Содержание
Данное дидактическое пособие подойдет как для воспитателей в детских садах, так и для родителей. Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Цель игры: Совершенствовать представление дошкольников о предметах, которые их окружают и о материалах, которые были использованы для их изготовления.
Игра решает такие задачи как:
- Представление о взаимосвязи предметов в окружающем мире.
- Знакомство с результатом человеческого труда и отечественными народными промыслами.
- Развитие логического мышления.
- Представление о предметах, символизирующих Россию.
- Расширение кругозора и словарного запаса.
- Сравнение предметов и установление причинно-следственных связей.
Для игры используются:
- карты большого размера на которых есть изображения материала и незаполненные места;
- предметные карточки маленького размера.
Задача участников: группировать предметы по определенным признакам (сделанные из камня, с использованием ниток, из ткани и пр.).
В игре принимают участие от 2 до 8 игроков. Игра делится на четыре этапа:
- “Кто быстрее”. Карточки с изображением предметов перемешиваются картинками вверх. Каждый участник получает одну большую карточку. Задача этого этапа — максимально быстро выложить на стол большие карточки. Побеждает тот, кто быстрее всех закрыл их.
- “Выбери и назови”. Участники берут по большой карте. Ведущий показывает игрокам предметную карточку и спрашивает из чего сделано то, что на ней изображено. Побеждает тот, у кого раньше остальных оказываются все карточки.
- “Верю-не-верю”. Карточки переворачиваются изображениями вниз. Задача игроков — открывать по одной карточке и задавать остальным вопросы по типу: “Верите ли, что бусы делаются из ткани?” Игроки, давшие неправильный ответ, получают штрафную фишку. На этом этапе победа достается игроку, набравшему меньшее количество штрафных фишек.
- “Угадай”. Карточки с изображением предметов перевернуты так, что картинок не видно. Задача игроков заключается в том, чтобы по очереди брать по карточке и придумывать загадку об изображенном предмете (загадывать форму, цвет и область применения), остальные должны отгадать что это и разместить отгадку на большой карточке. Побеждает тот, чья большая карточка будет заполнена быстрее всех.
Что из чего сделано?
Цели игры:
- ознакомление с природными материалами из которых изготавливают предметы;
- информирование о некоторых процессах производства (от добычи сырья до результата его обработки);
- развитие способности распределять предметы по основному материалу из которого они изготовлены;
- воспитание уважительного отношения к труду и бережливости к природным ресурсам.
Необходимое оборудование:
- предметы из разных материалов;
- материал для демонстрации;
- фишки разных цветов;
- коробочка;
- разноцветные карандаши;
- рисунки;
- изображения цепочек производства;
- карточки с заданиями;
- изделия из глины;
- раздаточные материалы.
Ход занятия
- Этап организации.
Вот звонок нам дал сигнал —
Поработать час настал.
Поработаем активно,
Весело и коллективно.
Занятие проходит под девизом: “Слышать и слушать, смотреть и видеть, помогать и думать.”
- Повторение полученных знаний. Беседа с учениками.
- Что было темой прошлого занятия? (Экономика).
- Дайте определение понятию “экономика”. (Это деятельность, направленная на развитие хозяйства).
- Расскажите о происхождении слова “экономика”. (Происходит от древнегреческого слова “ойкос”, которое переводится как “дом”. Дословно “экономика” — умение вести домашнее хозяйство).
- Под домом понимается не только жилье, в котором живет человек, но и город, государство.
Заключение:
Экономика для каждого человека начинается с окружения. Домашние дела и заботы также считаются частью экономической жизни.
Ассоциативный куст: перечислите основные экономические отрасли.
Игра “Назови отрасль экономики”
(Дети получают тематические иллюстрации)
- Какие экономические сферы изображены на карточках?
- Есть ли между ними связь? (например, без транспорта нельзя доставить на стройку материалы для домов).
Вопрос: Какие экономические отрасли необходимо задействовать, чтобы вы могли выпить утром стакан молока?
Задание для учеников:
Рисунки необходимо расставить в правильном порядке, чтобы образовалась производственная цепочка: корова — доярка — молоковоз — завод по производству молочных продуктов — машина — магазин.
Заключение:
Чтобы получить утром стакан молока, необходимо задействовать:
- отрасль сельского хозяйства;
- транспортную отрасль;
- легкую промышленность;
- торговую сферу.
Доклад учеников “История денег”
- Без чего невозможна работа экономики? (Без денег)
- Расскажите о первых на Земле деньгах.
Ученик №1
Первые деньги сильно отличаются от современных.
Где-то за денежную единицу принимали скот: овец, коров и быков.
В некоторых местах расплачивались перьями, зерном, солью, табаком, чаем, раковинами Каури.
Русское государство в качестве валюты использовало шкуру пушного зверя — белки, песца, соболя, куницы, которая носила название куны.
Ученик №2
После в качестве денег стали использовать слитки и бруски металла (серебро, медь и золото). Постепенно слитки обрели круглую форму, напоминая современные монеты.
Слово “рубль” происходит от слова “рубец”. Рубцом называли шов от литейной формы на металлическом бруске.
Рубль — слиток, на котором есть шов.
Ученик №3
Бумажные деньги впервые появились в Китае. Деньги из пластика появились в 1974 году на территории Франции. Их изобрел Ролан Морено.
Вопрос для учеников:
Что интересного вы узнали о деньгах разных государств из дополнительных материалов?
Доклад детей “Валюта разных государств”
- Рубль — валюта России.
- Фунт (стерлингов) — денежная единица Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
- Юань — китайская денежная единица.
- Иена — валюта в Японии.
- Валюта стран Европейского Союза — евро.
- Денежная единица США — доллар.
- Мультивалютная система в ЛНР.
Побуждение к учебной деятельности. Прогнозирование темы урока
Ученикам предлагается распределить изображенные на картинке предметы по группам:
- первая группа: изделия из глины;
- вторая группа: изделия из металла;
- третья группа: изделия из шерсти;
- четвертая группа: изделия из дерева.
Что объединяет эти предметы? (Все их изготовил человек)
Как вы считаете, что будет темой сегодняшнего занятия? (Что из чего сделано)
После занятия вы будете знать как и из чего изготавливаются разные предметы, научитесь с помощью моделей составлять цепочки производства.
Изучение нового материала
Работа с карточками:
- Ученики должны накрыть зелеными фишками предметы, для изготовления которых используется древесина.
- Изделия из металла накрываются красными фишками.
- Глиняные предметы — желтыми.
- Вещи из шерсти — фишками синего цвета.
Попросите учеников проверить работу соседа по парте и при необходимости исправить ошибки.
Групповое сообщение
Разделите класс на три группы, каждая из которых готовит сообщение для выступления перед остальным классом.
Группа №1: изготовление глиняных изделий
- Добыча глины происходит в карьерах. Сырой материал обладает высокой пластичностью.
- Из смеси глины и воды делают пасту.
- Из этой пасты мастера на гончарном круги изготавливают горшки, вазы и фигурки.
- Готовые изделия расписывают узорами.
- Чтобы изделие стало прочным, его обжигают в печи.
Группа №2: производство книг
- Деревья спиливаются.
- Древесина подвергается обработке, в результате чего получается бумага.
- Автор пишет книгу.
- Иллюстраторы создают к ней изображения.
- В типографии книга печатается.
- Книга поступает в книжные магазины.
Группа №3: вещи из шерсти
- С овец состригается шерсть (полученный материал называют волной).
- На прядильном комбинате из шерсти делают нитки.
- Из ниток делаются шерстяные вещи.
Производственные цепочки
Шерсть — пряжа — шарф.
Глина — гончар — кувшин.
Дерево — бумага — типография — книга.
Закрепление материала
Ученица проводит экскурсию по выставке глиняных изделий.
Представленные изделия сделаны из глины. Их еще называют керамическими. “Керамика” означает “глина”.
Мастеров, которые умели работать с глиной называют гончарами, а их вид деятельности — гончарством.
Гончары могли изготовить различную посуду. Раньше выделяли несколько видов горшков:
- Кашник, объемом 1 л.
- Полоскун, объемом 2-4 л.
- Горшок объемом больше 10 л называли свадебник, потому что чаще всего в нем готовили для свадеб.
- Маленькие горшки носили название горнята.
Из глины также делали игрушки и свистульки.
Задание №1 на стр. 70 тетради “Из чего это сделано”
Необходимо соединить стрелками разных цветов производственные цепочки.
Задание №2 на стр. 71
Указать во что могут люди превратить шерсть, глину и древесину.
Задание №3 на стр. 71
Самостоятельно составить производственные цепочки:
Железная руда — завод — ножницы.
Зерно — мельница — хлеб.
Древесина — станок — карандаши.
Оценивание достижений (упражнение “Микрофон”)
- Я узнал, что ___
- Я работал с ___
- Удивительным для меня было что ___
- У меня появилось желание ___
- Теперь я умею ___
Итоги занятия
- Где человек берет материал для изготовления самых разных изделий? (В природной среде)
- Что должны учитывать люди, получая различные материалы из природы? (Материалы расходуемые и нуждаются в восстановлении: высадке новых деревьев и пр.)
- Природные ресурсы истощаются и к ним нужно относиться бережно. (Карьер для добычи глины — рана на поверхности планеты, а вырубка лесов лишает дома многих живых существ)
- Чем опасно бездумное расходование природных ресурсов? (Погибнут все живые существа, а планета превратится в пустыню)
- Ко всему, во что был вложен человеческий труд, следует относиться бережно.
Задание на дом
- Закончить задание в тетради (№4).
- Подготовить доклад:
- 1 ряд — Какие изделия из глины у меня есть?
- 2 ряд — Какие изделия из древесины я использую?
- 3 ряд — Какие изделия из шерсти есть у меня в обиходе?
Как делают мыло?
В древности мыло изготавливали из золы и воды. Смесь кипятили, растапливая в ней жир.
Считается, что мыло изобрели римляне в первом тысячелетии нашей эры. По легенде смесь жира животных и золы от жертвенного костра с горы Сапо смыло к берегу реки Тибр, где женщины стирали белье. Они и заметили что эта смесь легко удаляет с ткани загрязнения.
Затем о мыле забыли вплоть до XIII века. В это время его стали производить французские аптекари, а пользоваться мылом могли себе позволить только состоятельные люди.
В начале XIX века ученый-француз Луи Пастер доказал, что возбудителями болезней являются бактерии и с тех пор мыло стало предметом первой необходимости в каждом доме.
В состав мыла входит щелочь. Именно она очищает кожу, разъедая жировую смазку, в которой накапливаются грязь и микробы. Чтобы жировые клетки кожи меньше разрушались, в мыло добавляют различные масла.
Заключение
Игры-занятия, рассчитанные на актуальный уровень развития детей дошкольного возраста, стимулируют к проявлению творчества и поиску способа действия. Использование дидактического материала в виде схем, рисунков, моделей и алгоритмов развивают у дошкольников их собственную активность и активность, стимулируемую взрослыми.
Игры могут быть совместной деятельностью ребенка и взрослого или рассчитанными на самостоятельную работу дошкольника.