Как занять ребёнка дома: интересные занятия для детей различных возрастов
Весело и полезно проводить время дома — это несложно! У нас есть интересные детские игры, как для совместного времяпрепровождения с родителями, так и для самостоятельной игры, которые не требуют сложной подготовки, но при этом будут интересны детям разных возрастов. Кроме того, они помогут развить важные навыки и умения.
Игры для дома
Настольные игры полезны для развития мышления у детей, помогают развить их смекалку, тренируют память и внимание. Кроме того, они способствуют формированию у детей усидчивости и терпения, научают продумывать свои действия и принимать как успехи, так и поражения. Существует множество различных видов настольных игр: бродилки, лабиринты, головоломки, игры с карточками (лото, мемори), с костями (домино), фигурами (шашки, шахматы), сюжетные и многие другие. Прежде чем предложить ребенку игру, убедитесь, что она подходит ему по возрасту, и заинтересуйте его.
Для малышей рекомендуется выбирать простые игры с конкретными предметами (а не абстрактными понятиями), которые предполагают выполнение определенного действия (а не цепочки действий), а также содержат уже знакомые им понятия (названия животных, игрушек, предметов быта и т. д.). Мы предлагаем вам следующие варианты:
- «Найди аналогичное». Распечатайте или нарисуйте карточки (по 2 экземпляра) с изображением знакомых предметов для ребёнка (яблоки, карандаши, домики и т.п.). Разложите перед ним и попросите найти одинаковые картинки.
- «Что исчезло». Выложите перед малышом 5–6 знакомых предметов (фигурки животных, небольшие игрушки, карточки). Попросите его внимательно рассмотреть каждое из них, назвать их и закрыть глаза. Незаметно уберите один из предметов. Пусть ребёнок откроет глаза и догадается, что исчезло.
- «Где находится крыша». Вырежьте из цветного картона несколько квадратов разных цветов и столько же треугольников такого же цвета. Разложите их перед ребёнком и предложите подобрать крышу каждому домику: положить треугольник такого же цвета над квадратом.
Для детей в возрасте 3-4 лет предлагаются следующие игры:
- «Собери картинку». Возьмите картину с понятным сюжетом для ребенка и разрежьте ее на несколько частей. Попросите малыша собрать все части в исходном порядке.
- «Что больше». Нарисуйте или напечатайте несколько изображений знакомых предметов для ребенка, но разного размера (например, маленькая елочка, большая елочка, средняя елочка и самая большая елочка). Попросите ребенка упорядочить картинки от меньшей к большей, а затем наоборот.
- «Цветное домино». Используйте полоски картона от мороженого в качестве палочек для игры. Разукрасьте их с двух сторон в разные цвета. Можно использовать любое количество палочек, но если их соединить одинаковыми цветами, они должны формировать круг. Перед началом игры положите палочки (картонки) лицевой стороной вниз. Каждый игрок берет по 6 палочек. Определите, кто будет ходить первым, с помощью считалки. Игроки по очереди выкладывают палочки на стол, соединяя их по цвету. Если у игрока нет подходящей палочки, он берет ее из общей стопки наугад, пока не найдет нужную. Побеждает тот, кто первым избавится от всех своих «цветных домино».
Игра “Крестики-нолики”. Поскольку рисование крестиков и ноликов на бумаге для детей этого возраста является довольно утомительным занятием, предварительно подготовьте игровое поле (нарисуйте, распечатайте, смастерите из картона, плюша) и по 5 фишек для двух игроков (это могут быть большие пуговицы, картонные колпачки, желуди и каштаны, фасолины и макаронины и т.д.). Участники игры по очереди кладут свои фишки, стремясь выстроить их в одну линию (по вертикали, горизонтали или диагонали). Тот, кто сделает это первым, побеждает.
Для детей старшего дошкольного возраста существует множество настольных игр, которые помогают развивать их навыки сосредоточенности, логики, памяти, внимания и мышления. Вот несколько вариантов игр для детей в возрасте от 5 до 7 лет:
- Игра “Шашки”. Можно приобрести готовый вариант этой игры, а также можно создать ее самостоятельно, распечатав игровое поле и используя различные предметы в качестве шашек, такие как пуговицы двух цветов, крышки от бутылок, вырезанные из картона фигурки, жёлуди и каштаны и т.п.
Школьники имеют возможность самостоятельно организовать своё времяпрепровождение. Вот несколько идей для них:
- «От конкретного к абстрактному». Предоставьте детям набор карточек, которые им нужно будет расположить по понятиям от более конкретного к более абстрактному (такие как: ягуар, животное, семейство кошачьих; малина, кустарник, ягода; огурец, растение, овощ; снежинка, снег, природное явление). Когда дети поймут суть игры, попросите их придумывать свои варианты карточек для своих друзей.
- «Используй внимание». В этой игре может принять участие как один ребенок, так и группа детей. Раздайте им небольшие предметы, символические монетки (пуговицы, шишки). Затем положите одну из монеток на середину стола и попросите ребенка положить другую монетку сверху (слева, справа, снизу) от нее. Если участников несколько, то давайте команды по очереди. Ведущий может заранее придумать какую-то фигуру, которая образуется, если дети правильно расставят монетки (машина, собака, звезда).
- «Поле Знаний». Для игры нужно небольшое произведение или рассказ, чистые листы бумаги и ручки в количестве игроков. Один из участников читает текст. После этого все на листах бумаги пишут вопросы, которые помогут уточнить детали в этом тексте (вопросы должны быть сложными). Записки переворачиваются и перемешиваются. Игроки по очереди берут листы со стола (с «Поля Знаний») и придумывают оригинальные ответы на вопросы.
Читайте также: Подросток и родители: устанавливаем контакт!
Видео: игра с пуговицами на столе для самых маленьких
Дети в возрасте от трех до четырех лет уже обладают базовыми понятиями о мире вокруг них и умеют составлять простые предложения. Расширьте их речевые навыки с помощью следующих словесных игр:
- «Поменяемся местами». Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово, к которому нужно подобрать другое слово, с противоположным значением: день – ночь, холодно – горячо, сухой – мокрый и т.д. Ребенок, поймав мяч, должен назвать подходящее слово.
- «Путаница». Взрослый произносит предложения, намеренно внося в них ошибки («Мама мыла посуду», «Мальчик ел суп», «Занавески висят на окнах»). Малыш должен заметить ошибки и исправить их.
- «Условные символы». Можно организовать игру как с одним ребенком, так и с несколькими. Перед началом игры участники соглашаются о условном обозначении положительных и отрицательных ответов (например, «да» – это хлопок в ладоши, «нет» – топанье ножкой). Взрослый показывает карточки с изображениями знакомых предметов для детей и объясняет, что на них изображено, иногда намеренно произнося слова неправильно (вместо «трамвай» – «транвай», вместо «домик» – «доник»). Дети с помощью условных символов показывают свое согласие или несогласие с таким произношением.
- «Переданные слова». Для игры необходимо участие нескольких детей. Мальчики и девочки садятся в ряд. Взрослый шепчет простое, понятное детям слово первому игроку на ухо, чтобы остальные не слышали. Тот передает слово другому игроку, также шепотом. Последний игрок называет вслух слово, которое услышал.
Дети в возрасте от пяти до семи лет могут выражать свои мысли и строить логические предложения. Игры, связанные со словами, помогают им свободно выражаться, выбирать правильные слова и формы слов:
- «Лови мяч». Игру можно проводить как с ребенком по отдельности, так и в компании. Для нее потребуется мяч (воздушный шар). Взрослый называет существительное и бросает мяч ребенку. Тот должен поймать мяч и назвать прилагательное, образованное от этого слова: зима — зимний, дождь — дождливый, дерево — деревянный и так далее.
- «Города». Игра для детей дошкольного возраста предполагает, что один из игроков называет город, а следующий должен назвать другой город, начинающийся на ту же букву, на которую закончилось предыдущее название (коТ- ТопоР-Рот). Дети постарше могут использовать названия городов. Важно, чтобы слова не повторялись. Если слово заканчивается на букву, с которой нельзя начинать название города, то игроки придумывают город, начинающийся на предыдущую букву.
- «Сочиняем сказку». Для этой игры нужно несколько игроков. Первый игрок придумывает начало сказки (одно предложение), а следующий игрок продолжает ее своим предложением. Таким образом, все участники по очереди добавляют свои предложения, создавая интересную историю.
Для развития творческих и коммуникативных способностей, тренировки логики, мышления и памяти школьникам полезно участвовать в речевых играх. Вот несколько предложений для них:
- «Что, если бы». В этой игре участники задают друг другу вопросы, которые начинаются с «Что было бы, если бы…» (например, «Что было бы, если бы люди умели летать?», «Что было бы, если бы человек не нуждался бы во сне?», «Что было бы, если бы ходить в школу было необязательно?» и т.д.). Ответы должны быть интересными и оригинальными.
- «Составь слова». В этой игре на большом листе бумаги (или на доске) написано длинное слово (например, «автомобиль», «электростанция», «скалолаз»). Участникам игры нужно составить как можно больше новых слов, используя буквы из этого слова. Победителем становится тот, кто придумал наибольшее количество новых слов.
- «Игра глупых предложений». Необходимо, чтобы участвовали, по крайней мере, два человека. Один из них выбирает слово, а другой составляет предложение, в котором каждое слово начинается с буквы из этого слова, выбранного первым участником. Например, если слово «дом», то предложение может быть таким: «Добрые олени мчатся».
- «Игра ассоциаций». Ведущий покидает комнату, а остальные игроки выбирают имя одного из них. Задача ведущего заключается в угадывании этого человека, задавая вопросы-ассоциации. Например: «На какую птицу похож этот человек: на ворону, голубя или орла?», «Если бы этот человек был животным, то это был бы тигр, слон или лиса?».
Видео: игры со словами для детей
Игры, в которых дети могут исполнять роли разных персонажей, присутствуют в жизни детей уже с двухлетнего возраста. Например, они могут уложить мишку спать, постучать молоточком по игрушечным гвоздям или вести себя “как папа”. В младшем дошкольном возрасте дети начинают учиться выполнять последовательность действий, например, они могут по очереди принести игрушки к врачу или выбрать товары, положить их в корзину и заплатить за них на кассе.
Читайте еще: Топ-20 лучших колледжей России по результатам различных рейтингов
С возрастом сюжеты игр становятся более сложными и иногда переплетаются друг с другом. Когда дети идут в школу, они могут разыгрывать целые спектакли и придумывать удивительные истории с интересным началом и логичным концом. Игры с сюжетом актуальны и в младшем школьном возрасте. Иногда детям не нужна компания для игры, они могут играть в одиночку, озвучивая разных персонажей.
В таких играх дети часто сталкиваются с ситуациями, которые они недавно испытали в своей жизни. Они учатся находить правильное решение проблемы и решать важные задачи для своего психического развития через игру. Хотя все события в игре выдуманные, эмоциональный опыт, который ребенок получает, настоящий. Нередко дети отражают то, что они видят вокруг себя. Если в игре строгая воспитательница постоянно ругает и жестко наказывает детей за мелкие проступки, покупатели крадут товары в магазине, а другие водители постоянно обгоняют и игнорируют главного героя вашего ребенка, это должно заставить взрослого задуматься.
Если ваш малыш не может самостоятельно организовать игру, вы можете организовать ее вместе с ним. Увлекшись идеей и получив необходимые знания в процессе игры с вами, он вскоре сможет самостоятельно применять их.
Недавно на детской площадке, во время разговора с другими мамами, я обнаружила, что некоторые дети, будучи дошкольниками или школьниками, редко играют в ролевые игры. В то же время, родители считают, что разговоры детей самих с собой являются неадекватным поведением. Возможно, это происходит потому, что современные дети, проводя большую часть времени дома, предпочитают играть на компьютере или смотреть мультфильмы. Для них нет времени и интереса придумывать что-то своё, если уже есть кто-то, кто делает это за них… Я помню, как в детстве (мы не имели такого изобилия телевизора, как сейчас, и компьютер был редкостью) увлекалась ролевыми играми, которые могли полностью поглотить моё внимание и принести массу эмоций. Мы часто собирали большую компанию во дворе, но иногда я играла и в одиночку. Мои дети тоже любят играть: возможно, потому что я часто играю с ними, демонстрируя пример, или потому что ограничиваю их время на просмотр мультфильмов и использование компьютера. Мой младший (ему полтора года) всюду тащит игрушечную собачку, кормит её, укладывает спать, моет игрушечную посуду и строит дома из подручных материалов. А мой старший (ему 6 лет) играет в целые драмы, перевоплощаясь на разные роли.
Видео: игры в ролевые сценки с детьми в домашних условиях
Для детей в возрасте 3–4 года подходят следующие игры:
- «Угадай песенку». Загадывайте или играйте, если умеете, знакомые малышу песенки. Пусть вспомнит их названия.
- «Продолжи песню». Пойте известную малышу песенку, но неожиданно сделайте паузу, и он должен будет продолжить ее.
- «Музыка стоп». Включите детскую песню или спойте ее сами. Дети должны танцевать под нее, придумывая различные движения. Скажите детям (чем больше игроков, тем веселее игра, но можно играть и с одним ребенком), что как только музыка остановится, они должны тут же сесть (на ковер, на стул). Затем музыка продолжает играть, и дети снова начинают двигаться.
- «Обучение музыкальным нотам». Возьмите лист нотной бумаги и покажите детям, как правильно изобразить нотки (начните с трех нот, например, до, ре и ми, и нарисуйте их точками на нотных линейках). Подготовьте две маленькие фигурки (можно использовать пуговицы или каштаны), одну для себя, другую для ребенка. Разместите их рядом. Представьте детям нарисованные ноты. Если они верно назовут ноты, переместите свою фигурку вперед, а если неверно – переместите свою.
Предложите детям старшего дошкольного возраста следующие развлечения:
- «Давайте поиграем!». Для игры нам понадобятся клавиши. Покажите ребенку, какие звуки можно получить, нажимая на клавиши. Попросите его отвернуться, нажмите на одну из клавиш, а затем предложите ему самому найти этот звук, нажав нужную клавишу (вначале ограничьте количество отгадываемых клавиш до 3-4).
- «Хлопай, как я!». Покажите ребенку какой-нибудь ритм, который можно повторить хлопками. Пусть он повторит за вами. Вначале используйте простые мелодии (два быстрых хлопка, один медленный), а затем усложняйте задание.
- «Кто первый». Это игра для нескольких участников. Вы играете мелодию известной песни, а дети должны как можно быстрее вспомнить ее и спеть.
- Вперед, дети, вперед! Встаньте в круг, а один из игроков станет “центральным”. Вокруг “центрального” игрока дети водят хоровод и народные песни пели, например: “Давайте покажем, как воробьи скачут” (или “как старички ходят”, “как медведи топают”, “как собаки бегают”, “как зайчата прыгают”). Тот, кто находится в центре, изображает требуемое движение, а затем выбирается новый “артист”.
Уровень сложности игр для школьников увеличивается:
- «Сообщение между племенами». Один из участников придумывает сообщение для «соседнего племени» и произносит его (например, «приходите к нам в гости», «у нас сегодня идет дождь» и т.п.), а затем повторяет этот ритм на барабане. Другой участник должен точно повторить сообщение на барабане. Затем роли меняются.
- «Придумай движение». Под различную музыку (спокойную, энергичную, веселую, грустную) один из участников придумывает характерные движения, а остальные должны их повторить. Затем другой ребенок выбирается в качестве «хореографа».
- «Создай мелодию». Для этой игры понадобятся клавиши. Попросите ребенка изобразить капли дождя (нажимая на клавиши с высоким звуком), топот медведя (играя на нижних клавишах), грусть зайца (медленно перебирая клавиши), бег детей (быстро играя).
Читайте также: 6 неправильных привычек в питании, которые передаются детям от бабушек. Если родители сияют от удовольствия, когда играют на музыкальном инструменте или слушают музыку, то ребенок будет интересоваться музыкой. Мой отец рассказывал, что когда он был ребенком, его мама прекращала все дела в доме и просто слушала хорошую музыку по радио, например, концерт симфонического оркестра. Он, даже будучи маленьким, понимал, что это что-то важное и интересное, и садился рядом, чтобы тоже слушать. Неудивительно, что когда он вырос, выбрал профессию музыканта и смог передать свою любовь к искусству и нам, своим детям.
Домашние игры для активных детей
Физическое состояние детей невозможно представить без физической активности. Однако не всегда есть возможность бегать на улице (например, когда идет дождь). Безопасные активные игры можно организовать и в домашних условиях.
Для малышей подойдут:
- «Игра в догонялки». Конечно, детям постарше в обычной квартире для этой игры не хватит места, но для малышей – самое то. Даже те, кто еще не умеет ходить, любят ползать на четвереньках от родителей и старших братьев и сестер. А еще больше они любят, когда их наконец догоняют, даря им нежный поцелуй и обнимая.
- «Туннель». Расставьте табуретки на некотором расстоянии друг от друга и накройте их покрывалом так, чтобы образовался туннель. Предложите малышу переползти через него, а сами с радостью встречайте его у входа.
- «Игра на перепрыгивание». Разместите на полу разноцветные кусочки картона или ткани на определенном расстоянии, чтобы ребенок мог перепрыгивать с одного кусочка на другой. Объясните ему, что нужно передвигаться по этим кусочкам таким образом, чтобы не упасть в вымышленное “болото”.
- «Забавные преграды». Разместите недалеко друг от друга кегли (или другие мелкие предметы), чтобы создать лабиринт. Предложите ребенку бегать между кеглями так, чтобы они оставались на месте и не падали.
Для малышей в возрасте 3–4 года подходят следующие занятия:
- «Игры в прятки с домиками». Разложите круги из обручей (лент, ремешков) или расставьте табуретки по комнате, объяснив ребёнку, что это «домики». В них можно прятаться, когда тебя преследуют. Один из игроков преследует другого (других), пока тот не окажется в домике. Когда он поймал убегавшего, они меняются ролями.
- «Ноги выше земли». Эта игра похожа на предыдущую, только нельзя преследовать игрока, когда он сел на что-нибудь и оторвал ноги от земли.
- «Жмурки». Одному из участников завязывают глаза платком, и он пытается поймать других детей, которые в это время крутятся рядом и дразнят его (издавая звуки). Важно, чтобы игра проводилась в определенном месте, а игроки не разбегались по другим комнатам, иначе игра может стать опасной.
- “Снежинки”. Смятьте снежинки из белых листов бумаги и устроить битву.
Для детей в возрасте от 5 до 7 лет предлагаем следующие игры:
- «Игра в прятки». Существует два варианта игры — один из игроков прячется, или же прячется какой-то предмет. Задача остальных игроков — найти скрытую вещь или человека, после чего роли меняются. Если предмет был спрятан, то тот, кто знает его местоположение, может давать подсказки с помощью слов «горячо» (предмет близко), «холодно» (предмет далеко), «горячее» (предмет ближе), «холоднее» (предмет дальше).
- «Игра «Съедобное или несъедобное». Дети садятся в круг и передают друг другу мяч, называя различные предметы и продукты питания. Если названное слово является «съедобным», то тот, кому летит мяч, должен его поймать («съесть»). Если предмет является несъедобным, то нужно быстро отбросить мяч.
- «Свинка». Дети объединяются в круг и передают друг другу мяч или мягкую игрушку под музыкальное сопровождение, стараясь сохранить ее и передать как можно быстрее. Внезапно музыка прекращается. Тот, у кого находится игрушка в этот момент, должен громко сказать: «Хрю-хрю!».
- «Двое» и «трое». Для этой игры нужна компания детей. Ведущий называет число (один, два, три), а игроки группируются в соответствии с этим числом (разбиваются на пары, тройки). Тот, кто не успевает, выбывает из игры.
Вот несколько игр, которые могут понравиться школьникам:
- «Меткость!». Расставьте ведра и дайте детям мячи. Пусть они пытаются попасть мячом в ведра. За каждое попадание можно начислить балл. Постепенно можно увеличивать расстояние между ведрами.
- «Гонка с воздушными шарами». Потребуются воздушные шары в количестве участников. Игроки должны перевести свои шары из одной комнаты в другую, не используя руки (можно дуть, подталкивать подбородком, локтями, пятками и т. д.).
- «Запутывание». Эта игра подходит для весёлой компании. Выбирается ведущий, который на некоторое время покидает комнату. Остальные дети берутся за руки и пытаются запутаться, не разжимая рук (кто-то может пролезть между двумя другими детьми). Задача ведущего — распутать ребят, не разжимая их рук.
- «Создание паутины». Возьмите клубок крепких и прочных ниток для вязания. Прикрепите (привяжите, приклейте скотчем) один конец ниток невысоко в любом уголке комнаты. Распутывая пряжу, закрепляйте ее в различных местах. Ребенок не должен замечать ваших манипуляций. Затем отдайте ребенку конец ниток и предложите ему смотать их обратно в клубок.
- «Шляпа, которая не падает». Положите на головы детей легкие книги или папки. Им нужно перемещаться, не допуская падения предметов. Тот, у кого “шляпа” продержится дольше всех, становится победителем.