Дети и окружающий мир: что из чего сделано?

Данное дидактическое пособие подойдет как для воспитателей в детских садах, так и для родителей. Игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста.

Цель игр: Совершенствовать представление дошкольников о предметах, которые их окружают и о материалах, которые были использованы для их изготовления.

Игры решают такие задачи как:

  1. Представление о взаимосвязи предметов в окружающем мире.
  2. Знакомство с результатом человеческого труда и отечественными народными промыслами.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Представление о предметах, символизирующих Россию.
  5. Расширение кругозора и словарного запаса.
  6. Сравнение предметов и установление причинно-следственных связей.

Для игр используются:

  • карты большого размера на которых есть изображения материала и незаполненные места;
  • предметные карточки маленького размера.
«Из чего сделано?»
Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они
сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей;
воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того
же материала.
Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей
о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают
материалы, а также сделанные из них вещи.
Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.
Усложнение:  Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и
положить их на поднос, который сделан из того же материала.

 

Задача участников:

  • группировать предметы по определенным признакам (сделанные из камня, с использованием ниток, из ткани и пр.).

В игре принимают участие от 2 до 8 игроков. Игра делится на четыре этапа:

  1. “Кто быстрее”. Карточки с изображением предметов перемешиваются картинками вверх. Каждый участник получает одну большую карточку. Задача этого этапа — максимально быстро выложить на стол большие карточки. Побеждает тот, кто быстрее всех закрыл их.
  2. “Выбери и назови”. Участники берут по большой карте. Ведущий показывает игрокам предметную карточку и спрашивает из чего сделано то, что на ней изображено. Побеждает тот, у кого раньше остальных оказываются все карточки.
  3. “Верю-не-верю”. Карточки переворачиваются изображениями вниз. Задача игроков — открывать по одной карточке и задавать остальным вопросы по типу: “Верите ли, что бусы делаются из ткани?” Игроки, давшие неправильный ответ, получают штрафную фишку. На этом этапе победа достается игроку, набравшему меньшее количество штрафных фишек.
  4. “Угадай”. Карточки с изображением предметов перевернуты так, что картинок не видно. Задача игроков заключается в том, чтобы по очереди брать по карточке и придумывать загадку об изображенном предмете (загадывать форму, цвет и область применения), остальные должны отгадать что это и разместить отгадку на большой карточке. Побеждает тот, чья большая карточка будет заполнена быстрее всех.
Что еще почитать:  Загадочные знания: как загадки помогут обучить ребенка весело и быстро

Что из чего сделано?

Цели игры:

  • ознакомление с природными материалами из которых изготавливают предметы;
  • информирование о некоторых процессах производства (от добычи сырья до результата его обработки);
  • развитие способности распределять предметы по основному материалу из которого они изготовлены;
  • воспитание уважительного отношения к труду и бережливости к природным ресурсам.

Необходимое оборудование:

  • предметы из разных материалов;
  • материал для демонстрации;
  • фишки разных цветов;
  • коробочка;
  • разноцветные карандаши;
  • рисунки;
  • изображения цепочек производства;
  • карточки с заданиями;
  • изделия из глины;
  • раздаточные материалы.

Ход занятия

  1. Этап организации.

Вот звонок нам дал сигнал —

Поработать час настал.

Поработаем активно,

Весело и коллективно.

Занятие проходит под девизом: “Слышать и слушать, смотреть и видеть, помогать и думать.”

Игра “Назови отрасль экономики”

(Дети получают тематические иллюстрации)

  1. Какие экономические сферы изображены на карточках?
  2. Есть ли между ними связь? (например, без транспорта нельзя доставить на стройку материалы для домов).

Вопрос: Какие экономические отрасли необходимо задействовать, чтобы вы могли выпить утром стакан молока?

Задание для детей:

Рисунки необходимо расставить в правильном порядке, чтобы образовалась производственная цепочка: корова — доярка — молоковоз — завод по производству молочных продуктов — машина — магазин.

Заключение:

Чтобы получить утром стакан молока, необходимо задействовать:

  • отрасль сельского хозяйства;
  • транспортную отрасль;
  • легкую промышленность;
  • торговую сферу.

Побуждение к учебной деятельности. Прогнозирование темы

Дидактическая игра для детей «Что из чего сделано?»

Детям предлагается распределить изображенные на картинке предметы по группам:

  • первая группа: изделия из глины;
  • вторая группа: изделия из металла;
  • третья группа: изделия из шерсти;
  • четвертая группа: изделия из дерева.

Что объединяет эти предметы? (Все их изготовил человек)

Как вы считаете, что будет темой сегодняшнего занятия? (Что из чего сделано)

После занятия вы будете знать как и из чего изготавливаются разные предметы, научитесь с помощью моделей составлять цепочки производства.

Что еще почитать:  Игры и карточки на тему узоров и орнаментов для дошкольников

Изучение нового материала

Работа с карточками:

  1. Дети должны накрыть зелеными фишками предметы, для изготовления которых используется древесина.
  2. Изделия из металла накрываются красными фишками.
  3. Глиняные предметы — желтыми.
  4. Вещи из шерсти — фишками синего цвета.

Попросите детей проверить работу соседа и при необходимости исправить ошибки.

Закрепление материала

Детям можно организовать экскурсию по выставке глиняных изделий.

Представленные изделия сделаны из глины. Их еще называют керамическими. “Керамика” означает “глина”.

Мастеров, которые умели работать с глиной называют гончарами, а их вид деятельности — гончарством.

Гончары могли изготовить различную посуду. Раньше выделяли несколько видов горшков:

  1. Кашник, объемом 1 л.
  2. Полоскун, объемом 2-4 л.
  3. Горшок объемом больше 10 л называли свадебник, потому что чаще всего в нем готовили для свадеб.
  4. Маленькие горшки носили название горнята.

Из глины также делали игрушки и свистульки.

Интересные познавательные задания:

Самостоятельно составить производственные цепочки:

Железная руда — завод — ножницы.

Зерно — мельница — хлеб.

Дидактическая игра для детей «Что из чего сделано?»

Древесина — станок — карандаши.

Дидактическая игра для детей «Что из чего сделано?»

Итоги развивающих игр

  • Где человек берет материал для изготовления самых разных изделий? (В природной среде)
  • Что должны учитывать люди, получая различные материалы из природы? (Материалы расходуемые и нуждаются в восстановлении: высадке новых деревьев и пр.)
  • Природные ресурсы истощаются и к ним нужно относиться бережно. (Карьер для добычи глины — рана на поверхности планеты, а вырубка лесов лишает дома многих живых существ)
  • Чем опасно бездумное расходование природных ресурсов? (Погибнут все живые существа, а планета превратится в пустыню)
  • Ко всему, во что был вложен человеческий труд, следует относиться бережно.

Как делают мыло?

В древности мыло изготавливали из золы и воды. Смесь кипятили, растапливая в ней жир.

Что еще почитать:  Цель, описание, правила подвижной игры "Найди себе пару"

Считается, что мыло изобрели римляне в первом тысячелетии нашей эры. По легенде смесь жира животных и золы от жертвенного костра с горы Сапо смыло к берегу реки Тибр, где женщины стирали белье. Они и заметили что эта смесь легко удаляет с ткани загрязнения.

Затем о мыле забыли вплоть до XIII века. В это время его стали производить французские аптекари, а пользоваться мылом могли себе позволить только состоятельные люди.

В начале XIX века ученый-француз Луи Пастер доказал, что возбудителями болезней являются бактерии и с тех пор мыло стало предметом первой необходимости в каждом доме.

В состав мыла входит щелочь. Именно она очищает кожу, разъедая жировую смазку, в которой накапливаются грязь и микробы. Чтобы жировые клетки кожи меньше разрушались, в мыло добавляют различные масла.

Заключение

Игры-занятия, рассчитанные на актуальный уровень развития детей дошкольного возраста, стимулируют к проявлению творчества и поиску способа действия. Использование дидактического материала в виде схем, рисунков, моделей и алгоритмов развивают у дошкольников их собственную активность и активность, стимулируемую взрослыми.

Игры могут быть совместной деятельностью ребенка и взрослого или рассчитанными на самостоятельную работу дошкольника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector