Дидактические игры для детей на уроках музыки

Дидактические игры для детей на уроках музыки

Музыкальные игры для развития чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения в художественной школе
Цель:

  • Развить чувство ритма через музыкальное творчество.

Задачи:

  • 1) научить детей слушать и чувствовать ритм музыки, различая длинные и короткие звуки;
  • 2) развивать любознательность, смекалку, мышление, память, внимание, воображение ребенка;
  • 3) воспитывать интерес к творчеству через составление детьми авторских заданий.

Игра – неотъемлемая часть образовательного процесса. Она помогает понять и закрепить полученные знания из полученного материала, вызвать интерес, развить воображение у детей.

Игры, которые часто используются в учебном процессе на первом этапе обучения (подготовительный и 1-й класс детской художественной школы),  на концертах для родителей, чтобы они видели рост своего ребенка и помогали ему  в учебе.

Игра «Повторяй ритмический узор»

1 вариант игры

Цель:

  • Развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи;
  • дать простейшее представление о длине звуков (длинный, короткий).

Описание:

Воспитатель хлопает в ладоши или карандашом по столу, ритмичный рисунок мелодии ребенок повторяет. Затем ребенок выходит в ритме, учитель повторяет, ученик проверяет правильность задания.

  • Пример:
    Воспитатель декламирует стихотворение: То, то, два кота…
  • Ребенок отбивает ритм стиха ладонями (или пальцем на ключ, карандашом на столе, ладонью на столе) крышка инструмента, рука в бубне, палочка на ключе металлофона):

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

Вопросы к задаче
1. Сколько звуков вы слышите? 2. Где короткие звуки: в середине, в начале или в конце? 3. Где длинные звуки: в середине, в начале или в конце? 4. Сколько длинных и коротких звуков вы слышали? 5. Выберите правильную схему из предложенных:

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

2 версия игры

Цель:

  • Развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи;
  • Дать простейшее представление о длине звуков (длинный, короткий).
  • Описание.
  • Воспитатель предлагает отбить ритм по таблице:

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

  • Задания:
  • Коснитесь ритма руками и произнесите текст. Выделяйте своим голосом длинные и короткие звуки – длинные хиты, короткие говорят быстро.
  • 2. Нарисуйте таблицу заметок для любой линии (по выбору ребенка или учителя).
    Пример.
    Динь, дон, динь, дон, в зоопарке есть слон. Ребенок а) декламирует стих и отбивает ритм руками; б) определяет на слух количество длинных и коротких звуков; в) определяет их положение (в начале, в середине, в конце); г) отметить очертание стиха с пометками – кружками.

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

3 версия игры

Цель:

  • Развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи;
  • Дать простейшее представление о длине звуков (длинный, короткий), о типах звуков (шум и музыка).

Описание

В этом задании заметки пишутся черными и белыми кружками, как вариант для первоклассников. Задание содержит загадку. В этом задании вы можете повторить вопросы второй версии игры, а можете поэкспериментировать с музыкальными шумами и звуками: ребенок изобретательно отбивает ритм (например, длинные звуки отбивает ногой, короткие звуки руками учитель угадывает, это шумные звуки или музыкальные звуки, повторяет задание ребенку, ребенок проверяет выполнение задания, затем педагог предлагает задание.)

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

4 версия игры

Музыкальная игра «Цветные ключи» Цель: развить чувство ритма, слух, память, воображение, речь, получение простейшего представления о длине звуков. Описание. Для этой игры ребенку понадобится цветная клавиатура,

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

в зависимости от чего он сможет играть самостоятельно,

Что еще почитать:  Имена которые давали детям аристократы а крестьяне не решались

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

а также придумывайте свои незабываемые мелодии на стихи автора, в составлении которых могут помочь учитель, родители и старшие одноклассники. Вы можете обработать созданный ребенком материал в программе Adode Photoshop, создать личный инструментальный альбом в бумажном или электронном формате, а также подготовить презентацию этого альбома с изображениями и звуковыми мелодиями, записать произведения молодого автора на диск, который приятно преподнести в подарок маме, бабушке, друзьям.

II. Пойдем!

Цель:

  • развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, закрепление знаний по длительности нот.

Описание.

Пойдем! – закрепить материал при изучении длительностей нот. Дети с удовольствием «катаются» в поездах. Можно делать машины из цветного картона, использовать в игре разные размеры (2/4, 3 \ 4, 4/4 /, 3/8, 6/8, 9/8), более короткие сроки (шестнадцатый, тридцать второй) , дайте ребенку попробовать самостоятельно заполнить трейлеры продолжительностью в соответствии с предложенным размером.

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

III. Игра «Песни на лестнице»

Цель:

  • развить чувство ритма, слух, память, воображение, речь.

Описание.

Игра «Песни на лестницах» – еще один вариант ритмического упражнения с изменением тона звуков. Здесь ребенок учится ориентироваться на клавиатуре, меняя тональность звуков по схеме. Есть много вариантов со схемой.

  • Пример :
    а) можно предложить ребенку посмотреть на схему, выделенную красным, и определить направление мелодии (сначала вверх, потом вниз);
  • б) определить, сколько коротких и длинных звуков (два коротких, 3 длинных), куда они идут: вверх или вниз (3 звука вверх, затем два вниз);
  • в) исполнение мелодии на звучащем инструменте а (варианты: да ре, да фа, да си); г) задеть ритм мелодии и подобрать для нее слова (иду гулять); д) придумывайте свою лестницу, нарисуйте ее в альбоме, сочините слова.

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

Предложенные игры, при освоении периода обучения нотной грамоте, который длится от одного месяца до трех, в зависимости от возраста и способностей ребенка, его интересов и активности. Игры помогают увлечь ребенка обучением, а учителю предоставляется пространство для развития собственного воображения и возможность использовать резервы своего творческого таланта, реализуя слоган «Учись, играя !»

 

Для создания творческой атмосферы на уроке педагог придумывает нетрадиционные формы: урок сказки, урок путешествия, урок диспута, комплексный урок, урок КВН.

 

Игровые формы на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы

Игровые модули на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы

«Музыкальные игры пробуждают воображение, фантазию ребенка, облагораживают восприятие окружающего мира, углубляют понимание предметов и явлений, то есть активируют творческие силы разума»

Дети от природы любопытны и хотят познавать мир. Все, что для этого нужно, – это умелое руководство взрослыми. В 21 веке мышление жителя нашей планеты технологизировано, поэтому большое значение придается формированию творческой сферы. В настоящее время образное мышление и восприятие мира важны для людей всех возрастов и конфессий, квалификаций и специальностей.

Игра может стать способом развить эстетическую восприимчивость.

Для младших школьников игра – сфера их творчества, только внешне выглядит беззаботно и легко. Но на самом деле для этого требуется максимум энергии, ума, выносливости, независимости.

.Именно в игре ребенку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявить свои способности, осуществить свои фантазии, быть свободным и естественным. Игра занимает особое место в системе активного обучения, предлагает разнообразную умственную и практическую деятельность учащихся на разных этапах урока. Игра предполагает развитие познавательных, коммуникативных, личностных, нормативных, универсальных учебных действий. В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но происходят изменения в характере игровой деятельности.

Что еще почитать:  Как избавиться от хронической усталости

Как правило, начальный период изучения музыки приходится на возраст начальной школы. Поэтому важно, чтобы понимание навыков музыкального исполнения не приводило к потере интереса к музыкальной деятельности и миру музыки.

Таким образом, игра как познание и воссоздание человеческого мира является исходной базой для зарождения художественной позиции ученика начальной школы.

 

Фрагмент классификационной таблицы игр на уроках музыки в начальных классах

Название игры Отрывки урока Формат UUD
Игра “Получи вопрос»

Ход игры: первый гонщик получает мяч и, сформулировав вопрос по теме предыдущего урока, выражает его и произносит фразу «Возьми вопрос, Максим (например)!» бросить мяч однокласснику. Он, в свою очередь, берет мяч, отвечает на заданный вопрос и задает свой вопрос на ту же тему. Таким образом выстраивается цепочка вопросов и ответов студентов.

Фаза актуализации знаний, фаза отражения учебной деятельности Личный, коммуникативный
Игры на развитие нервных переживаний
Игра “Птичьи песни»

Сочиняйте “птичьи песни” или другие звуковые сигналы на изученных уровнях ключа. Рекомендации. Ученикам дается установка для воплощения характеристик того или иного изображения (например: кукушка, сигнал пожарной машины).

Фаза усвоения новых знаний Познавательная, регулирующая
Игра “Композитор»

Придумайте мелодию для имени. Рекомендации: Каждый ученик выбирает мелодию для своего имени.

Фаза усвоения новых знаний, фаза вокально-хоровой работы Личностный, нормативный, когнитивный
Игра «Музыкальная сказка»

Рекомендации: ученикам дается задание придумывать интонации, звуки. Например: «Что я слышал в лесу?» Или герои сказок, которых вы можете встретить во время музыкального «путешествия».

Фаза закрепления новых знаний Личностный, нормативный, когнитивный
Игры, направленные на развитие чувства ритма
Найдите слова в заданном ритме. Например: P І P І – У ворот н-го-добрый. Фаза усвоения новых знаний Личностный, нормативный, когнитивный
Составьте ритмичный ответ на вопрос. Игра-упражнения «Вопрос-ответ». Студенты делятся на пары, где один начинает хлопать, а другой продолжает. Или один ученик будет гладить ритм, а другой, наоборот, отбивать его от конца к началу. Например: учитель: І П І І ученик: І І П І. Фаза закрепления новых знаний Личностный, нормативный, когнитивный, коммуникативный
Составьте ритм, похожий на марш (по нему можно ходить), танец (например, вальс, польку) или песню (колыбельную). Фаза закрепления новых знаний, фаза отражения учебной деятельности Личностный, нормативный, когнитивный
Игры, направленные на развитие художественных и творческих идей.
Игра “Пантомима»

Дети слушают музыку, не зная ее. После прослушивания педагог задает вопрос: «Кто может изобразить героев произведения движениями?» и после “Кого представляет эта музыка?” Рекомендации: Дети слушают отрывок из музыкального произведения. Каждый представляет свои образы, картины, сюжеты. Всем, кто хочет подойти к доске и подражать услышанному в музыке. Остальные студенты догадываются.

Фаза актуализации знаний, фаза отражения учебной деятельности Личностный, нормативный, когнитивный, коммуникативный
Игра «Хорошее настроение»

Как играть: Перед прослушиванием музыки детям раздают синие и желтые фишки. Дети слушают музыку. Затем учитель просит детей подумать о том, как изменилось настроение. Для тех, у кого настроение улучшилось, поднимите желтые фишки, для тех, у кого ухудшилось – синие. Впоследствии ученики рассказывают, что они чувствовали, какие эмоции испытывали. # 3 Детям показывают картинки с четырьмя временами года. В музыке они определяют, какому времени года она соответствует.

Фаза усвоения новых знаний, фаза закрепления новых знаний Личностный, нормативный, когнитивный, коммуникативный

Музыкально-дидактические игры и пособия на музыкальном занятии.

 Игра ТРИ ЦВЕТА

Дидактическая игра на определение характера музыки

Демонстрация:

  • три картонных цветка (в середине цветка нарисовано «лицо» – спящее, плачущее или веселое, с изображением трех типов музыкальных персонажей:
  • • нежная, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
  • • грустный, плаксивый;
  • • веселый, радостный, танцующий, шустрый.

Вы можете сделать не цветы, а три солнца, три облака, три звезды и т.д.

  • У каждого ребенка есть цветок, отражающий характер музыки.

Прогресс игры:

Вариант I.

  • Произведение исполняет музыкальный руководитель.
  • Призванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его.
  • Все дети активно участвуют в определении характера музыки.

Если произведение известно детям, вызываемый ребенок произносит свое имя и имя композитора.

Вариант II.

Перед каждым ребенком стоит один из трех цветов.

Музыкальный руководитель играет пьесу, и дети, цветы которых соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

Музыкальные модели

Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.

Цель игры:

  • Дать детям представление о длинных и коротких звуках, мягких и высоких, высоких и низких и т д

Учебные материалы:

  • открытки с графическими изображениями музыкальных мотивов.

Метод организации игры :

Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинку и поиграть своим голосом с музыкальным мотивом, изображенным на карточке, вы также можете сыграть несколько рисунков на музыкальных инструментах или показать этот движущийся музыкальный мотив.

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

«Вставайте дети, входите в круг»

Цель: развивать у детей ориентацию в пространстве. Обучение бесплатной реконструкции в зале (круг, полукруг, ступени и т.д.)

Подготовительная работа:

Заранее познакомить детей с иконами на карточках: кружки – мальчики, треугольники – девочки.

На карточках также показано, какими должны быть дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры – в круг с водителем (карточка с кругом и центром, для танца – парами по кругу. (карта с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т д

Описание:

Дети размещаются в холле. Музыкальный руководитель показывает открытку. Затем играет музыка, под которую дети свободно перемещаются по залу. Когда музыка начинает затихать, дети перестраиваются согласно указанной карточке.

Карточки удобно использовать при изучении музыкального материала, при подготовке к праздникам.

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

Ритмический забор

Цель: развить у детей чувство ритма, познакомить с сильным ритмом.

Демонстрационный материал:

  • Карточки с изображением заборов, отражающие сильный ритм марша, вальса, польки.

Подготовительная работа:

дети заранее знакомятся с музыкальными жанрами.

Описание:

Музыкальный руководитель рассказывает детям о сильном ритме, прочерчивает сильный ритм в марше, вальсе. Отметьте его соответствующей карточкой, погладьте еще раз. Празднование сильного ритма.

Методическое пособие «Развлекательные домашние задания на уроках музыки» Методическая разработка (музыка) по теме

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: