Игра у медведя во бору: народная забава для школы и каникул

Игра увлекает, улучшает речь, развивает уверенность и смелость. Понятные логичные правила, сказочный сюжет, переодевание, стихи делают действо насыщенным, непредсказуемым. Ведущие выбирают вариант, подходящий возрастной группе игроков, проговаривают с ними правила. Правильно организованное занятие порадует каждого ребенка.

Происхождение игры

Игра «У медведя во бору» – древнее развлечение, имеющая много аналогов на планете. Корнями народная русская игра уходит в обряды. Церковь не запрещала детские забавы, не считала их опасными. Поэтому языческое действо сохранилось до XXI века.

Происхождение-игры

Героями были и другие животные: кот с птицами, волк с ягнятами. Суть противостояния сохранялась: охотник салит добычу. Воинствующие стороны означали:

  • Борьбу человека с дикой природой, доброту, щедрость окружающей среды.
  • Постижение детьми сексуального поведения взрослых через символизм игры. Ребята ходят возле «хищника», дразнят его. Спасаются, разбегаются, но все равно попадаются, превращаясь в медведей. Это напоминает ритуалы взросления, весенние свадебные обряды. Сюжет описывает конец зимы, пробуждение животного от веселых песен девушек, которые ранней весной отправились за плодами. Собирательство в лесу – занятие юных девушек.
  • Отношения человека с древним божеством, которого представляли в образе Медведя, духа рода. Его задабривали дети или девушки. Иногда действо заканчивалось жертвоприношением. Божество символизировало мудрость, представлялось шаманом. Сказки славян про оборотней рассказывают о метаморфозе шамана в медведя. Колдун ловит преемника, превращая его в оборотня. Этот мотив раскрылся в игре, где дети «вооружены» мячиками.
  • Вариант с 2 водящими и стрелком мог возникнуть, как завуалированный пересказ исторического события, герои которого прячутся под образами собирателей, медведей, охотников.

Эти версии связаны с языческим мировосприятием.

Чему учит игра

Дидактическая цель подвижной игры «У медведя во бору грибы ягоды беру» – внушить истины, необходимые для выживания:

Чему учит игра

  • Существуют рамки, ограничения, другой мир, неподвластный человеку. Черта отделяет «дом» игроков от «леса» – символа чужой территории, куда идти опасно. Похожие игры («День/ночь») приучают ребенка считаться с запретами. Это ускоряет социализацию, закрепляет понятие «табу» в подсознании.
  • Главная реакция, спасающая жизнь – бег. Если страшный зверь идет на тебя – беги.
  • Преодоление препятствий приносит радость. Играя, ребенок ощущает эйфорию, привыкает преодолевать препятствия. Появляется уверенность, способность справляться с жизненными задачами. В основе будущих побед взрослого человека лежат детские успехи в играх.
  • У всех есть свое место. «У медведя во бору» – игра для детей, где сказочные образы отображают будущие социальные роли. О многом говорит поведение проигравшего: угнетенность, отсутствие переживаний или желание лучше стараться. Социальная роль – власть, статус, возможность выжить. Активная, сильная роль приносит удовлетворение.
  • Все новое дает знания, опыт. В стишке-дразнилке бор – место медведя. Повторяя текст, дети осознают, что зашли в иное пространство. Ребята идут по пути знаний. Испытания в новом мире – инициация.
  • Нарушать границы запрещено, но проверять их необходимо для развития. Проснувшийся хозяин накажет за пресечение его владений, но это полезный опыт. Через осознание своих и чужих границ развивается общество. Дети видят естественную реакцию на их вторжение, уважают ее, но продолжают мериться силами с хозяином. Участники проделывают это и вне игры: неосознанно дразнят друг дружку и убегают.

Такое развлечение – эффективная методика избавления от клептомании.

Подвижная игра «У медведя во бору» для 2 младшей группы (3 – 4 года)

Участники определяют медведя, вытягивая жребий. Выбирают место для берлоги на другом конце игровой территории. Водящий выбирается из «дома», переступая через палку, вылезая из большого лукошка или ящика.

Что еще почитать  Детская весёлая игра «Два Мороза»

Подвижная игра

Ребята медленно направляются к водящему, напевая песенку:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь простыл,
На печи застыл!

Если участники допели последнее слово, житель берлоги «просыпается», бросается на ребят. В другом варианте он проходит по поляне, нападает неожиданно.

Цель игроков – раззадорить зверя. Педагог следит, чтобы дразнилки были безобидными, шуточными.

Игра завершается в одном из случаев:

  • пойман первый ребенок, который заменяет водящего, садится в берлогу;
  • водящий касается 2 детей, превращая их в своих братьев-медведей; они вместе ловят участников, пока их не останется 3 (второй вариант усложняет игру, спастись от такого количества водящих – трудно).

Педагог напоминает, что к берлоге нужно подходить близко. Медведю воспитатель говорит, что выбегать на «поляну» разрешается в конце песенки. Площадку оформляют лесной растительностью (ягодами, травой, ветками, грибами), используя цветной мел. По желанию придумывают свои стишки (или дают детям такое задание домой).

Подвижная игра у медведя во бору (средняя группа сада)

Подходит для средней, старшей групп садика, младшей школы. Увлечься действом могут ребята разного возраста. В качестве поляны подойдут спортзал, улица. Рекомендованный размер площадки – 8 м. Число участников – от 8. Реквизит – цветной мел, маска медведя (костюм), два мячика (размер кулака). Длится действо 30 мин.

Игра «У медведя во бору»: описание

Территорию делят пополам, проведя черту мелом. Получается 2 поля для 2 мишек. На одной стороне (перпендикулярно линии) стоят дети. Перед ними проводится полоска – это граница дома участников, в котором они прячутся от «хищника». На противоположной стороне проводят еще одну линию, за которой – бор. Его оформляют фигурами деревьев, грибов, ягод:

описание-игры

  • В центре каждого поля – рисунок медвежьей головы или кружок. Выбирают пару водящих, которые садятся в кружках, повернувшись спиной к участникам.
  • На картинке изображена схема поля.
  • Игроки выбирают «стрелка», дают ему мячики. Его обязанность – «убить» водящих мячами.
  • Педагог дает сигнал начинать. Игроки двигаются по обеим площадкам мимо медведей, добираются в «бор», имитируют сбор плодов.
Что еще почитать  «Море волнуется раз» - увлекательная игра из советского детства

Вместе ребята говорят (поют):

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь рычит,

Он на нас сердит!

  • Когда прозвучит слово «сердит», 2 ребенка выходят из кружков, чтобы салить игроков на своей территории. Водящие не забегают на части друг друга. Игроки убегают за свою линию (домой).
  • Осалить застывшего игрока невозможно. Если дети не успевают добежать в «домик», могут замирать, становясь неуязвимыми. Осаленные ребята выбывают из действа.
  • Участник с мячиками должен убить «хищников». Задетый медведь выбывает. Второй медведь бегает по 2 полям, отлавливая детей.

Победителями в этом варианте игры считают:

  • водящего, сумевшего осалить больше «добычи»;
  • «медведя», которого не задели мячиками;
  • стрелка, который попал мячом в «хищника»;
  • все игроки, добежавшие до дома.

Видео игры «У медведя во бору»:

«Волк и дети»

Отличие этих салок в том, что водящие – волки. Ребята дразнят хищников, рвут траву. Они вместе бросают в волка зелень, сбегают в «дом». Педагог подбирает веселый музыкальный фон, который скачивает в Интернете бесплатно.

План-конспект проведения игры в средней группе сада

«У медведя во бору» (цель игры):

  • развитие речи, выдержки, подвижности;
  • улучшение навыка соотносить действия с проговариваемым текстом;
  • повышение скорости реакции;
  • развитие умения понимать слова-сигналы.

Реквизит: маска медведя (другие элементы, напоминающие его образ), записи с динамичной музыкой.

игры-в-средней-группе-сада

Игра «У медведя во бору» (правила игры): дети проговаривают стишок, имитируя сбор грибов; ребята разбегаются, услышав угрожающий звук из «берлоги».

Ход занятия:

  • Педагог разминается вместе с детьми перед активным занятием. Рекомендуется провести игру, как часть урока физкультуры.
  • Воспитатель показывает картинки, фотографии медведя. Педагог рассказывает информацию о вкусных съедобных лесных плодах, жизни медведя, времени его спячки и пробуждения.
  • Воспитатель кратко объясняет правила. Пару раз повторяет, что разбегаться разрешено после услышанного рычания.
  • Вместе разучивают стишок-дразнилку.
  • Дети, по просьбе воспитателя, издают рычание, представляя себя медведями.
  • Воспитатель выбирает самого громкого «зверя» среди ребят и назначает его медведем. Можно распределить роли, проговаривая считалочки, вытягивая жребий. Ребенок надевает маску, другие детали (лапы, нос).
  • Ребенка сажают на стульчик – это его берлога.
  • Взрослый контролирует, чтобы участники подходили близко к «берлоге». Тех, кто остается подальше, чтобы быстрее убежать, подбадривают: «Будь смелее, подойди поближе».
  • Если 2, 3 или 4 игрока попались водящему – игру начинают снова.
  • Подведение итогов: игроки рассказывают впечатления, среди них отмечаются самые старательные. На этой ноте урок завершается.
Что еще почитать  "Не оставайся на полу" или "Выше ноги от земли" - подвижная игра, знакомая миллионам

Сюжетные салки

Примечание: в ходе занятия можно усложнить игру, введя в сценарий несколько водящих и одного «стрелка» с мячиками.

Минус игры: возможны травмы. Оговаривают с участниками правила безопасности.

Сюжетные салки нравятся детям разного возраста, подросткам, родителям. Такие игры помогают чувствовать друг друга, видеть границы, стремиться к победе. Народные ролевые развлечения запоминаются навсегда, передаются новым поколениям, закрепляя важные истины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: