Словесные игры для детей разного возраста

Словесные игры для детей разного возраста

Игры со словами для детей разных возрастов

Мальчики играют

Развитие речи у ребенка является непрерывным процессом. Игры с использованием слов, которые можно применять как дома, так и в детском саду, во время прогулки или во время поездки, помогут сделать этот процесс целенаправленным и продуктивным, а также сделают обучение радостным и интересным.

Какая польза от игр со словами

Игры со словами имеют следующие цели:

  • расширение словарного запаса;
  • стимулирование познавательной деятельности;
  • привлечение интереса к слову и родному языку;
  • формирование правильного произношения;
  • улучшение памяти и интеллектуальных способностей;
  • развитие навыков выражения собственного мнения, делания выводов и применения новых знаний в различных ситуациях.

Компания детей

Игры со словами – это не только интересное, но и полезное развлечение.

Игры со словами для самых маленьких детей

Специалисты утверждают, что в возрасте двух лет словарный запас ребенка составляет около 50 слов. Однако многие дети в этом возрасте произносят гораздо меньше слов. Речевые игры помогут взрослым научить малышей говорить.

Комментируйте действия, которые малыш наблюдает или сам выполняет. Четко и ясно называйте предметы, на которые смотрит ребенок или на которые он указывает пальцем. Таким образом, ребенок быстрее начнет произносить первые слова и фразы.

«Назови, что это»

В продаже имеются книги с большими понятными иллюстрациями и минимальным количеством текста для маленьких детей, а также карточки на разные темы. При рассмотрении таких иллюстраций, чётко произносите, что изображено на них, и, если возможно, просите малыша повторить звукоподражание, связанное с этим словом: «Это собака. Она говорит: «Гав-гав». Скажи: «Гав-гав!».

Количество иллюстраций должно быть небольшим. На первое время выберите 5–6. Через некоторое время таких занятий, разложите картинки на столе или на полу, чтобы ваш ребёнок видел их все, и попросите его найти какое-нибудь изображение: «Где котик? Кто говорит: «Мяу-мяу?». Ребёнок должен остановить взгляд на нужной картинке или указать на нее пальцем. Карточки, с которыми ребенок уже знаком, постепенно заменяйте другими, пока малознакомыми.

Мама с ребёнком хлопают в ладоши

Маленькие дети ещё не могут сами организовать игру, поэтому им важно участие взрослого.

«Удивительная шкатулка»

Возьмите яркую шкатулку (корзинку, красивый мешочек), положите в нее разные маленькие предметы (игрушки). Извлекайте из шкатулки по одному эти предметы, называйте их и отдавайте ребенку. Позвольте ему хорошенько рассмотреть их. Затем предложите сложить все обратно на место. И снова, когда берете предмет в руки, громко и ясно называйте, что это.

Если все игрушки ребенка всегда на виду, они быстро надоедают ему. У моих детей много игрушек. Когда мой старший сын был маленьким, я разложила все его вещи по небольшим ящикам. Я доставала ему по одной коробке, и он долго рассматривал ее содержимое, а затем снова складывал все обратно. Если какой-то коробке не было доступа хотя бы неделю, игрушки в ней казались малышу новыми, когда он ее получал.

Малыш катит тележку с игрушками

Когда вы разбираете игрушки со своим ребенком и кладете их на свои места, важно ясно и отчётливо произносить названия игрушек.

Что еще почитать:  Кризис трехлетнего возраста

Игры с использованием слов для детей в возрасте от трех до четырех лет

В трехлетнем возрасте дети обычно уже знакомы с названиями предметов, которые их окружают, могут объяснить простые вещи и легко составляют простые предложения. К четырем годам дети научились говорить понятно, выражать свои желания и эмоции. Речевые игры помогают развивать слух, увеличивать словарный запас, формировать правильную грамматическую структуру речи и улучшать произношение звуков.

Помните, что дети всегда копируют взрослых, поэтому следите за своей речью: избегайте использования “плохих” слов и грубых выражений.

«Какие слова произносит животное»

В игре могут участвовать как двое участников (ребёнок и взрослый), так и несколько. Кроме того, потребуется мяч.

Дети формируют полукруг, а взрослый стоит перед ними. Он передает мяч одному из игроков, называя название определенного животного, а тот должен сказать, каким образом это животное издает звуки и вернуть мяч ведущему.

Мальчик держит мяч

Для игр со словами пригодятся разнообразные игрушки, такие как мячи, воздушные шары и многое другое.

«Скажи наоборот»

Эта игра может быть проведена как в одиночку, так и в группе.

Взрослый произносит слова, которые могут быть понятны ребенку, и предлагает найти их антонимы: день — ночь, темно — светло, горячо — холодно и так далее. Малыши, которые правильно называют антонимы, получают поощрительные призы, такие как звездочки, колокольчики и так далее, которые можно вырезать из бумаги.

«Игра с перемешанными словами»

Совершеннолетний человек читает предложение, в котором слова перемешаны местами: «Таню ловит мяч», «По лодке плывёт река» и другие. Ребёнок должен обнаружить ошибку и исправить её.

Мама и дети

Совместные игры объединяют малышей и взрослых, учат общению и взаимопомощи

Игры со словами для детей 5-6 лет

Дети этого возраста обычно могут ясно выражать свои мысли, строить последовательные высказывания. К началу школы им нужно иметь богатый словарный запас, уметь четко произносить все звуки, пересказывать небольшие истории. Речевые игры помогут им освоить эти навыки.

В этом возрасте рекомендуется читать ребенку много книг, задавать вопросы и внимательно слушать его, загадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, шарады.

«Игра в испорченный телефон»

Для проведения этой игры необходимо, чтобы в нее включилась группа детей.

Мальчики и девочки становятся в ряд. Взрослый произносит простое и понятное слово первому игроку на ухо так, чтобы остальные не слышали. Первый игрок передает это слово другому, также шепотом. Последний игрок произносит слово, которое он услышал, вслух.

Часто слово доходит до последнего игрока в измененном виде, поэтому эта игра обычно получается веселой и захватывающей.

«Светофор»

Игра может быть проведена как с одним ребёнком, так и с несколькими.

Читайте также: Опасные народные методы лечения детей: водка, лёд, кока-кола и ограничение движения в постели

Для игры понадобятся вырезанные на каждого участника из бумаги по одному кружку зелёного и красного цвета. Также пригодятся тематические карточки с изображениями знакомых детям предметов.

Взрослый показывает карточки и говорит, что на них изображено, иногда намеренно произнося слова неправильно (вместо «банана» произносит «баван», вместо «витамина» – «витанина»). Если слово названо правильно, дети поднимают вверх зелёный кружок, если нет — красный.

Что еще почитать:  3D-фильмы вредны ли они для детей_1

Воспитатель и дети

Вместо использования разноцветных кружков можно договориться с детьми о использовании условных знаков, которые будут обозначать “правильные” и “неправильные” слова.

“Поймай мяч”

Эта игра может быть проведена как с одним ребенком, так и с группой детей. Вам понадобится мяч (или воздушный шар).

Взрослый называет существительное и бросает мяч ребенку. Задача ребенка – поймать мяч и назвать прилагательное, образованное от данного слова: например, для слова “зима” – прилагательное будет “зимний”, для слова “дождь” – “дождливый”, для слова “дерево” – “деревянный” и так далее.

Дети ловят мяч

Командные игры с использованием слов помогают детям развить быструю реакцию и способность к сотрудничеству.

Игры, подходящие для младших школьников

Перед поступлением в школу дети уже умеют общаться с другими людьми на различные темы. Ребёнок, готовый к обучению, обладает хорошо развитым фонематическим слухом, он способен различать звуки в словах, а также связывать звук с буквой и изображать его. Важно научить школьника составлять тексты, описывать картинки, развивать устную речь, расширять словарный запас и улучшать письменные навыки.

На данном этапе чтение играет огромную роль. Если в прошлом родители внушили ребенку интерес к книгам, то теперь он самостоятельно читает простые тексты, извлекая из них полезную и поучительную информацию, развивая свою память и интеллект. Однако, если родители не занимаются чтением, маловероятно, что их сын или дочь заинтересуются этим.

«Что, если так было»

Эта игра подходит как для занятий с одним ребёнком, так и с группой детей.

Для игры нужно заранее приготовить карточки с вопросами, которые имеют форму: «Что было бы, если таким образом?». Окончания вопросов должны быть следующими:

  • если бы исчезли все взрослые;
  • если бы никогда не наступала ночь;
  • если бы в нашей квартире поселился слон;
  • если бы не было насекомых.

Карточки нужно положить рубашкой вверх. Попросите ребёнка взять одну карточку и поговорить на тему вопроса.

Девочка задумалась

Поощрите вашего ребенка находить нетрадиционные решения

«Создайте слова»

На большом листе бумаги (на доске) вы можете написать длинное слово (автомобиль, электростанция, скалолаз). Вам нужно составить новые слова из букв этого слова. Победителем станет тот, кто придумает больше всего новых слов.

«Изобретаем сказку»

Для начала игры нужно собрать команду из нескольких человек.

Первый участник придумывает начало сказки, состоящее из одного предложения. Затем следующий игрок дополняет его своим предложением. Таким образом, все участники по очереди вносят свой вклад в создание интересного и захватывающего повествования.

«Шуточные предложения»

Для этой игры потребуется как минимум два участника. Один из них выбирает слово, а второй придумывает предложение, в котором каждое слово начинается с буквы, соответствующей первым буквам выбранного слова. Например, если первый участник выбрал слово “стол”, второй может сочинить предложение вроде “Смешной тигр охотился ловко”.

Дети сидят в кругу

Предложите ребятам придумывать сказки и забавные истории сами

Что еще почитать:  Первые слова ребенка_2

Игры для старшеклассников и учеников средней школы

Игры в этом возрасте используются подростками, когда нужно хорошо провести время в компании друзей, но также они могут быть использованы на уроках в школе. Речевые игры пригодны для подростков, чтобы развивать их творческие и коммуникативные способности, тренировать логику, мышление и память.

Дети стоят в обнимку

Организация командных игр поможет детскому коллективу сблизиться, помочь стеснительным детям привыкнуть к новой обстановке.

Игра «Города»

Первый игрок называет произвольный город, следующий участник должен придумать город, который начинается на последнюю букву предыдущего города, например: Москва — Астрахань — Новосибирск.

Читайте также: Слинг с кольцами: как правильно носить в нём малыша

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста существует другой вариант игры: называть не города, а просто любые слова, которые оканчиваются на последнюю букву предыдущего слова. Если слово заканчивается на буквы, с которой невозможно придумать новое слово (ь, ы), то следующее слово выбирают на предпоследнюю букву.

“Ассоциации”

Ведущий покидает помещение, а остальные участники выбирают имя любого игрока. Задача ведущего заключается в том, чтобы угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации. Например, вопросы могут быть следующими: “На кого из птиц этот человек похож: на сороку, воробья или орла?”, “Если бы этот человек был животным, то это был бы волк, бык или лиса?”.

«Контакт»

Для участия в игре необходим один ведущий и несколько игроков.

Ведущий придумывает слово (существительное в единственном числе, не имя собственное) и сообщает остальным игрокам первую букву этого слова. Игроки пытаются угадать, о каком слове идет речь, но не называют его вслух, а задают подсказывающие вопросы. Например, задумано слово «кофе», названа буква «к». Игрок задает вопрос: «Это не посуда, в которой готовят суп?» Ведущий должен понять, что подразумевает игрок своим вопросом, и ответить: «Нет, это не кастрюля». Если догадка игрока верна («Это крепкий напиток, который придает бодрость и хорошее настроение?»), ведущий отвечает: «Да, это кофе». Когда слово угадано, назначают нового ведущего, который придумывает следующее слово.

Цель ведущего состоит в том, чтобы как можно быстрее понять, о чем его спрашивают, и назвать это слово. Если он не может угадать, о чем ему задан вопрос, а другие участники угадали, они говорят: “Контакт” и начинают хором считать от 10 до 0, а затем называют слово-отгадку. Если, пока они считают, ведущий догадался, о чем речь, то он называет отгадку (“Нет, это не конфета”) и участники придумывают новые вопросы.

Если участники назвали одну и ту же отгадку, но это не то слово, которое задумал ведущий, то он называет следующую букву в своем слове. Последующие вопросы должны быть о словах, которые начинаются с этих двух букв (в нашем случае с “ко” – кот, команда и т.д.). Если участники произносят разные слова, то следующая буква не называется, и участники должны придумать новое определение. Игра заканчивается, когда игроки произносят загаданное ведущим слово.

Старшеклассники

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: