В середине прошлого века игра Штандер с мячом била рекорды популярности в нашей стране. Дети быстро осваивали правила и собирались в большие ватаги во дворах ради этой забавы. Современным родителям, которые наверняка впервые услышат слово Штандер в этой статье, будет полезно познакомиться с этим подвижным и увлекательным дворовым развлечением.
Немного истории
Штандер – это звуковая калька от немецкого словосочетания stand hier, что в переводе означает «стой где стоишь». Особенно распространенной игра была во дворах крупных городов РСФСР и некоторых республик СССР в 50-е годы XX столетия. Играли в нее и в столичных мегаполисах, и в провинции, причем не одно поколение. Поэтому у забавы много названий: «штандер стоп», «штандер-мандер», «кариколо-точка», «стоп».
На известных отечественных деятелей культуры игра оказала особое влияние, навсегда оставшись в памяти золотым воспоминанием детских лет.
В 2007 году А. Макаревич выпустил одноименный альбом и песню. У С. Логвинова, писателя фантаста, есть рассказ с таким названием, а у А. Розенбаума – песня.
Основы и геймплей
Площадка для игры может располагаться под открытым небом – единственное требование: относительно ровная поверхность. Еще понадобиться мяч и сами участники, от шести до двадцати человек. Ребята могут быть любого возраста. Мальчики, девочки – не важно. Перед началом игры обозначают центр площадки, мелом, камушком – чем-то что будет надежно показывать середину.
Вариант 1, классический
Дети становятся вокруг отмеченной точки на расстоянии вытянутой руки. Водящий выходит в центр, подбрасывает мяч вверх и громко называет имя одного из участников. Если дети не знакомы, например, игра организована взрослыми в спортзале, они рассчитываются по номерам. Тогда вместо имени используется номер.
Отмеченный игрок должен поймать летящий мяч. Он выбегает в середину, а водивший занимает освободившееся место в круге.
При большом количестве участников круг получается немалым. Поэтому водящий должен кидать мяч как можно выше, чтобы у выбранного игрока было время на поимку. Иногда запущенный неровно снаряд вылетает за круг. Тогда действие приходится повторять.
В случае, когда удалось поймать мяч, новый водящий занимает место в центре и действия повторяются. Но если мяч все же касается земли игроки бросаются врассыпную. А невезучий малый все-таки достигнув цели, выкрикивает слово «штендер». В этот момент беглецы останавливаются и замирают на местах, а «штендермен» кидает мяч в того, кто покажется подходящей мишенью.
В голливудских фильмах в подобных ситуациях персонаж, наблюдающий за представлением со стороны, обычно говорит «лучше бы этот парень попал». И действительно: промах означает конец раунда и начало нового, причем мазиле засчитывают штрафное очко, да и за мячиком он бежит сам, в гордом одиночестве.
Важное условие игры состоит в том, что остановившись по команде нельзя сходить с места.
Если же попасть водящему удается, все вновь бросаются в рассыпную, а осаленный игрок ловит отскочивший снаряд, возвращается в отмеченный центр и кричит «штендер», пытаясь передать эстафету очередным броском мяча в зазевавшегося соседа.
Кидать мячик не обязательно в самого ближнего. «Жертву» выбирают с умом. Небольшая растерянность или невнимательность делает из игрока отличного кандидата.
Тот, кто промахнулся три раза подкидывает мяч и выбывает из игры. Раунды продолжаются пока не остается четыре человека. Они считаются победителями. Выявить абсолютного чемпиона, можно за несколько игр. Им станет тот, кто окажется среди выигравших большее число раз!
Вариант 2, геометрическкий
Отличие от первого варианта начинается с момента, когда кому-то не удалось поймать мяч. Неудачливый участник, по-прежнему, возвращается в центр игровой площадки, выкрикивает волшебное слово «штендер» и все останавливаются.
Но затем водящему нужно не поразить кого-нибудь мячом, а прикинув расстояние до намеченной «жертвы» объявить сколько до нее понадобиться сделать шагов, чтобы дотянуться рукой.
Шаги – это отдельная магия. Они могут быть:
- Обычными, когда увидел, спокойно дошел и победил, то есть осалил.
- Гигантскими, что называется во всю ширь, на сколько хватает ног.
- Лилипутскими, их еще называют приставными: пятка приставляется к носку.
- Лягушачьими: нужно прыгать из сидячего положения.
- Муравьиными, когда идти нужно на носках и плотно ставить одну ногу сразу за другой.
- Верблюжьими – шаг измеряется длинной плевка.
- Зонтик – нужно шагая поворачиваться на 360 градусов.
Одним словом, на площадке начинается настоящее представление. Путь до нового предполагаемого ведущего превращается в сказочное путешествие, когда каждый прикидывает, оценивает и выдвигает свои предположения, а отмеряющий шаги смешно перемещается из пункта А в пункт Б.
Но главный перформанс начинается в конце пути. Здесь водящий должен дотронуться до выбранного игрока и когда расстояние рассчитано верно проблем не возникает.
Но это в идеале. Часто приходится тянуться, при том что оппонент уклоняется. Та еще пантомима!
Правила и тонкости
В штандер стоп правила игры просты и быстро осваиваются.
Называть имя в начале раунда нужно раньше, чем мяч окажется в воздухе. Однако заранее выкликивать не стоит также: иначе участники разбегутся, что сильно осложнит задачу названному игроку. Правильный тайминг – огласить преемника в момент отрыва мяча от рук.
Выкрикнуть «штендер» разрешается не раньше, чем ловящий поднимет мяч и окажется в центре площадки. Чем проворнее игрок, тем на меньшее расстояние успеет отбежать массовка.
Лучший момент для поимки снаряда – первый отскок от земли: и быстро, и мяч не успевает далеко откатиться. После того как заветное слово произнесено, не только разбегавшиеся не имеют право двигаться, но и сам водящий должен оставаться на месте.
Если убегающий не успевает остановиться, он возвращается на то место где услышал команду. Игрок, которого пытаются осалить в праве нагибаться, приседать и даже подпрыгивать уклоняясь. Можно также развернуться боком уменьшив доступную для попадания площадь тела. Нельзя лишь покидать позицию: шагать или отпрыгивать в сторону.
Хитрости
Правил мало и это делает игру очень насыщенной. Так, когда водящий целиться в игрока мячом, тот может не уклоняться. Наоборот, поймав мяч быстро добежать до центра, крикнуть «штендер» и тут же засалить игрока, которого застала в врасплох такая тактика.
Для описанной манипуляции нужна ловкость, скорость и реакция, умение быстро оценить ситуацию. Например, для находящегося далеко от центра сорванца больше шансов поймать мяч, но меньше возможность добежать до отправной точки раньше, чем остальные сумеют отдалиться на безопасное расстояние.
Каждому из массовки приходится просчитывать варианты и решать ловить мяч, который в него бросают или пытаться увернуться.
Еще один интересный момент происходит в самом начале раунда. Разбегаясь, каждый игрок должен учитывать вероятность, что водить выберут его. Ведь тому, кто успеет отбежать далеко, но будет назван, придется быстро возвращаться обратно, чтобы поймать мяч.
Накал борьбы не спадает и потом: следующий игрок выкрикивает новое имя незамедлительно, чаще даже на лету ловя заветный снаряд. Люди старшего поколения, не понаслышке знакомые с игрой, советуют не рвать с места, а в первые секунды следить за обстановкой.
Если становится очевидным, что мяч поймают – лучше оставаться на месте, или отбегать недалеко. В противном же случае, когда снаряд наверняка коснется земли надо бежать.
Игра штандер, правила игры – все это очень связано с послевоенным временем и эпохой СССР. Название и идея необъяснимым образом передают атмосферу мира и радости, задора и светлых надежд свойственных детской вселенной того уже далекого и навсегда ушедшего времени.
Разбираясь в игре, читая к ней «инструкцию» словно смотришь чёрно-белое послевоенное видео и выцветшие бумажные фото. Видишь людей, отбросивших полки сумасшедших штандартенфюреров, растоптавших штандарты со свастиками и подаривших счастье и солнечное небо миллионам ребят.
Но еще более удивительно насколько эта давняя игра современно смотрится сейчас, в эпоху всеобщей цифровизации, рекламных штендеров и скребущих небо железобетонных конструкций. Видимо это потому, что все человеческое в нас бессмертно и вне времени.