Почему так важно не требовать от ребенка извинений?
Многие знакомы ситуацией, когда два ребенка ссорятся на детской площадке или в саду, и один из них толкает или бьет другого, намеренно или случайно. В результате “жертва” начинает громко плакать. Взрослые сразу начинают метаться, и мать обидчика (или воспитатель) требует от ребенка немедленно извиниться перед товарищем. Все мы, наверное, помним из детства известную фразу “Мирись, мирись и больше не дерись!” и ритуал прощения, когда педагог заставляет детей взяться за мизинцы друг друга. Но действительно ли это полезно? Чему они учат детей?
Последствия формальных извинений: близкие и далекие
Когда родители (или воспитатели и учителя в школе) вмешиваются в детские конфликты и заставляют одного ребёнка просить прощения у другого, очевидно, что такие извинения будут неискренними. Малыш просто повторяет слова, не понимая, почему ему их говорить. В этот момент он всё ещё зол, раздражён и, вероятно, даже не осознает своей вины (а возможно, в этой конкретной ситуации вины и нет).
С точки зрения психологии, периодические формальные извинения имеют негативное влияние на развитие личности:
Малыш разочаровывается и обижается на взрослых. Ведь они не оказывают ему поддержку в неприятной ситуации, а заставляют просить прощения у оппонента. А некоторые дети склонны долго помнить обиды, что негативно сказывается на отношениях с близкими (сын или дочь просто не будут доверять родителям свои секреты).
Если родитель настаивает на том, чтобы ребенок извинился, это может вызвать у него чувство обиды и в результате он потеряет доверие к этому взрослому.
По сути, человек с раннего детства осваивает искусство двуличия – выражать словами то, что на самом деле не соответствует его мыслям
Взрослый человек, который в детстве был вынужден извиняться, испытывает страх сказать “прости”, когда это действительно необходимо.
Интересно, что дети сами обычно чувствуют неискренность и притворство. И ребенок, которого просят извиниться формально, понимает, что это не настоящее извинение, и чувствует себя еще больше обиженным.
Читайте также: Что понравится маленькой двухлетней девочке в день ее рождения
Как помочь малышам восстановить нормальное общение, не заставляя их извиняться
Формальное извинение не является идеальным способом решения конфликтов между детьми. Тогда как быть родителям и педагогам в таких ситуациях:
-
Сфокусируйте свое внимание не на символическом извинении, а на том, чтобы дети смогли восстановить нормальное общение. Подождите, пока они успокоятся, прекратят злиться, и только после этого разъясните ситуацию и выясните мотивы их поступков (позвольте каждому из них высказать свою точку зрения). Затем объясните детям, что они сделали не так и как можно было поступить правильно.
Важно разобраться в ситуации, чтобы оценить действия ребенка, а не сразу занимать сторону жалующегося или первого заплакавшего
ребенок может совместно с отцом починить сломанную им игрушку или совместно с матерью сделать открытку, в которой он напишет своему другу приятные слова о играх;
Извинения можно выразить не только словами, но и через действия, например, исправив сломанную игрушку. Читайте также: Что делать, если ребенок просыпается ночью и начинает плакать?
Родителям крайне важно демонстрировать своему ребенку пример хорошего поведения. Например, мама не должна просить извинений у сына или дочери просто формально, промямливая через зубы. Важно, чтобы мама сама попросила прощения у малыша, если что-то сделала не так (иначе требовать извинений от ребенка просто некрасиво).
Согласно советам психолога, взрослым следует воздержаться от вмешательства в конфликты на детской площадке (за исключением случаев, когда ребенок сам просит о помощи), поскольку это место, где дети учатся общаться и устанавливать взаимоотношения. Вместо этого, взрослым необходимо примером показать, как извиняться, и искренне просить прощения у ребенка, когда это необходимо.
Читайте еще: Ребенок сосет кулак: причины и рекомендации для родителей
В случае конфликтов на детской площадке, важно определить, кто на самом деле виноват, поскольку любая ситуация создается двумя сторонами. Например, если Петя отобрал игрушку у Маши, и она в ответ ударила его, и мальчик начал плакать, то взрослые обычно становятся на сторону плачущего ребенка.