Игра увлекает, улучшает речь, развивает уверенность и смелость. Понятные логичные правила, сказочный сюжет, переодевание, стихи делают действо насыщенным, непредсказуемым. Ведущие выбирают вариант, подходящий возрастной группе игроков, проговаривают с ними правила. Правильно организованное занятие порадует каждого ребенка.
Происхождение игры
Игра «У медведя во бору» – древнее развлечение, имеющая много аналогов на планете. Корнями народная русская игра уходит в обряды. Церковь не запрещала детские забавы, не считала их опасными. Поэтому языческое действо сохранилось до XXI века.
Героями были и другие животные: кот с птицами, волк с ягнятами. Суть противостояния сохранялась: охотник салит добычу. Воинствующие стороны означали:
- Борьбу человека с дикой природой, доброту, щедрость окружающей среды.
- Постижение детьми сексуального поведения взрослых через символизм игры. Ребята ходят возле «хищника», дразнят его. Спасаются, разбегаются, но все равно попадаются, превращаясь в медведей. Это напоминает ритуалы взросления, весенние свадебные обряды. Сюжет описывает конец зимы, пробуждение животного от веселых песен девушек, которые ранней весной отправились за плодами. Собирательство в лесу – занятие юных девушек.
- Отношения человека с древним божеством, которого представляли в образе Медведя, духа рода. Его задабривали дети или девушки. Иногда действо заканчивалось жертвоприношением. Божество символизировало мудрость, представлялось шаманом. Сказки славян про оборотней рассказывают о метаморфозе шамана в медведя. Колдун ловит преемника, превращая его в оборотня. Этот мотив раскрылся в игре, где дети «вооружены» мячиками.
- Вариант с 2 водящими и стрелком мог возникнуть, как завуалированный пересказ исторического события, герои которого прячутся под образами собирателей, медведей, охотников.
Эти версии связаны с языческим мировосприятием.
Чему учит игра
Дидактическая цель подвижной игры «У медведя во бору грибы ягоды беру» – внушить истины, необходимые для выживания:
- Существуют рамки, ограничения, другой мир, неподвластный человеку. Черта отделяет «дом» игроков от «леса» – символа чужой территории, куда идти опасно. Похожие игры («День/ночь») приучают ребенка считаться с запретами. Это ускоряет социализацию, закрепляет понятие «табу» в подсознании.
- Главная реакция, спасающая жизнь – бег. Если страшный зверь идет на тебя – беги.
- Преодоление препятствий приносит радость. Играя, ребенок ощущает эйфорию, привыкает преодолевать препятствия. Появляется уверенность, способность справляться с жизненными задачами. В основе будущих побед взрослого человека лежат детские успехи в играх.
- У всех есть свое место. «У медведя во бору» – игра для детей, где сказочные образы отображают будущие социальные роли. О многом говорит поведение проигравшего: угнетенность, отсутствие переживаний или желание лучше стараться. Социальная роль – власть, статус, возможность выжить. Активная, сильная роль приносит удовлетворение.
- Все новое дает знания, опыт. В стишке-дразнилке бор – место медведя. Повторяя текст, дети осознают, что зашли в иное пространство. Ребята идут по пути знаний. Испытания в новом мире – инициация.
- Нарушать границы запрещено, но проверять их необходимо для развития. Проснувшийся хозяин накажет за пресечение его владений, но это полезный опыт. Через осознание своих и чужих границ развивается общество. Дети видят естественную реакцию на их вторжение, уважают ее, но продолжают мериться силами с хозяином. Участники проделывают это и вне игры: неосознанно дразнят друг дружку и убегают.
Такое развлечение – эффективная методика избавления от клептомании.
Подвижная игра «У медведя во бору» для 2 младшей группы (3 – 4 года)
Участники определяют медведя, вытягивая жребий. Выбирают место для берлоги на другом конце игровой территории. Водящий выбирается из «дома», переступая через палку, вылезая из большого лукошка или ящика.
Ребята медленно направляются к водящему, напевая песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь простыл,
На печи застыл!
Если участники допели последнее слово, житель берлоги «просыпается», бросается на ребят. В другом варианте он проходит по поляне, нападает неожиданно.
Цель игроков – раззадорить зверя. Педагог следит, чтобы дразнилки были безобидными, шуточными.
Игра завершается в одном из случаев:
- пойман первый ребенок, который заменяет водящего, садится в берлогу;
- водящий касается 2 детей, превращая их в своих братьев-медведей; они вместе ловят участников, пока их не останется 3 (второй вариант усложняет игру, спастись от такого количества водящих – трудно).
Педагог напоминает, что к берлоге нужно подходить близко. Медведю воспитатель говорит, что выбегать на «поляну» разрешается в конце песенки. Площадку оформляют лесной растительностью (ягодами, травой, ветками, грибами), используя цветной мел. По желанию придумывают свои стишки (или дают детям такое задание домой).
Подвижная игра у медведя во бору (средняя группа сада)
Подходит для средней, старшей групп садика, младшей школы. Увлечься действом могут ребята разного возраста. В качестве поляны подойдут спортзал, улица. Рекомендованный размер площадки – 8 м. Число участников – от 8. Реквизит – цветной мел, маска медведя (костюм), два мячика (размер кулака). Длится действо 30 мин.
Игра «У медведя во бору»: описание
Территорию делят пополам, проведя черту мелом. Получается 2 поля для 2 мишек. На одной стороне (перпендикулярно линии) стоят дети. Перед ними проводится полоска – это граница дома участников, в котором они прячутся от «хищника». На противоположной стороне проводят еще одну линию, за которой – бор. Его оформляют фигурами деревьев, грибов, ягод:
- В центре каждого поля – рисунок медвежьей головы или кружок. Выбирают пару водящих, которые садятся в кружках, повернувшись спиной к участникам.
- На картинке изображена схема поля.
- Игроки выбирают «стрелка», дают ему мячики. Его обязанность – «убить» водящих мячами.
- Педагог дает сигнал начинать. Игроки двигаются по обеим площадкам мимо медведей, добираются в «бор», имитируют сбор плодов.
Вместе ребята говорят (поют):
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь рычит,
Он на нас сердит!
- Когда прозвучит слово «сердит», 2 ребенка выходят из кружков, чтобы салить игроков на своей территории. Водящие не забегают на части друг друга. Игроки убегают за свою линию (домой).
- Осалить застывшего игрока невозможно. Если дети не успевают добежать в «домик», могут замирать, становясь неуязвимыми. Осаленные ребята выбывают из действа.
- Участник с мячиками должен убить «хищников». Задетый медведь выбывает. Второй медведь бегает по 2 полям, отлавливая детей.
Победителями в этом варианте игры считают:
- водящего, сумевшего осалить больше «добычи»;
- «медведя», которого не задели мячиками;
- стрелка, который попал мячом в «хищника»;
- все игроки, добежавшие до дома.
Видео игры «У медведя во бору»:
«Волк и дети»
Отличие этих салок в том, что водящие – волки. Ребята дразнят хищников, рвут траву. Они вместе бросают в волка зелень, сбегают в «дом». Педагог подбирает веселый музыкальный фон, который скачивает в Интернете бесплатно.
План-конспект проведения игры в средней группе сада
«У медведя во бору» (цель игры):
- развитие речи, выдержки, подвижности;
- улучшение навыка соотносить действия с проговариваемым текстом;
- повышение скорости реакции;
- развитие умения понимать слова-сигналы.
Реквизит: маска медведя (другие элементы, напоминающие его образ), записи с динамичной музыкой.
Игра «У медведя во бору» (правила игры): дети проговаривают стишок, имитируя сбор грибов; ребята разбегаются, услышав угрожающий звук из «берлоги».
Ход занятия:
- Педагог разминается вместе с детьми перед активным занятием. Рекомендуется провести игру, как часть урока физкультуры.
- Воспитатель показывает картинки, фотографии медведя. Педагог рассказывает информацию о вкусных съедобных лесных плодах, жизни медведя, времени его спячки и пробуждения.
- Воспитатель кратко объясняет правила. Пару раз повторяет, что разбегаться разрешено после услышанного рычания.
- Вместе разучивают стишок-дразнилку.
- Дети, по просьбе воспитателя, издают рычание, представляя себя медведями.
- Воспитатель выбирает самого громкого «зверя» среди ребят и назначает его медведем. Можно распределить роли, проговаривая считалочки, вытягивая жребий. Ребенок надевает маску, другие детали (лапы, нос).
- Ребенка сажают на стульчик – это его берлога.
- Взрослый контролирует, чтобы участники подходили близко к «берлоге». Тех, кто остается подальше, чтобы быстрее убежать, подбадривают: «Будь смелее, подойди поближе».
- Если 2, 3 или 4 игрока попались водящему – игру начинают снова.
- Подведение итогов: игроки рассказывают впечатления, среди них отмечаются самые старательные. На этой ноте урок завершается.
Примечание: в ходе занятия можно усложнить игру, введя в сценарий несколько водящих и одного «стрелка» с мячиками.
Минус игры: возможны травмы. Оговаривают с участниками правила безопасности.
Сюжетные салки нравятся детям разного возраста, подросткам, родителям. Такие игры помогают чувствовать друг друга, видеть границы, стремиться к победе. Народные ролевые развлечения запоминаются навсегда, передаются новым поколениям, закрепляя важные истины.