;
- 16.45 – 18.30 время для прогулки на улице;
- 18.30 – 19.00 время, когда родители забирают детей домой.
Воспитатели обращают внимание родителей, что необходимо соблюдать режим дня даже в выходные, чтобы малыш быстрее привык к детскому саду. Таким образом, ребенок будет знать, что и дома ему нужно придерживаться распорядка.
Рацион питания в детском саду
Для многих родителей возникает сложность, когда их ребенок почти ничего не ест в детском саду. Поэтому взрослым следует начать приучать малыша к тому, что ему будут предлагать в группе. Можно уточнить у педагогов, какие блюда чаще всего готовят детям. В детских садах установлены определенные критерии питания, поэтому рацион детей включает в себя следующее:
- молочные продукты: каши, супы, запеканки с творогом;
- первые блюда: супы с крупами и мясом, борщ, щи;
- вторые блюда: гречневая, пшенная каши, вермишель, картофель в виде пюре или тушеный, рагу, плов;
- мясные блюда: котлеты, тушеное мясо;
- рыбные блюда: рыбные котлеты, запеченная рыба, рыбные запеканки со сметаной;
- мучные блюда: хлеб, булочки, сырники, кексы, печенье, вареники;
- выбор напитков включает в себя чай, компот, кефир, ряженку, какао с молоком и фруктовый сок.
Читайте также: У детей диагностирован сахарный диабет: что родители должны знать.
Степени адаптации: как их отличить и что делать родителям
Родителям требуется быть терпеливыми, поскольку не каждый ребенок пройдет адаптацию легко и без слез и капризов. В большинстве случаев этот период занимает около месяца, и через 30 дней можно оставлять ребенка в детском саду на весь день: двухлетние дети могут привыкнуть к саду за 10-14 дней, а трехлетним детям часто требуется три-четыре недели.
Иногда бывают случаи, когда первые пару-тройку недель ребенок с удовольствием бегает в детский сад, даже просится туда на выходных, а после это настроение резко меняется. Ребенок начинает истерить и плакать каждый день. Психологи рекомендуют строго не ругать его, а все так же поддерживать разговоры с малышом и отвозить его в группу. Это называется отсроченной адаптацией. Этот период длится не больше двух недель, причем с каждым днем ребенок все лучше привыкает к группе.
Таблица с различными формами приспособления детей
Легкий | Средний | Тяжелый | |
Продолжительность | Длится около четырех недель и не зависит от возраста ребенка. | От одного до трех месяцев: чем старше ребенок, тем дольше период адаптации. | Более полугода: в основном наблюдается у детей старше трех лет. |
Поведение ребенка | Поведение малыша не сильно меняется: утром ему сложно прощаться с родителями, но в течение дня кроха отлично играет с другими детьми. Первое время ребенок может отказываться от еды, но через несколько дней привыкает питаться в саду. | Истерики утром, слезы и крики, нежелание общаться с другими детьми и воспитателями. Но такое поведение длится не дольше 7 – 10 дней. Потом ребенок понимает, что слезы не помогут и ему придется ходить в сад. Приходит понимание и истерики прекращаются. | Малыш плачет не только при расставании с родителями утром, но и весь день в группе. У ребенка могут быть нервные срывы, он начинает плохо спать по ночам. Врачи отмечают, что на фоне психосоматики ребенок может страдать рвотой в саду, часто болеть, кашлять или у него поднимается температура. |
Рекомендации родителям | Не стоит затягивать прощание утром, лучше быстро сказать малышу “пока” и выйти из группы. После сада обязательно интересоваться, как прошел день и что нового узнал кроха. | Не идти на поводу у ребенка. Почаще объяснять, что детский сад — это обязательно и по-другому быть не может. | В таких случаях психологи и воспитатели чаще всего рекомендуют прекратить посещать детский сад и посидеть дома несколько месяцев или год. Есть и такие дети, которые так и не привыкают к группе даже после длительного отпуска. |
Видео о том, как правильно готовить ребёнка к посещению детского сада
Советую не давать обещания ребенку о какой-либо награде за посещение детского сада. Вначале это может сработать и вызвать позитивную реакцию на первые несколько дней или недель, однако такой подход имеет лишь временный эффект. В дальнейшем родителям будет еще сложнее убедить ребенка и объяснить, что посещение сада является обязательным.
Родителям нелегко определить, притворяется ли ребенок или ему действительно так плохо в детском саду и у него тяжелая адаптация. Понять ситуацию может педиатр, невролог и детский психолог. Если рекомендации врачей заключаются в прекращении посещения группы, лучше их учесть и не наносить травму психике ребенка. Ведь если продолжить водить такого ребенка в ДОУ, он станет замкнутым, вялым, у некоторых детей даже появляются признаки аутизма или, наоборот, неправильной агрессии по отношению к другим детям и воспитателям. Некоторым детям по этой причине нежелательно посещать детский сад.
Читайте также: У ребенка большой живот: стоит ли беспокоиться?