Дети и окружающий мир: дидактическая игра “Что из чего сделано?”

Данное дидактическое пособие подойдет как для воспитателей в детских садах, так и для родителей. Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: Совершенствовать представление дошкольников о предметах, которые их окружают и о материалах, которые были использованы для их изготовления.

Игра решает такие задачи как:

  1. Представление о взаимосвязи предметов в окружающем мире.
  2. Знакомство с результатом человеческого труда и отечественными народными промыслами.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Представление о предметах, символизирующих Россию.
  5. Расширение кругозора и словарного запаса.
  6. Сравнение предметов и установление причинно-следственных связей.

Для игры используются:

  • карты большого размера на которых есть изображения материала и незаполненные места;
  • предметные карточки маленького размера.

Задача участников: группировать предметы по определенным признакам (сделанные из камня, с использованием ниток, из ткани и пр.).

В игре принимают участие от 2 до 8 игроков. Игра делится на четыре этапа:

  1. “Кто быстрее”. Карточки с изображением предметов перемешиваются картинками вверх. Каждый участник получает одну большую карточку. Задача этого этапа — максимально быстро выложить на стол большие карточки. Побеждает тот, кто быстрее всех закрыл их.
  2. “Выбери и назови”. Участники берут по большой карте. Ведущий показывает игрокам предметную карточку и спрашивает из чего сделано то, что на ней изображено. Побеждает тот, у кого раньше остальных оказываются все карточки.
  3. “Верю-не-верю”. Карточки переворачиваются изображениями вниз. Задача игроков — открывать по одной карточке и задавать остальным вопросы по типу: “Верите ли, что бусы делаются из ткани?” Игроки, давшие неправильный ответ, получают штрафную фишку. На этом этапе победа достается игроку, набравшему меньшее количество штрафных фишек.
  4. “Угадай”. Карточки с изображением предметов перевернуты так, что картинок не видно. Задача игроков заключается в том, чтобы по очереди брать по карточке и придумывать загадку об изображенном предмете (загадывать форму, цвет и область применения), остальные должны отгадать что это и разместить отгадку на большой карточке. Побеждает тот, чья большая карточка будет заполнена быстрее всех.

Что из чего сделано?

Цели игры:

  • ознакомление с природными материалами из которых изготавливают предметы;
  • информирование о некоторых процессах производства (от добычи сырья до результата его обработки);
  • развитие способности распределять предметы по основному материалу из которого они изготовлены;
  • воспитание уважительного отношения к труду и бережливости к природным ресурсам.
Что еще почитать:  Игра в прятки - дворовое развлечение для детей

Необходимое оборудование:

  • предметы из разных материалов;
  • материал для демонстрации;
  • фишки разных цветов;
  • коробочка;
  • разноцветные карандаши;
  • рисунки;
  • изображения цепочек производства;
  • карточки с заданиями;
  • изделия из глины;
  • раздаточные материалы.

Ход занятия

  1. Этап организации.

Вот звонок нам дал сигнал —

Поработать час настал.

Поработаем активно,

Весело и коллективно.

Занятие проходит под девизом: “Слышать и слушать, смотреть и видеть, помогать и думать.”

  1. Повторение полученных знаний. Беседа с учениками.
  • Что было темой прошлого занятия? (Экономика).
  • Дайте определение понятию “экономика”. (Это деятельность, направленная на развитие хозяйства).
  • Расскажите о происхождении слова “экономика”. (Происходит от древнегреческого слова “ойкос”, которое переводится как “дом”. Дословно “экономика” — умение вести домашнее хозяйство).
  • Под домом понимается не только жилье, в котором живет человек, но и город, государство.

Заключение:

Экономика для каждого человека начинается с окружения. Домашние дела и заботы также считаются частью экономической жизни.

Ассоциативный куст: перечислите основные экономические отрасли.

Игра “Назови отрасль экономики”

(Дети получают тематические иллюстрации)

  1. Какие экономические сферы изображены на карточках?
  2. Есть ли между ними связь? (например, без транспорта нельзя доставить на стройку материалы для домов).

Вопрос: Какие экономические отрасли необходимо задействовать, чтобы вы могли выпить утром стакан молока?

Задание для учеников:

Рисунки необходимо расставить в правильном порядке, чтобы образовалась производственная цепочка: корова — доярка — молоковоз — завод по производству молочных продуктов — машина — магазин.

Заключение:

Чтобы получить утром стакан молока, необходимо задействовать:

  • отрасль сельского хозяйства;
  • транспортную отрасль;
  • легкую промышленность;
  • торговую сферу.

Доклад учеников “История денег”

  1. Без чего невозможна работа экономики? (Без денег)
  2. Расскажите о первых на Земле деньгах.

Ученик №1

Первые деньги сильно отличаются от современных.

Где-то за денежную единицу принимали скот: овец, коров и быков.

В некоторых местах расплачивались перьями, зерном, солью, табаком, чаем, раковинами Каури.

Русское государство в качестве валюты использовало шкуру пушного зверя — белки, песца, соболя, куницы, которая носила название куны.

Ученик №2

После в качестве денег стали использовать слитки и бруски металла (серебро, медь и золото). Постепенно слитки обрели круглую форму, напоминая современные монеты.

Слово “рубль” происходит от слова “рубец”. Рубцом называли шов от литейной формы на металлическом бруске.

Рубль — слиток, на котором есть шов.

Ученик №3

Бумажные деньги впервые появились в Китае. Деньги из пластика появились в 1974 году на территории Франции. Их изобрел Ролан Морено.

Вопрос для учеников:

Что интересного вы узнали о деньгах разных государств из дополнительных материалов?

Что еще почитать:  Цифра 3: стихи, загадки и пословицы

Доклад детей “Валюта разных государств”

  • Рубль — валюта России.
  • Фунт (стерлингов) — денежная единица Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
  • Юань — китайская денежная единица.
  • Иена — валюта в Японии.
  • Валюта стран Европейского Союза — евро.
  • Денежная единица США — доллар.
  • Мультивалютная система в ЛНР.

Побуждение к учебной деятельности. Прогнозирование темы урока

Ученикам предлагается распределить изображенные на картинке предметы по группам:

  • первая группа: изделия из глины;
  • вторая группа: изделия из металла;
  • третья группа: изделия из шерсти;
  • четвертая группа: изделия из дерева.

Что объединяет эти предметы? (Все их изготовил человек)

Как вы считаете, что будет темой сегодняшнего занятия? (Что из чего сделано)

После занятия вы будете знать как и из чего изготавливаются разные предметы, научитесь с помощью моделей составлять цепочки производства.

Изучение нового материала

Работа с карточками:

  1. Ученики должны накрыть зелеными фишками предметы, для изготовления которых используется древесина.
  2. Изделия из металла накрываются красными фишками.
  3. Глиняные предметы — желтыми.
  4. Вещи из шерсти — фишками синего цвета.

Попросите учеников проверить работу соседа по парте и при необходимости исправить ошибки.

Групповое сообщение

Разделите класс на три группы, каждая из которых готовит сообщение для выступления перед остальным классом.

Группа №1: изготовление глиняных изделий

  1. Добыча глины происходит в карьерах. Сырой материал обладает высокой пластичностью.
  2. Из смеси глины и воды делают пасту.
  3. Из этой пасты мастера на гончарном круги изготавливают горшки, вазы и фигурки.
  4. Готовые изделия расписывают узорами.
  5. Чтобы изделие стало прочным, его обжигают в печи.

Группа №2: производство книг

  1. Деревья спиливаются.
  2. Древесина подвергается обработке, в результате чего получается бумага.
  3. Автор пишет книгу.
  4. Иллюстраторы создают к ней изображения.
  5. В типографии книга печатается.
  6. Книга поступает в книжные магазины.

Группа №3: вещи из шерсти

  1. С овец состригается шерсть (полученный материал называют волной).
  2. На прядильном комбинате из шерсти делают нитки.
  3. Из ниток делаются шерстяные вещи.

Производственные цепочки

Шерсть — пряжа — шарф.

Глина — гончар — кувшин.

Дерево — бумага — типография — книга.

Закрепление материала

Ученица проводит экскурсию по выставке глиняных изделий.

Представленные изделия сделаны из глины. Их еще называют керамическими. “Керамика” означает “глина”.

Мастеров, которые умели работать с глиной называют гончарами, а их вид деятельности — гончарством.

Гончары могли изготовить различную посуду. Раньше выделяли несколько видов горшков:

  1. Кашник, объемом 1 л.
  2. Полоскун, объемом 2-4 л.
  3. Горшок объемом больше 10 л называли свадебник, потому что чаще всего в нем готовили для свадеб.
  4. Маленькие горшки носили название горнята.

Из глины также делали игрушки и свистульки.

Задание №1 на стр. 70 тетради “Из чего это сделано”

Необходимо соединить стрелками разных цветов производственные цепочки.

Что еще почитать:  Методическое пособие «Занимательные задания на уроках музыки» методическая разработка (музыка) по теме

Задание №2 на стр. 71

Указать во что могут люди превратить шерсть, глину и древесину.

Задание №3 на стр. 71

Самостоятельно составить производственные цепочки:

Железная руда — завод — ножницы.

Зерно — мельница — хлеб.

Древесина — станок — карандаши.

Оценивание достижений (упражнение “Микрофон”)

  • Я узнал, что ___
  • Я работал с ___
  • Удивительным для меня было что ___
  • У меня появилось желание ___
  • Теперь я умею ___

Итоги занятия

  • Где человек берет материал для изготовления самых разных изделий? (В природной среде)
  • Что должны учитывать люди, получая различные материалы из природы? (Материалы расходуемые и нуждаются в восстановлении: высадке новых деревьев и пр.)
  • Природные ресурсы истощаются и к ним нужно относиться бережно. (Карьер для добычи глины — рана на поверхности планеты, а вырубка лесов лишает дома многих живых существ)
  • Чем опасно бездумное расходование природных ресурсов? (Погибнут все живые существа, а планета превратится в пустыню)
  • Ко всему, во что был вложен человеческий труд, следует относиться бережно.

Задание на дом

  1. Закончить задание в тетради (№4).
  2. Подготовить доклад:
  • 1 ряд — Какие изделия из глины у меня есть?
  • 2 ряд — Какие изделия из древесины я использую?
  • 3 ряд — Какие изделия из шерсти есть у меня в обиходе?

Как делают мыло?

В древности мыло изготавливали из золы и воды. Смесь кипятили, растапливая в ней жир.

Считается, что мыло изобрели римляне в первом тысячелетии нашей эры. По легенде смесь жира животных и золы от жертвенного костра с горы Сапо смыло к берегу реки Тибр, где женщины стирали белье. Они и заметили что эта смесь легко удаляет с ткани загрязнения.

Затем о мыле забыли вплоть до XIII века. В это время его стали производить французские аптекари, а пользоваться мылом могли себе позволить только состоятельные люди.

В начале XIX века ученый-француз Луи Пастер доказал, что возбудителями болезней являются бактерии и с тех пор мыло стало предметом первой необходимости в каждом доме.

В состав мыла входит щелочь. Именно она очищает кожу, разъедая жировую смазку, в которой накапливаются грязь и микробы. Чтобы жировые клетки кожи меньше разрушались, в мыло добавляют различные масла.

Заключение

Игры-занятия, рассчитанные на актуальный уровень развития детей дошкольного возраста, стимулируют к проявлению творчества и поиску способа действия. Использование дидактического материала в виде схем, рисунков, моделей и алгоритмов развивают у дошкольников их собственную активность и активность, стимулируемую взрослыми.

Игры могут быть совместной деятельностью ребенка и взрослого или рассчитанными на самостоятельную работу дошкольника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector